9. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1998. -288 с.
10. Смолкин А.М. Методы активного обучения: метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров / А.М. Смолкин. - М.: Высш. шк., 1991.- 175 с.
11. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 57-61.
12. Шутенко В.А. Применение метода информационного ресурса в образовательном процессе [Электронный ресурс] / В. А. Шутенко. - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-840.
МЕТОД ПРОЕКТОВ - СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
© Коваль Н.В.*
МБДОУ комбинированного вида - детский сад № 88, г. Самара
В статье описываются теоретические основы метода проектов, рассматривается практический опыт работы по применению данного метода.
Ключевые слова: инновации, метод проектов, постановка проблемы детьми, выдвижение детьми гипотезы, развитие активности и самостоятельности детей.
В последние годы усиливается тенденция инновационных преобразований педагогической деятельности, их качество зависит от умения воспитателя придерживаться научной основы, планировать не только сам воспитательно-образовательный процесс, но и его результаты, условия, механизмы управления развитием воспитанника. По мнению А.М. Новикова, Н.Ю. Па-хомовой, Н.О. Яковлевой именно метод проектов, как современная технология, предоставляет наиболее эффективные решения поставленных задач.
Основателями метода проектов считаются американские ученые Джон Дьюи и Килпатрик.
Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение, самостоятельно приобретает новые знания в процессе решения жизненных проблем. В основе метода проектов лежит идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности «педагог - дети», «педагог - дети - родители».
* Воспитатель.
Признаки проектов:
1. Самостоятельность - проект подразумевает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планирование деятельности, предоставление результатов.
2. Свобода - применение имеющихся знаний, практического опыта -с одной стороны, с другой - познает новое практическое значение проектного продукта [1, с. 24].
Классификация проектов:
По продолжительности:
1. Краткосрочный - от нескольких занятий до нескольких дней.
2. Среднесрочный - от недели до месяца.
3. Долгосрочный - от месяца до года.
По тематике:
1. Исследовательские. Главной целью исследовательского проекта является выдвижение и проверка гипотезы с помощью опытов. Результаты исследования оформляются в виде модели, календаря, схемы.
2. Творческие. Цель: создание творческого продукта. В процессе создания творческого продукта формируется умение планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Результат: концерт, утренник, коллаж, макет, выставка.
3. Ролевые. Цель: решение проблемных ситуаций в игре. Дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая проблемы и задачи.
4. Информационные. Цель: сбор и представление информации. В процессе данного проекта у детей формируется умение работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доводить ее до сверстников.
По составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Этапы работы над проектом.
1. Организационный этап: выявление проблемы, постановка целей и задач. Кочкина в своей работе «Метод проектов в дошкольном образовании» писала: «Метод - это средство обучения. Следовательно, у методов проектов должно быть минимум две цели педагогическая: чему учить и конкретная: то, к чему будет стремиться сам ребенок» [1, с. 20].
2. Планирование - намечается план дальнейших действий. Важно, чтобы дети самостоятельно участвовали в планировании своей деятельности, воспитатель направляет их деятельность: что мы знаем, что хотим узнать и как это сделать: спросить у родителей, через интернет, телевидение, книги. Распределение детей на рабочие группы.
3. Реализация плана. Воспитатель помогает детям в реализации плана, привлекает родителей к проекту.
4. Заключительный - подведение итогов.
В старшей группе нами проведены следующие проекты:
1. исследовательские: «Откуда взялся ветер?», «Зимние чудеса»;
2. информационно-исследовательский ««Всегда ли домашние животные жили рядом с человеком?»;
3. информационные: «В театр, друзья!», «Путешествие на Север», «Береги лес», «Победа осталась за нами»;
4. творческие: «Дары осени. Волшебница осень» (результат проекта -выставка поделок из овощей и фруктов) «Зимние сказки» (результат -создание альбома придуманных детьми сказок о зиме) «Космические дали» (форма отчета - утренник, посвященный Дню космонавтики). Подробнее хотелось бы остановиться на информационном проекте «Насекомые - кто они - друзья наши или враги»,
Цель: Развивать у детей познавательного интереса к насекомым, формировать правильное поведение в природе, а также умение самостоятельно прийти к выводу о том, что уничтожение части экологической системы, в частности-насекомых, может привести к катастрофе.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, жуках, червяках, пчелах, мухах и других, местах их обитания, характерных особенностях.
2. Стимулировать развитие любознательности и наблюдательности у детей.
3. Формировать способности к поисково-исследовательской деятельности.
4. Развивать умение преодолевать трудности в процессе решения умственных задач.
5. Развивать логическое мышление, Умение делать выводы, умозаключения, тренировать память, внимание.
6. Развивать творческие способности детей в процессе придумывания сказок, загадок, пословиц и поговорок о насекомых, стихотворений о них, игр.
7. Развивать инициативу и самостоятельность детей в процессе продуктивной деятельности.
8. Воспитывать у детей ответственное отношение к любому делу, самостоятельность.
9. Воспитывать умение договариваться между собой в процессе совместной деятельности.
10. Вызвать у родителей интерес к проблеме, ее решению.
Актуальность: В последнее время наблюдается значительный рост класса насекомых. Многие насекомые докучают нам своим надоедливым жужжанием, укусами, мерзким видом. Но могут ли природа и человек обойтись без насекомых? И что произойдет, если вдруг все насекомые исчезнут?
Проблема: Дети не знают, как поступать с насекомыми: уничтожать вредных насекомых или бережно к ним относиться.
Гипотеза: выявить, нужны ли насекомые в природе и в жизни человека, кто они - друзья наши или враги?
Сроки: среднесрочный: июль, август. Этапы работы. 1 этап: подготовительный.
Цель: вызвать у детей интерес к насекомым, желание узнать, кто же они, насекомые, друзья наши или враги.
Таблица 1
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Просмотр видеоролика «Мир насекомых». Постановка проблемных вопросов: Нужны ли насекомые на Земле? Можно ли обойтись без насекомых? Что произойдет, если насекомых не станет? Дети обмениваются мнениями о насекомых, строят гипотезы.
Беседа по принципу трех вопросов: Что мы знаем о насекомых? Что хотим узнать о них? Как это сделать? Самостоятельно определяют тему проекта, мотив, результат. Выявляют способы получения знаний о насекомых: спросить у взрослых, телевидение, интернет, книги.
Создание исследовательской лаборатории под руководством профессора Жучкова (воспитатель) Включение детей в игру Участие детей в совместной деятельности с воспитателем.
2 этап: аналитический. Цель: Помочь детям в сборе материалов о насекомых. Привлечь родителей к сбору этих материалов.
Таблица 2
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Подбор материально-технического оснащения для опытов и экспериментов, наблюдений, помощь в распределении детей на группы по интересам, т.е. создание творческих групп детей. Распределение детей на группы: - наблюдение за насекомыми на даче, в парке и зарисовка в блокнот; - сбор иллюстраций и фотографий о насекомых; - создание альбома «Правила юного натуралиста»; - сбор пословиц и поговорок, загадок о насекомых; - сбор музыкальных произведений о насекомых, песен совместно с родителями; - сбор стихотворений о насекомых; - сбор видеороликов и мультфильмов о насекомых, литературных произведений о них.
3 этап: практический: Помочь детям получить знания, умения и навыки, на основе которых сделать умозаключения и выводы.
Таблица 3
Разделы программы Виды деятельности
Музыка Детские песни «Песня паучка Ананси» Энтин - Рыбников, «4 неразлучных таракана и сверчок» слова - Виккерс, музыка - народная, «Светлячок» Энтин -Тухманов, «Маленький кузнечик» слова - Волков, музыка - Щукин, «Бабочка-капустница» Энтин - Тухманов, слушание - Римский-Корсаков «Полет шмеля», Чайковский «Вальс насекомых», Музыкально-литературная композиция «О насекомых с юмором».
88 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Продолжение табл. 3
Разделы программы Виды деятельности
Художественная литература Чтение: Ондржей Секора « Муравьи не сдаются», « Хвосты», « Зеленый пруд», «Приключение муравья Ферды», Бианки «Как муравьишка домой спешил», Романова «Муравей Красная точка», «Подземный путешественник», « Семерка червей»,Усанкова « Сказка про улитку Агашу», «У меня дома пчела», Семин «Тревоги голубого города», «Маленькие сказки про мушонка и других лесных малышей», С. Михалков «Мошка», Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про Мишу - короткий хвост», «Сказочка про козявочку», «Сказка о том, как жила-была Последняя муха», Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи», «Пчелка Майя» Вольдемара Бонзельса. Заучивание: Загадки, пословицы, поговорки о насекомых, стихотворений - Сап-гир «Гусеница», Винокуров «Паучок», Барто «Жук», «Фонарик», Набоков «Бабочки» Энтин» «Богомол», «Врач по имени пчела», «Светлячок» Жук-дровосек», «Оса», «Моль», «Божья коровка», «Цикада».
Речевое развитие Сочинение детьми сказок, рассказов, стихотворений о насекомых, пословиц, поговорок, загадок о них. Рассказывание по картинкам, рассказывание из личного опыта» Как я наблюдал за насекомыми».
Учебная деятельность открытое занятие» Насекомые, кто они», Рассказ воспитателя о насекомых Занятия познавательного характера «Насекомые - кто они? рассказ воспитателя о насекомых с использованием интерактивной доски «Насекомые - двигатели научно-технического прогресса», «Насекомые-опылители», «Санитары природы» рассказы детей о насекомых, используя рефераты, подготовленные вместе с родителями, «Полезные насекомые», «Красота и насекомые», беседы о насекомых, викторина «Угадай насекомое», «КВН - Насекомые-друзья», вечер поэзии совместно с родителями «Какие же интересные эти насекомые», просмотр видеороликов» «Жизнь насекомых», «Мир Насекомых», с последующим обсуждением, мультфильмов «Пчелка Майя, «Как муравьишка домой спешил», «Приключение Лунтика»
Художественное творчество Рисование «Бабочки», «Мое любимое насекомое», «Пчелки», «Как я наблюдал за насекомыми», лепка «бабочка на цветке», «муравьиная семья, конструирование из природного материала «мир насекомых», создание макета «Пчелиный улей», муравейника из бросового материала для экологической тропы.
Игровая деятельность Настольно-печатные игры «Пазлы о насекомых, «Лото», «Подбери по цвету», «Составь узор крыльев бабочки». Дидактические игры «Угадай насекомое по звуку», «Чем полезно», «Продолжи пищевую цепочку», «Вред и польза», «Гусеницы и бабочки», «Насекомое-цветы», Найди насекомое по описанию», «Покажи и узнай», «Составь насекомого», «Распредели насекомых по видам», составление кроссвордов о насекомых.
4 этап - заключительный.
Создание альбома «Насекомые - наши друзья», создание видеофильма: «Работа над проектом», конкурс презентаций родителей и детей «Насекомые», выставка фотографий «Этот удивительный мир насекомых». Ожидаемые результаты:
1. Сформируется бережное отношение к насекомым, как к братьям нашим меньшим, нашим помощникам и друзьям.
2. Совершенствуется творческий потенциал ребенка.
3. Сформируется познавательный интерес к миру насекомых.
4. Закрепится умение делать выводы и умозаключения: насекомые -часть экологической цепи, которую нельзя разорвать.
5. У родителей повысится заинтересованность в совместном с детьми творчестве.
6. Разовьется чувство ответственности за порученное дело, чувство гордости за проделанную работу.
Список литературы:
1. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ - от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
© Федоряк Л.М.*
Тюменский государственный университет, г. Тюмень НОЦ Инновационных стратегий гуманитарного образования Тюменского государственного университета, г. Тюмень Центр научного и инновационного сотрудничества «Вершина познания»,
г. Тюмень
В статье раскрываются аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов на занятиях русского языка и культуры речи; раскрывается сущность технологии проблемно-модульного обучения; приводятся примеры образовательных технологий, используемых в процессе обучения студентов.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, технология проблемно-модульного обучения, проблемная лекция, лекция-визуализация, коммуникативно-деятельностный и системно-деятельностный подходы.
Социальный статус человека, его принадлежность к культуре в целом проявляются, прежде всего, в умении эффективно общаться в процессе жизнедеятельности.
Развитие этой способности начинается с формирования необходимого для реализации целей общения уровня культуры речи, обеспечивающего
* Профессор, доктор педагогических наук, профессор, директор НОЦ Инновационных стратегий гуманитарного образования ТюмГУ, директор ЦНиИС «Вершина познания».