Научная статья на тему 'Методическая «Архитектура» проведения занятий по гражданскому праву в образовательных учреждениях МВД РФ'

Методическая «Архитектура» проведения занятий по гражданскому праву в образовательных учреждениях МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ МВД / ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ МВД / ОВД В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексий П. В., Васин В. Н.

В статье предлагается методика проведения занятий по гражданскому праву в образовательных учреждениях системы МВД РФ с учетом профессиональной направленности получения знаний слушателями ВУЗов системы МВД. Авторами сформулирован перечень вопросов, связанных с применением гражданского права в практической служебной деятельности органов внутренних дел, которые, по мнению авторов, должны включаться в учебные программы по гражданскому праву в ВУЗах системы МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая «Архитектура» проведения занятий по гражданскому праву в образовательных учреждениях МВД РФ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ «АРХИТЕКТУРА» ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РФ

П.В. АЛЕКСИЙ; кандидат юридических наук, профессор;

В.Н. ВАСИН,

кандидат юридических наук, профессор

Аннотация. в статье предлагается методика проведения занятий по гражданскому праву в образовательных учреждениях системы МВД РФ с учетом профессиональной направленности получения знаний слушателями ВУЗов системы МВД. Авторами сформулирован перечень вопросов, связанных с применением гражданского права в практической служебной деятельности органов внутренних дел, которые, по мнению авторов, должны включаться в учебные программы по гражданскому праву в ВУЗах системы МВД.

Ключевые слова: учебный процесс в ВУЗе МВД, преподавание гражданского права, методы преподавания, специфика образования в ВУЗе МВД, ОВД в гражданских правоотношениях.

Учебный процесс в образовательных учреждениях системы МВД РФ имеет специфических характер, учитывающий профессиональную направленность получения знаний слушателями.

Приступая к изучению отечественного гражданского права, необходимо учитывать следующие принципиальные основоположения. Гражданское право регулирует экономические отношения, исходя из принципа неприкосновенности собственности и свободы заключения договорных соглашений на основе равноправия их участников, отсутствия ограничений в перемещении капиталов, товаров, работ и услуг.

Очень важным для слушателей является знание сферы применения норм гражданского права сотрудниками органов внутренних дел.

Так, службой участковых уполномоченных обеспечи-вач осуществление гражданами своих имущественных и личных неимущественных прав, их защита в жилищных правоотношениях; правоотношениях, связанных с ограничением дееспособности граждан; наследственных правоотношениях и ряда других. Роль сотрудников этой службы проявляется в предотвращении или выявлении корыстных правонарушений, совершаемых гражданами, например, в жилищной сфере.

Деятельность ГИБДД способствует реализации норм гражданского права, предусматривающих наступление имущественной ответственности причинением вреда, возникшего в результате дорожно-транспортных происшествий. Сотрудники ГИБДД участвуют в обеспечении защиты нарушенных имущественных прав и законных интересов граждан-участников страховых договорных обязательств.

Функционирование паспортной службы способствует реализации прав граждан на жилище, обнаружении? и предотвращению незаконных сделок, совершаемых в отношении жилых помещений. Паспортная служба обеспечивает установление фактов, определяющих гражданское состояние (место жительства, время проживания, которые учитываются при решении вопросов о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении их умершими).

Гражданско-правовые отношения, в реализации которых участвуют подразделения уголовного розыска, следствия, дознания, борьбы с экономическими правонарушениями и иные службы, включают в себя следующие:

Ф защита чести, достоинства и деловой репутации; обеспечение субъективных гражданских прав, право — и дееспособности лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания;

Ф защита прав собственных и иных титульных владельцев имущества, нарушенных в результате краж и других хищений;

Ф сохранение жилых помещений за лицами, находящихся под стражей;

Ф возмещение вреда, причиненного в результате преступлений и административных правонарушений.

Другие службы криминальной милиции и милиции общественной безопасности также участвуют в реализации норм гражданского права.

Исходя из изложенного, полагаем, что учебные программы по гражданскому праву, должны включать вопросы его применения в практической служебной деятельности органов внутренних дел. К их числу относятся:

1. Роль гражданского права в деятельности ОВД.

2. Применение норм гражданского права в деятельности ОВД.

3. Нормативные правовые акты МВД РФ, содержащие нормы гражданского права.

4. Органы внутренних дел как субъекты гражданских правоотношений.

5. Гражданские правоотношения с участием ОВД.

6. Специальная гражданская правосубъектность ОВД.

7. Роль ОВД в реализации нормативных правовых актов, предусматривающих ограничение субъективных гражданских прав.

8. Деятельность ОВД по выявлению фактов незаконного предпринимательства.

9. Участие ОВД в реализации ном предусматривающих ограничение дееспособности граждан.

10. У-чаета ОВД реализации норм, определяющих порядок въезда, пребывания и выезда иностранных

■ф"

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

граждан в Россию и из России и участия их в гражданском обороте.

11. Роль ОВД в выявлении фактов злоупотребления правами опекунов и попечителей.

12. Участие ОВД в установление фактов, имеющих юридическое значение для признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

13. Юридические лица в системе МВД РФ: гражданско-правовой статус, классификация.

14. Деятельность ОВД по обеспечению правового режима вещей ограниченных и изъятых из гражданского оборота.

15. Защита личных неимущественных прав при расследовании преступлений.

16. Роль ОВД в выявлении противоправных сделок.

17. Деятельность ОВД по выявлению фактов нарушения законодательства о представительстве и доверенности.

18. Участие ОВД в обеспечении законности при осуществлении гражданских прав и обязанностей.

19. Самозащита гражданских прав сотрудников ОВД при исполнении ими служебных обязанностей.

20. Защита гражданских прав и законных интересов, осуществляемая ОВД.

21. Использование гражданско-правовой ответственности в деятельности ОВД: правовые основания и практика применения.

22. Роль ОВД в обеспечении прав собственников, субъектов права хозяйственного ведения и оперативного управления.

23. Роль ОВД в обеспечении осуществления права собственности иностранных граждан.

24. Роль ОВД в борьбе с незаконными доходами при осуществлении права частной собственности.

25. Роль ОВД в обеспечении права собственности хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и других субъектов.

26. Участие ОВД в возникновении права государственной и муниципальной собственности на имущество, изъятое у правонарушителей.

27. Применение норм вещно-правовой защиты имущества в деятельности ОВД.

28. Гражданско-правовые обязательства с участием ОВД.

29. Применение гражданско-правовых договоров в деятельности ОВД.

30. Договор поставки с участием ОВД.

31. Применение договоров по передаче имущества во временное владение и пользование в практике ОВД.

32. Участие ОВД в реализации жилищных прав граждан.

33. Участие ОВД при выселении из жилых помещений.

34. Роль ОВД в обеспечении правового режима жилых помещений.

35. Участие ОВД в пресечении жилищных правонарушений и разрешении конфликтов.

36. Использование договоров подряда в деятельности ОВД.

37. Применение договоров строительного подряда в системе МВД РФ.

38. Особенности правового регулирования перевозок имущества, техники и личного состава МВД РФ.

39. Участие ОВД в обеспечении исполнения обяза-

тельств по перевозке грузов.

40. Страхование сотрудников ОВД.

41. Обеспечение имущественных прав субъектов страховых отношений актами ОВД.

42. Хранение вещей, осуществляемое ОВД.

43. Использование сотрудниками ОВД норм, регулирующих кредитно-расчетные отношения, при расследовании корыстных преступлений.

44. Договоры об охране имущества с участием ОВД.

45. Договоры ОВД по охране общественного порядка.

46. Другие виды услуг, предоставляемых ОВД.

47.Ответственность за вред, причиненный действием сотрудников ОВД при исполнении ими служебных обязанностей.

48. Роль ОВД в определении размера ущерба, причиненного гражданам и организациям правонарушителями.

49. Особенности возмещения вреда, причиненного преступлением.

50. Роль ОВД в применении норм об обязательствах, возникающих из неосновательного приобретения или сбережения имущества.

51. Участие ОВД в использовании норм гражданского права в борьбе с извлечением незаконных доходов.

52. Участие ОВД в охране наследственных прав.

53. Участие ОВД в охране авторских прав в условиях усиления сохранности государственных секретов и защиты экономических интересов страны.

Необходимо отметить, что здесь приведен наиболее общий перечень вопросов профилизации учебного процесса. Поэтому с учетом специализации обучения (УР, ОБЭП, ГИБДД и др.) приведенный вопросник может быть соответственно спрофилизирован и детализирован.

Вместе с тем при проведении занятий нужно также учитывать наиболее общие подходы к методике преподавания курса гражданского права, включающего чтение лекций, семинары, практикумы, индивидуальную подготовку.

В учебном процессе особое место занимают лекции, на которых слушатели впервые узнают о проблемах цивилистической науки.

Содержание лекции строится таким образом, чтобы сформировать как теоретический, так и практический интерес к изучению конкретной темы курса, отдельного гражданско-правового института и в конечном итоге — к цивилистической науке./

Поэтому такие темы, как право собственности, сделки, обязательства, ответственность целесообразно сопровождать практическими примерами и материалами судебной практики. Кроме этого не исключается цивилистический комментарий происходящих процессов в экономике.

Одновременно акцентируется внимание слушателей на освещение спорных и дискуссионных вопросов, а также позиций ведущих ученых по исследуемой проблематике.

Подготовка к лекции включает в себя следующие этапы:

Ф планирование подачи материала с учетом логики и системности в раскрытия вопросов. Этот этап важен тем, что выстраивается стройная система последовательности исследования темы и изучения студентами отдельных положений. При этом часто прибегают к

той последовательности расположения норм, которая предусмотрена Гражданским кодексом РФ. В то же время необходимо избегать повторности традиционных подходов, чтобы не копировать главы расположения повествования в учебниках и учебных пособиях;

Ф акцентирование внимания на раскрытии отдельных понятий и их содержании, например, предмет, метод, принципы гражданского права. Неясность дефиниций, используемых гражданским законодательством и наукой гражданского права, может вызвать непонимание либо искаженное представление о них. Так, отдельные сложности вызывает усвоение научных терминов, не имеющих легально закрепленных определений в нормативных правовых актах. К ним относятся правосубъектность, разумность, добросовестность, основы правопорядка и нравственности и многие другие;

Ф сосредоточение материала лекции строится от общего к частному и от конкретного к выводам и обобщениям. Так, освещая вопросы о понятии гражданского правоотношения, необходимо дать определение, раскрыть его элементы, содержание, а затем перейти к рассмотрению отдельных видов гражданских правоотношений. В завершение лекции целесообразно сформулировать общие выводы, связанные со значением и важностью данного института и его центральным местом в системе гражданского права;

Ф ознакомление с новейшими законодательными разработками в виде проектов нормативных правовых актов, а также принятых законов. Нередко принятые нормативные источники не успевают найти отражение в учебной и учебно-методической литературе. Так, принятие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ вызвало изменение не только отдельных норм Гражданского кодекса РФ, но и содержания данного института (введение договорного режима опеки и попечительства, возмездного выполнения данных функций и т.п.);

Ф привлечение дополнительных литературных источников при недостаточном изложении ряда положений в учебных и учебно-методических изданиях. Это касается, прежде всего, таких разделов гражданского права, как общие положения договорного права. Дело в том, что договор используется различными отраслями права (гражданским, трудовым, административным, международным). Поэтому представляется целесообразным в лекциях по договорной тематике объяснить слушателям различие между договором в гражданском праве и договором в сфере предпринимательства, хозяйственном и коммерческом праве, ознакомить не только с теорией гражданско-правового договора, но и упомянуть о концепции административного договора;

Ф уяснение отдельных дефиниций, используемых по теме лекции. Переход к рыночной экономике обусловил появление в российском гражданском праве массы иностранных правовых институтов. Так, агентский договор представляет собой сочетание договоров юридических услуг (поручение, комиссия) с договорами фактических услуг (перевозка, хранение и др.). Но тем не менее законодатель предпочел закрепить его в Гражданском кодеке РФ, несмотря на то, что принцип свободы договора позволяет конструировать смешанные договоры, включая в них эле-

менты как известных, так и неизвестных законодательству договоров, но не противоречащих ему.

Кроме этого законодатель нередко под одним и тем же термином подразумевает разные правовые категории. Так, под именем «предприятия» выступает как субъект, так и объект права; «товарищество» в одном случае обозначает организационно-правовую форму юридического лица —коммерческую организацию, а в другом — договор о совместной деятельности. И этот ряд примеров можно продолжить.

Встречается использование разных терминов применительно к одному и тому же правовому институту (аренда — имущественный наем; лизинг —финансовая аренда и т.п.). Кроме этого противоречия в наименованиях наблюдаются в рамках одного и того же гражданско-правового института. Так, при изучении аренды следует обратить внимание на то, что ст. 607 ГК РФ к объектам аренды относит имущество, а ст. 666 ГК РФ это же имущество, но только в меньшем объеме, называет не объектом, а предметом лизинга — разновидности аренды;

Ф анализ противоречий гражданского законодательства. Тема, связанная с понятием сделки, всегда предполагает цитирование ст. 153 ГК РФ, в которой дается определение сделки. Однако, среди субъектов, участвующих в сделке, упоминаются лишь физические и юридические лица. Сразу же возникает вопрос о том, могут ли в сделках участвовать публичные образования? Формально, исходя из законодательного определения, можно сделать вывод о том, что они не являются участниками сделки. Но практически эти субъекты являются равноправными лицами наряду с гражданами и организациями. Необходимо также отметить, что не все действия лиц вызывают установление, изменение и прекращение гржданских прав и обязанностей. Однако закон об этом умалчивает;

Ф освещение проблем, связанных с процессом взаимопроникновения норм различных отраслей права в механизм регулирования отдельных общественных отношений. Это касается, прежде всего, администрирования граждаснко-правового нормирования. Речь идет о том, что в ряде случаев государство, не являясь участником договоров, устанавливает некоторые договорные цены. При этом необходимо привести в качестве примера нормативные правовые акты (приказ Федеральной службы по тарифам от 17 сентября 2008г. № 173- э/5 «Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщикам газа»).

Нормы гражданского кодекса РФ, регулируя договорные отношения, провозглашают принцип свободы договора (ст. 421) но публичные договоры, типовая форма которых утверждена Правительством РФ, исключают изменение их условий, которые становятся обязательными при заключении и исполнении договорных обязательств, под угрозой признания их ничтожными. Таким образом, действие в этом и других случаях принципа свободы договора сводится к минимуму.

В процессе чтения лекций в вводной части целесообразно связать изучаемую тему с ранее проработанным материалом, обозначить актуальность и практическую значимость. Основные вопросы лекции занимают боль-

шую часть учебного времени, в связи с чем необходимо равномерно его распределить с учетом того, что отдельные позиции темы студенты могут уяснить, используя учебную литературу. Заключение лекции должно содержать наиболее важные выводы и обобщения.

Усвоение лекционного материала позволяет ознакомиться не только с содержание закона, но и возможностью его успешного применения на практике. На лекциях отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны действующего законодательства, эффективность использования вновь введенных правил регулирования отдельных общественных отношений.

Для гармонизации теоретических знаний с их практическим применением используются семинарские и практические занятия. Идеальным представляется сопровождение каждой лекции семинарским и практическим занятием, однако реально это сделать не удается в связи с отсутствием равномерного распределения учебного времени по различным видам занятий. Поэтому целесообразно семинарские занятия связать с общетеоретическими темами (введение в гражданское право, гражданское правоотношение, право собственности, граж-данско-правовой договор и т.д.). Практические занятия можно посвятить таки темам, как «Сделки», «Защита права собственности», «Гражданско-правовой договор» и др.

На семинарских занятиях закрепляется теоретический материал, обращается внимание на наиболее сложные и проблемные вопросы темы, анализируются нормативные правовые акты. Кроме этого усвоению теоретических положений курса способствует подготовка рефератов, заслушивание докладов и сообщений. Поэтому важное место при этом отводится планированию предстоящих занятий заранее с обозначением заданий и назначением выступающих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая сложность усвоения материала полезным приемом в методике преподавания является ведение терминологического словаря по гражданскому праву с алфавитным или тематических1 расположением слов и выражений, а также тезисное изложение отдельных нормативных правовых актов.

В качестве итогового и результативного приема по осуществлению контроля изучения слушателями важнейших правовых институтов нелишним является тематическое тестирование, подготовка развернутых письменных ответов на узловые и наиболее проблемные вопросы темы, составление графических схем и таблиц (например, при сравнении договоров поручения, комиссии, агентирования).

В процессе практических занятий слушателям предлагается решать задачи, часть из которых может быть спрофилизирована на служебную деятельность служб и подразделений ОВД. Но для этого необходимо провести методическую работу по подбору соответствующего материала. При этом хорошо зарекомендовала себя методика включения в текст задач элементов детективной, а также классической художественной литературы. В ходе решения задач слушатели должны научиться, не только четко выстраивать свои ответы, но и логично обосновывать свои выводы, аргументируя их ссылками на конкретные нормативные правовые акты.

Интересной и действенной формой сочетания тео-

ретических знаний с их практическим применением служит организация и проведение деловых игр, анализ практических ситуаций, описанных в печатных изданиях, а также видеоматериалах. Здесь наиболее сложной задачей является подбор информационных материалов, подготовка сценария игры, распределение ролей и определение задач для каждого участника. Динамика этого вида занятий вызывает вовлечение в дискуссию остальных слушателей, непосредственно не задействованных в игре. При этом преподавателю необходимо хорошо представлять ход игры и быть готовым вмешаться в нее, поясняя, детализируя и комментируя отдельные ситуационные моменты. Итогом такого занятия должно стать подведение итогов и разбор допущенных ошибок.

Для привития практических навыков использования норм гражданского законодательства в правоприменительной деятельности слушателей- на практических занятиях составляют документы - акты применения норм гражданского права. Рекомендуется составить следующие акты правоприменения: доверенность (ст. 185-189 ГК РФ); завещание (гл. 61-62 ГК РФ); модель гражданско-правового договора, включающие все обязательные разделы независимо от вида и типа (гл 27-2У ГК РФ); проект договора по отчуждению имущества в собственность (гл. 30-33 ГК РФ); проект договора по передаче имущества во временное владение и пользование (гл. 34-36 ГК РФ); проект договора по производству работ (гл. 37-38 ГК РФ); проект договора по оказанию услуг (гл. 39-54 ГК РФ). По представленным документам слушателями проводится анализ, для чего они передают их друг другу для рецензирования. Такой подход позволяет не только привить практический навык в составлении документов, но и выработать критическое осмысление содержания актов правоприменения.

Подготовке к аудиторным занятиям должна предшествовать самостоятельная работа слушателей. Она включает в себя ознакомление с учебной и учебно-методической литературой, изучение нормативных правовых актов, составление схем, таблиц, актов правоприменения, решение задач. Необходимо отметить, что этому виду работы придается наиболее важное значение, поскольку без ее проведения невозможно подготовиться к семинарским и практическим занятиям и в целом усвоить курс гражданского права. Учитывая, что самостоятельной работе отводиться значительное время, преподавателю необходимо акцентировать внимание на определение объема и характера данному виду занятий. Поэтому помимо заданий, изложенных в методических изданиях по изучению гражданского права, целесообразно нацелить слушателей на конкретную работу. В данном случае преподаватель исходит из уровня текущей успеваемости, усвояемости материала, сложности темы курса и других факторов.

Завершающим этапом изучения гражданского права является подготовка к зачетам и экзаменам. Опыт показывает, что она начинается с первых дней занятий. Только систематическая проработка изучаемой информации позволяет успешно подготовиться к итоговому занятию. Это объясняется сложностью предмета, обилием нормативных правовых актов, наличием противоречий и алогизмов в гражданском

законодательстве, разногласием научных позиций, иными объективными и субъективными причинами.

Наиболее плодотворной методикой подготовки к зачету и экзамену является последовательное повторение материала в соответствии с рабочей программой курса. Если же исходить из запоминания, ответов по отдельным вопросам, включенным в зачетные и экзаменационные билеты, то происходит хаотическое и бессистемное изучение, теряется логика и пос-

ледовательное представление об отдельных цивилис-тических положениях.

Профессиональный подход к методическому обеспечению учебного процесса в рамках изучения гражданского права несомненно приведет к повышению интереса со стороны слушателей к цивилистической отрасли права и, следовательно, к юридическому образованию, к будущей профессиональной деятельности в органах внутренних дел.

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Т.Б. АРСЕНОВА; адъюнкт кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России

СМ. ПРОКОФЬЕВА,

профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета

МВД России, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. Обращение к истории является одним из способов изучения развития процессуальной самостоятельности следователя в российском уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: судебный следователь — forensic investigator, предварительное следствие — preliminary investigation, независимость следователя — an independence of investigator, процессуальная самостоятельность следователя — legal independence of investigator, уголовное судопроизводство — Criminal Justice, законодательство — Legislation, ведомственный контроль — departmental control, процессуальный надзор — judicial supervision.

HISTORICAL AND LEGAL PRECONDITIONS FOR THE GUDICIAL INDEPENDENCE OF THE INVESTIGATOR

Annotation. We appeal to History in order to get some know ledge of the development of legal independence of the investigatox in Russian Criminal Justice.

Идея процессуальной самостоятельности следователя и, соответственно, необходимости осуществления контроля за его деятельностью имеет исторические традиции.

Предпосылками формирования института судебных следователей в уголовном процессе дореволюционной России являлось то, что дореформенное предварительное исследование уголовных дел находилось в запущенном состоянии. Имевшее место сословное неравенство, волокита, продажность и бесчеловечность дореформенного судопроизводства, ярко выраженная инквизиционность тайного и письменного предварительного следствия вызывали у большинства населения Российской империи негодование. Известный русский юрист И.Я. Фойницкий по этому поводу писал, что крайние недостатки дореформенного строя российского уголовного процесса, вытекавшие из смещения властей, преобладания канцелярии, многочисленности инстанций, письменности, негласности и инквизиционного порядка, уже давно осознавались не только обществом, но и правительством1.

Дореформенная система предварительного следствия не функционировала должным образом. Полицейский суд был не правым, но скорым2. Более резок в характеристике полицейского следствия был

А.Ф. Кони. Он писал: «Безотчетный произвол, легкомысленное лишение свободы, напрасное производство обысков, отсутствие ясного сознания о действительном составе преступления, неумелость и нередкое желание выслужиться или отличиться были характерными признаками производства таких следствий»3. Следователь не был достаточно самостоятелен. Подчиненный напрямую уездному суду и косвенно губернскому прокурору и губернатору, он был в значительной степени связан в своих действиях4.

Границы между двумя видами следствия — предварительным и формальным — были размыты. Другим существенным недостатком расследования того времени было производство обоих видов следствия одним и тем же органом (полицией). Критически оценил эту ситуацию В.Д. Спасович, который писал: «Следствие должен производить сам суд, потому что он не может зависеть от полиции, смотреть глазами и слышать ушами полиции»5.

В 1803 г. М.М. Сперанский предложил широкую программу усовершенствования судебной системы России, получившую дальнейшее развитие во «Введении к уложению государственных законов» 1809 г. Реформы М.М. Сперанского в области суда предполагали отделение полицейской деятельности от су-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.