Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / РАЗВИТИЕ / МЕТОД / PROJECT ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / PRESCHOOL AGE / DIDACTIC GAME / DEVELOPMENT / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина Раиса Александровна, Яковлева Саргылана Степановна

В статье описывается организация и реализация метода проектов в дошкольной образовательной организации с целью изучения влияния данного метода на познавательную активность детей. Авторы выделяют особенности использования метода проектов в дошкольном детстве - личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, интеграцию различных видов деятельности в реализации проекта, обеспечение доступа детей к информационным ресурсам, развитие навыков сотрудничества, привлечение родителей к образовательной деятельности. Метод проектов позволяет эффективно построить образовательную деятельность, т.к. при его применении у детей активизируются познавательные процессы - они учатся обобщать, систематизировать, сравнивать, синтезировать новое. В практической части исследования освещается опыт работы образовательного проекта «Волшебный сундучок» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № 95 «Зоренька» городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орешкина Раиса Александровна, Яковлева Саргылана Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article describes the organization and implementation of the project method in a preschool educational organization in order to study the impact of this method on the cognitive activity of children. The authors highlight the features of using the project method in preschool childhood - a person-oriented approach to the educational process, integration of various activities in the project implementation, ensuring children's access to information resources, developing cooperation skills, and involving parents in educational activities. The project method allows you to effectively build educational activities, because when it is used in children, cognitive processes are activated - they learn to generalize, systematize, compare, and synthesize new things. In the practical part of the study highlights the experience of the educational project «Magic box» on the basis of kindergarten № 95 «Zorenka» of the urban district «Yakutsk» in republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 373.1

студентка 4 курса кафедры дошкольного образования Орешкина Раиса Александровна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель кафедры дошкольного образования Яковлева Саргылана Степановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье описывается организация и реализация метода проектов в дошкольной образовательной организации с целью изучения влияния данного метода на познавательную активность детей. Авторы выделяют особенности использования метода проектов в дошкольном детстве - личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, интеграцию различных видов деятельности в реализации проекта, обеспечение доступа детей к информационным ресурсам, развитие навыков сотрудничества, привлечение родителей к образовательной деятельности. Метод проектов позволяет эффективно построить образовательную деятельность, т.к. при его применении у детей активизируются познавательные процессы - они учатся обобщать, систематизировать, сравнивать, синтезировать новое. В практической части исследования освещается опыт работы образовательного проекта «Волшебный сундучок» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно — эстетическому развитию детей № 95 «Зоренька» городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: проектная деятельность, познавательная активность, дошкольный возраст, дидактическая игра, развитие, метод.

Annotation. The article describes the organization and implementation of the project method in a preschool educational organization in order to study the impact of this method on the cognitive activity of children. The authors highlight the features of using the project method in preschool childhood - a person-oriented approach to the educational process, integration of various activities in the project implementation, ensuring children's access to information resources, developing cooperation skills, and involving parents in educational activities. The project method allows you to effectively build educational activities, because when it is used in children, cognitive processes are activated - they learn to generalize, systematize, compare, and synthesize new things. In the practical part of the study highlights the experience of the educational project «Magic box» on the basis of kindergarten № 95 «Zorenka» of the urban district «Yakutsk» in republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: project activity, cognitive activity, preschool age, didactic game, development, method.

Введение. Одним из методов познания окружающей действительности в дошкольном детстве является участие детей в проектной деятельности. Во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, взрослыми ребенок стремится решить поставленную проектную задачу. Процесс поиска связан с инновационными, творческими, вызывающими высокий интерес открытиями, что несомненно является условием эффективного развития детской познавательной активности. Целью статьи является анализ развития познавательной активности детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из принципов дошкольного воспитания является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [1].

Познавательная активность - изменения личностных качеств, связанные со стремлением к познанию предметов и явлений окружающего мира. Познавательная активность появляется только в условиях растущих познавательных потребностей и возможностью их удовлетворения [2]. Данные условия могут возникнуть при применении метода проектов в дошкольной практике.

Уникальность метода проектов состоит в том, что участие в проекте объединяет деятельность детей и взрослых. Проект может затрагивать многие области развития ребенка и различные виды его деятельности. Благодаря этим свойствам метод проектов развивает любознательность, творчество, коммуникативные и нравственные качества дошкольников [3].

Характерной особенностью метода проектов является т.н. ситуация неопределенности. Неопределенность в свою очередь дает больше возможностей, меньше ограничений, разнообразие способов, средств решения поставленной задачи, а не заранее известный ответ [4].

Проблема развития и формирования познавательной активности детей является одной из наиболее актуальных в детской психологии, поскольку взаимосвязь познавательной деятельности с окружающим миром возможна только при ее активности. Познавательная деятельность является обязательной предпосылкой для формирования психических качеств человека, его самостоятельности и инициативы [5]. Не каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать художником или инженером, но у каждого человека есть определенный потенциал для творческого развития, и этот потенциал должен быть раскрыт.

Объектом этого опыта является познавательная деятельность у дошкольников, конкретно -использование возможностей метода проекта в развитии познавательной активности.

Одним из эффективных методов организации детской деятельности является проект. Показателями проекта является обозначение общей темы. Тема подбирается с опорой на принципы проблемности, доступности, личной заинтересованности участников.

Принцип личной значимости проекта и его конечного продукта реализуется при планировании тематики проекта в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями воспитанников. Необходимо учитывать интересы детей группы, их восприятие окружающей действительности. В младшей группе темы проектов должны быть связаны с повседневной жизнью детей («Мои любимые книжки», «Наша площадка», «Мое любимое блюдо», «Мы занимаемся рисованием», «Наши игры» и т.д.). Темы отражают деятельность и среду воспитания и развития самих детей.

В средней и старших группах в темах отражаются интересы и потребность детей в познании окружающего мира. В самой формулировке темы кроется загадка, указывается проблематика («Загадки зимы», «Из чего готовят кашу?», «Новогодние игрушки» и т.д.).

Формулировка цели проекта зависит от конечного его продукта, который имеет материальное воплощение. Результат участия в проекте каждого ребенка можно рассмотреть, потрогать, поиграть, использовать в группе.

Метод проектов включается в годовое планирование детского сада и содержит следующие элементы:

1. Тема проекта.

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта.

4. Содержание. Содержание проекта раскрывает три его этапа: мотивационный этап и предварительная работа; проблемно-деятельностный этап; творческий этап; результат.

Мы предположили, что метод проектов является эффективным средством познавательной активности у детей дошкольного возраста при обеспечении следующих условий:

1. Обеспечение потребности детей к познанию окружающей действительности.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

3. Включение детей в различные виды деятельности в процессе реализации проекта.

4. Привлечение родителей к организации всех этапов проекта.

Изучив соответствующую методическую литературу по вопросам использования метода проектов в детском саду, мы организовали реализацию проекта «Волшебный сундучок» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно — эстетическому развитию детей № 95 «Зоренька» городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия).

На первом этапе проекта мы ставили задачу мотивировать детей на живое общение и вводили настольные дидактические игры.

В нашей работе мы обратили внимание на то, что дети редко играют в дидактические игры, они больше предпочитают виртуальные игры. Замена «живого» общения на компьютерные игры, несмотря на их развивающий эффект, отрицательно сказывается не только на показателях здоровья, но и на развитие навыков общения ребенка. Чтобы заинтересовать детей настольными дидактическими играми, мы выбрали следующий способ решения этой проблемы - вводить новые игры, использую сюрпризный момент -появление игр из волшебного ларца.

Проект «Волшебный сундучок» состоит из трех блоков, которые призваны вызвать интерес к дидактическим играм и развить познавательную активность, творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Для создания игр были привлечены родители.

1. «Умница Сергеевна».

Первое знакомство детей, с профессором Умницей Сергеевной и ее волшебным сундучком. Вводятся игры:

- Игра-головоломка «Волшебные треугольники». Умница Сергеевна ставит задачу составления из фигур различных событий: сюжеты сказок, подвижных игр. Благодаря различным вариантам решения игровой задачи от ребенка требуется наблюдательность, логика, находчивость, сообразительность. Кроме того, игра тренирует мелкую моторику и привлекает интерес детей ярким оформлением. В процессе обсуждения, конкретизации деталей будущего образа дети развивают навыки сотрудничества. Результат оправдывает ожидания, обеспечивая положительные эмоции и повышает мотивацию для следующей игры.

В блоке было проведено 12 игр (таблица 1). Задачи игр соответствовали цели исследования - они способствовали развитию познавательной активности детей, познавательных процессов (воображения, внимания, восприятия цвета, размера, формы).

Таблица 1

Игры проекта «Волшебный сундучок»

№ Игра Игровая задача Возможные ответы

1. Танграм «Сердце» Ледяное сердце мальчика Кая из сказки «Снежная королева» разбито. Нужно собрать новые образы, чтобы напомнить Каю о теплоте родного дома. Солнышко, цветок, сердце, домик и т.п.

2. Танграм «Круг» Поросятам из известной сказки нужно поддерживать друг друга. Ребята составляют образы, связанные с дружбой и взаимовыручкой. Круг, сердце, радуга, рука и т.п.

3. Танграм «Треугольник» Волшебным пони нужна помощь. Педагогом ставится задача изготовить талисман знаний, благодаря которому все жители страны будут легко все запоминать. Камень, солнце, звезда, круг, треугольник и т.п.

4. Танграм «Змейка» Принцесса Змейка - сестра Змея Горыныча. Но она добрая и красивая. Как же помочь брату стать добрее? Сердце, солнце, цветок и т.п.

5. Танграм «Котята» Котята - Рыжик, Карамелька и Компот, нашли сундук. Что в нем было? Монетки, слитки, сердце, конфеты и т.п.

6. Танграм «Тетрис» Рыжик, Карамелька и Компот строят домики. Разные постройки.

7. Танграм «Три цвета» Три сестры-феи дарят подарки маленькому принцу и принцессе. Что это будет? Разные предметы.

8. Танграм «Джунгли» Что нашли Рыжик, Карамелька и Компот в джунглях? Разные предметы.

9. Игра - пазл «Смешарики» На что похожи смешарики? Разные предметы.

10. Игра - пазл «Принцесса» Принцесса любит свои хобби. Чем она любит заниматься? Силуэты самой принцессы в действии, или символы различных занятий (кисть, коньки, цветы и т.д.).

11. Игра - пазл «Улитка» Улитка Ната счастлива. У нее много друзей, которых она позвала на именины. Разные живые существа.

12. Игра - пазл «Машинка» Мальчишки любят играть в машинки. Однажды машинки собрались вместе и договорились придумать путешествие. Силуэты машин и символы стран, в т.ч. выдуманных.

2. «Василиса Премудрая»

В этом блоке перед детьми ставится задача изменения сюжета сказки. Ребятам интересно, что принесла Василиса детям, что она сейчас расскажет. Василиса, приглашает детей в гости к сказкам:

- Все сказки разные, среди них есть грустные, смешные, поучительные и загадочные и даже немного страшные, но все они без исключения хороши! Путешествие начинается, мы открываем первую сказку «Волк и семеро козлят». Кто помнит эту сказку? Мы сейчас окажемся в этой сказке. Я наделяю вас волшебной силой! Каким будет конец сказки?

Добрая сказочница оставляет детям свой волшебный сундучок, чтобы дети могли играть самостоятельно. Мы разработали наборы из 7 сказок для детей (таблица 2).

Таблица 2

Сказки проекта «Волшебный сундучок»

№ Название Игровые задачи Возможные варианты ответов

1. «Курочка ряба» Как сделать так, чтобы золотое яичко не разбилось? Что было дальше с яйцом? Попросить дедушку и бабушку не разбивать яичко, упаковать яйцо в контейнер, постелить мягкий коврик. Из яичка вылупился золотой петушок, у него была волшебная сила. Дедушка и бабушка ни в чем больше не нуждались.

2. «Колобок» Как спасти колобка от Лисы? Накормить Лису бургерами и мороженым.

3. «Маша и медведь» Как Маше попасть домой не обманывая Медведя? Поговорить с Медведем, приготовить больше пирожков.

4. «Три поросенка» Как было бы здорово, если бы у троих поросят были свои дома? Дети придумывают разные дома.

5. «Волк и семеро козлят» Почему козлята нарушили завет матери? Как может закончиться сказка? Волк должен быть сытым. Ребята угощают волка

6. «Теремок» Какой дом нужен для зверей? Дети описывают комфортные дома, в которых могут уместиться все звери.

7. «Лиса и журавль» Придумайте свой конец сказки. Ребята предлагают разные варианты.

3. «Волшебная Кисточка»

Знакомство с Волшебной Кисточкой. Этот персонаж любит рисовать всегда и везде: на бумаге, асфальте, даже на воде! Волшебная Кисточка - художница. Кисточка объясняет высокое предназначение своей профессии, о том, что художники передают в своих картинах радость или грусть других людей, чтобы люди знали и помогали тем, кто нуждается в помощи. Волшебная Кисточка предлагает детям изобразить образы, которые были в предыдущих блоках (таблица 3). У Кисточки в сундучке много материала на выбор (штампы, трафареты пластилин, карандаши, восковые мелки, гель с блестками и др.).

Таблица 3

Возможные образы для воплощения проекта «Волшебный сундучок»

№ Художественный образ Техника на выбор

1. Золотое яичко Стампинг, восковые мелки, блестки, аппликация, лепка и др.

2. Бургеры для Лисы Стампинг, аппликация, лепка и др.

3. Посылка сладостей для Медведя Лепка, аппликация и др.

4. Дом из бревен для поросенка Нуф-Нуфа Модульное рисование и др.

5. Холодное сердце Рисование на молоке и др.

6. Добрый волк Абстракция, гуашь и др.

7. Волшебная страна Модульное рисование и др.

В завершении этапов проекта создается альбом с работами детей. Организуется инсценировка одной из сказок по новому сюжету.

Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Рисование прививает детям эмоциональное и отзывчивое отношение к миру.

В целях развития познавательной активности мы провели следующую работу в проекте «Волшебный сундучок»:

- мотивировали детей на всех этапах проекта,

- создавали развивающую предметно-пространственную среду,

- включали детей в различные виды деятельности,

- привлекали родителей к организации всех этапов проекта.

Выводы. Стремление детей к познанию окружающей действительности во многом зависит от среды, которую создают взрослые. Познавательные потребности ребенка нужно подпитывать и давать выбор возможных путей их удовлетворения. Метод проектов открывает широкие возможности для познавательного, творческого развития детей.

Литература:

1. Орлова Т.Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников. Программа. Конспекты / Т.Э. Орлова, О.Г. Сабаева. - Волгоград: Учитель, 2016. - 243 с.

2. Васенина С.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами математических досугов / С.И. Васенина, Н.В. Винокурова // Проблемы Науки. - 2019. - №2 (135). - С. 41-52.

3. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: издательство Буковского, 2012. - 60 с.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика -Синтез, 2014. - 112 с.

5. Веракса Н.Е. Детская психология / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с.

Педагогика

УДК 378.22

кандидат филологических наук, доцент Павленко Ирина Васильевна

Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир)

ОБЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СКАЗКАМИ А.С. ПУШКИНА

Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию общих содержательных основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста и согласованных видов деятельности всех участников данного процесса при работе над сказками А.С. Пушкина. Данное исследование предназначено для студентов, магистрантов, преподавателей вузов, интересующихся актуальными вопросами реализации единых подходов в дошкольном и начальном образовании в свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов ДОО и НОО.

Ключевые слова: общие содержательные основы, духовно-нравственное воспитание, личность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, сказки А.С. Пушкина, ФГОС ДОО и НОО.

Annоtation. The Article is dedicated to theoretical motivation general profound lines spiritual-moral education childs preschool and younger school age and coordinated type to activity all participant given process when functioning(working) on fairy tale A.S. Pushkin. Given study is intended for student, master, teachers high school, which are interested actual questions to receivership in preschool and initial formation in light of the requirements Federal state educational standard milk and whine.

Keywords: general profound lines, spiritual-moral education, personality childs preschool and younger school age, fairy tales A.S. Pushkin, FGOS milk and whine.

Введение. Сегодня перед системой педагогического образования остро стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на всех ступенях образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему продолжает волновать ученых, педагогов, воспитателей, учителей, родителей.

В связи с этим образовательная политика в области дошкольного и начального общего образования направлена на решение задач гуманистического характера в воспитании подрастающего поколения, которые должны решаться с соблюдением идей преемственности в воспитании детей. Исходя из этого, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандартов дошкольного образования и начального общего образования одним из приоритетных направлений становится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Эта проблема имеет богатую междисциплинарную традицию. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей раскрывается в работах Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Е.А. Флериной и др.

Возможности использования сказки для развития дошкольников рассматривают М.Г. Бунякова, В.М. Водовозова, О.С. Ушакова и др.

Вопросами осмысления сказки, её изучением в системе начального общего образования занимаются Н.С. Бибко, Е.М. Неёлов, О.В. Кубасова и др.

О роли сказки, ее воспитательном потенциале пишут О.В. Защиринская, Л.Д. Короткова, М.А. Поваляева и др.

Различные аспекты духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Д.С. Лихачева, Е.Н. Щурковой и др.

Но при всем многообразии исследований по данной проблеме недостаточно изучен вопрос о духовно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.