Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)'

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
междисциплинарный учебный исследовательский проект / иностранный язык / транспортный вуз / профессиональная деятельность / профильные и общеобразовательные дисциплины / работа с информацией / навык публичного выступления / interdisciplinary educational research project / foreign language / transport university / professional activity / general education disciplines and majors / working with information / public speaking skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Дина Викторовна, Юрьева Юлия Сергеевна

Исследование отражает специфику актуальных требований, предъявляемых к инженерам транспортных вузов. Изучены основные положения личностноориентированного и деятельностного подходов для построения индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста транспортной отрасли на примере метода проектов как эффективного средства интеграции общеобразовательных и профильных дисциплин. Исследование основано на теоретическом анализе педагогической и методической литературы и актуальных научных публикаций по теме исследования, сравнительном анализе эмпирических данных и личностноориентированном и деятельностном подходах. Выявлена взаимосвязь общеобразовательных и профильных дисциплин, проявляющаяся в формировании релевантных для развития личности будущего инженера умений и навыков. Полученные результаты о формировании умений и навыков, создаваемых в процессе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта, были соотнесены с типами профессиональных задач инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина Дина Викторовна, Юрьева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT METHOD AS A MEANS OF INTEGRATING GENERAL EDUCATION DISCIPLINES AND MAJORS IN A TRANSPORT UNIVERSITY (BASED ON THE MATERIAL OF THE DISCIPLINE OF “FOREIGN LANGUAGE”)

The study refl ects the specifi cs of the urgent requirements for engineers of transport universities. The main provisions of personalityoriented and activitybased approaches for building an individual educational trajectory of a future specialist in the transport industry are studied on the example of the project method as an effective means of integrating general education disciplines and majors. The research is based on a theoretical analysis of pedagogical and methodological literature and relevant scientifi c publications on the research topic, a comparative analysis of empirical data and personalityoriented and activitybased approaches. The interrelation of general education and specialized disciplines is revealed, which manifests itself in the formation of skills and abilities relevant for the development of the personality of the future engineer. The results obtained on the formation of skills and abilities created in the course of an interdisciplinary educational research project were correlated with the types of professional tasks of engineering personnel.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)»

Current problems in the humanities and natural sciences, 2015, no. 5, pp. 43-49. (In Russian).

7. Robotova A. S. Uroki magistratury: nepreryvnoe samoobrazo-vanie prepodavatelya [Master's lessons: continuous self-education of the teacher]. Higher education in Russia, 2016, no. 2, pp. 54-60. (In Russian).

8. Streneva N. V., Krapivina M. Yu. Lingvokul'turnye osobennosti obu-cheniya angliiskomu yazyku dlya spetsial'nykh tselei [Linguocul-tural features of teaching English for special purposes]. Bulletin of Orenburg State University, 2017, no. 2 (202), pp. 3-7. (In Russian).

9. Frantsuzskaya E. O., Deryusheva V. N. Podgotovka prepodavatelya vuza k realizatsii obrazovatel'nykh programm nelingvisticheskogo profilya [Preparation of university teachers for the implementation of educational programs of a non-linguistic profile]. Higher education in Russia, 2016, no. 10, pp. 162-168. (In Russian).

10. Shames L. Ya. Sotsializatsiya i kul'turatsiya lichnosti v adra-gogike - sisteme nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh [Socialization and cultivation of personality in adragogy - the system of continuous education for adults]. News of the Irkutsk State Economic Academy, 2004, no. 3, pp. 93-97. (In Russian).

11. Shlenov Yu., Mosicheva I., Shestak V. Nepreryvnoe obrazovanie v Rossii [Continuing education in Russia]. Higher education in Russia, 2015, no. 3, pp. 36-49. (In Russian).

12. Anthony L. English for Specific Purposes: What does it mean? CUE, 1997, vol. 5, no. 3, pp. 9-10. (In English).

13. Belcher D. English for Specific Purposes in Theory and practice. Ann Arbor, University of Michigan Press, 2009, 308 p. (In English).

УДК/ДОС 378.1 БйМ УМБЬК

Володина Дина Викторовна

кандидат филологических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет

путей сообщения», г. Новосибирск

Юрьева Юлия Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск

14. Carter D. Some propositions about ESP. The ESP Journal, 1983, vol. 2, pp. 131-137. (In English).

15. Dudley-Evans T., St. John M. Developments in ESP: A multi-disciplinary approach. Cambridge, Cambridge University Press, 1998, 301 p. (In English).

16. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A learning centered approach. Cambridge, Cambridge University Press, 1997, 183 p. (In English).

17. Lasagabaster D., Ruiz de Zarobe Y. CLIL in Spain: implementation, results and teacher training. Cambridge, Cambridge Scholars Publishing, 2010, 320 p. (In English).

18. Mackay R., Mountford A. English for specific purposes. London, Longman, 1978, 227 p. (In English).

19. Perren G. Forward in teaching languages to adults for special purposes. CILT Reports and Papers, 1974, vol. 11, pp. 15-22. (In English).

20. Richards J., Platt H. Dictionary of language teaching and applied linguistic. Malaysia, Longman, 1992, 654 p. (In English).

21. Robinson P. An overview of English for specific purposes. Working with Language: Multidisciplinary Consideration of Language Use in Work Contexts. Berlin, Mouton de Gruyter, 1989, 617 p. (In English).

22. Robinson P. ESP (English for Specific Purposes). New York, Per-gamon, 1980, 121 p. (In English).

23. Strevens P. ESP after twenty years: A re-appraisal. ESP: State of the art. SEAMEO Regional Language Centre, 1988, vol. 13, pp. 1-13. (In English).

Volodina Dina V.

Candidate of Philological sciences,

Associate Professor, Siberian State Transport University,

Novosibirsk

Yuryeva Yulia S.

Candidate of Pedagogical sciences,

Associate Professor, Siberian State Transport University,

Novosibirsk

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

THE PROJECT METHOD AS A MEANS OF INTEGRATING GENERAL EDUCATION DISCIPLINES AND MAJORS IN A TRANSPORT UNIVERSITY (BASED ON THE MATERIAL OF THE DISCIPLINE OF "FOREIGN LANGUAGE")

Аннотация. Исследование отражает специфику актуальных требований, предъявляемых к инженерам транспортных вузов. Изучены основные положения личностно-ориентированного и деятельностного подходов для

построения индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста транспортной отрасли на примере метода проектов как эффективного средства интеграции общеобразовательных и профильных дисцип-

лин. Исследование основано на теоретическом анализе педагогической и методической литературы и актуальных научных публикаций по теме исследования, сравнительном анализе эмпирических данных и личностно-ориентированном и деятельностном подходах.

Выявлена взаимосвязь общеобразовательных и профильных дисциплин, проявляющаяся в формировании релевантных для развития личности будущего инженера умений и навыков.

Полученные результаты о формировании умений и навыков, создаваемых в процессе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта, были соотнесены с типами профессиональных задач инженерных кадров.

Abstract. The study reflects the specifics of the urgent requirements for engineers of transport universities. The main provisions of personality-oriented and activity-based approaches for building an individual educational trajectory of a future specialist in the transport industry are studied on the example of the project method as an effective means of integrating general education disciplines and majors.

The research is based on a theoretical analysis of pedagogical and methodological literature and relevant scientific publications on the research topic, a comparative analysis of empirical data and personality-oriented and activity-based approaches.

The interrelation of general education and specialized disciplines is revealed, which manifests itself in the formation of skills and abilities relevant for the development of the personality of the future engineer.

The results obtained on the formation of skills and abilities created in the course of an interdisciplinary educational research project were correlated with the types of professional tasks of engineering personnel.

Ключевые слова: междисциплинарный учебный исследовательский проект, иностранный язык, транспортный вуз, профессиональная деятельность, профильные и общеобразовательные дисциплины, работа с информацией, навык публичного выступления.

Keywords: interdisciplinary educational research project, foreign language, transport university, professional activity, general education disciplines and majors, working with information, public speaking skills.

Введение

Стремительное развитие современной науки и техники придает новый импульс к изменениям требований, предъявляемым рынком труда к специалистам: в фокусе внимания в равной степени находятся как их профессиональное становление, так и личностный рост.

В этом контексте возрастает роль отраслевых вузов как движущей силы для наращивания профессионально и личностно значимого потенциала выпускников.

Это в свою очередь привело к смещению приоритетных направлений в образовательной парадигме: если раннее образовательные программы были направлены на передачу и усвоение определенной информации и социальных требований к поведению обучающегося, где он выступал как некий накопитель знаний, то в настоящее время образование направлено на формирование личности.

Следовательно, данная цель может быть достижима только в случае согласования конкретного социального запроса и способов и / или средств его реализации: очевидной является необходимость определения точек соприкосновения профессионального и общеобразовательного компонентов подготовки специалистов.

Особенно актуально рассматриваемая проблема проявляется при обучении инженерных кадров транспортных вузов, так как приоритетные направления образования соотносятся с типами задач профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-изыскательской, проектно-конструкторской, проектной и научно-исследовательской [1].

Поэтому существует необходимость научного обоснования возможности адекватного комбинирования профильных и общеобразовательных дисциплин в транспортном вузе соразмерно требованиям, предъявляемым работодателями к современным выпускникам отраслевых вузов.

Исходя их сказанного, авторами данной работы будет рассмотрен потенциал дисциплины «Иностранный язык» как инструмента межпредметной интеграции профильных и общеобразовательных дисциплин.

Основная цель в контексте данного исследования заключается в том, чтобы аналитическим путем выделить в существующих научных педагогических подходах те идеи, которые позволяют наиболее продуктивно подойти к разрешению выше упомянутой проблемы.

Для реализации поставленной цели был сформулирован ряд задач, а именно:

1) определить и теоретически обосновать основные положения научно-педагогических подходов, способствующих эффективному сочетанию общеобразовательных и профильных дисциплин;

2) рассмотреть особенности реализации метода проектов как средства обучения иностранному языку для формирования профессионально значимых умений и навыков будущих инженеров;

3) экспериментально проверить эффективность выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык»;

4) выявить взаимосвязь учебной и профессиональной деятельностей будущих инженеров на примере выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык».

Научная новизна данной работы состоит в том, что на примере выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» определены и теоретически обоснованы педагогические подходы, необходимые для формирования общеучебных и профессиональных умений и навыков для студентов, обучающихся по специальностям 23.05.06 Строительство железных и дорог, мостов и транспортных тоннелей и 23.05.04 Эксплуатация железных дорог транспортного вуза. На основании обобщения опыта и результатов научных разработок педагогической теории и практики было предложено эффективное соотношение общеучебных и профессиональных умений и навыков в ходе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык».

Практическая полезность работы заключается в определении наиболее значимых для студентов 2-го курса, обучающихся по специальностям 23.05.06 Строительство железных и дорог, мостов и транспортных тоннелей и 23.05.04 Эксплуатация железных дорог транспортного вуза, умений и навыков, формируемых в ходе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Выявление данных личностных преобразований может способствовать более эффективной организации индивидуальной образовательной траектории будущих инженеров транспортной отрасли.

Методология

В ходе выполнения данной работы авторами применялись следующие методы: теоретический анализ педагогической и методической литературы и актуальных научных публикаций по теме исследования. Также был обобщен и систематизирован педагогический опыт, проанализирована нормативная и учеб -ная документация и учебно-методическая литература по дисциплине «Иностранный язык» по специальностям 23.05.06 Строительство железных и дорог, мостов и транспортных тоннелей и 23.05.04 Эксплуатация

железных дорог. Был проведен опрос студентов по данным специальностям, полученные результаты были обработаны, проанализированы и представлены графически.

В качестве методологической основы исследования авторами были выбраны личностно-ориентированный и деятельностный подходы, так как комбинация их основных положений позволяет не только выстроить стратегию исследования, но и проследить отдельные этапы в формировании личности будущего специалиста транспортной отрасли.

Личность, будучи центральным понятием в лич-ностно-ориентированном подходе, представляет особую значимость для педагогической науки в совокупности с ее интересами, ценностными ориентациями, качествами интеллекта. И, соответственно, все мотивы и цели деятельности рассматриваются сторонниками данного подхода через призму восприятия мира личностью [2; 3; 4; 5].

Формирование личности носит деятельностно-про-цессуальный характер, так как она успешно реализуется в конкретных действиях и видах деятельности. Поэтому в образовании очень важно подобрать то содержание материала и логику его изложения, которые могли бы в полной мере раскрыть особенности каждой личности в ее деятельностном проявлении [6; 7; 8].

В своем исследовании авторы взяли за основу профессиональную деятельность инженера с целью проследить наиболее эффективные способы формирования личности в конкретных действиях.

В качестве образовательной деятельности, способствующей формированию профессиональных умений и навыков будущих инженеров, в данной работе выступает метод проектов.

В педагогике под проектным методом понимается личностно-ориентированная, обучающая взаимодействию в группе деятельность, в основу которой заложены принципы проблемного обучения, развитие умений самовыражения и самопроявления, самореализации и рефлексии, формирующая навыки самостоятельной, мыслительной, практической и волевой сфер, воспитывающая целеустремленность, толерантность, ответственность, индивидуализм и коллективизм, инициативность и творческое отношение к делу [9].

Обращаясь к истокам появления данного метода, следует отметить, что он берет свое начало в прагматике, философском движении, появившемся в середине 19 века и продвигавшем деятельностное и практическое применение знаний в повседневной жизни [10].

Дж. А. Стевенсон характеризовал проект как процесс решения проблемы, осуществляемый с целью

достижения его завершения в его естественных условиях [11].

Американский педагог Вильям Кильпатрик первоначально в своих трудах описывал метод проектов как целенаправленную деятельность, осуществляемую в социальной среде, который представляет собой подход к обучению с целью пробуждения творческих способностей у обучающегося, но одновременно не абстрагируется от реальности [12; 13].

Кроме того, метод проектов позволяет максимально использовать потенциал дисциплины «Иностранный язык» в транспортном вузе: являясь эффективным инструментом для межпредметной интеграции, он позволяет реализовать себя студентам применительно к своей будущей профессиональной деятельности [14].

Здесь также необходимо отметить универсальность дисциплины «Иностранный язык» в качестве инструмента деятельностного подхода, так как его изучение происходит через развитие речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование) [15; 16; 17] применительно к тому содержанию обучения, которое определено рабочими программами в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности. То есть содержание обучения иностранному языку носит личностно-ориентированный характер: оно обращено к значимым для личности обучающего темам [18; 19].

Результаты

Метод проектов как один из эффективных способов обучения и моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности активно применяется при обучении иностранным языкам в транспортном вузе.

Рассмотрим реализацию метода проектов в качестве средства формирования профессионально значимых умений и навыков будущих инженеров при обучении иностранному языку в транспортном вузе в прикладном аспекте.

Все проекты, реализуемые в процессе обучения, можно подразделить на группы в соответствии со следующими признаками:

1. Предметно-содержательная сфера, где можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

2. По методу исследования, доминирующему в проекте, выделяют информационные, исследовательские, творческие.

3. В соответствии с количеством обучающихся, задействованных в подготовке проекта, принято различать индивидуальные, парные и групповые [20].

Для обучающихся по программам специалитета 23.05.06 Строительство железных и дорог, мостов

и транспортных тоннелей и 23.05.04 Эксплуатация железных дорог междисциплинарный учебный исследовательский проект является элементом промежуточного (зачета) и итогового (экзамен) контроля дисциплины «Иностранный язык».

Он являет собой самостоятельное решение студентом / группой студентов (индивидуальные, парные или групповые проекты) проблемы аналитического / иссле -довательского характера (информационные, исследовательские проекты), требующее интеграции знаний иностранного языка и профильных дисциплин (межпредметные проекты ).

Тематика междисциплинарных учебных исследовательских проектов согласуется с содержанием изучаемых разделов курса дисциплины «Иностранный язык» и, следовательно, с будущей профессиональной деятельностью.

Реализация выбранной темы осуществляется обучающимися самостоятельно (при необходимости возможны консультации с преподавателями профильных дисциплин) в течение семестра. Допускается выполнение междисциплинарных учебных исследовательских проектов в течение нескольких семестров. В этом случае проект будет иметь сквозной характер.

Выполнение междисциплинарных учебных исследовательских проектов условно можно разделить на два взаимосвязанных этапа: представление результатов своей проектной деятельности (устное выступление) и дискуссия (обсуждение результатов своей проектной деятельности ).

Авторами было проведено исследование на предмет выявления профессионально значимых умений и навыков будущих инженеров при выполнении междисциплинарного учебного исследовательского проекта в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». В опросе приняли участие обучающиеся 2-го курса по специальностям 23.05.06 Строительство железных и дорог, мостов и транспортных тоннелей и 23.05.04 Эксплуатация железных дорог. Всего в опросе принял участие 61 респондент.

Одной из задач данного исследования являлось определение уровня осознания обучающимися целесообразности выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта (рис. 1).

Как видно из результатов опроса (рис. 1), приоритетной целью выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта респонденты считают «умение работать с информацией на иностранном языке» (27 %). 16 % обучающихся считают важным для себя «научиться навыкам публичного выступления». Равнозначно полезным (15%) обучающиеся счи-

2% 16%

Рис. 1. Цель выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта

Рис. 2. Умения и навыки, формируемые в ходе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта

тают для себя «получение новых знаний» и «расширение терминологического аппарата будущей профессиональной деятельности». «Анализ ситуаций профессионального характера» в качестве одной из целей выполнения проекта назвали 14% опрошенных. Наименьшее количество ответов набрали «получение зачета/ экзамена» (8 %), «развитие исследовательских умений» (3%) и «общее развитие» (2%). Здесь стоит отметить, что большая часть ответов респондентов связана скорее с развитием общеучебных или профессиональных умений, и в меньшей степени - с дисциплиной «Иностранный язык». Это еще раз демонстрирует «инструментальный» характер изучаемой дисциплины.

Соразмерно логике первого опроса авторы решили выявить, какие профессионально значимые умения и навыки могут быть сформированы у обучающихся при реализации междисциплинарного учебного исследова-

тельского проекта в рамках дисциплины «Иностранный язык» (рис. 2).

Результаты опроса (рис. 2) позволяют сделать следующие выводы: выполнение междисциплинарного учебного исследовательского проекта для большей части респондентов ассоциируется с формированием «навыка публичного выступления» (25 %). Работа над проектом позволяет развить обучающимся «умение составлять компьютерную презентацию» (20 %) и «оформлять документы по требованиям/ГОСТ» (17,5%). Одинаковые числовые показатели (12,5%) набрали умения «работать в команде» и «работать с информацией на иностранном языке (поиск, анализ, синтез)». Наименее востребованными умениями и навыками при реализации междисциплинарного учебного исследовательского проекта (2,5%) обучающиеся назвали «навыки делового общения на иностран-

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимосвязь общеучебных и профессиональных умений и навыков в ходе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта (на примере дисциплины «Иностранный язык»)

Организационно-управленческая деятельность Научно-исследовательская деятельность Производственно-технологическая деятельность Проектная деятельность

• Организация работы коллектива • Разработка новых способов получения нового продукта; • совершенствование отдельных технических элементов и производственных процессов • Планирование всех видов деятельности; • предоставление статистической отчетности • Сбор исходных данных; • поиск технических решений, удовлетворяющих заданным требованиям

• Умение работать в команде; • навыки делового общения на иностранном языке; • умение справляться со стрессовыми ситуациями; • навыки публичного выступления • Развитие исследовательских умений; • расширение терминологического аппарата по будущей профессиональной деятельности • Умение организовать текстовую информацию; • умение оформлять документы по требованиям/ ГОСТ; • умение составлять компьютерную презентацию • Умение работать с информацией на иностранном языке (поиск, анализ, синтез, в том числе на иностранном языке); • анализ ситуаций профессионального характера; • умение проектировать

ном языке», «умение проектировать» и «справляться со стрессовыми ситуациями».

Равно как и в первом опросе, приоритетными для обучающихся при выполнении междисциплинарного учебного исследовательского проекта являются общеучебные или профессиональные умения и навыки.

Проведя сравнительный анализ показателей (рис. 1 и рис. 2), авторы обнаружили позиции, выделенные респондентами в качестве значимых в процессе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта (по степени релевантности): навык публичного выступления, умение работать с информацией и анализ ситуаций профессионального характера (в том числе изучение терминологии на иностранном языке).

Это позволило соотнести выявленные в результате опроса общеучебные и профессиональные умения и навыки с типами задач профессиональной деятельности инженеров и проследить взаимосвязь учебной и профессиональной деятельностей будущих инженеров на примере выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта в рамках дисциплины «Иностранный язык» (табл. 1).

Выявленная взаимосвязь профессионально значимых умений и навыков позволит констатировать некоторую последовательность в смене характера деятельности обучающихся: в ходе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта акцент с учебных действий смещается в сторону профессиональной деятельности.

Совокупность выявленных в результате опроса профессионально значимых умений и навыков при выпол-

нении междисциплинарного учебного исследовательского проекта носит непрерывный характер, так как данный вид учебной деятельности в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» выполняется в течение первых двух лет обучения. Соответственно, основа для личностного развития будущих инженеров закладывается при интеграции общеобразовательных и профильных дисциплин с первых лет обучения в транспортном вузе.

Заключение

Таким образом, обучение иностранным языкам в транспортном вузе носит профессионально ориентированный характер, направленный на формирование личности будущего инженера. Использование в образовательном процессе междисциплинарного учебного исследовательского проекта позволяет оптимально сочетать потенциал общеобразовательных и профильных дисциплин для формирования профессионально значимых умений и навыков обучающихся. Выявленные личностно значимые преобразования обучающихся в ходе выполнения междисциплинарного учебного исследовательского проекта доказывают его эффективность как средства обучения для формирования личности специалиста транспортной отрасли.

Литература

1. Образовательная программа высшего образования по специальности 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей [Электронный ресурс] // http:// www.stu.ru.

2. Вазина К. Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. 256 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.

4. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.

5. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 9-55.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1996. 534 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.: учеб. пособие для вузов. М.: Смысл: Academia, 2004. 346 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. Ком., 1999. 720 с.

9. Корнетов Г. Б. Метод проектов У. Х. Килпатрика. Часть 1 Сущность и становление метода // Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования. 2020. № 5 (71). С. 16-24.

10. Fragoulis I., Tsiplakides I. Project-Based Learning in the Teaching of English as A Foreign Language in Greek Primary Schools: From Theory to Practice // English Language Teaching. 2009. Vol. 2. no. 3. P. 113-119.

11. Stevenson J. A. The project method of teaching. New York: MacMillan. 1921. 305 p.

12. Килпатрик В. Х. Основы метода / сжатый пер. с англ. Н. Н. Ильина. Ленинград: Госиздат, 1928. 115 с.

13. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 13-16.

14. Володина Д. В., Юрьева Ю. С. Обеспечение преемственности в формировании универсальной компетенции в многоуровневом обучении бакалавриат - магистратура на примере дисциплины «иностранный язык» // Современный ученый. 2022. № 3. С. 249-254.

15. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 221 с.

16. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Рус.яз., 1992. 255 с.

17. Пассов Е. И., Царьков В. Б. Концепции коммуникативного обучения. М.: Высшая школа, 1993. 180 с.

18. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. 2000. № 2. С. 11-24.

19. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

20. Щукин Д. В. Использование метода проектов в системе инновационного подхода к обучению при подготовке выпускных квалификационных работ // Инновационные процессы в современном образовании : материалы науч.-практ. конф. Елец. Елец: Елецкий филиал НОУ ВПО «Российский новый университет», 2011. С. 222-231.

References

1. Obrazovatel'naya programma vy'sshego obrazovaniya po special'nosti 23.05.06 Stroitel'stvo zhelezny'x dorog, mostov i transportny'h tonnelej [Educational program of higher education in the specialty 05.23.06 Construction of railways, bridges and transport tunnels]. URL: http://www.stu.ru. (in Russian).

2. Vazina K. Ya. Model' samorazvitiya cheloveka [Model of human self-development]. Nizhniy Novgorod, VGIPI, 1999, 256 p. (In Russian).

3. Maslou A. Motivaciya i lichnost'[Motivation and personality]. Saint Petersburg, Evraziya, 1999, 479 p. (In Russian).

4. Bondarevskaya E. V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [The humanistic paradigm of personality-oriented education]. Pedagogy, 1997, no. 4. pp. 11-17. (In Russian).

5. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Social'noe my'shlenie lichnosti: problemy' i strategii issledovaniya [Social thinking of a person: problems and strategies of the research]. Psyhological magazine, vol. 15, no. 4, 1994, pp. 9-55. (In Russian).

6. Vy'gotskij L. S. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psy-hology]. Moscow, Pedagogika - Press, 1996, 534 p. (In Russian).

7. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Conscience. Personality]. Study guide for higher educational institu-tionals, Academia, 2004, 346 p. (In Russian).

8. Rubinshtejn S. L. Osnovy' obshhej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg, Peter. Com, 1999, 720 p. (In Russian).

9. Kornetov G. B. Metod proektov U. H. Kilpatrika. Chast' 1 Sushh-nost' i stanovlenie metoda [The W. H. Kilpatrick Project method. Part 1 The essence and formation of the method.]. Genesis and theoretical and methodological foundations of professional education pedagogy, 2020, no. 5 (71), pp. 16-24. (In Russian).

10. Fragoulis I., Tsiplakides I. Project-Based Learning in the Teaching of English as A Foreign Language in Greek Primary Schools: From Theory to Practice. English Language Teaching, 2009, vol. 2, no. 3, pp. 113-119. (In English).

11. Stevenson, J. A. The project method of teaching. New York, MacMillan, 1921, 305 p. (In English).

12. Kilpatrik V. X. Osnovy' metoda [Fundamentals of the project], New York, Macmillan, 1925, 114 p. (In Russian).

13. Polat E. S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazy'ka. [The project method at English lessons]. 2000, no. 2, pp. 13-16. (In Russian).

14. Volodina D. V., Yur'eva Yu. S. Obespechenie preemstvennosti v formirovanii universal'noj kompetencii v mnogourovnevom obu-chenii bakalavriat - magistratura na primere discipliny «inostran-nyj yazyk». [Provision of continuity in the formation of universal competence in multi-l evel education: bachelor's and master's degree on the example of "foreign language" discipline]. Modern scientist magazine, 2022, no. 3, pp. 249-254. (In Russian).

15. Zimnyaya I. A. Psihologiya obucheniya inostranny'm yazy'kam v shkole. [Pcychology of foreign languages teaching in schools]. Moscow, Prosveshcheniye, 1991, 221 p. (In Russian).

16. Kitajgorodskaya G. A. Intensivnoe obuchenie inostranny'm yazy'kam: Teoriya i praktika [Intensive foreign languages teaching: Theory and practice]. Moscow, Rus. yaz., 1992, 255 p. (In Russian).

17. Passov E. I., Czar'kov V. B. Koncepcii kommunikativnogo obu-cheniya. [Communicational teaching concept]. Moscow, Vyssh-aya shkola, 1993, 180 p. (In Russian).

18. Bim I. L. Lichnostno-orientirovanny'j podhod - osnovnaya strate-giya obnovleniya shkoly' [A personality-oriented approach is the main strategy for school renewal]. Inostr. yazyki v shkole, 2000, no. 2, pp. 11-24. (In Russian).

19. Lerner I. Ya. Didakticheskie osnovy' metodov obucheniya. [Didactic fundamentals of teaching methods]. Moscow, Pedagogika, 1981, 186 p. (In Russian).

20. Shhukin D. V. Ispol'zovanie metoda proektov v sisteme innova-cionnogo podhoda k obucheniyu pri podgotovke vy'puskny'h kvalifikacionny'h rabot [The use of project method in the system of an innovative approach to training in the preparation of final qualifying works]. Innovacionnye processy v sovremennom obra-zovanii [Material for scientific conference "Innovative processes in modern education]. Elec, 2011, pp. 222-231. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.