Научная статья на тему 'Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся'

Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева М. П.

Автор рассматривает метод телекоммуникационных проектов как эффективный способ создания аутентичной языковой среды, в которой происходит приобщение учащихся к иноязычной культуре с учетом особенностей национальной и русской культур через осознание учащимися культуры родного, русского и изучаемого языков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

VI этап - подведение итогов занятия, оценка работы групп. Рефлексия.

На уроках истории на этапе рефлексии, обобщения я часто применяю метод «Синквейна». Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила составления синквейна:

1. Первая строка - тема называется ОДНИМ словом (обычно именем существительным).

2. Вторая строка - описание темы в ДВУХ словах (как правило, двумя прилагательными).

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами (обычно глаголами);

4. Четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. Последняя строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философскообобщенном уровне повторяющее суть темы.

Информационные технологии можно использовать при организации учебной проектно - исследовательской деятельности. Работая над проектами по истории, ребята развивают навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Они все чаще обращаются к ресурсам Интернета. Но достоверность информации в сети не всегда стопроцентная. Необходимо умение критически анализировать. Роль учителя становится значимой в формировании навыков оценки и проверки подлинности, точности, полноты любой получаемой информации.

Презентацию своих работ учащиеся, как правило, стараются провести с использованием видеофрагментов, компьютерных приложений, мультимедийных эффектов. Первая презентация проходит обычно на уроке. По мере приобретения опыта публичных выступлений у ребят возникает потребность дальнейшего продвижения своих результатов. Моя задача как учителя - организовать их выступления перед разными аудиториями на традиционных апрельских гимназических фестивалях науки и творчества, конкурсах, ежегодной городской конференции по краеведению.

Современные ученики демонстрируют быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Они владеют информационными технологиями значительно лучше, чем учителя (речь не идет об учителях информатики). И это понятно. Как говорит известный психолог Александр Асмо-лов, «учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». Но, каким бы естественным ни было наше отставание, его нужно сокращать. Чем раньше учитель начнет активно пользоваться Интернетом, чем быстрее он научится применять новые информационные технологии, а также создавать собственные информационные продукты, тем быстрее его классные и внеклассные занятия станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам.

Алексеева М.П.,

к.п.н., заместитель директора Октемский лицей Хангаласского района Республика Саха (Якутия) tokko08@rambler.ru

МЕТОД ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

Автор рассматривает метод телекоммуникационных проектов как эффективный способ создания аутентичной языковой среды, в которой происходит приобщение учащихся к иноязычной культуре с учетом особенностей национальной и русской культур через осознание учащимися культуры родного, русского и изучаемого языков.

Ключевые слова: метод телекоммуникационных проектов, межкультурная коммуникативная компетенция, интернет-технологии

Основополагающий вопрос

Как использовать метод телекоммуникационных проектов в организации учебного процесса, направленного на формирование межкультурной коммуникативной компетенции у обучающихся?

В условиях полилингвального и поликультурного образования изучение иноязычной и собственной культуры становится стержнем современной концепции обучения иностранным языкам (далее - ИЯ). В настоящее время актуальность приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения, знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Для отдаленных регионов Российской Федерации, таких как Якутия, проблема создания условий для обучения межкультурной коммуникации приобретает особую значимость. Системное и целенаправленное использование Интернет-технологий, в частности метода телекоммуникационных проектов (далее - ТКП), в учебном процессе является тем средством, которое обеспечивает наиболее эффективное иноязычное общение на межкультурном уровне в пределах школьной программы.

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Однако нельзя забывать о том, что Интернет -лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. На уроке должны быть созданы условия, повышающие коммуникативную мотивацию обучающихся (учет контекста телекоммуникационной проектной деятельности, личного опыта, желаний, интересов и склонностей обучающихся, эмоциональночувственной сферы, мировоззрения и статуса ученика в группе). Немаловажным является наличие позиции рефлексивной самооценки обучающегося, которая заключается в анализе, осмыслению себя, своей деятельности, способов достижения желаемого результата своей деятельности и учет возрастных и этнопсихологических особенностей учащихся.

Анализ программных требований к уровню сформи-рованности основ межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции показывает, что учащиеся должны овладеть знаниями о культуре с «большой буквы», основами поведенческой культуры, развивать умения и навыки, необходимые для общения с представителями разных культур. Поэтому в процессе обучения ИЯ важно решение задач, обеспечивающих формирование у школьников: а) уважительного и доброжелательного отношения к языку, народу и культуре, способствующего развитию взаимопонимания и толерантности; б) системы моральных ценностей и оценочно-эмоционального отношения к миру; в) чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам и действиям людей. Следовательно, в содержании обучения ИЯ наряду с межкультурной доминантой, должен отражаться ценностный аспект.

В предлагаемой нами модели обучения ценностный аспект межкультурного образования представлен на материале сравнения трех культур на основе куль-туроведческого компаративного анализа (М.М.Фомин, И.Э.Васильева). В методическом плане модель обучения представляет собой реализацию коммуникативнодеятельностного подхода как методологической основы обучения и использование метода ТКП как средства создания учебных ситуаций, максимально приближенных к условиям подлинного межкультурного общения. Методической доминантой является работа над телекоммуникационными проектами культуровед-ческой направленности (т.е. познавательно-поисковая и ценностно-ориентационная деятельность учащихся), а коммуникативная деятельность на ИЯ становится средством осуществления проекта.

В структурном плане модель обучения на основе метода ТКП представляет систему, состоящую из шести этапов: введение в проектную деятельность (постановка проблемы, обсуждение цели и задач, содержания, конечного результата, критериев оценивания) - выполнение познавательно-поисковых заданий проекта (сбор и систематизация информации, полученной от носителей языка через e-mail, из учебной, справочной, научно-публицистической и художественной литературы) - работа над проектом (представление полученной информации и обсуждение способов ее представления в проектном продукте, принятие окончательного решения) - подготовка презентации проекта - уст-

ная презентация проекта (выступление лидера группы с результатами работы по проекту, ответы всех членов группы на вопросы) - рефлексия (при оценке работы группы учащихся в целом и вклада каждого из них важно обратить внимание детей на то, что нового они узнали и чему научились в ходе выполнения проекта. Для этого хорошо использовать лист самооценки).

На этапе выполнения познавательно-поисковых заданий проекта учащимся предлагаются следующие задания:

а) Для работы с иноязычными участниками телекоммуникационной проектной работы посредством е-mail: составьте перечень вопросов, необходимых для того, чтобы узнать, как встречали новый год в старину в Англии, поделитесь со своим английским другом собранной информацией о том, как встречали новый год в старину в Якутии.

б) Для работы с Интернет-ресурсами: Зайдите на сайт Лондона www.london-uk.co.uk, определите, какие мероприятия международного масштаба проходят в Лондоне в течение года, сделайте презентацию лондонских мероприятий “Events in London” на Power Point.

В ходе работы учащихся с информационными источниками учитель предлагает следующие задания: найдите в тексте все, что вам понадобится для выражения своих идей и взглядов, обсудите предложения каждого в группе, попытайтесь придти к общему соглашению, напишите свои идеи в письменной форме, используйте “мозговой штурм”.

На этапе работы над проектом учащимися выполняются проблемные устные и письменные задания, где используется работа в парах или группах. Работа в группах повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу: What do you know about origins of May Day? How was it celebrated in ancient times? What was the main idea of this holiday?

Презентация телекоммуникационного проекта может проходить в разных формах. Так, по теме „National holidays: Ysyakh and May Day” это был урок-защита. На защиту выносилось следующее положение: “Новый год в старину и в Англии, и в Якутии отмечался как момент пробуждения и обновления природы (для якутов - пробуждение от долгого зимнего сна).

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что интерактивный подход Интернет-технологий, в том числе метода ТКП, служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).

Выполняя телекоммуникационный проект, ученик развивает свои умения и навыки речи, обогащает лексику и грамматику. Более того, метод телекоммуникационных проектов также развивает навыки, связанные с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления и т.п. Таким образом, способствует формированию основ межкультурной иноязычной коммуникатив-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009

51

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ной компетенции, развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и способность работать в коллективе.

Литература

1. Алексеева М.П. Формирование информационной культуры учащихся на основе использования новых информационных технологий как довузовская подготовка учащихся // Материалы I научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации». - СПб., 2000. - С.3-6.

2. Алексеева М.П., Попов И.В. Процесс информатизации на примере Октемской школы- гимназии//Материалы научно-практической конференции «Проблемы физикотехнического образования в РС (Я)». - Я., 2001. - С.36.

3. Алексеева М.П. Использование НИТ в обучении и воспитании //Интегрированное медиаобразование: Опыт школ России. - М.: ИОСО РАО, 2001.- С.215-216.

4. Алексеева М.П. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся девятого класса якутской школы на основе метода телекоммуникационных проектов. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. -195 с.

5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352с.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 220 с.

7. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. - М./СПб.: ГЛОС-СА/КАРО, 2004. - 336 с.

8. Полат Е.С., Бухаркина М..Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2007.

9. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.

Автор знакомит читателя с тем, как в Гуманитарно-педагогическом лицее идет успешное формирование единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей расширение информационного пространства, использования мультимедийных, интерактивных средств обучения, глобальной сети Интернет, повышение компьютерной грамотности учителей и учащихся и профессиональной компетентности учителя, а в итоге - повышение качества образования.

Цивилева Л.Л.,

директор Гуманитарно-педагогического лицея, Республика Коми, г. Ухта

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Как могут быть связаны качество образования и ИКТ?

Информатизация как одна из актуальнейших задач государственной информационной политики, медиатека, кадры и ИКТ, дистанционное обучение

В проекте современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационной экономики, повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина определяется как стратегическая цель государственной политики в области образования.

Для достижения поставленной цели существует большой арсенал средств. Каждое учебное заведение решает эту задачу по-своему, опираясь на основополагающие программные документы, в том числе, на основные направления развития приоритетного национального проекта «Образование».

Одним из таких средств является внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных (ИКТ), которые представляют собой совокупность методов, способов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора,

обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее пользователей.

В последнее время данной проблеме уделяется пристальное внимание. Это объясняется:

^ процессами интеграции электронно-вычислительной техники, современных аудиовизуальных средств, телекоммуникаций во все сферы деятельности общества, в том числе и в образование;

^ укреплением материально-технической, в том числе компьютерной базы общеобразовательных учреждений в рамках ПНП «Образование»; ^ целым рядом программ, постановлений, приказов по информатизации образования /Федеральный закон «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации», 2006 год; Приказ Федерального агентства по образованию от 04.08.2008 года № 696 «О развитии информатизации образования в рамках ре-

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.