Научная статья на тему 'МЕТОД ПРИНЦИПОВ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ'

МЕТОД ПРИНЦИПОВ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы / естествознание / педагогическая антропология / дидактика / картина мира / религия / Православие / лечебница души

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кулябина Ирина Николаевна

Духовно-нравственная картина мира формируется и развивается на основе ценностно-смыслообразующей формы постижения бытия: развития процессов психической деятельности, интеграции и генерализации нравственного опыта, формирования функциональной системы сознательной деятельности, сознания и самосознания. Важнейшая роль здесь принадлежит Православной церкви, как лечебнице человеческих душ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кулябина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРИНЦИПОВ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ»

УДК 37.026+37.015.2

Кулябина Ирина Николаевна (Санкт-Петербург)

МЕТОД ПРИНЦИПОВ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Аннотация: Духовно-нравственная картина мира формируется и развивается на основе ценностно-смыслообразую-щей формы постижения бытия: развития процессов психической деятельности, интеграции и генерализации нравственного опыта, формирования функциональной системы сознательной деятельности, сознания и самосознания. Важнейшая роль здесь принадлежит Православной церкви, как лечебнице человеческих душ.

Ключевые слова: принципы, естествознание, педагогическая антропология, дидактика, картина мира, религия, Православие, лечебница души.

«Создатель дал роду человеческому две Книги. В одной Он показал свое величие, в другой свою волю. Первая — видимый сей мир. Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество по мере себе дарованного понятия. Вторая Книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению»

(М. В. Ломоносов)

Модель природы, построенная на основе систематизации наиболее общих понятий, принципов, теорий и гипотез (картина мира), соответствует определенному историческому

этапу. Понятие картины мира тесно связано с теорией (основными принципами, основными понятиями, фактами, способом описания (теорией), исходными философскими идеями и фундаментальными идеями.

Энергетический подход в естествознании позволяет не только выделить систему понятий, описывающих самые разнообразные формы движения материи (заряд, потенциал, работу и скорость изменения заряда, емкости системы по отношению к заряду, потоке и удельном потоке заряда его концентрации и движущей силе процесса), но и о законах (состояния, переноса, взаимности и диссипации).

Для каждой элементарной формы движения материи может быть найден характерный параметр, который с качественной и количественной стороны однозначно определяет эту форму движения, а следовательно, и все свойства (состояния) материи в той мере, в какой они связаны с этой формой движения. Этому параметру присуща способность самопроизвольно распространяться в направлении сопряженного с ним потенциала, причем распространение его в этом направлении сопровождается выделением энергии.

Наиболее общее свойство материального мира —всеобщую связь форм движения материи выражает обобщенный закон состояния: изменение любого данного потенциала складывается из двух величин, каждая из которых пропорциональна изменению соответствующего заряда.

Закон взаимности определяет симметричный характер связи и выражается в том, что данная форма движения материи влияет на любую другую в количественном отношении точно так же как эта другая влияет на данную (любая данная сила влияет на поток любого другого заряда количественно так же как вторая сила влияет на поток первого заряда). Закон взаимности справедлив для любых систем, принадлежащих к любому уровню картины мира.

Согласно закона переноса каждая данная сила приводит к появлению потоков всех зарядов, содержащихся в системе. Любой данный потоки складывается из двух величин, каждая из которых пропорциональна соответствующей силе,

т. е. даже при наличие одной разности потенциалов (силе) в теле возникает два потока разных зарядов.

Закон (принцип) диссипации характеризует новый вид превращений различных форм движения материи.

«Знание натуры, какое бы оно имя не имело, христианскому закону не противно», говорил М. В. Ломоносов, защищая правильное понимание и науки, и религии, как различных Божиих даров человеку (дара видения духовно-нравственной интуиции и знания душевного опыта эмпирического). Создатель современной физики, Макс Планк утверждал, что имеющийся у нас нравственно-интуитивный опыт приводит к живому общению с Богом. Важность теоретической задачи установления соотношения терминологии и понятий в научном и религиозных подходах очевидна.

На киевской иконе, изображающей Софию-Премудрость Божию, амвон имеет семь ступеней, посвященных вере, надежде, любви, чистоте, смирению, благодати и славе (Божие-му сиянию). Саваоф — Бог сил, а особая Божия сила, которую Господь посылает человеку для спасения души и преодоления греховных помыслов есть благодать Божия. Главная христианская добродетель, противоположная гордости — смирение. Такие наименования, как Светодавец (податель света), Светозарный (озаряющий светом), Светолитие (сияние), Светоносный (носящий свет), Светилен (моление о просвещении свыше) указывают на важность понятия свет. Внутренняя способность действовать, творить, про-из-ведения называется энергией: сочетание двух древних греческих корней: -ен (в, внутрь) и -ергон (дело, действие).

В природе существует только две категории отношений: состояния и взаимодействия, приводящие к изменению состояний объектов. Состояние представляет собой совокупность свойств материи любого объекта и определяется обобщенными зарядами (электрическим, координатой, количеством движения), которые являются количественными мерами (параметрами). Взаимодействие объектов выражается в переносе обобщенных зарядов.

Психические состояния классифицируются по их характеристикам наиболее значимым для выбранного предмета рассмотрения и занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности и могут отличаться по локализации, напряженности, длительности и ситуации (Зенько. 2020).

Во взаимодействии человека с природой и обществом формируется духовно-нравственная картина мира. Она развивается на основе ценностно-смыслообразующей формы постижения бытия: развития процессов психической деятельности, интеграции и генерализации нравственного опыта, формирования функциональной системы сознательной деятельности, сознания и самосознания.

В основе религии — идея всемогущей Личности, вызывающей в человеке особого рода волнения: чувства и действия. Православная церковь — лечебница души. Замкнутость, когда человек никого и ничего не видит вокруг себя (одиночество), гордостная самость — седалище падших духов в человеке (семя тли) — состояния души, которую надо вылечить. Повреждение естества человека ложью, прелесть, может быть отнесена к духовно-психическим состояниям. Архим. Иоанн (Крестьянкин) рассматривал прелесть как духовное заболевание (Иоанн (Крестьянкин). 1997, с. 19). Душу человека преображает божественная благодать. В святоотеческом врачевании души вера совершает шествие свое выше естества (Исаак Сирин. 1993, с. 119). Все возможно верующему (Мк. 9, 23). Душа восходит на горнюю высоту, а вера характеризует состояние общения с Богом. Жизнь человека прозорливого — видеть Бога как Свет при условии очищения ума в безмолвии. В духовном безмолвии человек приобретает способность не принимать никакой прелести. Свт. Феофан Затворник: «Царство Божие в нас зарождается, когда ум со-четавается с сердцем, сам срастворившись с памятью о Боге» (Феофан Затворник. 1996, с. 58).

Движущая сила души — любовь. Наша жизнь без Бога — источник без воды, очаг без огня, светильник без света.

Литература

Зенько Ю. М. Душевные состояния в христианской психологии. СПб.: ЦХПА, Контраст, 2020.

Иоанн (Крестьянкин) архим. Опыт построения исповеди. М., 1997.

Исаак Сирин авва. Слова подвижнические. М.: Православное изд-во, 1993.

Феофан Затворник свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Правило веры, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.