Научная статья на тему 'Метод социально-педагогического проектирования в процессе социальной адаптации студентов средствами физической культуры'

Метод социально-педагогического проектирования в процессе социальной адаптации студентов средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод социально-педагогического проектирования в процессе социальной адаптации студентов средствами физической культуры»

Л.Е. Ковалева МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Педагогическое проектирование объектов дидактической и социальной деятельности учащихся является одним из самых древних и, к сожалению, незаслуженно забытых методов решения сложных воспитательных и обучающих задач.

Не будет преувеличением отметить, что еще на заре цивилизации основной способ передачи обучающей информации от старших к подрастающему поколению был не институциональный, а именно проектный, когда требовалось на основе полученного опыта и информации создать собственные представления и творческие условия для производства орудий труда, охраны жилища, добычи и приготовления пищи и т.д.

Философ Н.А.Берштейн, подчеркивая педагогические и культурологические функции проектной деятельности человека, очень точно отметил, что проектирование как совершенно особый вид проявления деловой и творческой активности субъекта базируется на умении человека уже на самых ранних этапах своего развития создавать определенные мыслительные конструкции своего «потребностного будущего», а затем претворять их в свою жизненную практику.

Особо хотелось бы остановиться на социально-педагогических особенностях и вытекающих из них возможностях проективной деятельности человека. Как правило, в жизни старших подростков, а затем и студентов обязательно должны присутствовать определенные «точки бифуркации» (термин синергетической теории развития органических систем), когда в результате накопления индивидуально-ценностного и социального опыта происходит своеобразный «прорыв» в новое качество жизни и отношений молодого человека.

Правильно педагогически осмысленный проект, реализуемый в процессе физкультурной деятельности, вполне может стать такой точкой бифуркации, в которой сошлись социальная потребность студента проявить себя во «взрослом» самостоятельном качестве будущего профессионала и просто как активного и деятельного человека.

Это не совсем привычное гипотетическое предположение базируется на следующих основаниях:

- физкультурная деятельность, особенно в ко-

мандных видах спорта наиболее знакома, массо-ва и популярна у подростков, в то время как виды и проекты их профессиональной деятельности технически и коммуникационно сложны и непривычны для студентов начальных курсов;

- занятия физической культурой своего тела, повышение физического тонуса организма, забота о повышении профессиональной работоспособности, физическом и психологическом здоровье чаще всего рассматриваются старшими подростками и студентами как свой индивидуальный социальный проект, который ему помогают осуществить педагоги на занятиях по физическому воспитанию;

- практически любая спортивная и даже просто физкультурно-соревновательная деятельность представляет собой определенный проект самоактуализации личности молодого человека в среде себе подобных, по таким референтным в молодежной среде критериям как мужество, сила, решительность, концентрация на достижении цели, взаимовыручка, лидерство, умение проявить свою волю и решительность.

Таким образом, мы видим, что в ходе подготовки таких проектов (тренировочный процесс), их реализации (собственно соревновательная деятельность студентов), целенаправленной рефлексии итогов проектов (разбор причин удач и поражений в соревновании) педагоги и студенты получают уникальную возможность актуализировать в реальной практике учебно - воспитательного процесса свои социальные и индивидуально-личностные потенциалы. Причем сделать это в интересной, динамичной, главное, в социально и творчески престижной и принятой в молодежной среде форме.

Особенно очевидно, педагогически наглядно и действенно эти проектные ситуации проявляются на пересечении содержания учебно-программных заданий и физкультурно-оздоровительных мероприятий, отражающих специфические требования и условия, молодежных субкультурных образований внутри вуза и за его пределами. Такими проектами становятся, например, спортивно-танцевальные конкурсы между учебными группами и курсами, «марафоны» по тех-

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© Ковалёва Л.Е., 2007

нике и культуре восточных спортивных единоборств, соревнования по производственной гимнастике и аэробике, различные виды физкультурных проектов по спортивно-техническим и прикладным видам досуговой деятельности молодежи.

Хотелось бы акцентировать внимание на оценке и педагогической интерпретации понятия событийности в рамках содержания и задач проектной деятельности. Дело в том, что событийность, как новое «совместное бытие» участников, предполагает совместный (совместимый по своим задачам, способам взаимодействия и приемам) труд разных людей, объединенных интересной и нужной перспективой деятельности и привлекательностью ее конечного результата.

В этом смысле педагогический потенциал проекта многократно увеличивается в случае его социальной направленности и значимости. Но проект дает возможность реализации и индивидуальных качеств, потребностей и устремлений учащихся в степени адекватной социально-психологической способности группы решать поставленные тем или иным проектом задачи.

Особенно очевидно и наглядно эта сторона педагогически направленной проективной деятельности студентов проявляется при использовании метода педагогической драматизации С.Р.Фейгинова в решении технологических задач физического воспитания и развития студентов. В этом случае индивидуальные творческие возможности отдельного субъекта умножаются содержанием и процессом их коллективного участия в массовых проектах типа «Алхимик», «Спортивный фестиваль», «Турнир первокурсников» и др.

В организации практической части нашей проектной деятельности мы подробно ознакомились с методикой проектирования крупных физкультурно-массовых проектов регионального и республиканского формата, которые осуществлялись на базе экзистенциально-опытной работы С.-Петербургского колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии. Особенно полезным и продуктивным нам представилось использование технологических приемов подготовки проведения таких физкультурных проектов как «Путь к олимпу» (открытие спортивных и военно-прикладных талантов в среде допризывной молодежи и студентов), «Звезды третьего тысячелетия» (массовые физкультурно-массовые соревнования по прикладным видам спорта), «Олимпия» (проведение соревнований муниципальных

подростковых спортивных клубов и физкультурных объединений молодежи).

В организации своей опытно-исследовательской работы в техническом университете и в Ярославском филиале Московской академии предпринимательства мы исходили из представлений о содержании и структуре проектной деятельности как важного практического механизма успешной социальной адаптации студентов средствами физической культуры и спорта. С этой целью нами был разработан определенный алгоритм последовательности педагогических действий по типологическому проектированию важных событий жизни и обучения студентов вуза.

В качестве практического примера методики организации, подготовки и проведения социально-педагогического проекта на основе продуктивной физкультурно-массовой работы со студентами первого и второго курсов Ярославского филиала Московской академии предпринимательства мы предлагаем рассмотреть проект под условным названием: «Физкультура и будущая профессия». Содержание данного проекта ориентировано на повышение социальной активности и физкультурной компетентности студентов начальных курсов.

Основная педагогическая цель названного проекта: на основе популярных в молодежной среде видов физкультурно-соревновательной и досуговой деятельности повысить интерес студентов к систематическим занятиям по физическому воспитанию. Из стратегической цели вытекает практическая педагогическая цель: в процессе их участия в подготовке и реализации проектных заданий привлечь учащихся к общественной жизни на факультете и в институте.

Содержание и методика нашего проекта в первую очередь ставит задачи определения новых путей и организационно-нравственных потенциалов социальной адаптации молодежи в такой определя-юще важный этап их жизненного самоопределения, экзистенциального выбора и физического созревания, каковым является период обучения в вузе.

Концептуально и методически для нас было важно понимание такого педагогического факта, как участие студентов в спортивных и физкультурных мероприятиях, а так же в организационно-творческой и социально-проектных видах деятельности. Это, как показали наши исследования, является хорошей практикой их социальной адаптации к условиям и трудностям новой для них социальной и профессиональной деятельности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

33

По материалам и методике подготовки и проведения праздника первокурсников было разработано специальное методическое пособие для студентов и преподавателей вуза «Физкультура и будущая профессия», где отражены принципиально важные, на наш взгляд, этапы педагогической деятельности студентов и преподавателей в рамках подготовки и проведения проекта.

Этапы подготовки и организация фестиваля.

1) Подготовительно-исследовательский: изучение актуальности проблемы, отработка теоретико-методологической базы проекта; ознакомление с практическим опытом воспитательной и проектной работы по проблеме социальной адаптации студентов средствами физической культуры.

2) Педагогико-информационный: ознакомление педагогов, кураторов и старост учебных групп с целями и задачами проектной работы; раздача анкетного материала; обсуждение на кафедре содержания и методики проекта.

3) Социального целеполагания: определение основных целей-ориентиров проектной, воспитательной и социальной работы со студентами; разработка трех уровней перспективного планирования физкультурно-воспитательной работы в содержательных и методических рамках проекта: ближних перспектив (подготовка, коллективное творческое планирование в учебных группах); средних перспектив (проведение проекта, обработка результатов научно-методической и воспитательной работы, подведение итогов); дальних перспектив (проведение научно-практической конференции студентов по проблеме социальной адаптации студентов средствами физической культуры (на материалах подготовки и реализации проекта), интерпретация полученных данных и учебно-воспитательных результатов, определение содержания и задач по реализации зимнего проекта «Фестиваль: физкультура и будущая профессия».

4) Структурно-программный: определение основных содержательных частей проекта; определение педагогических и социально-воспитательных задач по каждому разделу проекта; выделение специальных тестовых заданий, конкурсов и эстафет обеспечивающих решение проблем социальной адаптации студентов к учебному и профориентационному процессу в вузе.

5) Сценарно - драматизационный: проведение конкурса на лучшие задания и творческие предложения к сценарию фестиваля; определение художественных, эмоциональных и физкультурно-

оздоровительных частей фестиваля; составление сценарного плана фестиваля, включающего логику и последовательность его отдельных частей.

6) Репетиционный: этап подготовки учебных групп по этапам - заданиям, непосредственная тренировочно-подготовительная работа по отработке заданий по различным соревновательным видам.

7) Реализационный: создание специальных педагогических, организацион-ных и технических условий для проведения фестиваля; организация и проведение отдельных этапов; определение критериев судейства и подведения итогов по каждому этапу и всего фестиваля в целом.

8) Аналитический: обработка результатов анкет и опросников; педа-гогическая интерпретация полученных данных; составление психологопедагогических рекомендаций для студентов и кураторов учебных групп.

Организация работы по подготовке фестиваля

а) разработка положения о проведении фестиваля;

б) определение сроков и места проведения фестиваля;

в) проведение судейской коллегии;

г) подготовка материальной базы, инвентаря;

д) привлечение к проведению фестиваля руководства вуза, кураторов, старост групп.

Заключительный этап реализации целей и задач проекта.

Подведение научных и методических итогов проектной работы, заключительная рефлексия участников, сравнительные исследования уровней физической и социальной адаптации студентов к учебе в вузе. Обмен мнениями и впечатлениями с коллегами по созданию и социальной полезности этапов составивших содержание фестиваля. Выявление положительных и отрицательных моментов организации и проведения фестиваля.

Подведение итогов.

Проведение итоговой анкеты, включающей в себя пять блоков вопросов:

1) Впечатления по организации и проведению фестиваля.

2) Обсуждения по участию в фестивале учебных групп.

3) Личные впечатления студентов по участию в фестивале.

4) Мнение студента по организации, проведению, судейству каждого отдельного этапа фестиваля.

5) Рекомендации опрашиваемого по проведению второго (зимнего) этапа фестиваля.

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Исследовательско - диагностическая часть проекта:

1. Пилотажные методики (опросник интересов и предпочтений, анкета по диагностике уровня физической культуры, тестовые задания на основе контрольных нормативов).

2. Методики определения организаторских и лидерских качеств студентов (анкета, фиксированные наблюдения, ролевые игры).

3. Итогово-диагностические методики (модификация пилотажных стартовых методик). Анализ монографических наблюдений, составление индивидуальных монографичекских характеристик на отдельных участников проекта, чья адаптация к содержанию и особенностям учебно-воспитательного процесса вуза была затруднена определенными факторами социального, психофизического и коммуникативного характера.

Завершающая форма всего цикла проектнопедагогической работы - это проведение итоговой конференции всех участников и болельщиков, занятых в подготовительной или реализационной части проекта.

Абсолютное большинство участников конференции (всего в проекте было занято от 92 % до 96 % студентов первого и второго курсов) в своих

анкетах и выступлениях выделяли следующие факторы их адаптации к содержанию и формам учебной и профессиональной деятельности студентов в первые годы их обучения в институте: «почувствовали себя членом учебной группы и команды однокурсников», «получили возможность ближе узнать личные и психологические качества товарищей по учебе», «почувствовали себя членом единого коллектива», «получили возможность проявить свои спортивные и творческие качества», «преодолели чувство неуверенности в себе и в результатах своей учебной и общественной деятельности в учебной группе и на курсе», «получили возможность общения со студентами и преподавателями в неформальной, психологически комфортной ситуации общего дела».

Полученные исследовательские данные, в совокупности с методикой рефлексивного позиционирования и «Прожектор» (автор методик С.Р.Фейгинов), убедительно показали, что проектная деятельность в процессе учебной и воспитательной работы по физическому воспитанию студентов в вузе обладает значительным педагогическим потенциалом социальной адаптации студентов начальных курсов к трудностям и особенностям обучения в институте.

Е.И. Тихомирова, Т.Н. Титова СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЕ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ

Современная система образования России развивает разнообразные типы инновационных учреждений, к числу которых относятся и кадетские школы. В практике деятельности кадетской школы N° 95 г. Самары целенаправленно формируется система личностного развития подростков в ее воспитывающей среде как цель, средство и результат образовательного процесса. (О сущности феномена «воспитывающая среда» образовательного учреждения см. подробнее [4]).

В процессе разработки стратегии личностного развития подростков в воспитывающей среде кадетской школы мы опирались на: концепции воспитательного пространства, воспитательной системы, воспитывающей среды (А.В. Г аврилин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, A.M. Сидоркин, Е.Н. Степанов, Е.И.Тихомиро-ва, В.А.Ясвин др.); концепции и идеи социализации личности, социального воспитания, социаль-

ной педагогики (Н.Ф.Басов, В.М.Басова, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Муцрик, М.И. Рожков, и др.); основные положения процесса социального взаимодействия (Л.В. Байбородова); концепции личностно-ориентированного подхода, ее модификации применительно к подготовке военно-ориентированных кадров (Ш.А. Амонашвили, А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, Е.В. Бондаревская, П.Т. Волков, О.С. Газман, И.А. Липский, Г.И.Шпак и др.). Использовали обоснование стратегии практического функционирования воспитательных пространств в образовательных учреждениях (А.Р. Наумов, А.Е.Подобин, Н.М.Рассадин и др.) [1].

Для решения задачи личностного развития подростков в воспитывающей среде кадетской школы мы определили приоритетные направления: целенаправленное и системное формирование субъектной позиции подростков в пространствах воспитывающей среды; совершенствование

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1 © Тихомирова Е.И., Титова Т.Н., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.