Научная статья на тему 'Метод визуализации в обучении студентов высокотехнологичным иммунологическим исследованиям'

Метод визуализации в обучении студентов высокотехнологичным иммунологическим исследованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / ФОТОПРЕЗЕНТАЦИЯ / PHOTO PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова С. А., Мешкова Р. Я., Слабкая Е. В., Вавиленкова Ю. А., Ковригина Н. В.

В статье рассмотрен способ повышения качества изучения студентами современных лабораторных иммунологических исследований путем использования фотопрезентации как метода подробной визуализации всех этапов диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова С. А., Мешкова Р. Я., Слабкая Е. В., Вавиленкова Ю. А., Ковригина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a way to improve the quality of students’ studying modern laboratory immunological studies through the use of photo presentation as a method detailed visualization of all phases of diagnostics.

Текст научной работы на тему «Метод визуализации в обучении студентов высокотехнологичным иммунологическим исследованиям»

ДИСКУССИЯ

УДК 612.017.1:378.180.6 (07.07)

МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМ ИММУНОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

Аксенова С.А., Мешкова Р.Я., Слабкая Е.В., Вавиленкова Ю.А., Ковригина Н.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской. 28

Резюме. В статье рассмотрен способ повышения качества изучения студентами современных лабораторных иммунологических исследований путем использования фотопрезентации как метода подробной визуализации всех этапов диагностики.

Ключевые слова: качество образования, визуализация, фотопрезентация

VISUALIZATION METHOD IN THE PROCESS OF TEACHING HIGH-TFCH IMMUNOLOGICAL STUDIES

Aksenova S.A., Meshkova R.Y., Slabkay E.V., Vavilenkova Y.A., Kovrigina N.V.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskaya St., Smolensk, Russia

Abstract. The article describes a way to improve the quality of students' studying modern laboratory immunological studies through the use of photo presentation as a method detailed visualization of all phases of diagnostics.

Key words: the quality of education, visualization, photo presentation.

В связи с переходом на новую многоуровневую систему медицинского образования для фундаментальных и клинических дисциплин большое значение приобрело качество образования [2]. С учетом современных требований к подготовке специалистов совершенствуются формы и методы обучения студентов, в образовательный процесс внедряются методы, направленные на улучшения восприятия студентами изучаемых предметов [1, 3].

Иммунология не является стабильной и консервативной дисциплиной, в последние годы она развивается достаточно быстро и наполняется все новыми сведениями. Эта дисциплина дает студенту современные знания о фундаментальной иммунологии и прививает практические навыки по использованию достижений иммунологии в кли-нико-лабораторной сфере и исследовательской работе. Бурное развитие диагностических направлений в иммунологии привело к созданию и внедрению в практику инновационных методов диагностики. Современные иммунологические лаборатории

оснащены сложным оборудованием, позволяющим проводить высокотехнологичные методы иммуноанализа. молекулярно-био-логические методы исследования, которые крайне важны для диагностики различных патологических состояний. Знания иммунологических методов исследования необходимы каждому врачу независимо от специальности. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать методы преподавания для повышения интереса и понимания учащимися данной дисциплины, а также для расширения профессионального кругозора будущих врачей.

На кафедре клинической иммунологии и аллергологии изучение иммунологических методов исследования осуществляется в рамках учебной дисциплины «Клиническая и лабораторная диагностика в иммунологии». Нашей целью является формирование у каждого студента представлений о современной лаборатории и высокотехнологических методах иммунологического исследования. В процессе обучения студенты получают теоретические знания по данной теме.

ДИСКУССИЯ

Для полного понимания темы очень важным является визуализация всех этапов высокотехнологичных методов, с отображением всех нюансов лабораторной диагностики.

Совершенствованию учебного процесса способствует внедрение новых инновационных технологий, позволяющих студентам осваивать учебный материал. Так, для практических занятий силами сотрудников кафедры была создана фотопрезентация по теме «Иммунодиагностика», что позволило повысить качество обучения по данной теме. Презентация состоит из четырех разделов, посвященных методам иммуноана-лиза (иммуноферментный метод и имму-ноблот), методу проточной лазерной цито-флуориметрии и молекулярно-биологиче-скому методу ПЦР. В каждом из разделов представлены фотоматериалы современного оборудования, которое используется для постановки данных методик, подробная фотохарактеристика каждого этапа проведения этих методов, начиная с забора крови, доставки ее в лабораторию и заканчивая выведением результатов на экран монитора, распечаткой результатов, а также работой с готовыми результатами. Созданная на кафедре фотопрезентация содержит как текстовую, так и визуальную информацию, что позволяет значительно повысить информативность и иллюстративность каждого этапа диагностики, и соответственно качество восприятия данного материала.

Современные лаборатории зачастую требуют соблюдения высокого уровня стерильности, что затрудняет допуск большого количества студентов в такие лабора-

тории. Кроме того, многие этапы диагностики бывают автоматизированы, поэтому реальное присутствие в лаборатории студентов не дает полного представления об этапах диагностики и процессе в целом. Фотоальбом составлен таким образам, что каждый студент может видеть диагностику поэтапно, весь цикл исследования от взятия крови до получения реальных результатов. Поэтому фотопрезентацию можно рассматривать как аналог реального присутствия студента в лаборатории. Немаловажным является также, что на практическом занятии во время работы с фотоматериалами преподаватель может регулировать темп усвоения данного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов, давать объяснения и уделять время обсуждению вопросов, вызвавших затруднение. Благодаря работе с фотоальбомом у преподавателя есть возможность объяснить учащимся самые сложные этапы иммунодиагностики, сделать акценты на наиболее важные моменты. В процессе практических занятий с фотоальбомом у студентов появляется активная познавательная деятельность, они с большим интересом осваивают иммунологические методы исследования. Под руководством преподавателя оценивают и дают интерпретацию готовых результатов исследований.

Таким образом, применение в учебном процессе метода визуализации способствует повышению качества подготовки будущего врача в области современных методов иммунологического исследования, что позволит им в дальнейшем стать востребованными и конкурентноспособными специалистами.

Литература

1. Толстых, Е.М. Профессионально-психологическая подготовка студентов медицинских вузов [Текст] / Е.М. Толстых // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе: сб. науч. статей. - Воронеж. - 2010. - Вып. 2. -С. 177-178.

2. Формирование профессионально значимых качеств личности студента с позиций менеджмента качества [Текст] / И.В. Отвагин [и др.] // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. Спецвыпуск. - 2014. - С. 3-9.

3. Юдина, И.Э. Интерактивные формы проведения занятий у студентов [Текст] / И.Э. Юдина // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы Всерос. науч.-практ. конференции. - Челябинск. - 2013. - С. 164-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.