Научная статья на тему 'Метод расчета нестационарных аэродинамических нагрузок на тонкое крыло конечного удлинения, совершающее упругие гармонические колебания в дозвуковом потоке'

Метод расчета нестационарных аэродинамических нагрузок на тонкое крыло конечного удлинения, совершающее упругие гармонические колебания в дозвуковом потоке Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
177
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Набиуллин Э. Н.

Излагается метод определения аэродинамических сил для расчета крыльев на флаттер при конечных числах Струхаля в дозвуковом потоке. Система линейных уравнений для определения аэродинамических сил получена из интегрального уравнения, связывающего нормальные скорости на крыле с распределением давления. Применяется дискретизирующая сетка С. М. Белоцерковского [1], удобная при расчетах на флаттер крыла с органами управления. Показано, что выведенные уравнения при М = Sh = 0 совпадают с соответствующими уравнениями прямого метода дискретных вихрей [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Набиуллин Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод расчета нестационарных аэродинамических нагрузок на тонкое крыло конечного удлинения, совершающее упругие гармонические колебания в дозвуковом потоке»

_______УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Том III 1972

№ 6

УДК 629.735.33.015.3.025.1.1.7

МЕТОД РАСЧЕТА НЕСТАЦИОНАРНЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ТОНКОЕ КРЫЛО КОНЕЧНОГО УДЛИНЕНИЯ, СОВЕРШАЮЩЕЕ УПРУГИЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ В ДОЗВУКОВОМ ПОТОКЕ

Э. Н. Набиуллин

Излагается метод определения аэродинамических сил для расчета крыльев на флаттер при конечных числах Струхаля в дозвуковом потоке. Система линейных уравнений для определения аэродинамических сил получена из интегрального уравнения, связывающего нормальные скорости на крыле с распределением давления. Применяется дискретизирующая сетка С. М. Белоцерковского [1], удобная при расчетах на флаттер крыла с органами управления. Показано, что выведенные уравнения при М = 811 = 0 совпадают с соответствующими уравнениями прямого метода дискретных вихрей [1].

Приближенное решение интегрального уравнения колебаний крыла. Если крыло совершает гармонические колебания в дозвуковом потоке, то распределение разности давления по поверхности крыла в линейном приближении будет также гармонически зависеть от времени, т. е. если нормальная скорость поверхности крыла УДх, 2, = г)егшЧ, то разность давлений р(х,2,<)=

= Не1/?(х, г)еы*). Здесь — круговая частота: / — время; х, г — координаты поверхности крыла (фиг. 1);/(х, г) и р(х, г)—комплексные амплитуды скорости и давления, связанные следующим интегральным уравнением:

= 4 1 у2 °Л Р (г') к(х~ 2 - г'’ м> ш)йх' аг'> О)*

о .

где V, р — соответственно скорость и плотность потока на бесконечности. Интегрирование производится по поверхности крыла. Выражение для ядра уравнения (1) для плоского крыла принимается, как в работах [4], [5]. Кроме уравнения (1), функция р{х,г)

* Знак 0 на внешнем интеграле показывает, что значение интеграла берется в смысле конечной части Адамара [7].

должна удовлетворять условию Чаплыгина — Жуковского р(х,г)=О на острой задней кромке.

Для решения уравнения (1) разобьем крыло на 'трапециевидные панели (фиг. 2) с боковыми кромками, параллельными корневой хорде крыла (считаем, что крыло движется без скольжения) так, как это принято в работе [1]. Следуя данным работы [1], только на линии в 1/4 текущей хорды от передней кромки панелей нагрузку будем считать постоянной и отличной от нуля. Уравнение (1) будем удовлетворять в точках, находящихся на средней линии панелей на расстоянии в 1/4 средней хорды от задней кромки. В дальнейшем панелям будем приписывать номер і, а контрольным точкам При такой схематизации интегральное уравнение (1) перейдет в систему линейных уравнений, которая может быть получена из (1) как^предел при е1 -» 0, где ег—ширина области около линии в 1/4 местной хорды, в которой р(х, г) ф О (на фиг. 3 заштрихованная область);

■ = ~^-2 2 Ига °| [ р(х', г') К(х; — х', гі — г', Мш)йх' сіг'. (2)

і-і і

Для получения предела удобно в (2) перейти в каждом интеграле к координатам хи zu связанным с линией 1/4 хорд:

•*' = .*!+*i cos yj + Zj sin z' = z\ — xtsln ъ + г! cos xi- (3)

Здесь x'., z\ — координаты центра линии нагрузки в i-й панели; % — угол стреловидности линии нагрузки.

Q,cos у•

Считая, что давление pt в области постоянно и pt=—,

* 4 /,ег

где ^ — длина полуразмаха панели, Q, — нагрузка на г-ю панель,

и переходя к пределу во внутреннем интеграле, получим:

/(*/. 2;)

l;lCOS Хг

1

-ltlCOS %i

§ / qujAK‘>dx\

dz{,

V 4tzPV2 fr[

i} — K(Xj — x’i — xt cos Xt — 2, sin '/j, Zj + Xi sin Xi—Zi cosy,, M, to). V

(4)

Фиг. 1

Фиг. 2

Фиг. З

Разлагая К1} в ряд Тейлора в окрестности лг, = 0 и сохраняя только член при нулевой степени X], интегрируя пол:! и переходя к пределу, получим:

1{!соа г1

/(Л;>2;)_ 1 V ° Г

V 4ир^2 ] 2/,

-»//С05/.г

X

X /С(*, — - «1 Sin X/, «у - — Z, COS Xi, м, ш) rfZj.

Вводя обозначения

(5)

Ео =

/«■

Zj cos Xt

h

Г;

/|

Q;

4 Р1/*/? М, ш); # =

<alt

■у*

получим окончательно:

= ^;£n7^(?0-ClgX/.'Co-C, <7, М)Л.

1

V 2*£-'

Функция ядра имеет следующий вид:

(6>

К

Г

(Со- V

СО

'= J

е- /<7(Е0-С tg х().

СО ■

£-<0|Со-С1

/ +

М/-'^Ко-С|

(1 4- и2)3'2

VI Со-С I

Я = У^о - С tg Хг)3 + Р* iCo - С)2; X =

RV&o-C)3-f>2J’ du\ р*=1— М2;

М/?-£„+С tgX/

(7)

Так как интеграл в (6) не берется в явном виде, то функцию ядра К заменим интерполяционным многочленом, выделяя особенность -г=—, где она есть. В данной работе применялась квадра-(Со V -

тичная интерполяция, причем линия нагрузки в панели' разбивалась на несколько равных интерполяционных отрезков. Расчеты показали, что три интерполяционных отрезка в панели достаточны для получения необходимой точности при числах Струхаля р* = шй/1/= 1 -ь 4 (Ь — корневая хорда). •

На фиг. 4 приведены графики вращательных производных Су, сау, т*г к т* в зависимости от числа Струхаля, полученных: автором излагаемым методом и по методу Б. Лашка [6] для крыла Х = 5, х = 45°, к)=1 и М = 0,1. Как видно из графиков фиг. 4, результаты, полученные по двум методам, согласуются достаточно, удовлетворительно.

ОС

$

е

*

г

с* У

млежемый метод ме/лад 6. Матяа

0 0,Ь Щ V 1 _ ! .! N

-V

-/

-12

Я?"

4 «■А г 1 6 р*

тК

1-6=

Фиг. 4

Покажем теперь, что при <7 -»0 и М = 0 величина интеграла в (6) совпадает с величинами безразмерных скосов потока, используемых в методе дискретных вихрей [1] для определения безразмерных интенсивностей Гг. Запишем интеграл (6) в следующем виде:

*1=

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-1 -1 —1

сов у (|Со—С1И-Но - -/) ,

(Со —С)2 I (1+И2)3'2 аи’

1

К1=1Г ‘.ы Г 5ЫК»~Д^гС1е:х)^

<с. — о*

Х/|С0-?1

(1 + И2)3/2

Ео ~ С х

Обозначим

с0-с| •

1 1 01

! = Пт ° Г Кх Л; да2 = Ит— ГКгйС.

<7->0 4 д-*0 Ц ^

(8)

После предельного перехода интегралы для %о1 и 'т-1 становятся табличными:

1

1

ТО1' Со— 1 С

5о —С1ех

/(Со - С)2 + (Е-С1§х)2

—1

1 . 1

<К;

Ко— 1

- <*. - СП**) ^ + етт) + 11п|С+Т| +

У(С»'~-С)2 + {50-С1ёх)2

I

(Со-С)2

Л.

(9)

Интегралы, входящие в (9), берутся в обычном смысле при |С0|>|С| и в смысле Адамара при |С0.|<|С|. ... .

7 Ученые записки ЦАГИ № 6

97

Опускаєм сложные выкладки и громоздкое выражение для и приводим только результат интегрирования для

Если в (10) заменим 0, на —С, то получим выражение для чюи совпадающее с выражением тю1 в работе [1]*. Тот же результат получается и для да2.

Матрицы коэффициентов обобщенных сил. При решении задач аэроупругости деформации крыла часто задаются в виде

N

Уравнение (6) запишем в матричном виде, разделив действительные и мнимые части:

Здесь индекс „1“ относится к действительности части, а „2“ — к мнимой части; 2, и 2г — квадратные матрицы порядка и, строчки которых составлены из интегралов, входящих в (6):

г),

(И)

где х — х/Ь] г = г/Ь; Ь — характерный размер. Тогда нормальная скорость

Є, Г(,) — 2, Г12) — 2кХі Л; Г(1) 4- 2і г42’= 2 «Х3А.

(12)

Решая матричное уравнение (12), получим:

Г(1) = 2тс(Фх Х1 — р* Ф2 Х2) Л; I г'^^ф^ + ф,*) А ) где Фі = (йі + йзйГ^з)-1; Ф2 = —Ф^г2”1-

* В статье ось г противоположна оси г в работе [1].

Комплексная амплитуда нагрузки будет: д = Р1/^[Г(1)+гГ(2)] Л,

где

I ==

ООО М\)

Умножая (14) слева на матрицу перехода к обобщенным координатам ик = Акеы и на временной множитель ем, получим матрицу обобщенных сил:

~Х3Ь^’и+ -ф-*31Г(2)н Л

Обозначив и— I

выражению для С?:

(3 = РУ2

где

,Ш. ; \еМг придем к следующему

\Afjj

1 -Х,1Тти + -^Хг1 Г(2>«|

ь " 1 Ур*

*ъ = {Л^«, 2г)} (/—1,2,..., я; £=1, 2,..., Ы).

(15)

Из выражения (15) получим матрицы коэффициентов аэродинамической жесткости В и аэродинамического демпфирования О, применяемые в задачах аэроупругости:

Ъ ХЪ1Т^:

2тер V2

ХМФіХх-р* Ф2Х,У,

1

р УХ3Ь Г = - 2 тгр УХгі ( ф, ^2 + ^5 Ф«^1) •

(16)

В качестве координатных функций ДО*, г) при расчете на флаттер методом многочленов принимаются степенные функции вида х7*. Для крыла Х = 1,33, ^ = 5 с прямой задней кромкой

и элероном (фиг. 5) были рассчитаны матрицы В я О при следующих функциях:

Номер функции /«

1 X

2 хг г

3 х3 г2

4 /э

Расчет проводился для М = 0, на полукрыле были взяты 64 панели, на элероне—16 панелей; /э означает поворот элерона около его передней кромки. На фиг. 5 приведены графики зависимостей Ьг k (p*)[bx k (0), где blk — элементы В; blk соответствует подъемной силе от k-Pi деформации. Матрица аэродинамического-демпфирования при изменении числа Струхаля от 1 до 2 меняется слабо (максимум на 7—8%). Из графиков фиг. 5 видно, что зависимость bx klbx А(0) от числа Струхаля с увеличением номера кривой (номер кривой соответствует номеру функции в таблице) ослабляется. Такое поведение кривых становится ясным, если учесть* что величина деформации быстрее убывает от концевой части крыла к корневой части при переходе к функции с большим номером. Отсюда ясно, что степень влияния числа Струхаля на флаттерные характеристики крыла малого удлинения будет разная для разных форм флаттера; для консольных форм флаттера слабее, чем для фюзеляжных.

ЛИТЕРАТУРА

1. БелоцерковскийС. М. Пространственное неустановив-шееся движение несущей поверхности. Изв. АН СССР, ПММ, т. XIX, вып. 4, 1955.

2. БелоцерковскийС. М., Колесников Г. А. Расчет воздействия порыва на крыло сложной формы в плане при дозвуковых скоростях. Изв. АН СССР, МЖГ, 1969, № 5.

3. Белоцерковский С. М., Скрипач Б. К., Табачников В. Г. Крыло в нестационарном потоке газа. М., „Наука*, 1971.

4. Alba no Е., Rodden W. P. Adoublet lattice method for calculating lift distributions on oscillating surfaces in subsonic flows. AIAA Paper,

No 68-73, 1969.

5. Landahl М. T. Kernel function for nonplanor oscillating surfaces in a subsonic flow. AIAA Journal, 5 May, 1967.

6. LaschkaBorls. Zur Theorie der harmonisch schwingenden tragen-den Flache bei Unterschahlanstromung. Zeitschrift fur Flugwiss, 1963, Heft 7.

7. Mangier K. W. Improper integrals in theoretical aerodynamics.

British A. R. C. RM 2424 (1951).

Рукопись поступила 22IX/I 1971 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.