Научная статья на тему 'МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ'

МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ / БУКТРЕЙЛЕР / МЕТОД / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Екатерина Павловна, Кучмиева Татьяна Николаевна

Статья посвящена использованию метода цифрового сторителлинга в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам. В материале рассматриваются преимущества использования буктрейлеров на уроках домашнего чтения с целью повышения читательского интереса и мотивации учащихся к изучению предмета. Представлена методика организации деятельности учащихся, включающая этапы разработки концепции, сбора и анализа информации, создания истории, презентации проекта и его публикации. Обобщается положительный эффект от применения данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STORYTELLING METHOD AT HOME READING LESSONS

The article is devoted to the use of the digital storytelling method while forming communicative competence in the process of foreign language teaching. The material discusses the benefits of using book trailers at home reading lessons for enhancing the reader's interest and motivating students to study the subject. A methodology for organizing students' activities is presented, including the stages of developing the concept, collecting and analyzing information, story creating, presenting the project and publishing it. The positive effect of applying this method is summarized.

Текст научной работы на тему «МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ»

УДК 372.881.1 Санкт-Петербург, Россия

Saint Petersburg, Russia

МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ

Калинина Екатерина Павловна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 619 Калининского района

Санкт-Петербурга

Кучмиева Татьяна Николаевна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 619 Калининского района

Санкт-Петербурга

kuchmieva_t_n@school619.ru

Аннотация. Статья посвящена использованию метода цифрового сторителлинга в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам. В материале рассматриваются преимущества использования буктрейлеров на уроках домашнего чтения с целью повышения читательского интереса и мотивации учащихся к изучению предмета. Представлена методика организации деятельности учащихся, включающая этапы разработки концепции, сбора и анализа информации, создания истории, презентации проекта и его публикации. Обобщается положительный эффект от применения данного метода.

Ключевые слова: цифровой сторителлинг, образовательная технология, домашнее чтение, буктрейлер, метод, английский язык.

Kalinina Ekaterina Pavlovna,

English language teacher,

Kuchmieva Tatiana Nikolaevna,

English language teacher,

State Budgetary Educational Institution

Secondary school № 619 of Kalininski district,

Статья поступила: 25.11.2022;

Принята к публикации: 05.12.2022;

Для цитирования: Калинина Е. П., Кучмиева Т. Н. Метод сторителлинга на уроках домашнего чтения// Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №4. -с. 41-45 - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb.ru/#vypuski

THE STORYTELLING METHOD AT HOME READING LESSONS

Abstract. The article is devoted to the use of the digital storytelling method while forming communicative competence in the process of foreign language teaching. The material discusses the benefits of using book trailers at home reading lessons for enhancing the reader's interest and motivating students to study the subject. A methodology for organizing

students' activities is presented, including the stages of developing the concept, collecting and analyzing information, story creating, presenting the project and publishing it. The positive effect of applying this method is summarized.

Keywords: digital storytelling, educational technology, home reading, book trailer, method, English language.

The article was received: 25.11.2022; Accepted for publication: 05.12.2022;

For citation: Kalinina E.P., Kuchmieva T.N. Storytelling method in home reading lessons// Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №4. - p. 41-45. [Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/#vypuski

В настоящее время развитие информационных технологий приводит к появлению новых форм работы с учащимися. Одной из наиболее перспективных образовательных технологий может выступать цифровой сторителлинг. Под цифровым сторителлингом мы будем понимать метод электронной коммуникации, основанный на организации мультимедийного контента вокруг одной истории [1, с. 149]. Существуют различные формы цифровых историй. Среди них можно отметить рисованные видео, комиксы, мультимедийные страницы. Стоит отметить, что при создании цифровых историй необходимо отталкиваться от темы задания и от уровня владения компьютерными технологиями.

Цифровой сторителлинг как образовательная технология имеет целый ряд преимуществ. Среди них хочется особо выделить следующие: осмысленное слушание, метапредметность, повышение мотивации учащихся (и, вследствие этого, повышение результативности обучения), возможность создания наглядного материала для уроков, развитие умений структурировать информацию, облегчение восприятия и запоминаемости информации.

Существует отдельная технология создания цифровой истории, которая выглядит следующим образом.

1. Во-первых - проработка идеи. Подразумевается, что на данном этапе учитель совместно с учащимися определяются с темой проекта, с его целью, выбирают формат. Данный этап необходим для решения всех технических вопросов, для выбора материала и программ.

2. Во-вторых - сбор и анализ информации. Информация должна быть конкретной, направленной на решение заданной цели. После этого происходит создание самой истории, а именно - выстраивание повествования, затем - монтаж и презентация проекта.

3. В-третьих: на заключительном

этапе стоит отметить особую роль обратной связи, так как именно она позволяет достичь учебных целей и ориентировать учащихся на результат. Хочется отметить и высокую вовлеченность учителя-наставника при создании цифровых историй. Учитель помогает учащимся на протяжении всех этапов работы над проектами, он направляет, регулирует и помогает с решением возникающих вопросов.

Стоит упомянуть, что каждая цифровая история имеет ряд элементов, которые позволяют сделать ее осмысленной и качественной. Одним из главных компонентов выступает четкая позиция автора и

ключевой вопрос, другими словами - вывод, к которому учащиеся приходят в ходе работы над проектом. Еще одним немаловажным компонентом является интрига, то есть вопрос, на который в конце рассказа будет дан ответ. Интрига позволяет поддерживать интерес и активизировать мыслительные процессы. Не стоит забывать и об эмоциональной составляющей цифровой истории, так как именно она отвечает за чувственное восприятие повествования и за его запоминание. Одним из ключевых элементов выступает тщательный отбор изобразительных средств. Цифровой рассказ не должен быть перегружен большим количеством фото- и видеоконтента, так как это приведет к отвлечению аудитории от главной задумки авторов. Более того, выбор визуальной части должен быть обоснованным, создавать законченность и не ставить зрителя в тупик. Также следует помнить, что динамичность повествования всегда является преимуществом, так как не позволяет зрителям потерять интерес к истории и ее суть.

В качестве примерных тем для апробации описанной выше образовательной технологии можно выделить следующие: виртуальная экскурсия, социальная реклама, посвященная теме урока, симуляция интервью с исторической личностью, рассказ о местных достопримечательностях, обычаях, буктрейлер.

Начать работу над сторителлингом в 5 классе мы решили именно с обзора прочитанной книги. Современная тенденция такова, что чтение стало непопулярным времяпрепровождением среди детей и подростков в последнее время. Очевидно, что чтение на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление.

Под домашним чтением следует понимать обязательное для всех учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и обильное чтение с целью

Рис. 1. Выступление на уроке

извлечения содержательной информации [2, с. 238].

Следует стремиться к тому, чтобы чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие, стало естественно мотивированным, чтобы у учащихся формировалась привычка и потребность к самостоятельному чтению на английском языке. Для того, чтобы чтение было постоянным и обязательным, оно должно быть посильным. Поэтому тексты должны быть адаптированными из художественной или научно-популярной литературы.

Для уроков домашнего чтения мы предложили детям книги серии «Oxford Bookworms Factfiles». Данная серия представляет нехудожественные произведения самой разнообразной тематики: описание англоязычных стран и самых известных городов мира, история путешествий и открытий, биографии писателей и общественных деятелей. В этих книгах можно найти интересную информацию о культуре и искусстве, популярных видах спорта, окружающем мире и экологии, величайших достижениях науки и техники, проблемах современного общества и многом другом. Серия «Factfiles» предназначена для учащихся, владеющих английским на уровне от Elementary до Intermediate. «Factfiles» - это еще и возможность получения и углубления знаний о мире через английский язык. Упражнения в конце каждой книги позволяют проверять понимание прочитанного, закреплять пройденный материал, формируют умение усваивать текст при беглом

прочтении и использовать полученную информацию для написания коротких сочинений. По завершении работы над книгой школьники готовят небольшие обзоры, рассказы о наиболее впечатлившем их факте или истории. На этой основе детям было предложено создать буктрейлер.

Буктрейлер (англ. booktrailer) - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Применение создания буктрейлеров на уроках является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес [3, с. 23].

Мы выделили следующие этапы работы по созданию буктрейлера:

1. Выбор книги и создание рабочей группы.

2. Написание сценария к буктрейлеру.

3. Подбор материалов для видеоряда, подготовка декораций.

4. Съемка ролика.

5. Монтаж видео.

Следует отметить, что каждый ребенок может найти применение своим талантам на любом из этапов создания буктрейлера. Заключительный же этап пока ложится на плечи преподавателя. Для создания цифровых историй можно использовать следующие ресурсы: PowerPoint, Canva, Prezi, Book Creator, Movie Maker, Sony Vegas, Photoshop, Pinterest, Youtube, Google презентации.

Рис.2. Работа над созданием декораций для видеоролика

В заключение хотелось бы отметить, что использование технологии цифрового сто-рителлинга на уроках иностранного языка является времязатратным и энергозатратным процессом, но он того стоит, так как

охватывает практически все аспекты обучения, и, попробовав сделать цифровой рассказ один раз, дети заинтересуются этим видом деятельности раз и навсегда, а наша задача будет направлять их мотивацию в нужное русло.

Ознакомиться с результатом проделанной работы можно по ссылке или ОВ-коду: https://disk.yandex.rU/i/ QKqez0NoeYqttA

Список источников:

1. Макарова И. А. Storytelling как современная стратегия преподавания / И. А. Макарова, В. Ю. Прохоров // Труды международного симпозиума "Надежность и качество". - 2019. - Т. 2. - С. 149-151.

2. Кузьменко О. Д. Учебное чтение, его содержание и формы / О. Д. Кузьменко, Г. В. Рогова // Общая методика обучения иностранным языкам : хрестоматия / [Сост. А. А. Леонтьев]. - Москва : Рус. язык, 1991. - С. 238-252.

3. Буктрейлер как инструмент продвижения книги : методическое пособие / Сост. О. В. Рыкова. -Вологда: ВОУНБ, 2018. - 23 с.

4. Дийская А. Цифровой сторителлинг: новый формат общения с учениками на дистанционном обучении / А. Дийская [Электронный ресурс]. - URL: https://diso.ru/blog/37 (дата обращения: 22.11.22).

5. Benner D. Digital Storytelling Lesson / D. Benner, M. Guhlin [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/site/digitizeww/digital-storytelling-lesson (дата обращения: 22.11.22).

6. Yusupova N. K. The role of home reading in foreign language teaching and its organization at the English lessons / N. K. Yusupova [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/phil/ archive/235/12054/ (дата обращения: 22.11.22).

7. Вульфович Е. В. Цифровой рассказ как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку // Foreign language in the system of secondary and higher education: materials of the IV internationals cientific conference on October 1-2, 2014. Prague: V edecko vy davatelske centrum «Sociosfera-CZ». C. 45-49.

8. Олешко М. Нарратив — что это такое? Нарративные источники и техники [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/33FiPm (дата обращения: 02.12.2022).

9. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам: Учебное пособие / С.В. Титова, А.П. Авраменко. — М.: Издательство Икар, 2013. — 224 c.

List of sources:

1. Makarova I. A. Storytelling as a modern teaching strategy / I. A. Makarova, V. Yu. Prokhorov // Proceedings of the international symposium "Reliability and quality". - 2019. - Vol. 2. - pp. 149-151.

2. Kuzmenko O. D. Educational reading, its content and forms / O. D. Kuzmenko, G. V. Rogova // General methodology of teaching foreign languages: a textbook / [Comp. A. A. Leontiev]. - Moscow : Rus. language, 1991. - pp. 238-252.

3. Booktrailer as a tool for promoting a book: a methodological guide / Comp. O. V. Rykova. - Vologda: VOUNB, 2018. - 23 p.

4. Diyskaya A. Digital storytelling: a new format of communication with students in distance learning /

A. Diyskaya [Electronic resource]. - URL: https://diso.ru/ blog/37 (accessed: 11/22/12).

5. Benner D. Digital Storytelling Lesson / D. Benner, M. Guhlin [Electronic resource]. - URL: https:// sites.google.com/site/digitizeww/digital-storytelling-lesson (accessed: 22.11.22).

6. Yusupova N. K. The role of home reading in foreign language teaching and its organization at the English lessons / N. K. Yusupova [Electronic resource]. - URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12054 / (accessed: 11/22/12).

7. Vulfovich E. V. Digital storytelling as a means of forming communicative competence in foreign language classes // Foreign language in the system of secondary and higher education: materials of the IV internationals cientific conference on October 1-2, 2014. Prague: V edecko vy davatelske centrum "Sociosfera-CZ". C. 45-49.

8. Oleshko M. Narrative — what is it? Narrative sources and techniques [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/33FiPm (accessed: 02.12.2022).

9. Titova S.V., Avramenko A.P. Mobile teaching of foreign languages: Textbook / S.V. Titova, A.P. Avramenko. — M.: Publishing House Ikar, 2013. — 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.