Научная статья на тему 'Метод улучшения стратегии экономического развития предприятия сферы услуг на базе Разработки и внедрения инновационного проекта'

Метод улучшения стратегии экономического развития предприятия сферы услуг на базе Разработки и внедрения инновационного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегия экономического развития / инновационный проект / предприятие сферы услуг / малый бизнес / прогноз окупаемости затрат / economic development strategy / innovation project / service sector company / small business / payback forecast.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П. А. Шиков, Ю. А. Шиков

В статье исследуется метод улучшения стратегии экономического развития предприятия сферы услуг, разрабатывается инновационный проект, рассчитывается окупаемость и преимущества предлагаемых мероприятий по повышению экономического потенциала на примере конкретного малого предприятия. Анализируется текущее финансово-хозяйственное положение предприятия, делаются выводы относительно дальнейшего развития фирмы. Исследуется проблема значимости малого бизнеса в современных рыночных условиях. Приводятся данные деловой активности малых и средних предприятий за последние годы и делается вывод о необходимости создания условий для частных предпринимателей, без коррупции, лишних проверок и излишнего администрирования. Малый бизнес должен стать базой российской экономики. Главная задача ткущего момента создать эффективные инструменты поддержки предпринимательства на всех уровнях. В заключении представлены разработанные в ходе исследования рекомендации предприятию, которые и составили разработанный метод улучшения стратегии экономического развития на основе разработки и внедрения инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF IMPROVING THE STRATEGY OF SERVICE SECTOR COMPANY ECONOMIC DEVELOPMENT ON THE BASIS OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN INNOVATIVE PROJECT

The article explores a method for improving the service sector company’s economic development strategy, develops an innovative project, calculates the payback forecast and benefits of the proposed measures to increase economic potential based on the example of a specific small enterprise. The current financial and economic situation of the enterprise is analyzed, conclusions are drawn regarding the further company development. The importance of small business in modern market conditions is investigated. The data on the business activity of small and mediumsized enterprises in recent years are presented and the conclusion is drawn on the need to create conditions for private entrepreneurs, without corruption, unnecessary inspections and excessive administration. Small business has to become the basis of the Russian economy. The main task of the current country’s management is to create effective tools for supporting entrepreneurship at all levels possible. In conclusion, the recommendations developed by the study to the enterprise are presented, which constituted the developed method for improving the economic development strategy based on the implementation of an innovative project.

Текст научной работы на тему «Метод улучшения стратегии экономического развития предприятия сферы услуг на базе Разработки и внедрения инновационного проекта»

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00050

П.А. Шиков-доцент кафедры экономики и финансов, к.т.н., Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, pavel.shikov@mail.ru,

P.A. Shikov, Candidate of Technical Sciences, Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design;

Ю.А. Шиков-магистрант кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, shikov.yuri@gmail.com,

Y.A. Shikov, undergraduate, Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.

МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА БАЗЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА METHOD OF IMPROVING THE STRATEGY OF SERVICE SECTOR COMPANY ECONOMIC DEVELOPMENT ON THE BASIS OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN INNOVATIVE PROJECT

Аннотация. В статье исследуется метод улучшения стратегии экономического развития предприятия сферы услуг, разрабатывается инновационный проект, рассчитывается окупаемость и преимущества предлагаемых мероприятий по повышению экономического потенциала на примере конкретного малого предприятия. Анализируется текущее финансово-хозяйственное положение предприятия, делаются выводы относительно дальнейшего развития фирмы. Исследуется проблема значимости малого бизнеса в современных рыночных условиях. Приводятся данные деловой активности малых и средних предприятий за последние годы и делается вывод о необходимости создания условий для частных предпринимателей, без коррупции, лишних проверок и излишнего администрирования. Малый бизнес должен стать базой российской экономики. Главная задача ткущего момента создать эффективные инструменты поддержки предпринимательства на всех уровнях. В заключении представлены разработанные в ходе исследования рекомендации предприятию, которые и составили разработанный метод улучшения стратегии экономического развития на основе разработки и внедрения инновационного проекта.

Annotation. The article explores a method for improving the service sector company's economic development strategy, develops an innovative project, calculates the payback forecast and benefits of the proposed measures to increase economic potential based on the example of a specific small enterprise. The current financial and economic situation of the enterprise is analyzed, conclusions are drawn regarding the further company development. The importance of small business in modern market conditions is investigated. The data on the business activity of small and medium-sized enterprises in recent years are presented and the conclusion is drawn on the need to create conditions for private entrepreneurs, without corruption, unnecessary inspections and excessive administration. Small business has to become the basis of the Russian economy. The main task of the current country's management is to create effective tools for supporting entrepreneurship at all levels possible. In conclusion, the recommendations developed by the study to the enterprise are presented, which constituted the developed method for improving the economic development strategy based on the implementation of an innovative project.

Ключевые слова: стратегия экономического развития, инновационный проект, предприятие сферы услуг, малый бизнес, прогноз окупаемости затрат.

Keywords: economic development strategy, innovation project, service sector company, small business, payback forecast.

В настоящее время малый бизнес приобретает черты стратегически значимой отрасли. В условиях санкций только малый и средний бизнес может эффективно осуществлять импортозамещение популярной товарной продукции, обеспечивать рост экономики, создавать рабочие места и способствовать росту благосостояния граждан. В последние годы рост малого бизнеса почти нулевой. «По итогам третьего квартала 2019 года индекс деловой активности малых и средних предприятий (RSBI) снизился до 50,9 пункта, что свидетельствует о фактической остановке роста деловой активности в секторе. RSBI оценивает настроения бизнеса в трех отраслях: торговле, производстве и сфере услуг. Наибольший пессимизм продемонстрировало производство — индекс в этой сфере упал с 53,9 до 49,4 пункта» [1]. Индекс рассчитывается на основании опроса руководителей 2 300 предприятий и формируется за счёт четырёх элементов: выручка, кадры, инвестиции и доступность кредитов. Спектр значений от 0 до 100. Показатели свыше 50,0 п. говорят о росте деловой активности, ниже означает падение и индекс на уровне 50,0 п. сигнализирует о стагнации (см. рис. 1).

Источник: Magram Market Research © РБК, 2019

Рисунок 1 - Значение индекса деловой активности малых и средних предприятий (RSBI) [2]

Риски и трудности отпугивают граждан. В 2019-м незначительно улучшился деловой климат по сравнению с предыдущим годом, но вместе с тем, малый бизнес развивается по-прежнему медленно. Он представлен прежде всего индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями. Его вклад в ВВП страны (по данным Росстата за 2018-й год) не превышает 20,2%. Негативное влияние оказывают высокая финансовая и административная нагрузка. Необходимо активнее создавать условия для малого бизнеса на местах.

Предлагается целый перечень процедур по упрощению открытия бизнеса, тем, кто работает индивидуально можно приобретать патент, требуется создание единого эффективного органа поддержки малого бизнеса, снижение кредитных ставок для начинающих предпринимателей. Необходимо побуждать спрос и предложение для малого бизнеса. Создавать условия для частных предпринимателей, без коррупции, лишних проверок и излишнего администрирования. Малый бизнес должен стать базой российской экономики. Главная задача создать эффективные инструменты поддержки предпринимательства на всех уровнях.

Не секрет, что современный мир переживает велосипедный ренессанс. Именно этот факт дает возможность запустить высокодоходный бизнес, который позволит в короткие сроки получить существенную прибыль при относительно небольших инвестициях.

В статье проводится анализ экономической деятельности предприятия ООО «Велоцентр в Aвтово», которое занимается розничной продажей велосипедов и запчастей. ООО «Велоцентр в Aвтово» является владельцем торгового знака «Велоцентр в Лвтово». Магазин «Велоцентр в Лвтово» был основан в 2002 году и работает на рынке Санкт-Петербурга более 15 лет. Магазин располагает торговым залом 200 кв. метров, складом 300 кв. метров, мастерской, отделом велозапчастей и аксессуаров, а также зоной сборки. Расположен по адресу: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Зайцева, д.8, корп.1 [3].

Основным видом деятельности ООО «Велоцентр в Aвтово» является розничная торговля непродовольственными промышленными товарами. Магазин «Велоцентр в Aвтово» специализируется на продаже велосипедов и запчастей к ним. С 2003 года «Велоцентр в Aвтово» является официальным авторизованным дилером Shimano, а с 2005 г. - Marin. Как было отмечено, магазин существует уже 15 лет и за это время в нем были представлены такие всемирно известные велосипедные брэнды как:

• с 2002 по 2006 год - Giant, Trek, Garry Fisher, Wheeler

• с 2007 по настоящий момент - Marin, Wheeler, Scott, Author, Schwinn и др.

В компании в широком ассортименте представлены запчасти торговых марок: Shimano, Campagnolo, Primo, Maguro, LOOK и т.д.; аксессуары к велосипедам: Sigma, Zefal, SKS, Topeak; велорезина: Nokian, Schwalbe, Barum, Kenda и др. [3] (см. табл. 1).

Магазин обслуживает контингент покупателей с различными потребностями в велосипедах: для спорта, отдыха, туризма и др. В основном он ориентирован на покупателей со средним и высоким уровнем дохода. Торговая площадь магазина до 2016 года составляла 100 м2, сейчас она составляет 200 м2. Все товары реализуются через одну розничную торговую точку.

Aссортимент магазина в части аксессуаров и комплектующих довольно широк, также, как и ассортимент представленных брендов самих велосипедов. Уникальным предложением магазина является наличие велосипедов известного бренда Marin.

Некоторые модели велосипедов представлены в торговом зале, некоторые покупатель может приобрести по предоплате со скидкой и через сайт магазина. При отсутствии в торговом зале необходимого покупателю размера велосипеда, оформляется отдельный заказ и товар будет доставлен в магазин в течение двух дней.

Таблица 1 - Товарная номенклатура ООО «Велоцентр в Автово» [3]

Номенклатура

Аксессуары Велосипеды Комплектующие Сопутствующие товары

Аптечки Marin Амортизаторы Термоупаковки

Багажники Merida Вилки Коврики/седушки

Велорюкзаки Schwinn Втулки Литература

Велосумки Wheeler Грипсы Обувь

Велочехлы Author Запчасти вел. Одежда

Держаки Black one Защита Очки

Другое Cube Камеры Разное

Замки Forward Каретки/картриджи Рюкзаки/чехлы

Зеркала Giant Кассеты/трещотки Санки

Инструменты Horst Колеса

Компьютеры Stark Обода

Корзины Stinger Педали

Кресла Stels Переключение

Крылья Б/у Покрышки

Насосы Рамы

Освещение Рулевые

Подножки Седла

Рога Системы и з/ч

Сигналы Спицы

Смазки Тормоза

Фляги Цепи

ООО «Велоцентр в Автово» так же предоставляет дополнительный год гарантии на велосипеды, четыре бесплатных сервиса в виде технического обслуживания (ТО); осуществляет полную предпродажную настройку велосипедов и выполняет ремонтные работы любой сложности.

Следует отметить, что уровень использования информационных технологий в системе управления и ассортиментной политикой и планирования ассортимента является достаточно низким. В настоящее время на ИТ-рынке имеется множество программ, позволяющих реализовать максимально полную автоматизацию по данной проблеме, том числе с использованием мобильных приложений.

Управление и ассортиментной политикой предприятия и планирование ассортимента осуществляется при помощи конфигурации 1С: Торговля и склад 7.7.

В 2018 году выручка выросла на 3903,1 тыс. руб. по сравнению с 2017 годом. Это связано с ростом престижности здорового образа жизни и цен на предоставляемые услуги. Однако темпы прироста выручки в 2018 году в абсолютном значении ниже, чем в предыдущем на 8,1%. Себестоимость продаж также росла в течение рассматриваемого периода в результате увеличения закупочной стоимости, как самих велосипедов, так и их комплектующих из-за девальвации рубля.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Текущий налог на прибыль, тыс. руб.

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

Прочие расходы, тыс. руб. Прочие доходы, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб. Управленческие расходы, тыс. руб. Коммерческие расходы, тыс. руб.

Валовая прибыль, тыс. руб.

Себестоимость продаж, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

■ 2018 ■ 2017 ь 2016

Рисунок 2 - Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Велоцентр в Автово»

Выручка в 2018 году росла более быстрыми темпами, чем росла себестоимость, валовая прибыль увеличилась на 35,5%, что является показателем эффективной работы магазина в сложных рыночных условиях. Чистая прибыль магазина в 2018 году также выросла.

Коммерческие расходы с каждым годом растут не измелись, они включают в себя затраты на аренду и на проведение рекламной кампании. ООО «Велоцентр в Автово» тратит незначительные средства на рекламную кампанию, собственного маркетингового отдела у магазина нет.

Предлагается разработать и реализовать инновационный проект по разработке мобильного приложения для платформ Android и IOS, с целью организации бизнеса по модели «шеринговой» экономики. По данным РБК объем рынка услуг «шеринга» в России в 2018 году составил 511 млрд. руб., увеличившись к предыдущему году на 30% [4].

Данное приложение должно качественно улучшить и упростить систему аренды и мониторинга вело-транспорта. В перспективе планируется интеграция и других видов транспорта, таких как гироскутеры, моноколёса, электро-самокаты на данную цифровую платформу.

Таблица 2 - Прогноз окупаемости затрат на внедрение и реализацию инновационного проекта, по ме-

сяцам

Месяц/ Показатели Затраты, тыс. руб. Доход, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.

0 455 - -

1 0 70 -385

2 0 80 -305

3 0 100 -205

4 0 130 -75

5 0 110 35

Проведем анализ доходности с расчета индекса рентабельности инвестиций который представляет собой отношение совокупного дохода за все периоды к начальным инвестициям (I).

PI = 490 / 455 = 1,08

209S.2 1143 ■ 968,1

524,5 2S5, : 242

2622.7 142S.7 ' ■ 1210,1

i.JOS3,6 1 7 £4,5

412 3 356,5 i 334,6

3294 IE 45.2 в 1660

2465.3 2319 м 217В,6

S49.2 712.9' Г 52£

■ ™ t'b'Jc +877,1 _ 43666 ,5

30625,:

2S453.S

33330,9

Данное значение говорит о приемлемом уровне доходности на вложенные средства.

Опираясь на расчеты, приведенные в таблице 2, можно сделать вывод о том, что представленный для реализации проект полностью окупиться за 5 месяцев, брать заемные средства не требуется, т.к. у ООО «Вело-центр в Автово» достаточно собственных средств для организации и развития инновационного проекта.

Рассчитаем точный срок окупаемости вложенных инвестиций. Методика расчета подразумевает деление первоначальных инвестиций на размер среднемесячного дохода:

t = 455 / 98 = 4,64 (мес.)

Следовательно, проект вело проката окупится уже через 5 месяцев.

Рассчитаем чистый дисконтированный доход через функции пакета прикладных задач Microsoft Excel. Стоит отметить, что при использовании данной методики расчета амортизация уже заложена в первоначальных затратах, поэтому сумма ежемесячных расходов уменьшена на сумму амортизационных отчислений. В качестве ставки дисконтирования была принята базовая доходность вкладов на февраль 2019-го года.

Все рассчитанные показатели говорят о высокой перспективности бизнеса. Постоянно растущий спрос на здоровый образ жизни и популярность всевозможных средств обеспечения данного образа жизни. Данная ниша пока является недостаточно конкурентной, что открывает множество перспектив для развития бизнеса.

Таблица 3 - Чистый дисконтированный доход

Инвестиции (I) Поступления (CF) Фактор дисконта (1+г)Лп Чистый приведенный эффект (NPV)

0 455 0

1 - 70 1,0068 - 385,47

2 - 80 1,0136 - 306,54

3 - 100 1,0204 - 208,54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 - 130 1,0273 - 82,00

5 - 110 1,0343 24,35

г = 0,08

В таблице 3 представлены проведенные расчёты. Предлагаемый к реализации проект не требует больших инвестиций и характеризуется низким уровнем потенциальных рисков. Проект рассчитан на реализацию стратегии финансового развития ООО «Велоцентр в Автово». Наличие данного бизнес-объекта в Санкт-Петербурге является целесообразным решением с точки зрения его доходности и эффективности в достижении

декларируемых целей. Рентабельность проекта составит 18,48 % (см. рис.3).

РАСЧЕТ ОКУПАЕМОСТИ

Рисунок 3 - NPV инновационного проекта нарастающим итогом

Значимость четкого формулирования стратегии для малых предприятий трудно переоценить. Во многих публикациях по результатам исследований приводятся данные, подтверждающие этот вывод: «Разработка стратегии имеет несомненную важность для предприятий любого размера и различной специфики деятельности. Однако наиболее важной она представляется для компаний малого и среднего бизнеса. У них меньше финансовых, материальных ресурсов, невысокая численность персонала. И те немногочисленные ресурсы, которые малое или среднее предприятие имеет, оно должно распределить и использовать наилучшим в данной ситуации образом. К тому же, небольшие предприятия сильнее ощущают ограничения не только ресурсного, но также рыночного, юридического, политического характера. Крупная компания может сравнительно легко обойти эти ограничения, потому что в её распоряжении имеется не одно и даже не несколько, а множество различных направлений, сфер деятельности, возможностей. У малого, а нередко и у среднего предприятия, такой выбор отсутствует, поэтому и риск негативных последствий внедрения неверных стратегических решений намного выше» [5].

По результатам исследований и проведённого анализа, разработаны рекомендации по улучшению стратегии экономического развития предприятия ООО «Велоцентр в Автово», которые легли в основу разработанного метода:

1. Совершенствования системы сервисных услуг.

2. Разработки системы дополнительных услуг.

3. Разработки различных типов абонементов.

4. Разработки мобильного приложения.

5. Оптимизация деятельности компании по продвижению деятельности ООО «Велоцентр в Автово» в социальных сетях.

6. Совершенствование работы сайта компании.

Данные мероприятия не требуют значительных вложений и могут быть осуществлены при помощи использования собственных средств компании.

Источники:

1. РБК / Раздел «Экономика» 28 января 2020 года [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (Дата обращения: 17.02.2020 г.).

2. РБК / Раздел «Экономика» 07 ноября 2019 года [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics/07/11/2019/5dc191aa9a7947de940ab259 (Дата обращения: 17.02.2020 г.).

3. Официальный сайт ООО «Велоцентр в Автово» — Режим доступа: https://велоцентр.рф / (Дата обращения: 17.02.2020 г.)

4. РБК / Раздел «Проект РБК тренды» [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/trends/sharing/5ddbb3279a7947b01be74c19 (Дата обращения: 17.02.2020 г.)

5. Глушко В. О., Подольский С. В., Шамардина О. В. Совершенствование стратегии развития предприятий малого и среднего бизнеса в условиях внутренних и внешних ограничений на основе использования опыта открытого акционерного общества «Тымовский хлебокомбинат» // Вестник евразийской науки. 2016. №6 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-strategii-razvitiya-predpriyatiy-malogo-i-srednego-biznesa-v-usloviyah-vnutrennih-i-vneshnih-ogranicheniy-na-osnove (Дата обращения: 17.02.2020 г.).

Sources:

1. RBC / Section "Economics" January 28, 2020 [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (Date of access: 02.17.2020).

2. RBC / Section "Economics" November 7, 2019 [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/economics/07/11/2019/5dc191aa9a7947de940ab259 (Date of access: 02.17.2020).

3. The official website of Velocenter in Avtovo LLC - Access mode: https: // velocenter.rf / (Date of access: 02.17.2020)

4. RBC / Section "RBC Trends Project" [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/trends/sharing/5ddbb3279a7947b01be74c19 (Date of access: 02.17.2020)

5. Glushko V. O., Podolsky S. V., Shamardina O. V. Improving the development strategy of small and medium-sized enterprises under internal and external constraints based on the experience of the open joint-stock company Tymovsky Bakery // Herald of Eurasian Science. 2016. No6 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-strategii-razvitiya-predpriyatiy-malogo-i-srednego-biznesa-v-usloviyah-vnutrennih-i-vneshnih-ogranicheniy-na-osnove (Date of access: 17.02 .2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.