В. Я. Колотое, М. В. Процуто
метод психодрамы в процессе иноязычного обучения
Аксиоматичным стало положение о том, что целью обучения иностранному языку является общение.
Данная задача, несомненно, усложняется в искусственной языковой среде в рамках урочно-полиморфной системы, где доминируют аудиторные формы обучения.
В то же время обучение общению рассматривается в различных науках о человеке и обществе — психологии, социальной психологии, культурологии, социологии и психотерапии, поэтому в преподавании иностранных языков постоянно обращаются к изучению этого феномена на основе междисциплинарности.
Процесс общения вряд ли можно идентифицировать с понятием «коммуникация», которое часто используется в методике преподавания иностранных языков и характеризует только одну сторону общения — обмен информацией. Однако любое общение порождается не только потребностью в обмене информацией, но и организацией совместной деятельности, а также взаимодействием в процессе ее осуществления. Оно связано с пониманием, восприятием и оценкой других людей. Следовательно, общение понимается как сложный процесс, характеризующийся 3 сторонами: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (взаимодействие в процессе совместной деятельности) и перцептивной (восприятие и понимание другого человека)1. Поэтому и обучение общению не может быть сведено только к формированию умений и навыков иноязычной речевой деятельности, т. е. владению лингвистическим кодом. Оно предполагает также понимание речевого и психологического контекста 9 различных ситуаций, спонтанность речевых реакций, что невозможно без определенной степени идентификации с носителем иного языка и иной культуры. По этой причине в практику обучения иностранному языку часто включаются ролевые игры, позволяющие наглядно представить различные поведенческие и социокультурные ситуации, демонстрирующие возможности конкретного применения языкового и речевого материала.
1. Метод психодрамы.
В классической методике иноязычного обучения ролевые игры применяются на различных этапах обучения с целью моделирования определенных социальных ситуаций ролевого поведения.
Система ролевых игр может быть связана с конкретным методом — методом психодрамы, который применяется как в театральном искусстве (спонтанный театр), так и в социальной педагогике и психотерапии (создание условий для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными проблемами общения). Данный метод удачно сочетает возможности формирования и совершенствования всех сторон общения: коммуникации, интеракции и перцепции — позволяет преодолеть тенденцию к репродуктивному использованию определенных речевых образцов или образцов речи в ролевых играх на занятиях иностранного языка.
Хотя в обучении иностранному языку как специальности уделяется достаточное внимание развитию монологических и диалогических умений, их формирование чаще всего
© В. Я. Колотов, М. В. Процуто, 2009
ограничивается стандартными и стереотипными ситуациями, связанными с конкретным языковым и речевым материалом, которые не позволяют достичь творческого уровня даже в ролевой игре, где часто присутствует только обмен информацией. Использование элементов психодрамы способствует преодолению данных трудностей психолингвистического характера.
Психодрама была разработана Якобом (Джакобо) Леви Морено (1892-1974) в качестве эксперимента «спонтанного театра», призванного развить и реализовать творческое «я» человека в «театре жизни»2.
Ролевая игра в психодраме не была приготовлена или отрепетирована заранее. Морено использовал естественную потребность людей в игре, создавая такие условия, которые помогали через драматическую импровизацию изучить внутренний мир участников группы и работать над личностными проблемами и конфликтами. В отличие от традиционного театра, участники психодрамы не ограничены сценарием, постановка является результатом работы не профессионалов, а самих участников группы, что позволило впоследствии перенести данный метод в психотерапию, социальную педагогику и даже использовать его при обучении литературе и истории.
Морено подчеркивал, что «упражнение и тренинг спонтанности — главный предмет школы будущего»3, когда процесс репродукции в обучении отступит на второй план, а основное внимание будет уделяться спонтанно-творческому процессу обучения.
Спонтанность здесь не регулируется извне. Именно регулируемое «воздействие извне» создаст коммуникативные барьеры, носящие социальный и психологический характер, которые знакомы каждому преподавателю иностранного языка, т. к. общение чаще всего организовано в репродуктивном плане — как обмен информацией, т. е. формируется лишь коммуникативная сторона общения. Это вызывает необходимость обучения иноязычному общению в условиях социально-психологического тренинга, организации обмена мнениями или проведения дискуссий не только среди студентов учебной группы, но и во взаимодействии с другими личностями. Важно обеспечивать интерактивную сторону общения в организации и осуществлении совместной деятельности или проекта, обмениваться ролями по ходу игры, идентифицируя себя с воображаемым героем или реальным речевым партнером, что помогает формировать механизмы личностной перцепции: идентификацию, рефлексию и эмпатию. Техника психодрамы помогает осуществить это на практике.
Не претендуя на подробное описание данного метода, с которым можно ознакомиться в соответствующей литературе, хотелось бы остановиться на отдельных его техниках, позволяющих использовать элементы психодрамы в обучении иностранному языку.
В психодраматическом методе используется 5 основных элементов: сцена, протагонист (первый актер), фасилитатор (режиссер, ведущий группы), штат вспомогательных лиц, публика (группа, выступающая в качестве зрителей). Психодрама состоит из трех фаз: разогрева (разминки), сценического действия и шеринга4.
Разминка заключается в постепенном раскрепощении двигательной активности, стимуляции спонтанных поведенческих реакций, фокусировке участников группы на конкретной теме. Это, в основном, психотехнические упражнения, призванные снять барьеры в общении, сомнения в собственных актерских способностях. Эти упражнения могут включать выражение или изображение эмоций, положительных или отрицательных, угадывание эмоций, изображаемых другими, изображение отношений между людьми в пантомимических этюдах, которые разыгрываются в парах. На конкретных занятиях по иностранному языку разминка может быть хорошим упражнением в тренировке абстрактных существительных,
а также прилагательных и наречий, обозначающих состояния и эмоции, описание характера, душевных состояний, внешности, отношений.
В разминку могут входить и упражнения в изображении отдельных действий — уборки помещения, заплыва на длинную дистанцию, прыжка с парашютом, прогулки в непогоду и т. д.; упражнение с предметом — один из участников осматривает реальный или воображаемый предмет — линейку, книгу, стакан, — пытаясь применить его на практике, другие в точности имитируют его действия. В обучении иностранному языку свои действия с предметами можно комментировать, а если же они изображаются другими, отгадать, что это за вещь, построить монолог от имени конкретного предмета, по которому можно определить его название и предназначение.
Эти упражнения можно использовать и для презентации определенной лексики, фразеологических оборотов, грамматических структур. Знакомство и усвоение новых структур или лексических единств на эмоциональном фоне и в связи с выполнением определенных действий активизирует мышление, восприятие и усвоение, т. к. эмоции оказывают непосредственное влияние на перцептивные процессы, фильтруют информацию, которую человек получает с помощью органов чувств, активно вмешиваются в процесс его последующей обработки5.
Данные упражнения, применительно к обучению иностранному языку, не только способствуют формированию лексических и грамматических навыков и их контролю, но и помогают формировать и совершенствовать умения общения, относящиеся к его составляющим: коммуникации (обмен информацией вербального и невербального характера), интеракции (совместные действия, активизирующие процессы восприятия, воображение, творчество, спонтанность), перцепции (восприятие партнеров по упражнению, их эмоций и ролевых масок).
Вторая фаза психодрамы — само театральное действие. Для темы или проблемы, предназначенных для обсуждения, необходимо наличие конфликта, неоднозначных решений, возможность высказывания прямо противоположных мнений, побуждающих к дискуссии, активизации прошлого опыта или пережитых эмоций. Сюжет или проблема выслушиваются выбранным протагонистом, он выбирает нескольких «вспомогательных я» и разыгрывает тему, в которой присутствуют импровизация, естественность, спонтанность. Роль режиссера (учителя) — направлять игру в нужное русло, но не мешать естественному сценарию. «Вспомогательные я» либо изображают людей, имеющих значение в истории, разыгрываемой протагонистом, либо дублируют его самого, повторяя его жесты и интонации. На данном этапе возможны следующие базовые техники6:
• самопрезентация — серия коротких ролевых действий, когда протагонист изображает самого себя;
• монолог — речь действующего лица, в которой излагаются мысли и чувства роли-маски или самого протагониста;
• диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, когда каждый играет свою роль;
• двойник (дублирование) — «вспомогательное я» либо заменяет протагониста и играет его роль дальше, либо в пантомиме изображает роль его внутреннего голоса, становясь психологическим двойником;
• исполнение роли — имитация поведения какого-либо действующего лица, изображение неодушевленного предмета, представления или понятия;
• реплики в сторону — протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он думает, чувствует или собирается делать;
• техника «пустого стула» — протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога;
• техника зеркала (отображение) — связана с методикой обмена ролями.
По просьбе режиссера протагонист со стороны наблюдает за двойником, не участвуя в действии. Своеобразная обратная связь помогает протагонисту изменить свои суждения или поведение, получить дополнительные резервы для самосовершенствования.
Возможны и такие методики как проекция будущего, разговор за спиной (протагонист садится спиной к группе и слушает ее разговоры и мнения о себе, своей роли или игре), «свечи» — любой участник психодрамы на некоторое время исполняет роль протагониста.
Третья фаза — шеринг или обсуждение всего действия. Она включает высказывания тех, кто следил за ходом психодрамы, о своих впечатлениях, ассоциациях, анализ и интерпретацию разыгранных действий и игры исполнителей.
Основной принцип психодрамы — «здесь и сейчас», т. е. проекция тех или иных чувств, событий и переживаний в настоящее время и в реальное действие. Это помогает не только обучать основным сторонам общения, но и интерпретировать конкретные высказывания и события произведений художественной и публицистической литературы, воспроизводить их лингвостилистические особенности, высказывать мысли и суждения, которые выходят за рамки лингвистического контекста, потому что все прошлые проблемы и отношения между персонажами в момент игры, когда игнорируются естественные временные и пространственные барьеры, разыгрываются в настоящем, как и возможные проекции в будущее.
В процессе психодраматического действия возникает перенос, контрперенос эмоций и эмпатия между участниками игры. Все присутствующие, даже не принимая непосредственного участия в игре, оказываются вовлеченными эмоционально в разыгрываемое действие.
Спонтанность, в понимании Морено, приближает взрослых к миру ребенка, уничтожая барьеры, препятствующие общению. Это напоминает инфантилизацию в интенсивных методах обучения иностранному языку на основе суггестопедии Г. Лозанова, также применяемую как сложное средство внушения для снятия анти-суггестивных барьеров и затруднения в общении, что позволяет трактовать психодраму как один из методов интенсивного обучения. Действительно, как и в интенсивных методах обучения иностранному языку, так и в психодраме используется много общего:
• коллективное взаимодействие для активизации скрытых резервов;
• ролевое, мотивированное, эмоциональное, личностно-значимое общение;
• вербальный и невербальный уровень общения;
• психотехнические игры;
• спонтанность, провоцирующая инфантилизацию;
• снятие барьеров в общении;
• формирование положительного социально-психологического климата в группе;
• ориентация на эмоциональное восприятие;
• отказ от исправления языковых ошибок;
• авторитет учителя (режиссера).
Многие элементы данного метода могут быть связаны с определенными целями обучения общению, а также с формированием различных речевых навыков и умений.
Таким образом, элементы метода психодрамы могут использоваться с известными ограничениями и модификациями в преподавании иностранных языков в группах с различным уровнем сформированности иноязычных навыков и умений, неизменно вызывая соответствующую мотивацию и интерес.
2. Учебный театр
Основные элементы метода психодрамы возможно использовать во внеаудиторной работе при организации учебного театра на иностранном языке. Это позволяет реализовать наследие сторонников метода психодрамы, проявить творчество преподавателей и сделать учащихся фактическими участниками субъект-субъектного процесса иноязычного обучения.
Можно говорить о следующих положительных характеристиках применения комплекса средств учебного театра в совершенствовании уровня иноязычной грамотности обучаемых:
• развитие сценических способностей для воспитания общего культурного развития учащихся, что открывает перед человеком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности;
• знакомство с языком искусства;
• формирование у учащихся представления об искусстве как форме художественного отражения жизни.
В учебном театре при обучении иностранному языку и изучении языка имеет первостепенное значение сам учебно-творческий процесс:
• создание драматургической основы на иностранном языке;
• выстраивание образа персонажей собственной манерой вербального и невербального поведения;
• обращение к носителям языка за консультативной помощью и т. д.
В процессе занятий в учебном театре ярко реализуется коммуникативная направленность обучения: говорят, а точнее сказать, вынуждены говорить, тщательно артикулировать, бесконечно повторять все участники действа. При этом и преподаватель, и учащийся в известном смысле равны, независимы, будучи участниками веселого яркого действа.
Перефразируя слова известного философа, можно сказать: «Я играю на сцене учебного театра, следовательно, я изучаю иностранный язык».
1 Андреева Г М. Социальная психология. М., 1997.
2Морено Д. Театр спонтанности. Красноярск, 1993.
3Морено Д. Театр спонтанности. Красноярск, 1993.
4 Барц Э. Игра и глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М., 1997; Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
5 Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2000.
6 Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 1999. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993; Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1999.