Научная статья на тему 'Метод тренинга в системе подготовки специалистов художественной направленности (на примере дисциплины "мировая художественная культура")'

Метод тренинга в системе подготовки специалистов художественной направленности (на примере дисциплины "мировая художественная культура") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / TRAINING / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / МЕТОД / METHOD / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Браницкий Владимир Владимирович

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования метода тренинга в преподавании дисциплины «Мировая художественная культура» для студентов художественных специальностей. Авторский подход к тренинговому методу обучения базируется на принципе технологичности, который определяет как структуру, так и результативность тренинга. Реализация принципа технологичности автором показана на конкретных примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Браницкий Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training method in the system of specialists education at the art-related faculties (on the example of the discipline "world art culture")

The article deals with theoretical and practical aspects of the use of the training method in the teaching discipline «World Art Culture» for the students of artistic specialties. The author’s approach to the training method of education is based on the principle of technological education, which determines both the structure and effectiveness of the training. The author showed the implementation of the principle of technological education on the concrete examples.

Текст научной работы на тему «Метод тренинга в системе подготовки специалистов художественной направленности (на примере дисциплины "мировая художественная культура")»

педагогика

Браницкий В.В.

метод тренинга в системе подготовки специалистов художественной направленности (на примере дисциплины «мировая художественная культура»)

Сегодня одной из главных задач отечественной высшей школы является формирование у обучающейся молодежи профессионального универсализма, т.е. способности мобильно менять способы и сферы своей деятельности.

Эффективность современного работника определяется не только уровнем его специальной (профессиональной) компетенции, а именно способностью выполнять конкретные виды деятельности, уметь решать профессиональные задачи, оценивать результаты своего труда и владеть способами повышения своего интеллектуального и культурного уровня, но и уровнем сформированности социальной и индивидуальной компетентности.

Социальная компетентность выражается в способности и умении человека работать в команде, принимать самостоятельные решения, адекватно и эффективно реагировать на реальные ситуации, используя соответствующие методы социальной коммуникации.

Индивидуальная компетентность как готовность к постоянному повышению квалификации и реализации своего потенциала в профессиональном труде, преодоление профессиональных кризисов и деформаций помогает современному работнику достигать карьерных вершин.

Поэтому не удивительно, что в числе базовых универсальных компетенций по направлениям подготовки бакалавров 51.03.02 «Народная художественная культура» и 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» представлены такие компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; способность к самоорганизации и самообразованию [1]; способность принимать участие в формировании общего мирового научного,

образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России [2].

Формирование указанных компетенций в процессе изучения дисциплины «Мировая художественная культура» (дисциплина - обязательный компонент базовой части ОПОП ВО) достигается путем использования различных педагогических технологий, в том числе тренинга. Однако следует отметить, что, несмотря на то, что тренинговые занятия встречаются студентами «на ура», данная форма проведения занятий зачастую для преподавателя оказывается трудоемкой и сложной, поскольку требует от него и предметных, и тренинговых знаний и умений.

В самом общем виде тренинг можно рассматривать как метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Специфика тренинга состоит, во-первых, в том, что основной акцент в этой форме обучения делается на тренировку, отработку каких-либо навыков, моделей поведения или способов мышления.

Во-вторых, в тренингах участвует не один человек, а группа, что позволяет каждому участнику принять участие в различных упражнениях с разными людьми, в результате приобретая уникальный опыт, который он потом самостоятельно перенесет в другие контексты.

В-третьих, тренинг - это интерактивное обучение, которое предполагает активность самих людей. Активность - единственный для человека способ овладеть нужными моделями поведения или способами мышления.

Интерактивность и вытекающая из нее некоторая непредсказуемость результатов - отличительные характеристики тренинга.

Важнейшими принципами организации любого тренинга являются технологичность, результативность и увлекательность (интересность). Технологичность предполагает, во-первых, четкость в определении целей и задач, во-вторых, наличие понятных алгоритмов действия, в-третьих, тренируемость этих алгоритмов, в-четвертых, простоту применения алгоритмов в реальной жизни [3].

Разработка тренинга - процесс, в котором последовательно решаются следующие задачи:

1) Определение целей и планируемых результатов. Преподаватель должен для себя ответить на вопрос о том, что реально достижимо в данном тренинге, и соответствуют ли планируемые результаты образовательным целям и задачам дисциплины, а также будут ли они интересны и полезны студентам.

2) Определение вида развития предполагает определение того, какие умения, навыки и модели поведения у студентов должны быть сформированы, развиты, изменены или скорректированы.

3) Подготовка теоретического материала и разработка инструментария (методов), которые планирует использовать преподаватель. Многие методы известны и широко используются в практике преподавания гуманитарных дисциплин: кейс-стади, деловая и ролевая игра, мозговой штурм, фасилитация, мини-лекции,

групповая дискуссия, практические упражнения.

4) Разработка сценария - важная часть подготовки к проведению тренинга, предполагающая объединение всех готовых элементов в единое целое.

5) Определение способов установления обратной связи. При традиционной обратной связи сам преподаватель обобщает результаты тренинга, дает оценку действиям студентов. Дебрифинг предполагает, что в центре внимания - личный опыт студентов, его восприятие и выводы, которые могут сделать студенты из этого опыта. Целесообразно задать студентам следующие вопросы:

а) Чему Вы научились и какой ценный опыт приобрели?

6) Какие новые умения и способности у Вас появились благодаря тренингу?

в) В каких жизненных контекстах в будущем Вы сможете их применять? [4].

Приведем некоторые примеры использования тренинга на практических

занятиях по мировой художественной куль туре.

А. Навыковый тренинг «Межкультурная коммуникация»

Цель тренинга - формирование навыков эффективного делового взаимодействия.

Планируемые результаты для студентов - расширение диапазона ролей, которые могут быть использованы для продуктивного поиска решения вопроса (проблемы, ситуации).

Вид развития - формирование навыков преодоления коммуникативных барьеров.

Подготовка информационного листка «Барьеры коммуникации», в котором даны письменные характеристики внешних и внутренних барьеров, подбор и разработка упражнений и игры.

Метод - групповая (ролевая игра). Применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность студентам, как приобрести поведенческий опыт в определенных ситуациях, так и скорректировать уже сложившуюся модель поведения. В данном тренинге игра позволит не только понять, в чем состоят коммуникативные барьеры, но и освоить техники их преодоления.

Сценарий

1. Определение правил поведения и работы группы.

2. Инструкция к упражнениям.

3. Выполнение и обсуждение процедуры выполнения упражнения.

Проведение ролевой игры начинается с ознакомления студентов с исходной

информацией и распределения ролей. Например, в курсе изучения мировой художественной культуры используются такие игры, как «Запад и Восток», «Где границы толерантности?», «Мы с тобой одной крови».

5. Обсуждение и анализ игры. Каждый участник дает личную оценку игры, рассказывает о собственных действиях.

6. Дебрифинг (из практики). «Я всегда считала, что могу принять и понять разные культурные нормы и нормально общаться с представителями разных народов. Оказалось, что я о себе думала лучше, чем есть на самом деле. В тренинге я поняла, как трудно общаться с людьми, которые имеют отличные от твоих

культурные ценности и нормы и не реагировать на то, что они далеко не всегда имеют намерение учитывать твои интересы». (В., студентка 2 курса).

Процедура дебрифинга, основанная на постановке вопросов, запускает не только межличностный диалог в группе, но и внутриличностный у каждого участника.

Б. Тренинг изменения социокультурных стереотипов

Цель тренинга - развитие саморефлексии и личностной эффективности.

Планируемые результаты для студентов - приобретение знаний о природе и видах стереотипов, формирование способности критически относится к сложившимся национальным социально-культурным стереотипам.

Вид развития - развитие способностей изменять свое поведение и миропонимание.

Методы - мини-лекция, фокус-группа. Метод фокус-группы представляет собой модерируемую групповую дискуссию, в ходе которой не только выясняется, но может и измениться отношение участников к предмету обсуждения.

Сценарий

1. Определение порядка, правил и регламента занятия, формулируется и обосновывается проблема.

2. Мини-лекция по теме «Стереотипы в массовом сознании», которую проводит преподаватель (или подготовленный студент).

3. Проведение фокус-группы. Дискуссию ведет модератор - преподаватель, важнейшей задачей которого является обеспечение доброжелательной атмосферы и комфорта, как для группы в целом, так и для каждого отдельного студента. В качестве темы обсуждения автор, например, использовал такие: «Вестернизация и ее влияние на развитие русской культуры», «Отечественная художественная культура: самобытность или копирование?».

4. Подведение итогов дискуссии, обобщение сказанного участниками фокус-группы.

5. Дебрифинг (из практики). По завершению фокус-группы по теме «Вестер-низация и ее влияние на развитие русской культуры», студентам было предложено сформулировать плюсы и минусы данного процесса.

«Вестернизация, по моему мнению, с одной стороны, способствовала интеграции русской культуры в мировую, обогатила ее новыми стилями, образами и даже жанрами, но, с другой стороны, этот процесс оказался очень агрессивным и размыл самобытность отечественного искусства и культуры» (Н., студентка 4 курса).

В. Метафорическирй тренинг

Цель тренинга - развитие творческого мышления, метафорического сознания.

Планируемые результаты для студентов - формирование способности воспринимать и устанавливать связи между различными явлениями, моделировать поведение.

Вид развития - развитие способностей использовать имеющиеся знания,

изменять свое поведение и миропонимание.

Метод - кейс-стади. Метод конкретных ситуаций - неигровой имитационный метод - сегодня в педагогической практике используется очень активно и считается одним из эффективных методов обучения студентов навыкам решения типичных задач. Кроме того данный метод способствует развитию системы ценностей студентов, профессиональных и социальных установок.

Технология использования метода кейс-стади в метафорическом тренинге по дисциплине «Мировая художественная культура» предполагает: во-первых, наличие (описание) конкретной ситуации, во-вторых, поиск метафор, отражающих исходную проблему или ситуацию, в-третьих, поиск метафор, иллюстрирующих решение проблемы или ситуации. Выполняя задания, студенты могут использовать различные источники (включая культурные практики народов мира) для поиска метафор, притч, историй, сказок, мифов.

Сценарий

1. Определение порядка, правил и регламента занятия.

2. Инструкция и задания к кейсам.

3. Выполнение задания, анализ и оценка выполненной работы.

4. Дебрифинг (из практики). На кейс о том, как человек, не имеющий собственных целей, утрачивает смысл деятельности и становится объектом манипулирования в коллективе, студентом 2 курса была предложена метафора в виде следующего фрагмента книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»: «Завидев Алису, Кот только улыбнулся. Вид у него был добродушный, но когти длинные, а зубов так много, что Алиса сразу поняла, что с ним шутки плохи.

- Котик! - робко начала Алиса. Она не знала, понравится ли ему это имя, но он только шире улыбнулся в ответ. «Ничего, - подумала Алиса, - кажется, доволен». В слух же она спросила:

- Скажи, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.

- Мне все равно... - сказала Алиса.

-Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.

-.только бы попасть куда - нибудь, - пояснила Алиса.

- куда- нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Нужно только достаточно долго идти.

Эффективность использования тренинга в процессе преподавания дисциплины по мировой художественной культуре определяется следующими факторами:

- количеством времени, отведенного на тренинговое занятие. Как показывает практика, оно должно составлять не менее 2,5 часов учебного времени;

- степенью мотивированности и готовностью самих студентов к освоению профессиональных навыков и умений;

- организованностью учебного пространства (наличие удобного для проведения тренинга кабинета/аудитории, оснащенного необходимым оборудованием);

- компетентностью преподавателя; его способностью обеспечивать позитивно-эмоциональный и креативный настрой в группе;

- организационной дисциплины, т.е. четкого соблюдения процедурных правил и требований.

В качестве специфического фактора можно назвать доминирование у студентов художественных специальностей образного способа мышления и сфор-мированность (в той или иной степени) творческих способностей.

В целом следует отметить, что технологичность тренинга, как и опыт преподавателя, есть достаточное условие его результативности.

литература

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. URL: http: www.fgosvo.ru (дата обращения 24.09.2017).

2. ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. URL: http:www.fgosvo.ru (дата обращения 24.09.2017).

3. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб: «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2008.

4. Фролова Н.А., Браницкий В.В. Об использовании метода тренинга в преподавании социальных наук в вузе // Образование и общество. 2016. №3 (98). С. 94-97.

Кагосян А. С., Канюк П.А

образовательные технологии в современном колледже: теория и практика

Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, порождают новые вопросы в проблемном поле «личность - образование - профессионализм - производство». Необходимость изменения системы профессиональной подготовки стимулирует и актуализирует исследования в области разработки моделей нового образования (Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Э.Д. Днепров, М.В. Кларин, Б.Б. Коссов, В.В. Краевский,Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.) [1, 2, 3, 5, 10, 13].

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.