Научная статья на тему 'МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ОСНОВАННЫЙ НА ИНТЕГРАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ'

МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ОСНОВАННЫЙ НА ИНТЕГРАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие творческих способностей студентов / естественнонаучный профиль обучения / сотворческая деятельность педагога и учащихся / проблемные задачи / учебно-методический комплекс проблемных ситуаций. / development of students’ creative abilities / natural science profile of education / co-creative activity of teacher and students / problem tasks / educational and methodological complex of problem situations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халмуратова Жумагул Гайбуллаевна

рассматриваются возможные варианты организации обучения с ориентацией на развитие творческих способностей учащихся. Выделяются основные направления теоретических изысканий и экспериментальных работ по проблеме развития творческих способностей, учащихся на занятиях. Обосновываются педагогические условия активизации творческой деятельности учащихся на уроках естественнонаучного профиля посредством организации сотворческой с учителем деятельности по разработке и решению проблемных математических задач естественнонаучного содержания. Предложен учебно-методический комплекс проблемных ситуаций естественнонаучного содержания и их математических моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халмуратова Жумагул Гайбуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF DEVELOPING STUDENTS' CREATIVE ABILITIES BASED ON THE INTEGRATION OF SPECIAL SUBJECTS

the article considers possible options for organizing training with a focus on developing students' creative abilities. The main areas of theoretical research and experimental work on the problem of developing students' creative abilities in the classroom are highlighted. The pedagogical conditions for activating students' creative activity in natural science lessons are substantiated by organizing co-creative activities with the teacher to develop and solve problematic mathematical problems of natural science content. An educational and methodological complex of problematic situations of natural science content and their mathematical models is proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ОСНОВАННЫЙ НА ИНТЕГРАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ОСНОВАННЫЙ НА ИНТЕГРАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Халмуратова Ж.Г.

Халмуратова Жумагул Гайбуллаевна - Преподаватель педагогики, доцент, кафедра общественных наук и физической культуры Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: рассматриваются возможные варианты организации обучения с ориентацией на развитие творческих способностей учащихся. Выделяются основные направления теоретических изысканий и экспериментальных работ по проблеме развития творческих способностей, учащихся на занятиях. Обосновываются педагогические условия активизации творческой деятельности учащихся на уроках естественнонаучного профиля посредством организации сотворческой с учителем деятельности по разработке и решению проблемных математических задач естественнонаучного содержания. Предложен учебно-методический комплекс проблемных ситуаций естественнонаучного содержания и их математических моделей.

Ключевые слова: развитие творческих способностей студентов, естественнонаучный профиль обучения, сотворческая деятельность педагога и учащихся, проблемные задачи, учебно-методический комплекс проблемных ситуаций.

METHOD OF DEVELOPING STUDENTS' CREATIVE ABILITIES BASED ON THE

INTEGRATION OF SPECIAL SUBJECTS Khalmuratova Z.G.

Khalmuratova Zhumagul Gaybullaevna - Teacher of Pedagogy, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES AND PHYSICAL EDUCATION TASHKENT INSTITUTE OF TEXTILE AND LIGHT INDUSTRY TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers possible options for organizing training with a focus on developing students' creative abilities. The main areas of theoretical research and experimental work on the problem of developing students' creative abilities in the classroom are highlighted. The pedagogical conditions for activating students' creative activity in natural science lessons are substantiated by organizing co-creative activities with the teacher to develop and solve problematic mathematical problems of natural science content. An educational and methodological complex of problematic situations of natural science content and their mathematical models is proposed.

Keywords: development of students' creative abilities, natural science profile of education, co-creative activity of teacher and students, problem tasks, educational and methodological complex of problem situations.

УДК 370

Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности -первостепенная задача современной школы.

Задача преподавателя при этом состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого студента. То есть раскрыть качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Нужно в работе придерживаться многоаспектного подхода к определению творчества: творчество -это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире. Творчество (или креативность) - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Основная задача преподавателя - помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Отсюда и формулируются следующие правила ему:

• Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говоришь студентам о необходимости их развития, а тогда, когда педагог умеет развивать их сама и показывает это ребятам в совместном общении.

• Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, студенты не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

• Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Не ругать за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

• Поощрять разумный поиск. Креативность не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, наставник помогает раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, нужно поощрять его, даже если результат работы не оправдал ожидания.

Результативность: заметно повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.

Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся. Достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Список литературы /References

1. Богоявленская. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

2. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. - М., 1991.

3. Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. - Чита, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.