Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / проект / математика / начальная школа / понятие / классификация / method / project / mathematics / primary school / concept / classification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразгулова Альфия Флариковна, Мутраков Олег Сергеевич

В статье рассматриваются основные аспекты метода проектов, включая его определение и сущностные характеристики. Более того, предлагается классификация метода проектов, учитывая особенности его применения в начальной школе. В результате исследования, статья дает четкое представление о том, что такое метод проектов, какие преимущества он может предложить, а также как он может быть применен в условиях начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD: CONCEPT, CHARACTERISTIC, CLASSIFICATION

The article discusses the main aspects of the project method, including its definition and essential characteristics. Moreover, the classification of the project method is proposed, taking into account the peculiarities of its application in primary school. As a result of the research, the article gives a clear idea of what the project method is, what advantages it can offer, and also how it can be applied in primary school conditions.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ»

УДК 373.3

1 2

Альфия Флариковна Уразгулова , Олег Сергеевич Мутраков

12Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия

1urazgulova90@bk. ru

2mutrakov@rambler. ru

МЕТОД ПРОЕКТОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты метода проектов, включая его определение и сущностные характеристики. Более того, предлагается классификация метода проектов, учитывая особенности его применения в начальной школе. В результате исследования, статья дает четкое представление о том, что такое метод проектов, какие преимущества он может предложить, а также как он может быть применен в условиях начальной школы.

Ключевые слова: метод, проект, математика, начальная школа, понятие, классификация

1 2

Alfiya F. Urazgulova , Oleg S. Mutrakov

1 Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

1urazgulova90@bk.ru

2mutrakov@rambler.ru

PROJECT METHOD: CONCEPT, CHARACTERISTIC, CLASSIFICATION

Abstract. The article discusses the main aspects of the project method, including its definition and essential characteristics. Moreover, the classification of the project method is proposed, taking into account the peculiarities of its application in primary school. As a result of the research, the article gives a clear idea of what the project method is, what advantages it can offer, and also how it can be applied in primary school conditions.

Keywords: method, project, mathematics, primary school, concept, classification

Разнообразие форм, методов и средств обучения, с одной стороны является хорошим преимуществом для учителя, с другой - большой проблемой при построении урока. Метод проектов является современным подходом к обучению, который поможет учителю эффективнее организовывать учебный процесс на основе решения проблем учениками из реальной жизни. Значимость изучения метода проектов в образовании весьма высока и требует разностороннего анализа к определению его понятия, описанию характеристики и выделения классификации.

Одним из первых, кто разрабатывал новые подходы, методики и технологии обучения был американский исследователь Д. Дьюи, который в какой-то степени представил первый прототип метода проектов. Про свою разработку он говорил так: «эта методология основывалась на пяти актах мышления, которые были интегрированы в учебный процесс. Обучение происходило в контексте практической деятельности учащихся, организованной педагогом, но планируемой самими учениками во время урока» [2, с. 25].

Далее приведем несколько определений понятия «метод проекта», которые помогут прояснить его сущность, что впоследствии даст возможность охарактеризовать и классифицировать типы метода проектов. Так, по мнению Е.С. Полат метод проектов - это «совокупность желаемых результатов, идей, гипотез для формирования творческого теоретического продукта. Это совокупность приемов, действий и процедур в определенной

последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта» [5, с. 71-76].

М.В. Крупенина формулирует определение метода проектов как «метод, комплексно реализующий ряд принципов: самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой» [4, с. 309] Н.Д. Гальскова под методом проектов понимает «обобщенную модель определенного способа достижения поставленной цели, систему приемов, определенную технологию познавательной деятельности» [1, с. 83]. Из зарубежных исследователей следует выделить определение, которое дает В.Х. Килпатрик: «Метод проектов — метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке» [3, с. 41].

Таким образом, разные авторы представляют метод проектов по-своему, но все они сходятся в одном - это эффективный способ развивать у учеников самостоятельность, коммуникационные навыки и способность применять полученные знания на практике. Некоторые авторы считают, что метод проектов должен быть основан на интересах и потребностях учащихся, чтобы максимально мотивировать их к активному участию. Другие авторы подчеркивают важность роли учителя в организации метода проектов в процессе обучения. Данные определения позволяют нам охарактеризовать данный метод с различных позиций.

С позиции психологии, метод проектов соответствует конструктивистским теориям, которые подчеркивают активное создание знаний с помощью практической деятельности, основанной на запросах. Когда дети принимают участие в непростых проектах, то это участие благоприятствует развитию у детей высокого уровня мыслительных функций, которые включают в себя анализ, синтез и рефлексия. Также учащие проходят все этапы проекта (планирование, исследование, командное взаимодействие) и работают над ними.

Характеризуя метод проектов как педагогическую технологию, то стоит отметить, что он применяется в определенной ситуации и соответствует той тематике и знаниям, которые приобретают в данный момент учащиеся. Поэтому данный метод предполагает включение в проекты настоящих и реальных задач, а также создание похожих на настоящие условия в рамках этих задач. Все это помогает учащимся быстрее и эффективнее усваивать знания или навыки и применять их в своей деятельности.

Кроме того, с позиции коммуникации, метод проектов способствует развитию сотрудничества и коллективной работы, что отражает совместный характер исследовательской и учебной деятельности. Участвуя в коллективном решении проблем и совместном взаимодействии, учащиеся приобретают ценные навыки межличностного общения, включая коммуникацию, ведение переговоров и лидерство, которые жизненно необходимы для успешного существования в современном взаимосвязанном и кооперативном обществе.

Говоря о классификации метода проектов, то на сегодняшний день, существует несколько типов проектных методов обучения, которые учителя могут использовать в классе. В целом их можно классифицировать на четыре категории, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. - Классификация метода проектов

В рамках конструктивного типа учащиеся получают навыки создания материальных объектов, относящихся к общественной жизни, таких как предметы, модели, схемы. Данный подход способствует развитию таких ключевых навыков, как критическое мышление, умение решать проблемы и принимать решения, а также позволяет учащимся глубоко понять предмет, создавая его собственными руками.

Применяя художественный тип в обучении с помощью метода проектов, учителя могут побудить учащихся к творческому поиску и самовыражению с помощью различных видов искусства. Таким образом, учащиеся могут познакомиться с изобразительным искусством, творческим письмом, дизайном и исполнительским искусством.

В контексте метода проектов форма решения проблем оказывается неоценимой при решении реальных задач, возникающих в различных ситуациях, таких как практическая деятельность, управление собственными ресурсами, эксплуатация конкретных продуктов. Использование этого метода позволяет учащимся развить практические навыки, которые помогут им ориентироваться в социальных ситуациях и стать более компетентными в повседневной жизни.

При таком подходе, как групповая работа, ученики взаимодействуют в команде для достижения заранее поставленной цели, а учитель выступает в роли координатора. Это может быть как сложная инженерная работа, требующая междисциплинарной коммуникации, так и простая задача, например, создание классного уголка.

На уроках математики в начальной школе метод проектов можно использовать для максимальной активизации учащихся и развития их творческого мышления. Проектная работа предполагает решение конкретных задач, которые требуют применения математических знаний и навыков. Например, на уроке по изучению геометрических фигур можно предложить учащимся создать проект «Город геометрических фигур». В рамках проекта дети могут строить геометрические фигуры из конструктора или на бумаге, определять их свойства, классифицировать по различным признакам (количество сторон, углов, параллельные стороны и т.д.), а также создать карту города, где каждая фигура будет представлять здание, дорогу или другой элемент инфраструктуры.

Другим примером может быть проект «Открытие сокровищ математики». В рамках проекта дети могут провести исследование по отысканию скрытых математических

закономерностей в окружающем мире. Например, они могут изучить какую-то естественную систему (животные, растения, природные явления и т.д.) и обнаружить, что в этой системе присутствуют повторяющиеся числа, фигуры или пропорции. Они могут создать презентацию или выставку, на которой представят свои открытия и объяснят их математическими понятиями.

Таким образом, рассмотрев мнения ученых по определению понятия метода проектов, охарактеризовав его с различных позиций, приведя современную классификацию метода проектов, а также возможности его применения на уроках математики в начальной школе мы можем сделать вывод, что метод проектов — это ценный подход, позволяющий учителям создавать динамичную и увлекательную учебную среду. Педагогам, стремящимся оживить свои уроки, стоит задуматься о внедрении этого подхода и использовании присущих ему преимуществ. Построение уроков на основе данного метода, включает в себя целый ряд уникальных форматов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.Д. Никитенко. - Начальная школа: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. -240 с.

2. Дьюи Дж. Демократия и образование [Текст]: пер. с англ. / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика пресс, 2000. - 384 с.

3. Килпатрик В.Х. Основы метода [Текст] / В. Килпатрик. - М.; Л.: Госиздат, 1928. - 115

с.

4. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике [Текст] / Е.А. Пеньковских // Вопросы образования. - 2010. - №4. - С. 307318.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

REFERENCES

1. Galskova N.D. Theory and practice of teaching foreign languages [Text] / N.D. Galskova, N.D. Nikitenko. - Primary school: method. stipend. - M.: Ayris-press. 2004. - 240 p.

2. Dewey J. Democracy and education [Text]: per. s angl. / J. Dewey. - M.: Pedagogika press. 2000. - 384 p.

3. Kilpatrik V.Kh. Basics of the method [Text] / V. Kilpatrik. - M.; L.: Gosizdat. 1928. - 115 p.

4. Penkovskikh E.A. The method of projects in domestic and foreign pedagogical theory and practice [Text] / E.A. Penkovskikh // Education issues. - 2010. - №4. - P. 307-318.

5. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system [Text]: ucheb. posobiye / E.S. Polat. - M.: Akademiya. 2005. - 272 p.

Информация об авторах

А.Ф. Уразгулова - студент;

О.С. Мутраков - кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

A.F. Urazgulova - student;

O.S. Mutrakov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare

no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.