www.volsu.ru
УДК 340.115 ББК 67.402
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Александр Александрович Рядчин
Магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация orcid.org/0000-0001-7704-6355
Аннотация. Сущность налогового права, как и любой отрасли права, раскрывается через его методы. В статье исследуются особенности современного регулирования налоговых правоотношений российским законодательством. На основе исследования приводится авторская позиция о методологии современного налогового права.
Ключевые слова: Налоги, налоговое законодательство, методы правового регулирования, финансовое право.
Существующие особенности общественных отношений, которые в своей связи образуют предмет налогового права, также обуславливают и специфику инструментов государственного воздействия на данную совокупность финансовой деятельности.
Нельзя отрицать, что методы, с помощью которых реализуется налоговая деятельность государства, являются важным составляющим элементом отрасли налогового права. Методы позволяют проследить качественную сторону налоговых отношений, потому что дают возможность судить о характере сочетания публичных и частных финансовых интересов.
При этом сами способы воздействия методов на финансовые отношения связаны ^ с самой сущностью финансовой деятельностью государства и муниципальных образова-<С ний, публичным ее характером, вектором, направленным на достижение «общего интере-а са» [2, е. 33].
^ Правильным представляется также от© метить то, что само понятие метода налого-
вого права нельзя связывать с исключительно одной конкретной юридической особенностью, так как это всегда совокупность определенных способов, средств и приемов, которые отражают своеобразие воздействия этой подотрасли права на отношения, возникающие в налоговой сфере.
Методология налогового права, как справедливо отмечают отечественные ученые [4], как и в других отраслях права, обусловлена спецификой регулируемых налоговых отношений. Причем необходимость в тех отношениях возникла из-за необходимости формирования государственной и муниципальной собственности в виде централизованных фондов денежных средств. Но здесь стоит особо отметить, что само образование подобных публичных фондов денежных средств реализуется при помощи налогообложения частных субъектов, а потому и методы налогово-пра-вового воздействия на участников налоговых правоотношений различны. Так, нельзя отрицать, что в большей части случаев применяется императивность, обязательность, но это
Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 15. 2017
135
не означает, что методология налогового права лишена диспозитивности - она тоже есть.
Как было подчеркнуто выше, наиболее часто встречающимся методом налогового права в современных условиях является императивный метод. Это обусловлено тем, что государство в лице своих органов самостоятельно определяет процедуры установления, введения и уплаты налогов. Подтверждение тому можно найти в самом налоговом законодательстве, так, прямое указание на подобное императивное регулирование встречается в ст. 2 Налогового Кодекса [5].
Подтверждением данного заключения являются и нормы, заключенные в иных федеральных законах. Например, гражданское законодательство в первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации в п. 3 ст. 2 [1], говорит о том, что гражданское законодательство не может применяться к налоговым отношениям, так как они основаны на властном подчинении, что является дополнительным свидетельством того, что регулирование налоговых отношений осуществляется императивным методом.
Несмотря на то, что само налоговое законодательство, а именно Налоговый Кодекс Российской Федерации не раскрывает и не перечисляет признаки метода властных предписаний, можно заключить, что налоговые отношения по своей сущности предполагают определенную субординацию сторон. Одной из таких сторон выступает государство, осуществляющее свою налоговую роль через налоговые органы, которые действуют от его имени, другая же сторона - налогоплательщик. При этом у первой стороны есть властное полномочие, в то время как у другой -обязанность повиновения [3, с. 28].
Поскольку налоговое право является особенной частью финансового права, выступает его составной частью, то логичным будет предположить и определенную связь в методах регулирования. Так, в отрасли налогового права императивный метод является отражением финансово-правового императивного метода, а потому обладает всеми характеристиками последнего:
Во-первых, ввиду того, что государство в процессе своей деятельности создает властные предписания, то у субъектов одновре-
менно появляется обязанность исполнять подобные предписания. Это позволяет говорить о том, что в финансово-правовом регулировании преобладают позитивные обязывания.
Во-вторых, сам императивный характер финансово-правового регулирования означает, что субъекты финансового права в подавляющем большинстве случаев не имеют возможности по своему усмотрению приобретать права и нести обязанности, а также определять их содержание и распоряжаться ими.
В-третьих, как отмечает Крохина Ю.А. [4], финансово-правовой императивный метод сопровождает конформизм финансового-правового регулирования, который означает, что субъектам финансовых правоотношений нужно действовать согласно указаниям органов государства, которые выражают свою волю путем издания актов, а не согласно своей воле.
В-четвертых, для субъектов финансовых правоотношений характерно неравенство, что можно проследить по наличию у одних субъектов властных полномочий по отношению к другим.
При исследовании метода правового регулирования как критерия для определения сущности налогового права справедливо возникает вопрос - проявляется ли вышеописанная императивность государства по отношению к добросовестным налогоплательщикам, или же данный метод реализуется только в том случае, когда налогоплательщики не исполняют возложенные на них обязанности?
Так, по справедливому мнению Пере-верзевой Е.В., налоговым правоотношения изначально присущ императивный метод [6]. Можно даже сказать, что властное подчинение является «прародителем» налоговых отношений, и оно находит свое выражение не только в мерах принуждения, которые уже были применены, но и в потенциальной возможности такого государственного принуждения при неисполнении субъектами своих обязанностей. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения, в которых налогоплательщик не нарушает норм налогового законодательства, также подчинены императивному методу.
Интересным при описании метода правового регулирования налоговых отношений является рассмотрение и иного аспекта. На-
136 А.А. Рядчин. Метод правового регулирования как критерий для определения сущности налогового права
логовые органы, самостоятельно, без применения судебной процедуры, имеют возможность восстанавливать нарушенные интересы государства и его фискальные права путем обязывания налогоплательщика выполнить его обязанности [3]. При этом имеющееся право налогоплательщиков об обжаловании неправомерных действий налоговых органов в суд не исключает первоначальной властности таких отношений.
Особый интерес представляет хотя и наименее встречающийся в налоговых отношениях, но обладающий не меньшей, чем императивный метод важностью, - метод диспозитивности налогового права. Само его наличие показывает то, что государство двигается в своем развитии, понимая, что в настоящее время уже невозможно действовать лишь в приказном порядке, необходимо искать определенный компромисс между государственными и частными интересами. Данную диспозитивность можно увидеть, обратившись, например, к возможности частного субъекта формировать свою налоговую политику, получать отсрочку исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключать договоры на получение налогового кредита.
Важно также отметить и то, что диспо-зитивный метод регулирования налоговых отношений обладает своими специфичными особенностями ввиду регулируемых им отношений. Нельзя, например, считать равными в качественном плане диспозитивный метод регулирования налоговых и гражданских правоотношений. Явление диспозитивности нало-
гового права скорее стремление к компромиссу, ввиду самой сферы налоговых отношений, в которой сочетаются публичные и частные интересы, чем основополагающий принцип, характерный для гражданско-правовой сферы.
Таким образом, можно сделать вывод, что методы налогового права не могут оставаться неизменными, они должны изменять свою сущность в зависимости от реформирования финансовых отношений, а также форм взаимодействия частных и публичных интересов.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС КонсультантПлюс.
2. Лермонтов, Ю.М. Налоги: вопросы и ответы / Ю. М. Лермонтов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. -2015. - № 6. - С. 32-40.
3. Назаров, В.Н. О методе налогового права // Финансовое право. - 2009. - № 8. - С. 26-29.
4. Налоговое право России: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина, Н.С. Бондарь, В.В. Гриценко, И.И. Кучеров; Отв. ред. Ю.А. Крохина. - 5-е изд., испр. - М. : Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 704 с.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС КонсультантПлюс.
6. Переверзева, Е. В. Об особенностях структурных элементов системы налогового права Российской Федерации Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2016. - № 1. - С. 99-104.
METHOD OF LEGAL REGULATION AS CRITERION OF DESIGNATION OF THE ESSENCE OF TAXATION LAW
Aleksandr Aleksandrovich Ryadchin
Master Student, Department of the Public and Municipal Administration,
Volgograd State University
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation orcid.org/0000-0001-7704-6355
Abstract. The essence of a tax law, as well as any branch of the right, reveals through its methods. In article features of modern regulation of tax legal relationship are investigated by the Russian legislation. The author's position about methodology of a modern tax law is given on the basis of a research.
Key words: Taxes, tax legislation, methods of legal regulation, financial law.
Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 15. 2017
137