МЕТОД РАСЧЕТА ТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМОБИЛЯ С ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ НА ЭВМ
Нгуен Хак Туан
канд. техн. наук, Тхайнгуенский технический университет, 251750, Вьетнам, г. Тхайнгуен, квартал Тич Люнг, д. 666
E-mail: [email protected]
A COMPUTER METHOD FOR CALCULATING THE TRACTION-SPEED CHARACTERISTICS
OF AUTOMOTIVE VEHICLE EQUIPPED WITH HYDROMECHANICAL TRANSMISSION
Nguyen Khac Tuan
PhD. Thai Nguyen University of Technology 251750, Viet Nam, Thai Nguyen city, Tich Luong ward, № 666
АННОТАЦИЯ
В статье представлен аналитический метод изучения влияния структурных параметров трансмиссии на тя-гово-скоростную характеристику автомобиля с гидромеханической трансмиссией (ГМТ). Автором разработана программа для расчета тягово-скоростной характеристики с использованием программного обеспечения Matlab 2014 и произведены расчеты для автомобиля ГАЗ-21 с ГМТ.
ABSTRACT
The article presents an analytical method for studying the effect of the transmission's structural parameters on the traction -speed characteristics of a car with hydro-mechanical transmission. Developed a program to calculate the characteristics of the traction -speed using the software Matlab 2014 and carried out calculations for the car GAZ-21 with hydro-mechanical transmission.
Ключевые слова: гидромеханическая передача, двигатель, трансформатор, тягово-скоростная характеристика.
Keywords: hydro-mechanical transmission, engine, torque converter, traction characteristic.
1. Введение
На автомобилях различных типов и назначений довольно широкое применение получили гидромеханические трансмиссии (ГМТ). ГМТ отличается от механической тем, что в ее состав дополнительно входит гидродинамическая передача (гидротрансформатор или гидромуфта). При наличии в трансмиссии гидротрансформатора (ГДТ) нельзя для расчета тяговой силы использовать методику, применяемую при расчете механической трансмиссии [1; 6], так как гидропередача не обеспечивает однозначной зависимости между частотой вращения коленчатого вала и турбины, жестко связанной с ведущими колесами. Поэтому для построения тяговой характеристики автомобиля необходимо использовать выходные характеристики системы ДВС-ГДТ. Эти характеристики представляют собой зависимости мощности Nт и вращающего момента Mт на валу турбинного колеса от
частоты вращения турбины пы при полной подаче топлива в двигатель. Значения пт, Мт можно получить либо непосредственно из графиков [1; 3-6], либо вычислить аналитически. Однако использование графических методов для построения выходной характеристики трансформатора займет много времени для анализа влияния конструктивных параметров трансмиссии на тяговую характеристику автомобиля с ГМТ.
В настоящей работе представлен аналитический метод расчета тягово-скоростной характеристики сопротивления автомобиля с ГМТ с использованием программного обеспечения Matlab 2014. Этот метод обеспечивает быстрые и точные расчеты и позволяет изучить влияние конструктивных параметров трансмиссии на тяговую характеристику автомобиля с ГМТ.
2. Материал и методика работы
Библиографическое описание: Нгуен Х.Т. Метод расчета тягово-скоростных характеристик автомобиля с гидромеханической трансмиссией на ЭВМ // Universum: Технические науки: электрон. научн. журн. 2018. № 3(48). URL: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/5644
СП
Фч, б4
(даср^ Iс ^ ^-^М - м
р
МКП м к
ГП
Рисунок 1. Схема гидромеханической трансмиссии
На рисунке 1 показана общая схема трансмиссии заднеприводного автомобиля с колесной формулой 4x2. Здесь ДВС - двигатель внутреннего сгорания; СП - согласующая передача; ГДТ - гидродинамический трансформатор; Н - насосное колесо; Т - турбинное колесо; Р - колесо реактора; МКП - механическая коробка передач; ГП - главная передача.
Для расчетов тягово-скоростных свойств автомобиля с ГМП, особенно с применением ЭВМ, удобнее пользоваться не графическими зависимостями мощности и крутящего момента МТ на турбинном колесе от частоты вращения пТ, а аналитическими. Чтобы определить координаты точек совместной работы ДВС и ГМП аналитическим методом, поступим следующим образом.
Предположим, что внешняя скоростная характеристика ДВС описывается уравнением, предложенным С.Р. Лейдерманом [1; 5; 6].
N = Ne шах (1 - кво )
а+ Ь [ - с \
I ^
(1)
где а, Ь, с-коэффициенты зависят от типа и особенностей конструкции двигателя; кВО - коэффициент отбора мощности.
Крутящий момент на коленчатом валу двигателя определяется по формуле:
Чтобы было удобно рассчитать на ЭВМ, рассмотрим упрощенный метод [1] определения безразмерной характеристики ГДТ. По упрощенной методе для определения коэффициента трансформации используем зависимость [1]
* = 1 + В
•г -г2
0 и '7")
1 - В гн
(3)
где: Вг, В2 - коэффициенты, характеризующие геометрию лопастной системы трансформатора; ен -степень использования рабочего объема насоса; I -передаточное отношение ГДТ.
Значения Вг, В2, ен, можно определить по формулам:
В = 1М (с*8Рн2 - ТА1^РА1);
2п
В2 = ^ (Г СёРт 2 - ^Рн 2 )
2п
ен = С0 х(е-Р + Ф- Гр )(2 + Р-р1 - 7ср12 )
1800 -Рн_-АРн -АРт . Х 900 ' 900 ' Р АД '
АРн = Рн 2 - Рн1; АРт = РТ 2 - Рт1; АР А = РА2 - Ра
где /м = - относительная длина проекции сред-
М =
60 • Ne 2 •п • и
60
2 • п • и
N ш^ (1 - кВО )
П
а+ Ь
(п. ^
(2)
Для определения выходных характеристик системы ДВС-ГДТ нужно знать безразмерную характеристику ГДТ. Безразмерная характеристика ГДТ определяет зависимость коэффициента полезного действия, коэффициента трансформации от передаточного отношения, К = / (1); ? = / (1 ); 1Н = / (1 ) .
Эти характеристики обычно выводятся по результатам испытаний конкретных ГДТ [1; 3; 5].
ней линии канала насоса; /м - длина проекции средней линии канала насоса на меридиональную плос-_ г
кость; г =—— относительные радиусы рабочих ко' н 2
лес; г, - средние радиусы рабочих колес; Р{ - углы наклона лопаток колес. Индексы геометрических параметров трансформатора обозначают: Н - насос; Т -турбина; 1 - вход в колесо; 2 - выход из колеса; с0 -коэффициент, характеризующий отклонение действительной эпюры меридиональных скоростей от равноскоростей эпюр; х - коэффициент, характеризующий отклонение лопаток насоса от радиального направления; е=2,718; ф - коэффициент, характери-
к
И
т
Гн 2
зующий форму круга циркуляции; ( - относительная кривизна лопаток колес; 7 - соотношение средних арифметических радиусов турбины и насоса.
КПД трансформатора и коэффициент крутящего момента насоса определяется по формулам:
щ = К л (4)
_2
К = 10-6.1,78 -^г Уне{\ - Б1ен ) (5)
Значения Ун можно определить по формулам:
Ун = Рнср • 1М = (2 Ж гнср • Ънср -¥н ) • 1М ;
М„
60 • 4 2 • ж • п
'Я. тах I1 - Ко )
Мн-Кн •Р'
2 • ж • пн
30~~
= 0;
а П.+ь Щ - с [П.
= 0;
(7)
Искомые неизвестные в этих уравнениях Мн и пн: Зная значения Мн и пн, можно вычислять значения параметров выходных характеристик системы ДВС - ГДП:
где Ун - рабочий объем насоса; Енср - средняя суммарная площадь живых сечений каналов насоса; Ч/н - коэффициент стеснения лопатками живого сечения рабочего насоса.
Зная значение Кн, можно определить вращающий момент насосного колеса ГДТ по формуле [3; 5; 6]:
Мн =К-р^н -А5
(6)
где Кн - коэффициент момента насосного колеса; р -плотность рабочей жидкости, Ба - активный диаметр ГДП.
При соединении насосного колеса с валом ДВС через согласующую передачу на установившемся режиме Мн=Ме. ¡с, пн=пе/ ¡с. Тогда на основе уравнений (2) и (6) получаем систему нелинейных алгебраических уравнений:
2 • ж • пт
пт = пн'1 ;МТ = Мн •К ; Рт = Мт--(8)
Затем вычисляют показатели тягово-скоростных свойств автомобиля следующим образом:
= Мт-Н-1о щт ; = _С
_ ж • пт а 30
г р - р
Рк -
(9)
О
О
где Рк - тяговая сила на ведущих колесах; Рс - сила сопротивления; Б - динамический фактор; Уа - скорость автомобиля; К - фактор обтекаемости.
Решение формул (1-9) на ЭВМ с использованием программного обеспечения позволит быстро определить показатели тягово-скоростных свойств автомобиля и исследовать влияние параметров ГДТ и трансмиссии на тяговое качество автомобиля. 3. Результаты и их обсуждение В качестве примера расчета взята трансмиссия автомобиля ГАЗ-21 с ГМТ [4; 6]. Геометрические параметры трансформатора приведены в табл. 1 [1].
Таблица 1.
2
п
.
п„ = —
н
г
К
Колеса Р( г ран) г (т) Ьср (т) 1м (т) Ба (т)
вход (1) выход (2) вход (1) выход (2)
Н 80 110 0,0720 0,1315 0,0235 0,0820
Т 140 25 0,1315 0,0720 280
В этой статье была разработана программа для расчета тягово-скоростной характеристики с использованием программного обеспечения МаЙаЬ 2014. Результаты расчета для автомобиля ГАЗ-21 приведены на рис. 2-6.
На рис. 2 и 3 представлена внешняя скоростная характеристика ДВС и безразмерная характеристика ГДТ соответственно.
Рисунок 2. Внешняя скоростная характеристика ДВС автомобиля ГАЗ-21
Рисунок 3. Безразмерная характеристика ГДТ автомобиля ГАЗ-21
Рисунок 4. Характеристика системы ДВС-ГДТ
Рисунок 5. Выходная характеристика ГДТ
На рис. 4 показаны графики характеристики системы ДВС-ГДТ при разных значениях передаточного отношения ГДТ. На рис. 5 показаны результаты
расчетов выходной характеристики ГДТ с разными значениями согласующей передачи ¡с.
-.1 1.6 1.4
i Z
CL -
S ^
£: o.a i—
o.e
0.4
DL2
Traction characteristic
\ \ ■ 1 ■ 1 I —»-- Pkl -Pk2
X ■ 1 ■ 1 I
; \ ! F 1 1 1.S ■ 1 ■ 1 I 1
■ 1 4--i—- 1
рЗ.О \ г ; J-V-I-- 1
1 1 "------т----- 1
1 1 I 1 1 1 |
1 1 1 I 1 1 !
- - : 20 25 30 35 4Э 45 Automotile Speed (km/h)
Рисунок 6. Тягово-скоростная характеристика автомобиля ГАЗ-21 с ГМТ
Результаты расчета тягово-скоростной характеристики автомобиля ГАЗ-21 с ГМТ при ¡=3,0 и ¡=1,8 представлены на рис. 6.
Рассчитанные результаты для автомобиля ГАЗ-21 по указанному выше методу показывают, что при изменении входных параметров трансмиссии можно быстро получить выходную характеристику гидротрансформатора и также тягово-скоростную характеристику автомобиля. Поэтому этот метод подходит для выбора параметров трансмиссии автомобиля на начальной стадии проектирования трансмиссии автомобиля с ГМТ.
март, 2018 г.
4. Выводы
Расчет тягово-скоростной характеристики автомобиля с ГМТ на ЭВМ с помощью программного обеспечения Matlab 2014 позволяет быстро вычислять результаты и анализировать влияние конструктивных параметров трансмиссии на тягово-скорост-ную характеристику автомобиля с ГМТ. Этот метод может быть применен на начальной стадии проектирования трансмиссии автомобиля с ГМТ.
Признательность
Мое исследование было поддержано Тхайнгуен-ским технологическим университетом для научного проекта T2016-106.
Acknowledgments
My research was supported by Thai Nguyen University of Technology for the scientific project T2016-106.
Список литературы:
1. Автомобиле- и тракторостроение. Исследование трансмиссии автомобилей и тракторов: Республиканский межведомственный научно-технический сборник / Ред. Н. Натышева и др. - Минск: Вышэйшая школа, 1971. - 172 с.
2. Канунников С.В. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг. - М.: За рулем, 2008. - 496 с.
3. Кожевников B.C., Шарипов В.М., Шакиров Т.М. Выбор и определение параметров гидромеханических передач. - М.: МГТУ МАМИ, 2002. - 66 с.
4. Лаптев Ю.Н. Динамика гидромеханических передач. - М.: Машиностроение, 1983. - 104 с.
5. Нарбут А.Н. Гидромеханические передачи автомобилей: Учебное пособие для вузов по специальности «Автомобиле- и тракторостроение». - М.: Гринлайт+, 2010. - 191 с.
6. Тарасик В.П. Теория движения автомобиля: Учебник для вузов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 478 с.