УДК 656.13
МЕТОД ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ В ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
Р.Н. Сафиуллин1, Х. Тянь2, Р.Р. Сафиуллин3
Санкт-Петербургский горный университет, Россия, 199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия д.2.
Цель настоящего исследования заключается в повышении качества транспортных услуг и общей мобильности городских территорий посредством разработки эффективного метода внедрения программно-аппаратных средств в организацию движения пассажирского транспорта в городских агломерациях для. На основе экспертной оценки определены важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе автоматизированной системы управления пассажирских перевозок. Разработан алгоритм внедрения программно-аппаратных средств, с учетом автоматизированного расчета интервала движения, в организацию пассажирских перевозок. Результатом внедрения программно-аппаратных средств с автоматизированным расчетом интервала движения наблюдается увеличение коэффициента эффективности.
Ключевые слова: программно-аппаратные средства, организация транспортных процессов, метод ранжирования, оценка эффективности внедрения, алгоритмы.
METHOD OF APPLICATION SOFTWARE AND HARDWARE IN THE TRANSPORTATION PROCESS OF PASSENGER TRANSPORT IN URBAN AGGLOMERATIONS
R.N. Safiullin, H.Tian, R.R.Safiullin
St. Petersburg Mining University, Russia, 199106, St. Petersburg, Vasilievsky Island, 21 line 2.
The purpose of this study is to improve the quality of transport services and the overall mobility of urban areas through the development of an effective method for the introduction of hardware-software tools in the organization of passenger traffic in urban agglomerations for. On the basis of expert evaluation, the important factors that must be taken into account when selecting an automated control system for passenger transportation have been determined. An algorithm for the introduction of hardware and software, taking into account the automated calculation of traffic intervals, in the organization of passenger transportation was developed. The result of the introduction of hardware and software with automated calculation of traffic intervals is an increase in the efficiency factor.
Keywords: hardware and software, organization of transport processes, ranking method, evaluation of implementation efficiency, algorithms.
Введение
Одним из важных направлений в развитии инфраструктуры города федерального значения Санкт-Петербурга - города миллионника со сложной системой транспортного обслуживания, является обеспечение повышения эффективности и качества работы транспортной системы. На федеральном уровне осуществление пассажирских перевозок регулируется Федеральными законами от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», от 07.10.2020 № 1616 «Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», от 03.12.2020 № 1998 «Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров» и принятыми в соответствии с ними приказами Минтранса России.
1 Сафиуллин Равиль Нуруллович - доктор технических наук, профессор кафедры транспорто-технологических процессов и машин, +7 (911) 198-95-66, e-mail: safravi@mail.ru;
2Тянь Хаотянь - аспирант кафедры транспорто-технологических процессов и машин, +7 (999) 234-49-40, email: s215132@stud.spmi.ru;
3Сафиуллин Руслан Равиллович - кандидат технических наук, доцент кафедры транспорто-технологических процессов и машин, +7 (911) 240-88-51, e-mail: safiyllin@yandex.ru.
Важным элементом выполнения транспортной работы является водитель ТС, а также диспетчер, который может регулировать движение транспортных средств. Для регулировки движения ТС на линии ему требуются современные системы, которые позволяют отследить путь следования и передать информацию на монитор ТС, что позволит оперативно отреагировать на любую сложившуюся ситуацию. В таких условиях диспетчерские службы, осуществляющие регулирование пассажирского транспорта с конечных станций, становятся неактуальными. Поэтому внедрение указанных автоматизированных систем управления на данный момент наиболее актуально.
Система автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД) является важной частью построения городской ИТС. Модель построения ИТС демонстрирует функциональные модули (модуль может быть одним устройством, либо реализованным в нескольких устройствах), объединенные в телекоммуникационный блок, различные интерфейсы, используемые для связи внутри системы, а также связи с другими объектами ИТС. При построении и совершенствование АСУДД особенно важно учитывать оптимальный выбор его основного модуля программно-аппаратных средств (ПАС) контроля движением транспортных средств[1-
3].
Под программно-аппаратными средствами понимают комплекс технических и программных средств, используемых для автоматизации различных процессов и задач организации, управления транспортом. Существует множество методик внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок, в зависимости от конкретных целей и задач организации. Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки, и выбор методики зависит от целей, задач и специфики организации пассажирских перевозок. Важно учитывать также бюджет, сроки и квалификацию персонала, которые могут повлиять на процесс внедрения ПАС.
Одной из основных причин актуальности внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок является увеличение числа пассажиров и, как следствие, увеличение объемов перевозок. Управление транспортной системой без использования ПАС может быть трудоемким и нерациональным, особенно в условиях высокой загруженности и сложности маршрутов.
Мониторинг процесса перевозок и сокращение времени в пути являются важными задачами в организации пассажирских перевозок.
Для решения этих задач используются различные методы и технологии, включая ПАС [5].
Одним из способов мониторинга процесса перевозок является использование GPS-трекеров на транспортных средствах. Это позволяет отслеживать местоположение транспорта в реальном времени и управлять маршрутами в зависимости от текущей ситуации на дорогах.
Другой метод - использование системы управления транспортом (АСУТ), которая позволяет контролировать и оптимизировать процесс перевозок, включая контроль за движением транспорта, расписанием движения, загрузкой и выгрузкой пассажиров.
Также для сокращения времени в пути используются технологии "умных" светофоров и системы оповещения пассажиров о задержках или изменениях в расписании. Это позволяет улучшить планирование поездок и сократить время ожидания транспорта.
ПАС также могут использоваться для мониторинга процесса перевозок и сокращения времени в пути. Например, системы электронных билетов позволяют управлять пассажирским потоком, определять популярность транспортных маршрутов и анализировать данные по поездкам для оптимизации маршрутов и увеличения скорости движения транспорта.
Однако, следует учитывать, что мониторинг процесса перевозок и сокращение времени в пути может стать возможным только при условии интеграции различных технологий и систем, а также при наличии квалифицированных специалистов, способных управлять и анализировать полученные данные.
Использование ПАС в организации пассажирских перевозок городских агломераций, с одной стороны, имеет множество преимуществ, но, при этом, также сопряжено с рядом недостатков и рисков. (таб.1) Учитывая это, необходимо провести тщательный анализ и оценку преимуществ и рисков, а также рассмотреть возможности и ограничения ПАС перед их внедрением в организацию. Необходимо более детально коснуться систем слежения за транспортом, или автоматизированных систем управления транспортом, так как данные системы играют ключевую роль для действующего гос. контракта, а также влияет на качество и безопасность пассажирских перевозок. На сегодняшний день для выбора аппаратно-технических средств контроля движением транспортных средств отсутствует набор ключевых показателей оценки их эффективности, в связи с этим объективно трудно оценить технические системы управления [6].
Таблица1 - Преимущества и недостатки внедрения программно-аппаратных средств
Таким образом, цели и задачи исследования направлены на разработку эффективной методики внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок городских агломераций с целью повышения качества транспортных услуг и улучшения общей мобильности в городских регионах.
Методика
Качество пассажирских перевозок является одним из важных аспектов в перевозочном процессе и одной из базовых характеристик транспортной мобильности. Каждый параметр качества пассажирского обслуживания включает в себя набор показателей, которые могут быть измерены и оценены. Разработка и внедрение ПАС должны направляться на улучшение каждого из этих параметров, чтобы достичь высокого уровня качества обслуживания пассажиров.
Исследование ПАС в организации пассажирских перевозок может включать в себя следующие шаги: первый шаг в исследовании ПАС - определение потребностей организации в автоматизации процессов пассажирских перевозок. После определения потребностей необходимо выбрать программно-аппаратные средства, которые будут использоваться для автоматизации процессов пассажирских перевозок. После выбора ПАС необходимо разработать их, чтобы они соответствовали потребностям организации, а затем внедрить их в работу. После внедрения ПАС необходимо проводить мониторинг и анализ их работы. Использование ПАС в организации пассажирских перевозок может помочь повысить эффективность и качество обслуживания пассажиров. Однако, для достижения максимальной эффективности, необходимо постоянно
работать над улучшением и оптимизацией процессов, основанных на использовании ПАС.
В целом, исследование ПАС в организации пассажирских перевозок помогает определить эффективность их использования, выявить проблемы и недостатки, и предложить решения для их улучшения. Это также может помочь определить необходимость дополнительной автоматизации процессов и разработки новых ПАС.
При исследовании ПАС в организации пассажирских перевозок следует учитывать следующие факторы:
- совместимость с другими системами и программным обеспечением, используемыми в организации;
- надежность и стабильность работы
ПАС;
- скорость и производительность оборудования;
- удобство использования и настройки;
- соответствие требованиям законодательства и нормативным документам;
- стоимость и экономическая эффективность использования ПАС
В целом, правильно проведенное исследование ПАС позволяет выявить сильные и слабые стороны системы управления пассажирскими перевозками, а также недостатки в работе существующих ПАС. Это позволяет определить области для улучшения и разработки новых средств автоматизации.
Оценка эффективности функционирования аппаратно-технических средств контроля обеспечивает устойчивость системы управления пассажирскими перевозками. Оценка жизненного цикла ^СА) позволит определить потенциальное или фактическое воздействие проекта ИТС и его ПАС на транспортную систему на каждом этапе жизненного цикла, включая строительство, эксплуатацию и вывод из эксплуатации. На основе установленной показателя эффективности функционирования работы ПАС контроля (коэффициент интеллекта) - Ш(Т). Исходя из описания модели, показатели оценки эффективности ПАС ИТС могут быть выражены влияние технических средств аппаратно-программного контроля в процессе эксплуатации на транспортно-эксплуатационные показатели дороги или технико-эксплуатационные показатели работы организационного процесса[7].
Ю(Т) = Р [81,82,83,...8п], (1) где Ш (Т) - критерий оценки эффективности применения ПАС который должен иметь максимальное значение (Ш(Т) ^ тах);
Преимущества использования ПАС Недостатки использования ПАС
повышение качества обслуживания высокая стоимость внедрения
улучшение безопасности необходимость обучения персонала
сокращение затрат риск сбоев в работе системы
увеличение эффективности управления необходимость обновления системы
проблемы конфиденциальности
проблемы совместимости
ограничения использования
51, 62,5з,... 5n - значения коэффициента влияния ПАС на ТЭП дороги или технико-эксплуатационные показатели работы организационного процесса на рассматриваемом этапе развития ИТС. Согласно плану проекта по развитию ИТС с использованием ПАС, значение коэффициента влияния ПАС на целевой ТЭП в идеале должно постепенно увеличиваться, то есть б1 <62 <63 <... < Sn.
Становление жизненного цикла ПАС контроля проекта ИТС на основе проведения ТЭО характеризуется постоянным ростом интегральной эффективности (коэффициент интеллекта) в течение всего процесса эксплуатации.
Таким образом, общая формула выражения эффективности работы ПАС, применяемых в течение жизненного цикла разработки ИТС, с течением времени может быть выражена этим уравнением.
W(Tn) = S1T1+ AS1(T1 + АТ1) + AS2(T1 + АТ1 + АТ2) + - + ASn-1(T1 + АТ1 + АТ2 + --- + АТп-1),п > 2 и nEZ. (2)
W(Tn) - показатели, характеризующие эффективность использования ПАСс течением времени, который должен иметь максимальное значение, то есть W(T)^- max.
Для предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, важной задачей является
повышение эффективности своей деятельности. Использование ПАС (ПАС) становится неотъемлемой составляющей для достижения этой цели. В этом контексте, разработанный алгоритм внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок становится ключевым инструментом для успешного улучшения операционных процессов и качества предоставляемых услуг. Алгоритм внедрения, изображенного на рис. 1, ПАС включает в себя последовательность шагов, которые организация должна пройти для успешной интеграции и использования этих средств. В алгоритме представлен коэффициент эффективности, который находится, как отношение количества перевезенных пассажиров к затратам на эксплуатационные материалы. В случае, если он стремиться к максимум, то осуществление перевозок выполняются эффективно, если к минимуму, то не эффективно.
Кэф = М/эз . (3)
Поэтому в данном случае влияние технических средств аппаратного и программного обеспечения на организацию перевозок может быть выражено в виде разницы в коэффициентах эффективности до и после внедрения ПАС, в соответствии с формулой 4.
М = АКэф = Кэф2
К..
Эф1
(4)
Рисунок 1 - Алгоритм внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок
Внедрение ПАС в организацию пассажирских перевозок городских агломераций может улучшить качество и эффективность перевозки, сократить затраты на эксплуатацию
транспорта, повысить удовлетворенность пассажиров и улучшить экологическую обстановку в городе.
Таким образом, исходя из этой гипотезы, можно предположить, что внедрение ПАС в организацию пассажирских перевозок может привести к значимым улучшениям в работе транспортных компаний и повышению качества жизни горожан. Однако, для подтверждения этой гипотезы требуется проведение детального исследования, анализ существующих данных и выявление факторов, которые могут повлиять на достижение указанных в гипотезе результатов.
Выбор ПАС для внедрения в организацию пассажирских перевозок важен для достижения максимальной эффективности и оптимизации процессов. Для этого была использована методика «этапного внедрения».
1. Необходимо произвести ранжирование факторов и изучить рынок, что укажет на плановый и поэтапный подход к внедрению ПАС. Необходимо определить наиболее значимые факторы и выбрать эффективную ПАС для конкретной организации.
2. Выбрать программно-аппаратное решение для организации пассажирских перевозок, что укажет на интеграцию отдельных компонентов ПАС в единую систему управления. Внедрять ПАС требуется поэтапно, начиная с выбранного решения, а затем спланировать интеграцию его с другими системами управления, такими как учет оплаты и расписания транспорта.
Методика "этапного внедрения" позволяет организации избежать существенных рисков и затрат, связанных с полным переходом на новую систему, и обеспечить более плавный и контролируемый процесс внедрения ПАС.
Наиболее значимые факторы были определены с помощью методики экспертных оценок. Данная методика позволила установить приоритетность факторов и выделить те из них, которые являются наиболее важными при выборе ПАС для организации пассажирских перевозок. Такой подход позволяет значительно сократить время и ресурсы, затрачиваемые на изучение множества факторов и сфокусироваться на ключевых аспектах выбора.
На основе результаты методов экспертной оценки и ранжирования можно определить наиболее важные факторы для выбора ПАС контроля. Наличие учета в АСУ данных факторов значительно увеличит качество и процент транспортной работы, что положительно скажется на развитии инфраструктуры города[8].
Результаты
Для выбора ПО АСУ для диспетчеризации были выделены наиболее важные факторы,
которые играют основную роль в повышении уровня транспортного обслуживания населения.
Выделены наиболее значимые факторы, такие как:
1. Требования к серверным мощностям и ПК (WEB и серверная реализация ПО) - х1.
2. Доступность для оператора (Интуитивная доступность функционала для оператора -%2, Удобство загрузки исходных данных - х3 ).
3. Отображение основных аспектов и событий, имеющих важнейшую роль в действующем контракте (Нарушение трассы - х4, Нарушение времени - х$ ).
4. Задержки поступления данных ИТС -
Хб.
5. Интервал движения между ТС - х7.
6. Вывод данных из системы (По транспортной работе - х8, Работе оператора - х9, Работе водителя - х10 .
7. Применение искусственного интеллекта - Х11 .
8. Возможность вывода данных во внешние источники - Х12.
9. Возможность синхронизации данных между ПО (API) и АСУТНС - 1С - х13.
Анкета, разработанная авторами, были направлена экспертам с предложением расставить факторы по уровню значимости. Результаты априорного ранжирования приведены в рис.2.
90
i I lili
1 2 3 4 5 6 7 8 Э 10 11 12 13
Рисунок 2 - Результаты методов экспертной оценки и ранжирования факторы выбор АСУ для диспетчеризации
Из диаграммы априорного, рис. 4, ранжирования факторов можно сделать вывод о том, что четыре фактора, такие как возможность синхронизации данных между ПО (API) и АСУТНС -1С, интуитивная доступность функционала для оператора, отображение основных аспектов и событий, имеющих важнейшую роль в действующем контракте, интервал движения между ТС,
являются наиболее значимыми среди представленных. Наличие учета в АСУ данных факторов значительно увеличит качество и процент транспортной работы, что положительно скажется на развитии инфраструктуры города.
Каждая программа обладает своим набором характеристик, имеет свои плюсы и минусы, но при выборе будем опираться на те факторы, которые имеют значительное влияние на нынешний контракт, такие как:
- синхронизация данных между ПО(АР1) и АСУТНС- 1С;
- интуитивная доступность функционала для оператора;
- отображение основных аспектов и событий, имеющих важнейшую роль в действующем контракте;
- интервал движения между ТС.
Таблица 2 - Результаты сравнительного анализа наиболее важных факторов при выборе аппаратного и программного обеспечения АСУ
Исходя из выше представленных факторов (таб.2), можно сделать вывод о том, что только одна программа позволяет учитывать их
большинство - это АСУТРН. Данное ПО использует основная часть перевозчиков в г. Санкт-Петербурге и других городах России. Несмотря на то, что она является немного устаревшей в интерфейсе, но доступность для оператора присутствует в полном объеме. Данная программа позволит оператору на интуитивном уровне принимать оперативные решения для устранения всевозможных проблем. Но самый большой минус программы - это то, что расчету интервала движения между ТС тут предается очень маленькое значение. К примеру, если на линии по маршруту образуется транспортный затор, то оператору приходится выбирать интервал для автобусов по наитию, исходя из опыта или помощи более квалифицированных сотрудников, что не может быть исполнено в текущих реалиях транспортной реформы. В конечном итоге могут происходить ситуации, когда ТС могут выехать на линию с интервалом в 1 мин, при плановом - 15 мин., что в принципе недопустимо. Для обеспечения более качественных пассажирских перевозок, внедрение ПАС с автоматизированным расчетом интервала движения между транспортными средствами (ТС) играет важную роль. Этот инновационный подход позволит увеличить количество перевезенных пассажиров за единицу времени и снизить время ожидания на остановках, повысить эффективность перевозок и сделать их более плотными [9-11].
Такое внедрение ПАС является важным шагом в обеспечении более качественных и эффективных пассажирских перевозок. Автоматизированный расчет интервала движения сделают перевозки более плотными, комфортными и безопасными, а также позволят увеличить ресурс и надежность транспортных средств. Новый алгоритм внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок представлен на рис. 3.
Внедрение автоматизированного расчета интервала движения позволит не только обеспечить надлежащее качество пассажирских перевозок, но и избежать компаниям штрафных санкций со стороны заказчика (государственного органа, обеспечивающего функции транспортного обслуживания населения). В государственном контракте прописаны условия, которые должны выполняться подрядчиками, в противном случае с них будут взыматься штрафы, сумма которых также оглашена. Каждое нарушение интервала движения оценивается в 1000 рублей. Годовая сумма, расходующаяся на отчисления за несоблюдение интервала движения, составляет примерно 252000 рублей. Для полноценного внедрения в программу АСУ Транс-
Факторы при выборе ПО АСУ
АСУГПТ
КСУПТ
АСУ Транснав игация
Удобство загрузки исходных данных
в
Л
ч
о р
Я В о с
Л
щ «
»:< W
Нарушен ие трассы
а р
ю о н О
а
« §
S а а 2
!!
И
I £
Ъ си рр
ав
Интервал движения междуТС_
Возможность синхронизации данных между ПО (API) и АСУТНС - 1С
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
навигацию формулы необходимо учесть за- данную формулу, и ее сумму внедрения в автотраты на разработку программы, включающей матизированную систему управления. Итого,
общие затраты 370000 рублей.
Рисунок 3 - Алгоритм внедрения ПАС, с учетом автоматизированного расчета интервала движения, в организацию пассажирских перевозок
Срок окупаемости проекта рассчитывается как отношение общих затрат к месячной сумме нарушений. Также возьмем в учет, что полностью избежать штрафов и исключить ошибок по несоблюдению интервала не получится. Представим, что количества нарушений сократятся на 70%:
Т =
Зобщ
^нар0'7
(5)
Т=
370000
= 2,1 года.
р __ _нар ' .
Р =
О '
°общ
100 • 252000 • 0,7
= 47%.
вает на более эффективное использование ресурсов и повышение производительности системы перевозок.
Таблица 4 - Количество перевезенных пассажиров после внедрения внедрения ПАС, с учетом автоматизированного расчета интервала движения (2023 г.)
252000-0,7
Рентабельность капиталовложений будет равна:
1 ПП.<Г П 7
(6)
Дата, 2023 Кол-во пассажиров
май 225292
апрель 237411
март 227823
февраль 231412
январь 228864
декабрь 243112
370000
График коэффициента эффективности, отражающего отношение количества перевезенных пассажиров, результаты приведены в таб. 4 и таб. 5, к эксплуатационным затратам до и после внедрения ПАС (пассажирской автоматизированной системы), график представлен на рис. 4. Был выбран маршрут 120, который работал до транспортной реформы и после, работа осуществлялась по 23 нарядам.
После внедрения системы пассажирского обслуживания (ПАС) наблюдается увеличение коэффициента эффективности. Это указы-
Таблица 5 - Количество перевезенных пассажиров до внедрения внедрения ПАС, с учетом автоматизированного расчета интервала движения
(2021 г.)
Дата, 2021 Кол-во пассажиров
май 186345
апрель 174897
март 181552
февраль 179359
январь 168472
декабрь 162367
0,14 0,12 0,1 0,08 0,06 0,04 0,02
1 2 3 4 5 6
После внедрения ПАС До внедрения ПАС
Рисунок 4 - Диаграмма коэффициента эффективности пассажирских перевозок
Таким образом, реализация проекта по внедрению математического кода для расчета нарушений интервала движения автобусов на автостанции оказывается достаточно эффективной, срок окупаемости невелик, а рентабельность капиталовложений составляет 47%. Это подтверждает значимость и целесообразность внедрения данного проекта для экономической эффективности автобусной автостанции. Путем автоматизации и расчета нарушений интервала движения автобусов, можно достичь сокращения этих нарушений и значительной экономии средств.
Таким образом, результаты исследований показывают, что использование выбранного программно-аппаратного средства и разработанной формулы интервала движения автобуса являются эффективным решением для оптимизации процесса пассажирских перевозок в городских агломерациях. На основе полученных результатов можно определить оптимальный интервал движения автобусов и настроить программное обеспечение для автоматического расчета этого интервала. Это позволит сократить время ожидания пассажиров на остановках и повысить удобство их перевозки. Также, полученные данные по наполняемости пассажиров могут быть использованы для оптимизации работы автобусных маршрутов и настройки соответствующей транспортной инфраструктуры, например, для установки дополнительных остановок или изменения маршрута движения.
Обсуждение
В результате изучения доступного рынка ПАС и ранжирования наиболее значимых факторов было принято решение о выборе наиболее подходящего программно-аппаратного средства. Это обеспечило необходимую функциональность и производительность для решения задачи мониторинга и управления процессом перевозок.
При внедрении ПАС с автоматизированным расчетом интервала движения между транспортными средствами в систему мониторинга удалось сократить время ожидания пассажиров и увеличить точность расписания движения транспорта. Это привело к улучшению репутации организации пассажирских перевозок и увеличению числа пассажиров. Таким образом, результаты исследований показывают, что использование выбранного программно-аппаратного средства и разработанной формулы интервала движения автобуса являются эффективным решением для оптимизации процесса пассажирских перевозок в городских агломерациях. На основе полученных результатов можно определить оптимальный интервал движения автобусов и настроить программное обеспечение для автоматического расчета этого интервала. Это позволит сократить время ожидания пассажиров на остановках и повысить удобство их перевозки.
Результаты исследований и анализа помогли разработать фундаментальные рекомендации и решения для успешного внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок. Конечная схема методики внедрения ПАС в организацию перевозок может выглядеть следующим образом, рис. 5:
- оценка текущего состояния организации перевозок и выявление основных проблем, которые могут быть решены с помощью внедрения ПАС;
- выбор ПАС, учитывая особенности организации перевозок, бюджет и потребности пользователей;
- разработка плана внедрения, включающего этапы подготовки, тестирования, внедрения и обучения пользователей;
- оценка необходимых ресурсов, таких как финансовые, временные, кадровые и технические;
- разработка и внедрение стандартов и процедур, необходимых для эффективной эксплуатации ПАС;
- тестирование и проверка работоспособности ПАС, а также оценка его влияния на производительность и качество перевозочного процесса;
- обучение персонала и пользователей ПАС, обеспечение документации и поддержки в процессе эксплуатации;
- оценка результатов внедрения ПАС и их влияния на качество и производительность перевозочного процесса, а также внесение корректировок и улучшений в методику внедрения ПАС в будущем.
0
Каждый из этих шагов может содержать более детальные подпункты, но такая общая
схема позволяет охватить основные этапы процесса внедрения ПАС в организацию перевозок.
Рисунок 5 - Методика внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок
Заключение
В связи с развитием технологий и переходом на новую транспортную политику, направленную на более эффективное транспортное обеспечение, необходимо внедрять технологии по управлению городским пассажирским транспортом, которые позволят повысить безопасность и надежность пассажирских перевозок. В современных пассажирских перевозках программно-аппаратные средства играют важнейшую роль, обеспечивая эффективность и качество этой отрасли. Их внедрение в организации предприятий является неотъемлемой частью современного управления и контроля за перевозками. Это позволяет существенно повысить эффективность работы, оперативно воздействовать на негативные ситуации и обеспечить более высокий уровень обслуживания пассажиров [12].
Методика этапного внедрения ПАС, предложенная в данном исследовании, позволяет достичь наилучших результатов. С использованием независимых экспертных оценок были определены значимые факторы, которые помогли выбрать наиболее подходящую программу для организации пассажирских перевозок. Одним из основных выявленных проблемных аспектов было отсутствие автоматизированного расчета интервала движения в рассматриваемых программных решениях.
Автоматизированный расчет интервала движения является одним из факторов, способствующим увеличению ресурса транспортных средств. Путем сокращения порожнего пробега и оптимального использования ресурсов ТС, можно достичь более эффективного и экономичного функционирования перевозочной системы.
Это приводит к уменьшению износа и снижению затрат на обслуживание и ремонт, что благоприятно сказывается на долговечности и надежности транспортных средств. Ее внедрение позволяет рассчитывать оптимальный интервал движения транспортных средств, учитывая различные факторы, такие как плотность движения, пассажиропоток, график движения и другие параметры. Это приводит к повышению качества перевозок, сокращению времени ожидания пассажиров, снижению пробок и улучшению общей эффективности системы.
Составленный алгоритм внедрения ПАС представляет собой систематический подход к реализации проекта, направленного на улучшение качества пассажирских перевозок. Он предусматривает не только техническую сторону внедрения, но и учет экономической эффективности проекта. Результаты расчетов показывают, что внедрение автоматизированного расчета интервала движения позволяет исключить штрафы за нарушение несоблюдения интервала между транспортными средствами и снизить эксплуатационные затраты. Рассчитанная экономическая эффективность проекта подтверждает его целесообразность и выгодность для организации.
Внедрение ПАС в пассажирские перевозки открывает перед организациями новые перспективы и возможности. Они становятся основой для улучшения операционных процессов, оптимизации маршрутов и планирования ресурсов, повышения уровня безопасности и комфорта пассажиров, а также улучшения координации и контроля деятельности транспортных средств.
В целом, методика внедрения ПАС с использованием выбора наилучшей программы на основе экспертных оценок является эффективным подходом. Она обеспечивает систематическое внедрение инновационных решений, с учетом конкретных потребностей и особенностей организации. Такой подход позволяет достичь оптимальных результатов и максимальной эффективности внедрения ПАС в организацию пассажирских перевозок.
Литература
1. Сафиуллин, Р. Н. Системы автоматизации и контроля движения на автомобильном транспорте / Р. Н. Сафиуллин, В. В. Резниченко, А. Ф. Калюжный. -
Санкт-Петербург : Лань, 2019. - 516 с. - ISBN 978-58114-3655-2.
2. Hörcher, D., & Tirachini, A. (2021). A review of public transport economics. Economics of transportation, 25, 100196.
3. Melnikova, O., Nazarychev, A., & Suslov, K. (2022). Enhancement of the technique for calculation and assessment of the condition of major insulation of power transformers. Energies, 15(4), 1572. https://doi.org/10.3390/en15041572
4. Belikova, D. D., & Safiullin, R. N. (2022). The design and evaluation of a telematic automated system of weight control for heavy vehicles. Infrastructures, 7(7), 86. https://doi.org/10.3390/infrastructures7070086
5. Simonova, L. A., Dem'yanov, D. N., & Kapitonov, A. A. (2020). Smart information system for generating design constraints in the auto industry. Russian Engineering Research, 40(12), 1034-1038. https://doi.org/10.3103/S1068798X20120199.
6. Р. Н. Сафиуллин, Р. Р. Сафиуллин, В. А. Ефремова, А. Э. Пеплер.(2023). Концептуальные подходы рационального выбора состава бортовых информационно-управляющих систем при перевозке грузов. Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - № 5. - С. 45-52. - DOI 10.36535/0236-1914-2023-05-7.
7. Marusin, A., Tian, H., Safiullin, R., Safiullin, R., & Marusina, I. (2022, October). Integral Evaluation of the Effectiveness of the Implementation of Automated Technical Means of Controlling the Movement of Vehicles on the Road. In 2022 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology (EMCTECH) (pp. 1-4). IEEE.
8. Тарасов, Р. В., Макарова, Л. В., & Бахтулова, К. М. (2014). Оценка значимости факторов методом априорного ранжирования. Современные научные исследования и инновации, (4), 46-46.
9. Menukhova, T. A. (2014). Methodics of calculation of required amount of cars in reduced interval delivery times. Journal of Mining Institute, 209, 189-189.
10. He, P., Jiang, G., Lam, S. K., & Tang, D. (2018). Travel-time prediction of bus journey with multiple bus trips. IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems, 20(11), 4192-4205.
11. Verbrugge, B., Rauf, A. M., Rasool, H., Abdel-Mo-nem, M., Geury, T., El Baghdadi, M., & Hegazy, O. (2022). Real-Time Charging Scheduling and Optimization of Electric Buses in a Depot. Energies, 15(14), 5023.
12. Власов, В. М.(2018) Применение цифровой инфраструктуры и телематических систем на городском пассажирском транспорте : Учебник / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко, В. Н. Богумил. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». - 352 с. -(Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-516-013194-8. - DOI 10.12737/textbook_5a7dba496f0086.14296455.