Научная статья на тему 'Методическая база реинжиниринга бизнес-процессов'

Методическая база реинжиниринга бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА / МЕТОДИКА / REENGINEERING / BUSINESS PROCESS / CONTROL SYSTEM / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобов М. А., Шманёв С. В.

Эффективное управление предприятием возможно только на основе использования современных управленческих концепций и информационных технологий. Одной из таких концепций является концепция реинжиниринга. В статье сформулирован ряд положений и принципов, на которые необходимо опираться в процессе разработки методической базы реинжиниринга бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобов М. А., Шманёв С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF BUSINESS PROCESS REENGINEERING

Efficient enterprise ‘s control is possible only on the basis of modern administrative concepts and information technologies. One of such concepts is the reengineering concept. A number of propositions and principles by which the working out of methodological basis of business process reengineering should be guided is formulated in the article.

Текст научной работы на тему «Методическая база реинжиниринга бизнес-процессов»

Литература:

1. Бармаков, Б. Процессное управление / Б. Бармаков // Управление компанией.- 2006. - № 7. - С. 15 - 20.

2. Варшавский, А.Е. Экономические проблемы разработки научно-технической и инновационной политики России в условиях глобализации// Концепции. 2008. № 2. - 329 с.

3. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации).-СПб.: Лань 1999.480 с.

4. Ерохина, Е.А. Теория экономического развития: системносинергетический подход. - Режим доступа: http: //www.orel.rsl.ru/

5. Занг, В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории: Пер.с англ. / В.Б. Занг. - М.: Мир, 1999. - 335с.

6. Кельтон, В., Лоу, А. Имитационное моделирование./ В.

Кельтон, А.Лоу; - Классика СБ. 3-е изд. - СПб.: Питер; Киев: Издательская группа ВНУ, 2004. - 847 с.

7. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. / Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов. - М., 1994 - 236 с.

8. Круглова, Н.Ю. Инновационный менеджмент: учеб. Посо-бие.-М.: Издательство РДЛ, 2001.-352 с.

9. Фирсанова, О.В. Проблемы управления взаимодействием в инновационном проекте. / О.В.Фирсанова, Е.О.Юдина. // Швейная промышленность. - 2003. - №5. - с.28-32.

10. Флейшман, Б.С. Основы системологии./Б.С. Флейшман. М.: Радио и связь. 1982, с. 368

11. Флейшман, Б.С. Методы статистического последовательного анализа и их приложения/Б.С. Флейшман Сов. Радио, Москва, 1962.

МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Лобов М.А., Шманёв С.В., ОрелГИЭТ

Эффективное управление предприятием возможно только на основе использования современных управленческих концепций и информационных технологий. Одной из таких концепций является концепция реинжиниринга. В статье сформулирован ряд положений и принципов, на которые необходимо опираться в процессе разработки методической базы реинжиниринга бизнес-процессов.

Ключевые слова: реинжиниринг, бизнес-процессы, управляющая система, методика.

METHODOLOGICAL BASIS OF BUSINESS PROCESS REENGINEERING

Lobov M., Shmanev S., OrelGIET

Efficient enterprise ‘s control is possible only on the basis of modern administrative concepts and information technologies. One of such concepts is the reengineering concept. A number of propositions and principles by which the working out of methodological basis of business process reengineering should be guided is formulated in the article.

Keywords: reengineering, business process, control system, methodology.

Эффективное развитие бизнеса, результатом которого должно быть получение прибыли, невозможно без скоординированной взаимосвязанной работы всех бизнес-процессов предприятия. Функционирование предприятия в условиях развития бизнеса предполагает организацию управления на основе единого механизма управления бизнес-процессами. Действие такого механизма направлено на повышение устойчивости работы предприятия и позволяет ему не только получать стабильный доход, но и успешно конкурировать с другими предприятиями, а также существенно ускорить темпы своего развития.

При совершенствовании организации управления эффективными бизнес-процессами целесообразно использовать методы моделирования. Моделирование организации управления позволяет в короткое время создать имитацию процесса с помощью дескриптивной модели, увидеть особенности различных его сторон, этапы и стадии, переходные звенья, взаимосвязь и взаимозависимость служб предприятия, организовать поиск резервов совершенствования. Применение моделей даёт возможность использовать вычислительную технику и изучить множество вариантов решения поставленной задачи.

В научных исследованиях давно и широко внедряются математические модели, которые изображают процесс или объект при помощи математических выражений, и технические модели, где применяются для отображения явления материальные, технические средства.

Значительно позже стали использовать модели для изучения сущности хозяйственных явлений: управленческие, экономические, организационные, эконометрические, информационные модели. В них могут применяться наряду с логическими построениями и математические выражения, и технические средства. Получили распространение экономико-математические модели, которые на основе логических связей и организационных структур с помощью математических и графических методов отображают сущность хозяйственных явлений и процессов [1].

Организация эффективного управления - важнейшая задача современного руководителя. Её успешное решение в условиях перехода к рынку возможно только на основе использования современных управленческих концепций и информационных техноло-

гий. Одной из таких концепций является концепция реинжиниринга бизнес-процессов. Решаемые в процессе реинжиниринга задачи, как правило, являются слабоструктурированными и для их успешного решения целесообразно использовать инструментальные методы, основанные на применении средств современных информационных технологий [2].

Оценка эффективности управления, охватывающая все аспекты, представляется многокритериальной задачей, зачастую неразрешимой. Специфика управления состоит в том, что реализация целей управления осуществляется как в рамках системы управления (субъект управления), так и в рамках управляемого объекта. Эта сложность взаимодействия целей в рамках системы управление - производство требует рассмотрения результатов деятельности обоих подсистем - управляющей и управляемой. Каждая их этих подсистем обладает своими ресурсами, эффективность использования которых необходимо учитывать.

В соответствии с системным подходом предлагается методическая база эффективного реинжиниринга бизнес-процессов.

Методическая база включает в себя:

- методы и приёмы: бухгалтерский учёт (финансовый и управленческий), мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, экономический анализ (финансовый и управленческий), финансовое планирование, бюджетирование, финансовое регулирование, финансовый контроль;

- инженерные методы: методы конструирования, методы моделирования, методы расчётов эффективности;

- современные инструментальные средства: функциональноориентированные и объективно-ориентированные; специальные методы: системный подход; эвристические методы; графическое моделирование; экономико-математические и статистические методы; информационные стоимостные и имитационные модели бизнес-процессов; математическое моделирование; логические методы.

Методическая база реинжиниринга бизнес-процессов является основой для разработки методики оценки и повышения эффективности бизнес-процессов промышленного предприятия. Для оценки эффективности бизнес-процесса после реинжиниринга необходимо рассмотреть все его стадии - от предпроектной прора-

ботки до снятия с производства. Проблема решения и операции реинжиниринга требует тщательного обоснования, измерения, контроля, оценки, прогнозирования, обратной связи, поэтому реинжиниринг бизнес-процессов невозможен без экономического анализа [5] .

В процессах реинжиниринга бизнес-процессов, прежде всего, необходимо иметь в виду, что без обеспечения экономической эффективности всякий реинжиниринг не только не улучшит положение, но и может обернуться разрушением, поэтому в основе решений о реинжиниринге, его направлениях и размерах лежат аналитические расчёты, оценки, прогнозы, обоснования и рекомендации.

Теперь обратим внимание на одну важную особенность бизнес-процессов, на которой не акцентируют внимание многие авторы в формулировках определений бизнес-процесса, а именно - бизнес-процесс не является действием, реализуемым реально в текущий момент времени.

Бизнес-процесс - это всего лишь представление таких действий, абстракция, модель. Это представление действий может быть реализовано или нет. Поэтому эффективность реализации бизнес-процессов не есть эффективность, собственно, бизнес-процесса. Например, существуют ошибки исполнителя бизнес-процесса, которые снижают эффективность его реализации. Следовательно, эффективность бизнес-процесса - это идеальная оценка деятельности, получаемая в процессе того или иного моделирования деятельности организации. При этом исполнитель бизнес-процесса не является элементом бизнес-процесса, как пользователь персонального компьютера не является элементом программного продукта.

Исполнитель бизнес-процесса является механизмом, поставляющим услуги, обеспечивающие исполнение бизнес-процесса, т.е. исполнитель бизнес-процесса сам является процессом. Аналогично, ресурсы, поставляемые процессу, не являются его составной частью, а являются своего рода ограничениями для исполнения бизнес-процесса [4].

Поэтому далее под эффективным реинжинирингом бизнес-процессов будем понимать формализованное описание эффективности реализации системы бизнес-процессов организации в целом.

Реинжиниринг бизнес-процессов может дать:

- существенное сокращение издержек.

- базу для расширения бизнеса.

- переход на качественно новый технологический уровень.

- готовность к внедрению автоматизированных систем управления.

Несмотря на то, что системный подход отличается универсальностью, его успешное применение в значительной мере зависит от профессиональной подготовки эксперта, который должен иметь четкое представление о специфических особенностях изучаемого объекта и уметь выявить эффективные показатели. Искусство выявления оцениваемых показателей основывается на четком представлении преимуществ, недостатков и специфики различных методов оценки. В первом приближении можно сформулировать следующую последовательность действий, которые составляют содержание процесса выявления оцениваемых показателей:

- установление границы объекта, подлежащего оценке, т.е. представление объекта в виде некоторой изолированной части реального мира. Расширение границ объекта повышает размерность и сложность многокомпонентного объекта и, тем самым, затрудняет анализ. Следовательно, в практике следует разделять сложные объекты на подсистемы, которые можно изучать по отдельности без излишнего упрощения реальной ситуации;

- определение показателя эффективности, на основе которого можно оценить характеристики объекта с тем, чтобы сравнить с «наилучшим» показателем функционирования объекта. Обычно выбираются показатели экономического (издержки, прибыль и т.д.) или технологического (производительность, энергоемкость, материалоемкость и т.д.) характера;

- выбор внутрисистемных независимых переменных, которые должны адекватно описывать показатели или условия функционирования объекта и способствовать тому, чтобы все важнейшие технико-экономические решения нашли отражение в оцениваемых показателях;

- выбор метода анализа, охватывающего все показатели и отражающего влияние независимых переменных на значение показателя эффективности [3].

Определим основные показатели результативности бизнес-процессов для предприятия. Результативность описывает соотношение

полученных результатов и совокупных затрат на выполнение процесса. Прежде всего, необходимо определить весь перечень показателей результативности работы бизнес-процессов, заслуживающих реинжиниринга в целях повышения эффективности работы предприятия.

Результативность бизнес-процесса может быть определена количественными параметрами, такими как: стоимость, производительность, адаптивность, коэффициент рентабельности затрат, экономическая эффективность и длительность процесса.

Дадим характеристику показателям результативности бизнес-процесса.

Коэффициент рентабельности затрат характеризует продуктивность бизнес-процесса, т.е. показывает, является ли он выгодным для данного предприятия. Показывает, каков процент превосходства доходов над затратами.

Эффективность показывает, как хорошо выполняются процессы. Большая эффективность может быть достигнута только через улучшение процессов. Эффективность бизнес-процессов направлена на наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов в организации. При этом можно говорить и об оптимизации протекания отдельных мероприятий в рамках существующих процессов.

Адаптивность свидетельствует о том, насколько хорошо процесс способен реагировать на изменения в окружающей среде.

Стоимость процесса показывает, насколько затратоёмкими является исследуемый бизнес-процесс. Позволяет оценить затраты на выполнение процесса и направления расходования ресурсов.

Производительность определяет, каков выход продукции (услуг и др.) данного бизнес-процесса при определённых затратах ресурсов и времени на его выполнение. Здесь следует сказать о гибкости бизнес-процесса, измеренной множеством вариантов хозяйственных циклов, которые могут быть задействованы в процессе деятельности предприятия как приемлемые в данных условиях бизнес - среды.

Длительность определяет время, которое необходимо для выполнения процесса. Это время, необходимое для того, чтобы закончить процесс, преобразовав поступающие «на входе» ресурсы в результаты на «выходе».

В связи с постоянной динамичностью и нестабильностью бизнес - среды управление производственным предприятием должно быть направлено на показатели адаптивности и эффективности, так как сокращение времени, необходимого на приспособляемость бизнес-процесса к внешним и внутренним изменениям позволит быстрее изменить некоторые стратегические и тактические аспекты выполнения бизнес-процессов.

Кроме этого, хозяйствующие субъекты должны искать возможности для развития бизнеса, обратив внимание на такие показатели результативности бизнес-процесса как производительность (поскольку увеличение положительно скажется на финансовом результате), длительность выполнения процесса (изыскание возможностей для сокращения времени протекания процесса, позволит быстрее получить эффект от его протекания) и стоимость процесса (снижение затрат даст больше возможностей для повышения темпов развития бизнеса).

В результате понятие результативности существенно расширяется и разделяется на ряд составляющих, каждая из которых имеет свой критерий и свою характеристику.

Исследование бизнес-процессов необходимо проводить с позиции влияния на них различных факторов. Актуальной задачей управления бизнес-процессами является необходимость максимально полного учёта факторов, влияющих на современное состояние бизнес-процессов предприятия и определяющих прогноз их развития в будущем.

Основные факторы, влияющие на результативность бизнес-процесса представлены в таблице 1.

Экономическая эффективность производства в самом общем виде означает результативность. При этом важнейшим требованием является обеспечение максимума эффекта при минимуме затрат. Анализ влияния факторов, представленных в таблице 1 является обязательным условием выполнения бизнес-процессов предприятия, поскольку бизнес-среда динамична и многообразна, к тому же внутриорганизационные условия функционирования предприятия постоянно изменяются в соответствии с её влиянием и деятельностью предприятия.

Оценка влияния объективных и субъективных факторов на ре-

Таблица 1. Факторы, влияющие на результативность бизнес-процесса

Факторы

Субъективные (факторы, которые могут быть изменены предприятием в необходимую для него сторону, т. е. они являются управляемыми) Объективные (факторы, на которые субъект рынка воздействовать не может, но их необходимо учитывать при оценке результативности бизнес-процесса)

- уровень цен на сырьё, материалы, продукцию - сезонность производства

- количество сотрудников по отделам - уровень конкуренции

- структура организации - уровень инфляции

- внутренний документооборот, информационная система -платёжеспособность покупательского спроса

- неэффективные коммуникации (то есть отсутствием «внутреннего пиара» проекта реинжиниринга бизнес-процессов) - изменение законодательства и отношений с государственными органами

- человеческие факторы (психологическая усталость от проекта, сопротивление персонала и т. д.), формальные и неформальные отношения - изменения в отношениях с поставщиками, клиентами, другими коммерческими контрагентами

- объём затрачиваемых ресурсов для выполнения бизнес-процесса - появление новых технологий, моральное устаревание внедрённой системы

зультативность бизнес-процессов предприятия позволит сформировать необходимые направления функционирования предприятия в целях реинжиниринга бизнес-процессов.

Литература:

1. Анисимов, Ю. П. Управление бизнесом при развитии инноваций / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлёв, В. Б. Артеменко, Л. В. Прозоровская; под ред. Ю. П. Анисимова.. - Воронеж.: Воронежская государственная технологическая академия, 2004. - 501 с.

2. Железко, Б. А., Ермакова, Т. А., Володько, Л. П. Реинжини-

ринг бизнес-процессов: учеб. пособие / Б. А. Железко, Т. А. Ермакова, Л. П. Володько; под ред. Б. А. Железко. Изд. 2-е, исправленное - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2006. - 216 с.

3. Ковалишина, Г. В. Бизнес-реинжиниринг. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой. - М.: 2002. - Режим доступа: http: //www.optim.ru/

4. Рубцов, С. В. Уточнение понятия «Бизнес-процесс» / С. В. Рубцов // Менеджемент в России и за рубежом.- 2001. - № 6.

5. Харисова, И. Слагаемые эффективного управления / И. Харисова // Управление компанией.- 2007. - № 8. - С. 10 - 14.

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Самотина С.А., Шманёв С.В., ОрелГИЭТ

В статье рассмотрена роль инноваций при формировании стратегии промышленного предприятия. Показано, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых и инфраструктурных ресурсов. Установлено, что выбор той или иной стратегии определяется внешними условиями, в то время как ее реализация зависит от внутренней организации и выполнения каждого вида деятельности.

Ключевые слова: стратегия промышленного предприятия, инновации, инновационный потенциал, инновационный лаг, инновационная программа.

THE ROLE OF INNOVATIONS ON THE MAKE OF INDUSTRIAL ENTERPRISE STRATEGY

Samotina S., Shmanev S., OrelGIET

The role of innovations in strategy formation of the industrial enterprise is considered in article. It is shown thatfor innovative activity realization it is necessary to have enterprise’s innovative potential which is defined as a set of intellectual, material, financial, personnel, and infrastructural resources. It is established that the choice of this or that strategy is determined by external conditions while its realization depends on the internal organization and the performance of each activity.

Keywords: industrial enterprise strategy, innovation, innovative potential, innovative lag, innovative program.

Анализ промышленных предприятий, успешно ведущих инновационную деятельность, показывает, что основным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководства вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности.

Другим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью

постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие важно для хозяйственной деятельности предприятия, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные» [1]. И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.