разный круг представлений: для носителей одного языка - это касса, касса-автомат, жетон, проездной билет (месячный, квартальный; ученический, студенческий,), льготный проезд, дежурный, охрана метрополитена; для носителей второго языка -касса, проездной билет (на одну, пять, десять, тридцать поездок), льготный проезд, дежурный, охрана метрополитена; Подобные расхождения в денотативной семантике разноязычных слов-коррелятов, обусловленные различиями в реалиях, Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров называют лексическим фоном [1; 43]. Различия в культурах также могут влиять на существование отличий в семантике слов, которые совпадают по денотату. Эти слова могут дифференцироваться эмоционально-оценочными отличиями, символическим значением. Например, русское корыто соотносится в основном с тем же денотатом, на которое указывает казахская лексема астау: это 'посудина для стирки белья и других хозяйственных надобностей ' [3; 109]. Однако русская лексема, в отличие от своего казахского коррелята, развивает переносное значение: пренебр. 'о старом, негодном судне, лодке'. Шхуна опять стала отходить от баржи. - Блохин кричал уже сорванным голосом и метался вдоль: - Анфиса, беги сюда! Беги, а то сгоришь на этом гнилом корыте! Гладков, Вольница [3; 109]. Оценочное значение слова носит отрицательный характер. Негативно окрашено это слово и в устойчивом обороте «Остаться у разбитого корыта» (или «Оказаться у разбитого корыта», возникшее под влиянием «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Разбитое корыто стало восприниматься как символ потери, неудачи, краха. Для языкового сознания казахов актуально выражение-сравнение астаудай, которое передает значение 'тецкиген, астау тээрiздi, ж^мыр' [2; 387] .Таким образом, различные языки по-разному членят один и тот же мир и обозначают одни и те же реалии. Каждый народ создает свою культуру, а культура так или иначе отражается в языке.
Список литературы
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г.Язык и культура: Лингвострановедение в
преподавании русского языка как иностранного. М., 1990.
2. Казак тшнщ тYсiндiрме сездт /Жалпы ред. бас. А.Ы. Ыскаков. Алматы, 1974.
1 том.
3. Словарь русского языка: В 4 томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985-1988, Т. 1.
1985; Т. 2. 1986; Т.4. 1988.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИНКЛЮЗИВНЫХ КЛАССАХ Крамарева Е.В.
Крамарева Елена Владимировна - учитель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3, п. Эльбан, Амурский муниципальный район, Хабаровский край
Аннотация: автор статьи представляет свой опыт работы в инклюзивных классах на уроках изобразительного искусства. Метод проектов помог организовать работу на уроках всех учащихся. В статье представлено планирование работы при подготовке к уроку - проекту в инклюзивном классе. Ключевые слова: инклюзивный класс, проектный метод, опыт.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему
предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей.
Введение ФГОС более остро обозначило проблему организации работы учащихся в инклюзивных классах. При подготовке к уроку в таком классе от учителя требуется создать условия для саморазвития каждого ученика. Включение в урок учащихся с задержкой психического развития, часто вызывает затруднения, таким детям сложно уследить за всем происходящим на уроке, организовать свою работу и работать в команде.
В своей практике часто использую на уроках ИЗО проектный метод и заметила, что при проведении такого урока, учащиеся с задержкой психического развития предпочитают работать на уроке вместе со всеми и успешно справляются с заданиями. Данное наблюдение позволило предположить: метод проектов активизирует творческую активность учащихся в инклюзивных классах на уроках изобразительного искусства.
В своей работе я опиралась на:
- методику Грошенкова И.А. «Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида»;
- методические материалы Н.А Палиевой «Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования;
- работу В.Н. Андреева «Развитие детского рисунка как творческого проекта»;
- методику проектной деятельности Intel «Обучение для будущего», рассчитанную на работу с одаренными детьми.
Выше перечисленные авторы представляют методические рекомендации и технологии работы на уроках ИЗО с учащимися с ОВЗ в коррекционных школах, либо работу с одаренными детьми, но не затрагивают организацию современного урока в инклюзивных классах.
Заслуживает внимания статья Людмилы Ромашиной, заместителя директора по УВР Центра образования №1447 имени Н.А.Островского «Интегративный (инклюзивный) класс и технология организации учебно-воспитательного процесса» говорит о том, что у детей, обучающихся в специализированных классах создается стереотип о видимом благополучии, многое в его развитии теряется от того, что он обучается на одинаковом интеллектуальном фоне, то есть существует один общий образец учебного поведения, который не учитывает возможности, способности ребенка, и, кроме того, это может повлиять на его дальнейшую социализацию, ведь наше общество неоднородно. Такая ситуация освобождает ребенка от стремления научиться общаться и подражать более высоким образцам, решать более сложные учебные задачи, он привыкает к «общему образцу» и не стремится его изменить, в конечном итоге у ребенка не формируется и навык конкурентоспособности. Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки [1].
Так в методических материалах М.М. Панасенковой «Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного Образования» даются рекомендации по организации работы учителя в инклюзивном классе.
Доктор педагогических наук Н.А. Палиева указывает некоторые принципы организации учебной деятельности школьников в инклюзивных классах:
1) коррекционно-компенсирующая направленность образования;
2) социально-адаптирующая направленность образования;
3) дифференцированного и индивидуального подхода;
4) необходимости специального педагогического руководства [2].
Опираясь на свой опыт работы в таких классах, я могу согласиться с автором статьи, и предположить, что внедрение инклюзивных классов в школьное образование будет полезно для всех учащихся. Но все, же остаются вопросы, связанные с организацией обучения. В наших классах обучаются дети, отстающие в развитии. Если учащиеся с задержкой психического развития в силу своих возможностей всё - таки включаются в работу на уроке и добиваются успехов в учебе, то, как совместить программу обучения для учащихся с умственной отсталостью и общеобразовательную? Ответов на вопрос нет. Но вот создать единую образовательную среду для всех учащихся возможно с помощью:
- внедрения новых технологий в соответствии со стандартами ФГОС и технологии коррекционной работы;
- учета различий в уровне учебных навыков и умений всех учащихся инклюзивного класса;
- подготовки педагога для работы с особыми детьми в инклюзивном классе.
Все чаще среди моих учеников встречаются дети с особыми образовательными потребностями (учащиеся по программам 7 и 8 видов, таких учащихся я называю «особыми»). Ребята обучаются в обычных классах. Организация такого урока требует особой подготовки.
В 2012 году впервые опробовала метод проекта на уроках изобразительного искусства в инклюзивном классе. На тот момент в классе обучалось 19 человек, из них пять учащихся с ЗПР. Трудности при работе в этом классе возникали именно с особыми учениками. Во время урока они попросту отказывались работать, нарушали дисциплину, проявляли агрессию. Внесла в структуру урока элементы проекта, так мне удалось привлечь внимание к происходящему на уроке этих учащихся. Проведя серию уроков, с использованием проектного метода, заметила: данный метод обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал, выполняя индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Особые учащиеся охотно работают в группах с более сильными и стараются выполнять выбранную ими по желанию часть проекта. Особенно их увлекает работа с цветом, формой, а вот работу с учебником они игнорируют. В связи с этим, я к каждому уроку разрабатывала индивидуальные задания по теме проекта и подводила рабочие группы к выполнению таких заданий с помощью учебника. Учащиеся же в группах распределяли между собой виды работ. Таким образом, мне удалось вовлечь всех учеников к изучению учебного материала.
На сегодняшний день эти ребята активно работают на уроке и выполняют не только групповые проекты, но и индивидуальные и даже с удовольствием представляют их всему классу.
При планировании работы учащихся над проектами придерживаюсь плана представленного в программе Intel «Обучение для будущего» и внесла необходимые изменения в соответствии с требованиями к уроку в инклюзивном классе. Представляю технологию подготовки урока в инклюзивном классе с использованием метода проекта.
Таблица 1. Технология подготовки урока в инклюзивном классе с использованием метода
проекта
№ Этапа проекта Этапы проекта Роль учителя Роль учащихся
1. Подготовительный этап для учителя. На данном этапе учитель анализирует учебные способности учащихся класса, продумывает тему проекта. Формулирует проблемные вопросы, дидактические цели методические задачи в соответствии с особенностями каждого ученика.
2. Подготовительн ый этап для учащихся Предлагает, наблюдает, помогает. Формулируют проблемы (выбор темы индивидуальных или групповых исследований учащихся). Учащиеся с ОВЗ наблюдают за ходом обсуждения и по желанию вносят свои предположения.
Выдвигают гипотезы решения проблем. Учащиеся с ОВЗ участвуют в обсуждении по мере своих возможностей.
Определяют названия проекта. Учащиеся с ОВЗ участвуют в работе.
Формируют группы для проведения исследований и определение формы представления результатов. Учащиеся с ОВЗ активно участвуют в работе.
Наблюдает. Дает рекомендации. Обсуждают план работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся с ОВЗ участвуют в обсуждении.
Предлагает. Обсуждают критерии оценки проекта. Учащиеся с ОВЗ участвуют в обсуждении.
Контролирует. Рассматривают источники информации, вопросы защиты авторских прав. Учащиеся с ОВЗ участвуют в обсуждении.
3. Реализация проекта Консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Учащиеся с ОВЗ участвуют в работе группы, выполняя посильную часть проекта.
4. Оформление результатов проделанной работы и защита проекта. Консультирование, помощь. Готовят презентации по отчету о проделанной работе. Учащиеся с ОВЗ участвуют в работе в группы.
Защищают полученные результаты и выводы. Учащиеся с ОВЗ участвуют в защите проекта.
5. Оценивание результатов проекта. Оценивает работу групп в целом. Группа оценивает работу каждого участника. Учащиеся с ОВЗ участвуют в оценке работы.
По моим наблюдениям, особые ученики, работая над проектом в группах, реально оценивают свои силы и сами по возможности стараются оказаться полезными при реализации проекта. Это дает им возможность получить высокую оценку при подведении итогов работы внутри творческого коллектива.
Главное, необходимо придерживаться следующих правил организации учебной работы ребенка с ОВЗ:
- ребенок участвует во фронтальной работе наравне с другими детьми;
- участвует в работе больших групп (половина класса)
- участвует в работе малых групп (3-5 человека) при выполнении подгруппового задания, подготовке и защите проекта;
- организация работы в паре (как правило, с «сильным» учеником). Такая работа эффективна на этапах проверки или взаимопроверки;
- индивидуальные задания в случае, если необходимо работать с информацией. Текст учебника для особых учащихся адаптируется для лучшего восприятия на карточках.
Возможны индивидуальные задания, связанные с описанием картин по предложенному плану.
Самое главное в организации работы такого ребенка на уроке заключается в том, чтобы учебную задачу, стоящую перед всем классом он решал вместе со всеми детьми и был удовлетворен свой работой.
На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления изделия (проекта).
Планирование и проведение уроков с использованием метода проектов требует особой организации. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно -подготовительный этап. Для работы над проектом учащимся необходимы знания и опыт:
- умение находить нужную информацию;
- способность к воображению, фантазии, новизне, оригинальности;
- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:
- создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью,
- неповторимостью. Задача учителя - создать условия для приобретения учащимися подобного опыта и знаний.
Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «изобразительное искусство» ведётся по определённому плану:
1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:
- обратить внимание учащихся на тему проекта;
- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
- создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.
2. Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями («круглый стол», «мозговой штурм» и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:
- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;
- выделить среди них наиболее удачные;
- помочь учащимся составить план работы над проектом.
3. Поисковый этап - определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе учителю необходимо:
- составить список возможных источников информации;
- следить за ходом исследования;
- проводить консультации по методике сбора и обработки информации;
- корректировать деятельность участников проекта;
- обобщать промежуточные результаты.
4. Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо:
- организовать консультирование по обобщению материалов;
- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;
- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;
- выбрать форму представления проектов.
5. Представление и защита проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо:
- определить время и форму защиты проектов;
- подготовить сценарий защиты проектов;
- оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.
6. Аналитический этап - анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.
Виды проектов
В начальной школе целесообразно проводить краткосрочные проекты, рассчитанные на один урок. Это может быть любая благоприятная тема.
Ниже перечислены примерные темы проектов и возможные результаты проектной деятельности обучающихся 5-7 классов. Программа Б.М. Неменского.
Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Индивидуальные мини-проекты на уроках в 5 классе:
- «Древние образы в народном искусстве»,
- «Единство конструкции и декора в народном жилище».
- «Народные промыслы их истоки и современное развитие».
- «Современное выставочное искусство».
Индивидуальные мини - проекты на уроках в 6 классе:
- «Виды изобразительного искусства в семье пластических искусств»;
- «Мир наших вещей, натюрморт»;
- «Образ человека - главная тема искусства»;
- «Пейзаж - большой мир».
Индивидуальные мини - проекты на уроках в 7 классе:
- «Жизнь в моем крае столетие назад»;
- «Великие темы жизни»;
- «Иллюстрации к любимому литературному произведению».
Краткосрочные проекты требуют выделения 1 -2 уроков. Проектная деятельность
заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима координация деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации.
Учитель заранее подготавливает источники информации: учебник, интернет, адаптирует дидактический материал для учащихся с ОВЗ.
Коллективные творческие проекты являются итогом работы всего класса в течении четверти или года. Это могут быть творческие выставки, мастер - классы, конференции и т.п.
В качестве примера предлагаю одну из больших тем в 5 классе. Тема: «Связь времен в народном искусстве». Тема изучается во 2 четверти и рассчитана на 8 уроков. Изучаются различные виды росписи и изготовление игрушек из глины или пластилина. Итог изучения темы - выполнение индивидуальных или групповых проектов и представление их на заключительном уроке.
1. Урок вводный. Погружение в тему. Учащиеся должны осознать важность изучения темы (понять, какие знания и умения они приобретут в процессе изучения данной темы). На этом уроке ученики вместе с учителем планируют свою деятельность по изучению предложенных тем (делятся на группы для подготовки сообщений по темам уроков). Следует отметить, что, только заинтересовав учащихся можно рассчитывать на дальнейший успех проекта, необходимо консультировать и контролировать работу групп.
Последующие уроки могут проходить в различных формах, но обязательно опираться на работу в группе. При подведении итогов на каждом уроке, необходимо нацеливать учащихся, на выполнение индивидуальных проектов, которые являются составной частью коллективного проекта.
2. Урок. Тема: «Древние образы, в современных народных игрушках». На этом уроке группа учащихся, работающая по данной теме, делает сообщение. Класс обсуждает тему и выполняет практическую работу: эскиз глиняной игрушки. Подводятся итоги работы.
3. Урок. Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». Этот урок я провела в форме мастер - класса. Практическая работа на этом уроке
заключалась в выполнении элементов гжельской росписи. В заключении подвели итоги работы.
Следующие уроки по темам: «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла», «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла», «Искусство хохломской росписи и современное развитие промысла» проходили так же в форме мастер - классов с обязательным изучением последовательности выполнения росписей и подведением итогов.
8. Заключительный урок - конференция. Учащиеся представляют результаты своей работы.
Очень важно помнить: при планировании таких уроков в инклюзивном классе необходимо учитывать, что учащиеся с ОВЗ быстро устают на уроке и им необходимо часто менять вид деятельности. Главное - создать ситуацию успеха, то есть показать значимость результатов работы каждого ученика.
Список литературы
1. Сетевое издание «Учительская газета», статья «Интегративный (инклюзивный) класс и технология организации учебно-воспитательного процесса» Людмила РОМАШИНА заместитель директора по УВР Центра образования №1447 имени Н.А.Островского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36014/ (дата обращения: 17.04.2018).
2. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы/Под научной ред. Н.А Палиевой, д.п.н..- Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. С. 23-25.
3. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.
4. Андреев В.Н., Андреев Н.В. Проектирование образовательного процесса в предметной области «Изобразительное искусство»: Учебно-методическое пособие: Хабаровск: ХК ИРО, 2010.
5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
6. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября, 2011. № 1. С. 9-10.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005.
8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта методической работы: Дайджест журнала "Методист" / Сост. Е.М. Пахомова. Науч. ред. Э.М. Никишин. М.: АПК и ПРО, 2004.
9. Порохов Д.А. Как написать исследовательскую работу: метод. пособие для школьников, учителей и студентов. СПб.: Изд-во МБИ, 2006. 40 с.
10. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. М. : первое сентября, 2010.
11. Intel Обучение для будущего (Intel Corporation, 2003-2006 All rights reserved).
12. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы / Под научной ред. Н.А Палиевой, д.п.н.. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.
CHARACTERISTICS OF INFLECTION AND ITS AFFIXES
Mamedova M.A.
Mamedova Madina Ashuralieva - English Teacher, ENGLISH LANGUAGE DEPARTMENT, BUKHARA ENGINEERING-TECHNOLOGICAL INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article is about characteristics of inflection which combines words and affixes to produce alternative grammatical forms of words.Its importance ofsuffixes so that they tend to lend themselves to paradigms which apply to the language as a whole. Keywords: grammatical process, lexical item, plural morpheme, derivation, syntactic structure, inflectional affixes, monosyllabic, paradigm.
Inflection is a general grammatical process which combines words and affixes to produce alternative grammatical forms of words. For example, the plural morpheme is an inflectional morpheme. This implies that the plural form roses, for instance, does not represent a lexical item fundamentally different from the singular form rose, it is simply an inflectional variant of the same word. Similarly, the addition of the comparative inflection (er) to the adjective cold gives colder, which is not a different lexical item, but an inflectional variant of the same word.
On the other hand, derivation is a lexical process which actually forms a new word out of an existing one by the addition of a derivational affix. For instance, the suffixes -ation and -ure may be added to the verbs resign and depart respectively to derive the nouns resignation and departure, which are different words. Similarly, the suffixes -dom and -ful may be added to the adjective free and the noun hope respectively to derive the noun freedom and the adjective hopeful, which again are different words. [1]
The above definitions and examples show that the distinction between inflection and derivation is mainly morphological. While the application of inflection leads to the