стр. 211 из 262
УДК 811.111-26 DOI: 10.12737/7482
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Костоварова Валентина Васильевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена значению и роли метода проектов в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе по направлению туризм и сервис. Особое внимание акцентируется на том, что применение метода учебных проектов профессиональной направленности диктуется новым социальным заказом - превратить иностранный язык из пассивного предмета в активно действующий, а также отмечается, что иностранный язык необходим для профессионального роста и является неотъемлемым условием участия России в Болонском процессе, поэтому на современном этапе базовое направление в обучении иностранным языкам - это использование компетентностного подхода. Автор, как и многие другие, относит метод проектов к игровым методам, результат получается в ходе коллективной деятельности, и конечный продукт разрабатывается коллективно и защищается публично. В статье отмечается, что очень важно научить студентов мыслить и применять полученные теоретические знания на практике. Студенты с удовольствием участвуют в совместных деловых дискуссиях, в ролевых играх и в различных проектах, типы которых определяется коммуникативной задачей.
В статье автор стремится проследить историю возникновения метода проектов и процесс его применения в практике преподавания иностранных языков.
Особое внимание уделяется рассмотрению этапов работы над проектом, а также приводятся методические приёмы работы при развитии коммуникативных умений. В статье прослеживается деятельность преподавателя и студентов на различных этапах работы над проектом с помощью таблицы, которая показывает, что каждый студент должен представить результаты своей работы и нести ответственность за ее выполнение. На основании анализа совместной деятельности устанавливается, что происходит взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, который становится равноправным партнером и консультантом.
Автор приходит к выводу, что, в отличие от традиционных, применение активных методов ведет к развитию коммуникативной компетенции и направлено на создание устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: компетентностный подход, мотивация, погружение в проект, осуществление деятельности, презентация
Владение иностранным языком является неотъемлемым условием участия России в Болонском процессе. Базовое направление в обучении иностранным языкам на современном этапе - использование компетентностного подхода. Необходимость международного общения, переговоры с партнерами из других стран, предоставление
стр. 212 из 262
стажировки за границей, составление документации на иностранном языке - все это обусловливает необходимость использования иностранного языка в профессиональной подготовке будущих специалистов сферы туризма и гостеприимства. Знание иностранного языка - это доступ к зарубежным источникам информации. Умение работать с оригинальной документацией предусматривает получение информации, обобщение, анализ и оценку. Иноязычная компетентность позволяет использовать полученные знания в условиях профессиональной среды. Новые требования к выпускникам вузов предъявляет все более активное участие в международном разделении труда. Как указывается в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, специалист в любой сфере деятельности должен уметь осуществлять иноязычное общение как в устной, так и в письменной форме.
Стремление к получению глубоких знаний было присуще думающей молодежи всегда. Поэтому актуально и сегодня латинское крылатое выражение «fabricando fabricamur», что значит «созидая, мы творим самих себя» [1].
Очень важно научить студентов мыслить и применять полученные теоретические знания на практике. Студенты с удовольствием участвуют в совместных деловых дискуссиях, в ролевых играх и в различных проектах. Метод проектов является очень эффективным для активного обучения в современной высшей школе.
Метод проектов, в основу которого положен метод «прагматической педагогики» [2], был предложен американским философом Джоном Дьюоном (1859-1952) в конце XIX века. В соответствии с его теорией, настоящим является то, что направлено на развитие человека и имеет практический результат. Он утверждал, что полезные знания и необходимый опыт приобретается только путем «делания», в ходе исследования проблемы, нахождения ответов на вопросы, путем опытов, и в целом - от частного к общему. Еще в те времена он был уверен, что образовательный процесс должен проходить как трудовая и игровая деятельность и направляться на самообучение и самосовершенствование.
В обучении иностранному (английскому) языку метод проектов стал очень активно применяться в конце 80-х годов XX века. С этого времени крупнейшие издательства США и Европы начали выпуск методических пособий по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов стал использоваться активно с конца 90-х годов прошлого столетия и сейчас получает все большее распространение [4].
стр. 213 из 262
Существуют различные типы проектов. Выбор проекта определяется коммуникативной задачей. Все зависит от цели и задач, которые необходимо решить в ходе выполнения работы. Тип проекта определяет структуру, методы, источники информации, форму отчетности.
Особое внимание сейчас уделяется телекоммуникационным проектам. Английские представители методики преподавания языков Т. Блур и М. Дж. Сент-Джон представляют три вида проектов:
- групповой, в котором исследование проводится группой, а каждый студент изучает отдельный аспект темы;
- мини-исследование, состоящее в проведении опроса с использованием интервью и анкетирования;
- проект, подразумевающий чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы [5].
Метод проектов - игровой метод, в ходе которого результат достигается посредством коллективной групповой деятельности и конечный продукт разрабатывается коллективно и защищается публично. Метод ориентирован на интересы студентов. Психологи в ходе исследований влияния коллективной творческой деятельности на результат пришли к выводу, что у студента в памяти остается примерно 80% из того, что он выполняет самостоятельно [2].
Создание проекта дает возможность студентам применить знания, полученные не только на занятиях по иностранному языку, но и по другим дисциплинам по направлению туризм и гостеприимство.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов [4].
1. По доминирующему в проекте методу:
- творческие;
- исследовательские;
- информационные
- приключенческие, игровые;
- практикоориентированные.
стр. 214 из 262
2. По характеру контактов:
— внутренние;
— международные.
3. По характеру координирования:
— со скрытой координацией;
— с явной координацией.
4. По количеству участников:
— парные;
— индивидуальные;
— групповые.
5. По продолжительности проведения:
— краткосрочные;
— долгосрочные;
— средней продолжительности.
Выполнение заданий проекта, в отличие от аудиторных занятий, требует самостоятельной работы, и его преимущества очевидны:
1) на занятиях студенты работают с материалом, предоставленным преподавателем и по заранее составленному им плану, а при разработке проекта необходимая информация добывается самостоятельно и осуществляется творческая работа в рамках заданной темы;
2) занятия включают теоретическую деятельность учащихся и направлены на приобретение определенных языковых умений, знаний и навыков, а выполнение проекта подразумевает практическую деятельность студентов с совершенствованием и применением на практике умений, знаний и навыков, полученных в аудитории;
3) на занятиях процесс ориентирован на студента как пассивного слушателя, а при создании проекта учитываются его способности, интересы, жизненный опыт; проявляется индивидуальная и коллективная ответственность за работу в рамках проекта [3].
Работа над проектом проходит в несколько этапов.
1. Определение и разработка темы: изучение лексики, грамматических структур, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в лексико-грамматических упражнениях.
2. Обсуждение темы проекта: поиск ответов на проблемные вопросы.
3. Разработка плана проекта.
стр. 215 из 262
4. Распределение заданий, ролей: формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы.
5. Сбор дополнительной информации; поиск и подбор материала в различных источниках и в Интернете; обращение к материалам учебных пособий, энциклопедий.
6. Оформление проекта в программе Power Point.
7. Презентация проекта: защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает свой проект по ранее обсужденному плану.
8. Обсуждение проекта и подведение результатов: владение лексикой,
грамматическими образцами. После презентации проектов проходит общая дискуссия, которая заранее подготовлена преподавателем. Он следит за усвоением лексики, употреблением грамматических структур, анализирует высказывания, оценивает ответы.
Студенты, используя данные методические приёмы работы при развитии коммуникативных умений, знакомятся с особенностями речевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации; осваивают новые лексические и грамматические единицы; отрабатывать в группе и индивидуально речевые реплики типового диалога; учатся реагировать на определённые реплики; активизируют употребление речевых клише; составляют диалоги на основе ситуации в соответствии с темой проекта; проводят дискуссии на заданные темы; учатся строить диалоги и монологи, используя зрительные опоры; моделируют различные коммуникативные ситуации.
Деятельность преподавателя и студентов можно проследить с помощью таблицы:
1 этап - погружение в проект
Преподаватель формирует Студенты осуществляют
проблему проекта осмысление проблемы
ситуацию вживание в ситуацию
цели и задачи конкретизацию целей и задач
2 этап - организация деятельности
Преподаватель организует Студенты
группы делятся на группы
деятельность по решению задач проекта планируют деятельность по решению задач проекта
формы презентации результатов выбирают формы презентации результатов
3 этап - осуществление деятельности
Преподаватель Студенты
консультирует работают самостоятельно и в команде
контролирует представляют идеи проекта
вносит коррективы обращаются по мере возникновения трудностей
предлагает новые источники информации находят информацию в различных источниках
координирует проект представляют презентацию результатов
стр. 216 из 262
Продолжение таблицы
4 этап - презентация
Преподаватель принимает отчет Студенты демонстрируют
обобщает, полученные результаты понимание проблем, целей и задач
подводит итоги умение планировать и осуществлять работу,
оценивает сформированность коммуникативных умений и навыков найденный способ решения проблем
дают взаимную оценку деятельности и ее результативности
Окончательно студенты на студенческой конференции представляют проекты. Выступающему задаются вопросы по презентации проекта и возникает дискуссия по теме презентации. После обсуждения подводятся итоги, выделяются достоинства и недостатки проекта. Студенты учатся оценивать свои работы и работы товарищей, аргументировано отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Рассматривая опыт преподавания иностранного языка в вузе, можно сделать вывод, что в группе есть студенты с разным уровнем языковой подготовленности. Студенты с низким уровнем знания языка, как правило, не принимают участие в работе на уроке, они боятся допустить ошибки. Проектная деятельность проходит в непринужденной обстановке, студенты не испытывают психологического давления, поэтому каждый может работать над проектом в группе или в паре, помогая в его осуществлении, и согласно своим возможностям и может вносить в проект свои идеи.
Таким образом, каждый студент должен представить результаты своей работы и нести ответственность за ее выполнение. Деятельность студентов имеет осмысленный целенаправленный характер. Важно, что происходит взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, который становится равноправным партнером и консультантом.
Метод проектов направлен на профессиональное обучение студентов и формирует инициативность, ответственность, вырабатывает целеустремленность, настойчивость, работоспособность, самостоятельность, умение работать в команде. Метод проектов оказывает влияние на формирование личности студента.
Изучение иностранного языка требует много времени, терпения и упорства. У студентов мотивация к изучению иностранного языка довольно низкая из-за отсутствия быстрого результата и трудностей изучения, все это снижает интерес студентов. Первостепенная задача преподавателя - раскрыть творческий потенциал студента, повысить его интерес и активность.
стр. 217 из 262
Главное, что необходимо учитывать при изучении иностранного языка, - это «мотивация, являющаяся психологическим проявлением потребностей» [6]. Таким
образом, можно выделить следующие отличительные характеристики активных методов обучения: мотивация, активность, креативность, взаимодействие, формирование у студентов самоконтроля и самообучения.
В отличие от традиционных, применение активных методов обучения побуждает студентов к творческому поиску, активизирует их мыслительную деятельность, учит анализировать, правильно излагать свою точку зрения, строить связное логичное высказывание, с уважением относиться к другому мнению. Следовательно, применение активных методов обучения ведет к развитию коммуникативной компетенции и направлено на создание устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.
Литература
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М., 2011.
2. Елизарова, Т.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: изд-во «Союз», 2010.
3. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.
4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000.
5. Сосновский, Б.А. Психология: учебник для педагогических вузов. - М., 2012.
6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2010.
PROJECT METHOD AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY FOR TEACHING A PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE IN THE NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
Kostovarova Valentina Vasilevna, Senior Lecturer,
Department of Foreign Languages, [email protected]
Russian State University of Tourism and Service,
Moscow, Russian Federation
The article is devoted to the value and role of project method in teaching a foreign language in non-language higher educational institutions specializing in tourism and services. Particular attention is paid to the fact that the method of educational projects with a professional orientation is necessitated by the new social order - to turn a foreign language from a passive object into an active action. It’s also noteworthy that foreign language becomes necessary for professional growth and is an indispensable condition for Russia's participation in
стр. 218 из 262
the Bologna process, so at the present stage the basic direction in teaching foreign languages is based on using the competency approach. The author, like many others, relates the method of projects to gaming methods, and results obtained in the course of collective action, and the final product are developed collectively and publicly defended. The article notes that it is important to teach students to think and apply their theoretical knowledge in practice. Students are happy to participate in collaborative business discussions, role-playing games and in various projects, which are determined by the types of communicative tasks.
The author seeks to trace the history of occurrence of the method of projects and its application in the practice of teaching foreign languages.
Particular attention is paid to the stages of the project, and the article provides instructional techniques of work in the development of communicative skills. The article traces the activities of the teacher and students at various stages of the project with the help of the table, which shows that each student must present their work and be responsible for its implementation. Based on the analysis of joint activity it is established that there is an interaction of students with each other and the teacher who becomes an equal partner and consultant.
The author concludes that, in contrast to traditional approaches, the use of active methods leads to the development of communicative competence and aims to create a sustainable motivation to learn a foreign language.
Keywords: competence approach, motivation, dive into the project, the implementation of activities, presentation
References
1. Verbitskii, A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod [Active Learning in Higher Education: a contextual approach]. - M., 2011.
2. Elizarova, T.V. Kul'tura i obuchenie inostrannym iazykam [Culture and Foreign Language Teaching]. - SPb.: izd-vo «Soiuz», 2010.
3. Polat, E.S. Metod proektov na urokakh inostrannogo iazyka [Project-based foreign language lessons] // Inostrannye iazyki v shkole. - 2000. - № 2, 3.
4. Polat, E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia [New pedagogical and information technologies in the education system]. - M., 2000.
5. Sosnovskii, B.A. Psikhologiia: uchebnik dlia pedagogicheskikh vuzov [Psychology: a textbook for pedagogical universities]. - M., 2012.
6. Ter-Minasova S.G. Iazyk i mezhkul'turnaia kommunikatsiia [Language and Intercultural Communication]. - M., 2010.