Научная статья на тему 'Метод схематизации как средство развития интонационного слуха младших школьников на уроках сольфеджио'

Метод схематизации как средство развития интонационного слуха младших школьников на уроках сольфеджио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ / МЕТОД СХЕМАТИЗАЦИИ / СЛУХОВЫЕ ОБРАЗЫ / ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / INTONATION EAR / SCHEMATIZATION METHOD / AUDITORY IMAGES / THEORY OF STAGE-BY-STAGE FORMATION OF MENTAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еськина Елена Павловна

Рассматривается один из важнейших вопросов развития музыкальных способностей – проблема развития интонационного слуха у детей младшего школьного возраста. Актуальность исследования объясняется не только значением этого вида слуха для обучения музыке, но и сложностью процесса формирования данной способности, требующего больших временных затрат. Автор представляет собственный опыт работы, посвященной исследованию возможностей развития интонационного слуха детей в рамках преподавания курса сольфеджио в младших классах музыкальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schematization Method as Means of Elementary Schoolers’ Intonation Ear Training at Solfeggio Lessons

The article addresses one of the most significant issues of musical abilities development – the problem of elementary schoolers’ intonation ear training. The research relevance is explained not only by this ear’s importance for studying music but also by the complexity of this ability formation process which is time-consuming. The author presents her own work experience on studying possibilities of children’s intonation ear training within the framework of teaching Solfeggio in junior music school.

Текст научной работы на тему «Метод схематизации как средство развития интонационного слуха младших школьников на уроках сольфеджио»

Еськина Е. П. Метод схематизации как средство развития интонационного слуха младших школьников на уроках сольфеджио / Е. П. Еськина // Научный диалог. - 2013. - № 2(14) : Педагогика. - С. 122-128.

УДК 372.878

Метод схематизации как средство развития интонационного слуха младших школьников на уроках сольфеджио

Е. П. Еськина

Рассматривается один из важнейших вопросов развития музыкальных способностей - проблема развития интонационного слуха у детей младшего школьного возраста. Актуальность исследования объясняется не только значением этого вида слуха для обучения музыке, но и сложностью процесса формирования данной способности, требующего больших временных затрат. Автор представляет собственный опыт работы, посвященной исследованию возможностей развития интонационного слуха детей в рамках преподавания курса сольфеджио в младших классах музыкальной школы.

Ключевые слова: интонационный слух; метод схематизации; слуховые образы; теория поэтапного формирования умственных действий.

Музыкальный слух представляет собой способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных свойств.

В данной статье мы остановимся на развитии интонационного слуха у детей младшего школьного возраста. Мы опирались на интонационную концепцию Б. В. Асафьева [Асафьев, 1971, с. 355], а также на работы музыковедов В. В. Медушевского, Б. Л. Яворского, М. Г. Арановского [Медушевский, 1993, с. 168; Яворский, 1987, с. 41; Арановский, 1980, с. 102], За основу был принят тезис о том, что природа музыки не звуковая, а интонационная. Б. Асафьев афористически определил музыку как «искусство интонируемого смысла» [Асафьев, 1971, с. 344]. Развитие интонационного слуха является обязательной частью обучения детей музыке на начальном этапе и вместе с тем представляет определенную сложность в практике музыкального образования.

Ведущим интонационным уровнем принято считать масштаб мотивов. Единица этого уровня в нашей работе определена как «интонационный блок». Схематизация интонационных блоков -очень важный момент на уроках сольфеджио с детьми: метод схематизации структурирует интонационно-звуковой материал, объединяя его в логически понятные для детей формы, а так как мышление младших школьников наглядно-образное, мы предположили, что подкрепление звуковой информации визуальной улучшит усвоение материала. В трудах П. Я. Гальперина, Л. Ф. Обуховой,

Н. Ф. Талызиной, затрагивающих вопросы формирования детского мышления, показано, что развитие интонационного слуха затруднено в этом возрасте, так как умение составлять внутренний план действий, абстрактность мышления младшего школьника не сформированы.

Таким образом, возникает противоречие между значимостью метода схематизации с точки зрения оптимизации процесса развития интонационного слуха на уроках сольфеджио и недостаточной осознанностью структурных составляющих этого процесса и значимых для него средств.

Поэтому в качестве цели мы определили выявление, обоснование и экспериментальную проверку системы занятий на уроках сольфеджио с применением метода схематизации как средства развития интонационного слуха.

В начале исследования, опираясь на мнение ряда исследователей, мы определили сущность понятия «интонационный слух». Его можно рассматривать как психологический механизм приема и расшифровки содержательных параметров музыки: тембра, темпа, динамики, артикуляции и акцентуации. Нами были выделены компоненты и уровни развития такого слуха. Интонационный слух нами рассмотрен через компоненты, относящиеся к внутреннему слуху. Так как разделение слуха на внешний и внутренний до некоторой степени условно, поскольку оба вида взаимосвязаны, то мы сочли возможным проведение эксперимента с опорой на диагностическую методику определения качественных различий внутреннего слуха С. Е. Оськиной и Д. Г. Парнеса [Оськина, Парнес, 2003, с. 23].

Мы рассмотрели интонационный слух с точки зрения содержания слуховых образов. Первый компонент интонационного слуха -условные и безусловные следовые звуковысотные рефлексы, от характера функционирования которых зависит содержание, формы и качество слуха. Главным критерием является степень адекватности представления звуковысотных соотношений реально звучащему, скорость слуховых реакций, прочность их сохранения и произвольность «включения» рефлексов.

Качество слуха обусловлено содержанием представлений. Это второй компонент. Здесь главным критерием является «представление координации элементов музыкальной ткани», определяющим моментом следует считать способность представления ладогармо-нических соотношений, фонизма, метроритмической структуры в единстве и целостности.

Третий компонент - объем представлений, формируемый общей и музыкальной памятью, а именно процессами запоминания и сохранения информации. Здесь важны следующие критерии: емкость, точность, полнота запоминания и представления структуры музыкальной ткани.

Нами были выделены три уровня развития интонационного слуха: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется тем, что при минимальном количестве прослушивания звукового материала наблюдается высокая скорость реакций и точность воспроизведения, быстрое ориентирование в структуре музыкальной ткани, правильное интонирование.

Средний уровень проявляется более длительным осознанием предлагаемого интонационного материала (возможна помощь педагога), при воспроизведении допускаются небольшие ошибки.

Низкий уровень характеризуется необходимостью большого количества прослушиваний мелодии, возможностью воспроизведения интонационного блока только при участии педагога.

В качестве методологической основы применения метода схематизации мы рассмотрели теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [Гальперин, 1988, с. 256], что позволило определить порядок действий, включающих три этапа: предметный, внешнеречевой и внутренний.

Первый этап предполагает такое расчленение структуры объекта на смысловые единицы (интонационные блоки), когда то или иное средство выразительности связывается с его графическим изображением.

На втором этапе испытуемые выполняют внешнеречевое материальное действие со схематическими заменителями смысловых единиц. Разновидностями работы на этом этапе являются перевод

схемы (интонационных блоков) в нотную запись и воспроизведение их голосом.

Третий этап - перевод внешнеречевых проявлений во внутренний план: действие сокращается, автоматизируется, становится мыслью о действии (запись нотными знаками предложенного звукового материала).

Эксперимент проводился на базе муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей (МКОУ ДОД) Детской музыкальной школы города Тайшета Иркутской области. Принимало участие 20 человек: 10 учащихся младшего школьного возраста в контрольной группе и 10 - в экспериментальной.

Мы провели диагностику интонационного слуха по «Методике определения качественных различий внутреннего слуха» С. Е. Ось-киной и Д. Г. Парнеса и выявили, что в контрольной группе высокий уровень развития интонационного слуха проявил один учащийся, средний уровень - 6 человек, низкий - 3. В экспериментальной группе высокий уровень интонационного слуха обнаруживался у одного обучающегося, средний - у 5, низкий - у 4 человек. Низкие показатели стали основанием для проведения эксперимента с применением метода схематизации для развития интонационного слуха и оптимизации учебного процесса на уроках сольфеджио.

Работа по развитию интонационного слуха велась нами в течение полугода в нескольких направлениях согласно компонентам и критериям, обозначенным ранее.

После проведения эксперимента в контрольной группе показатели существенно не изменились: лишь у одного из учащихся диагностирован переход к среднему уровню интонационного слуха. Таким образом, работа по формированию этой способности должна быть продолжена, поскольку приобретение интонационного музыкального опыта требует более продолжительной работы.

В экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем развития интонационного слуха составило 2 человека, 7 обучающихся достигли показателей среднего уровня развития интонационного слуха, у одного уровень развития интонационного слуха остался на прежнем низком уровне. Учитывая сложность и длительность развития этого вида музыкальных способностей, отметим, что подобные результаты можно оценить как положительные. Они свидетельствуют о том, что возможно повышение результативности данного процесса.

Таким образом, на уроках сольфеджио в музыкальной школе применение метода схематизации для развития интонационного слуха младших школьников приводит к большей эффективности усвоения знаний учащимися, а также к оптимизации учебного процесса и повышению качества музыкального образования.

Литература

1. Арановский М. Г. Интонация, знак и «новые методы» / М. Г. Аранов-ский // Советская музыка. - 1980. - № 10. - С. 99-109.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Ленинград : Музыка, 1971. - 376 с.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Гальперин П. Я. Психология как объективная наука : избранные психологические труды / П. Я. Гальперин ; под ред. А. И. Подольского. - Москва : Изд-во Ин-та практич. психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1988. - С. 272-317.

4. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки /В. В. Медушев-ский. - Москва : Композитор, 1993. - 268 с.

5. Оськина С. Е. Музыкальный слух : теория и методика развития и совершенствования / С. Е. Оськина ; Д. Г. Парнес. - Москва : АСТ, 2003. -78 с.

6. Яворский Б. Л Избранные труды / Б. Л. Яворский ; сост. И. Рабинович ; ред. И. Сац и Б. Рабинович ; общ. ред. Д. Шостаковича. - Т. II. - Ч. 1. -Москва : Советский композитор, 1987. - 365 с.

© Еськина Е. П., 2013

Schematization Method as Means of Elementary Schoolers' Intonation Ear Training at Solfeggio Lessons

E. Eskina

The article addresses one of the most significant issues of musical abilities development - the problem of elementary schoolers' intonation ear training. The research relevance is explained not only by this ear's importance for studying music but also by the complexity of this ability formation process which is time-consuming. The author presents her own work experience on studying possibilities of children's intonation ear training within the framework of teaching Solfeggio in junior music school.

Key words: intonation ear; schematization method;

auditory images; Theory of stage-by-stage formation of mental actions.

Еськина Елена Павловна, преподаватель, муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей (МКОУ ДОД) Детская музыкальная школа; педагог дополнительного образования, муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей (МБОУ ДОД) Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» (г. Тайшет, Иркутская область), eskinae@ mail.ru.

Eskina, E., teacher, Municipal State Educational Institution of Children’s Extended Education “Children’s Music School”; teacher of extended education, Municipal State Educational Institution of Children’s Extended Education “Center for Creative Development and Humanities Education “Raduga” (Taishet, Irkutsk Region), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.