Научная статья на тему 'Метод сценариев в стратегическом управлении'

Метод сценариев в стратегическом управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3447
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анохина Ю. А.

В данной статье рассматривается сущность метода сценариев и преимущества его применения при разработке стратегии компании в условиях нестабильной конъюнктуры рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод сценариев в стратегическом управлении»

МЕТОД СЦЕНАРИЕВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

© Анохина Ю.А.*

Московский государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва

В данной статье рассматривается сущность метода сценариев и преимущества его применения при разработке стратегии компании в условиях нестабильной конъюнктуры рынка.

Цикличность развития экономики, быстрая смена и слабая предсказуемость политических, экономических и социальных условий требуют от авиакомпании адекватной реакции на неожиданные изменения во внешней среде.

Традиционные методы управления, основанные на простой экстраполяции прошлого опыта, в современных условиях оказываются неэффективными. Попытки справиться с возникшими проблемами за счет мобилизации лишь внутренних ресурсов предприятия, улучшения внутрифирменного управления не приводят к решающему успеху.

Таким образом, концепция управления компании для достижения поставленных целей в долгосрочном плане должна быть основана на возможности наиболее эффективно использовать не только имеющиеся внутренние ресурсы, но и ситуацию, возникшую в динамично развивающейся внешней среде.

Анализ и прогнозирование возможных состояний внешней среды, отслеживание возможных последствий изменений рыночной ситуации позволяет обоснованно выбирать наиболее эффективную стратегию, адаптированную к прогнозным состояниям рыночной конъюнктуры.

В рамках решения задач стратегического развития для фирмы особенно важны результаты анализа влияния внешних факторов, поскольку они мало поддаются регулированию со стороны фирмы. Единственно возможные действия в отношении этих факторов - максимальное приспособление к их возможному влиянию. Состояние, характер динамики и взаимодействия этих факторов представляют собой информационное поле, для анализа которого наиболее эффективным инструментом является сценарный подход (метод сценариев).

Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

* Аспирант кафедры Менеджмента.

Разработку сценариев можно отнести к методам долго- и среднесрочного прогнозирования. Однако, рассматривая сценарный подход как метод прогнозирования, можно сказать, что, с одной стороны, сами сценарии прогнозами не являются, а с другой - сценарный подход является лишь отдельным этапом прогнозирования.

Метод сценариев можно отнести не только к области прогнозирования, но и к области стратегического планирования. Любому виду бизнеса присущи определенные азарт и риск. Уязвимость выбранной стратегии в значительной степени зависит от масштаба риска и возможности обеспечить контроль этого риска со стороны руководства. Требуется учитывать изменения, происходящие во внешней среде и внутри фирмы, в частности изменение потребительского спроса на товары и услуги, действия конкурентов и государственных органов, политическую и социальную ситуацию, конфликтные ситуации при формировании корпоративной культуры на предприятии и т.п. Их внезапное проявление может означать кризис для бизнес-системы. Здесь сценарии являются полезной отправной точкой при стратегическом планировании. Каждый руководитель при любых раскладах должен иметь свой сценарий развития предприятия, который позволил бы ему нарисовать мысленную картину будущего, оценить совокупность шансов и угроз для предприятия, наметить стратегические альтернативы его развития.

Необходимо отметить, что наличие хорошей стратегии в сочетании с успешным ходом ее реализации не гарантирует, что фирме удастся избежать спадов и неустойчивости, так как может появиться целый ряд различного рода непредвиденных и неблагоприятных обстоятельств, носящих форс-мажорный и случайных характер. С учетом этого должна быть предусмотрена стратегическая защита, позволяющая создать потенциал сопротивления кризису и обеспечение адаптации бизнес-системы для преодоления возникающих внешних и внутренних проблем.

В качестве основных параметров сценария целесообразно рассматривать состояние конъюнктуры целевого рынка, стратегический потенциал предприятия, вид выбираемой стратегии, степень риска в условиях неопределенности и неустойчивости внешней среды, а также чувствительность и устойчивость предприятия как бизнес-системы к негативным воздействиям.

Сценарий заставляет размышлять и обеспечивает:

- лучшее понимание рыночной ситуации и ее эволюции в прошлом, настоящем и будущем;

- оценку потенциальных угроз для фирмы;

- выявление благоприятных возможностей для фирмы;

- выявление возможных, наиболее целесообразных направлений деятельности фирмы;

- повышение уровня адаптированности фирмы к изменениям внешней среды.

Таким образом, метод сценариев позволяет повысить способность к предвидению и развить гибкость и адаптивность фирмы к переменам. Этот метод, который исходит из убеждения о том, что будущее никогда не может быть полностью измерено и управляемо, обладает, с точки зрения управления, рядом важных достоинств.

1. Прежде всего, он заостряет внимание фирмы на неопределенности, которая характеризует любую рыночную ситуацию: управление в турбулентной среде подразумевает способность предвидеть эволюция этой среды.

Состояние неопределенности может быть вызвано следующими обстоятельствами:

- неполнота имеющейся информации об исследуемом объекте;

- ограниченная способность исследователя переработать поступающую информацию;

- объективная неопределенность протекания процессов во времени;

- неопределенность воздействия среды на систему;

- неопределенность, связанная с процессом принятия решений.

В связи с этим, построение прогнозных сценариев преследует две основные цели в отношении неопределенности:

- максимально возможное в рамках данного подхода снижение неопределенности,

- описание не устраненной части неопределенности с помощью нескольких сценарных вариантов.

Анализ неопределенности во времени - это основной вопрос сценарных исследований. Для целей долгосрочного планирования возможна следующая структуризация временного горизонта развития систем: период инерции, выбора и неопределенности. Период инерции - промежуток времени, когда система движется в направлении сложившихся тенденций, и на нее не оказывают влияния, принимаемые в настоящий момент решения и происходящие внешние события. Период выбора - временной отрезок, где траектория развития системы складывается под влиянием принимаемых в настоящий момент решений и происходящих событий. Период неопределенности характеризуется лавинообразным ростом числа возможных вариантов развития и появления новых, непредсказуемых альтернатив.

2. Метод сценариев облегчает интеграцию данных, полученных разными методами, качественными или количественными.

3. Реализация этого метода вносит в управление дополнительную гибкость и способствует разработке альтернативных планов и системы быстрого реагирования на изменения внешней среды.

4. Кроме того, сценарии могут служить для выявления целей и стратегий компании, которые в краткосрочном плане кажутся оптимальными, а долгосрочной перспективе могут привести к неблагоприятным последствиям.

Сценарный подход может применяться к анализу системы, ее элементов, а также к анализу воздействия внешней среды на систему. Анализ среды позволяет выявить совокупность причин, определяющих функционирование и развитие системы и ее элементов. Эти причины называются факторами. Факторы не остаются всегда неизменными, их состояние, сила и направление влияния могут со временем изменяться, образуя так называемое поле сценариев. Границами поля сценариев являются:

- оптимистический сценарий, в котором все рассматриваемые факторы благоприятно сказываются на эволюции прогнозируемой системы;

- пессимистический сценарий, в котором все факторы отрицательно сказываются на изменении системы. Этот сценарий отражает наихудший вариант развития событий.

Вероятность исполнения как оптимистического, так и пессимистического варианта сценария крайне мала. Наиболее вероятным является сочетание положительных и отрицательных событий. Поэтому выделяют также наиболее вероятные сценарии, число которых может быть достаточно большим. Имеет смысл выделение как можно большего количества вариантов, которые охватывали бы весь спектр возможных направлений развития компании.

Вклад сценарного подхода в разработку стратегии заключается в том, что метод сценариев позволяет разработать разумный набор стратегий, способствующий достижению лучшего результата деятельности организации. В частности, сценарное планирование позволяет разработать стратегию организации, реализация которой приведет к удовлетворению специфических интересов организации или решению выявленной проблемы.

Оптимальным считается разработка такой стратегии, когда достигнутые результаты были бы благоприятны при любом рассматриваемом сценарии развития ситуации. Обычно каждому рассматриваемому сценарию соответствует единственная наиболее благоприятная стратегия. В данном случае необходимо выбрать такую стратегию, которая максимизировала бы выигрыш компании при любом варианте развития ситуации и обеспечивала бы минимальный уровень риска. В том случае, если вероятность реализации одного из предполагаемых сценариев намного выше вероятности реализации остальных, возможно выбрать стратегию, наиболее благоприятную для данного сценария.

В своих исследованиях М. Портер отмечает, что согласование сценариев со стратегией может быть осуществлено несколькими способами, но при этом необходимо помнить, что построение стратегии на базе только одного из сценариев достаточно рискованно. Выбор стратегии, предусматривающей все возможные сценарии развития, если и возможен, то требует значительных издержек.

По мнению Портера, существует пять основных подходов к выбору стратегии:

- придерживаться наиболее вероятного сценария развития;

- придерживаться наилучшего сценария;

- идти на компромисс;

- сохранять гибкость;

- воздействовать на исходы сценариев.

Выбор того или иного подхода индивидуален и зависит от лица, выбирающего стратегию. Считается возможным сочетание нескольких подходов. К примеру, можно придерживаться политики наиболее вероятного сценария и в то же время сохранять гибкость. Однако в любом случае необходимо осуществлять постоянный мониторинг за соответствием используемых организацией ресурсов выбранной стратегии, действиями конкурентов на рынке, а также максимально использовать конкурентные преимущества компании.

Применение метода сценариев играет особую роль при подготовке стратегии компании. Он дает возможность по-новому взглянуть на происходящее вокруг, увидеть зарождающиеся проблемы, подготовить компанию к будущим изменениям. Разработка стратегии развития бизнеса с помощью сценарного планирования заметно снижает уровень неопределенности, придает больше уверенности в правильности выбранной стратегии, позволяя снизить риски масштабных инвестиций, улучшить качество принимаемых стратегических решений.

Список литературы:

1. Артамонов Б.В. Методологические аспекты формирования стратегии предприятия // Научный вестник МГТУ ГА. - 2008. - № 131. - С. 31-36.

2. Бандурин А.В., Чуб Б.А., Процесс планирования стратегии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eduhmao.rU/info/1/4340/35034.

3. Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 2.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО

РЕГИОНА

© Бакуменко Л.С.*

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

Аграрный сектор российского рынка сельскохозяйственных товаров и услуг экономики страны в целом - динамично развивающаяся, мощ-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.