Научная статья на тему 'МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЖИВУЧЕСТИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЖИВУЧЕСТИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / КОГНИТИВНО-ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вычужанин В.В.

В статье рассматривается метод построения системы поддержки принятия решений для оценки живучести судовых сложных технических систем, основывающийся на использовании когнитивно-имитационной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF CONSTRUCTING A DECISION SUPPORT SYSTEM TO EVALUATE THE SURVIVABILITY OF COMPLEX ENGINEERING SYSTEMS

The article discusses the method of constructing a decision support system to evaluate the survivability of marine complex technical systems, based on the use of cognitive-simulation model.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЖИВУЧЕСТИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Список литературы:

[1] Волостнов Н.С. Государственное предприятие в рыночной экономике / Н.С. Волостнов. -М.: Экономика, 2004.

[2] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции: Издательство: КомКнига Год: 2011

[3] Моисеев Н.Н. Алгоритм развития /- Н.Н Моисеев- М.: Наука,1987.

[4] Малинецкий Г.Г.,Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. Изд.2, испр. и доп., 2011.

[5] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса/ И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Процесс, 1986.

[6] Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) / Послесл. Г.Г. Малинецкого. Изд. 2-е, испр. И доп. М.: Едиториал УРСС, 2008. - 288 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).

ECONOMIC FORECASTING IN THE CONTENT SYNERGETICS

N.S. Volostnov, A.L. Lazutina

Statya devoted to disclosing synergetic view of economic forecasting in modern conditions; identification on this basis, additional features of the research process

УДК 621.64: 351.745.5

В.В. Вычужанин, доктор технических наук, зав. кафедрой, Одесский национальный морской университет Украина, 65029, г. Одесса, ул. Мечникова, 34

МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЖИВУЧЕСТИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье рассматривается метод построения системы поддержки принятия решений для оценки живучести судовых сложных технических систем, основывающийся на использовании когнитивно-имитационной модели.

Ключевые слова: сложные технические системы, системы поддержки принятия решений, когнитивно-имитационная модель, структурные и функциональные показатели.

Исследование моделей живучести сложных технических систем (СТС), в качестве которых выбраны судовые системы показывает, что даже небольшое количество оцениваемых агрегатов в СТС порождает значительное количество возможных сценариев и вариантов развития аварийной ситуации при поражении какого-либо из них. Для судовой энергетической установки (СЭУ) было установлено 130 сценариев с 1206 отдельными состояниями системы, для системы энергоснабжения (СЭ) - 324 сценария с 2495 отдельными состояниями системы. При дополнении показателями реальной критичности и пространственной компоновки систем масштабы моделей возрастут в несколько раз. Укрупнение масштаба СЭУ, СЭ повлечет за собой еще большее увеличение количества сценариев и состояний системы.

Следует отметить, что судовые СТС являются динамическими структурами (агрегаты имеют различную степень износа, изменяют свои характеристики с различной

25

скоростью). Кроме того, на протяжении всего срока эксплуатации отдельные агрегаты, а иногда и целые их группы выбывают из строя, заменяются, модернизируются и т. д. Исходя из этого, были сформулированы требования к методу построения системы поддержки принятия решений (СППР) для оценки живучести СТС: гибкость реализации - на любом уровне оценки живучести для различных агрегатных конфигураций СТС; адаптивность - к изменениям в конфигурации СТС; безопасность -надежность работы системы в условиях возможных сбоев оборудования и обеспечение разграничения прав доступа к системе.

Удовлетворение перечисленных требований достигается:

- Применением модульно-ориентированного метода построения СППР, позволяющего адаптировать ее к конкретным типам СТС;

- Использованием событийно-управляемой модели структуры судна и язык представления данных JSON;

- Применением интеллектуального модуля для анализа событийно-управляемой модели структуры судна, использующего методы моделирующих импульсов для автоматизации оценки живучести агрегатов судовой СТС;

Метод построения СППР базируется на совокупности организационных, управленческих мероприятий, а также на анализе судовых СТС с помощью когнитивно-имитационной модели и включает в себя компоненты:

- событийно-управляемые модели структуры судна (СУМСС), которые в качестве интеллектуального блока использует когнитивно-имитационную модель (КИМ) судовой СТС, а в качестве методов управления - алгоритмы работы с модулями КИМ;

- интеллектуальный модуль, использующий в качестве методов анализа и оценки КИМ СТС, управляемой СУМСС методы моделирующих импульсов;

- человеко-машинные интерфейсы, использующих набор способов получения данных от внешних систем и работы с оператором;

- библиотеку типовых функциональных модулей (БТФМ);

- внешних утилит, обеспечивающих безопасность, версионное резервирование, распределенную работу и разделение прав доступа при работе СППР.

Основой СУМСС является интеллектуальный блок, представляющий собой когнитивно-имитационную модель СТС, организованную по модульно-ориентированн-ному методу. СУМСС использует методы управления, представляющие собой события и связанные с ними протоколы и процедуры, оформленные в виде алгоритмов работы с модулями интеллектуального блока. Способ построения интеллектуального блока предполагает использование на всех уровнях отдельных относительно автономных системных единиц - модулей. Каждый из модулей соответствует агрегату или группе агрегатов в СТС, либо узлу или группе узлов когнитивно-имитационной модели СТС и использует массив функциональных и структурных характеристик. Характеристики модуля представляют собой структуру данных, в которой функциональные характеристики отображают индивидуальное состояние агрегата, а структурные характеристики отображают связи с другими агрегатами модели и положение агрегата в иерархии СТС. Данные могут быть представлены как в виде единичного параметра (одной переменной), так и вектором состояний (одно- или многомерным массивом значений). При расчете экстремальной аварийной ситуации возможно использование дополнительных «виртуальных» модулей, представляющих собой единицы пространственной компоновки. Такие модули интегрируются в систему, как модули верхнего уровня, эмулирующие выход из строя пространственных единиц компоновки судна.

Модули интеллектуального блока используют технико-информационные структурные (структурные связи с другими агрегатами модели и положение модуля в иерархии СТС) и функциональные показатели, характеризующие индивидуальное состояние агрегата (ТСП и ТФП).

Общий вид модуля СППР, содержащего ТСП и ТФП представлен на рис. 1.

[I] ь -"* Ч [А] 1

щ' . / [8][Р][СНП х • 1 1 1

ч 1 \ О т Т, ! 1 1 1

/ Тс _____!

Рис. 1. Структура модуля СППР

Технико-информационные структурные показатели (ТСП) задаются человеком-оператором при начальной компоновке КИМ СТС и в дальнейшем обрабатываются с помощью методов управления событийно-управляемой модели структуры судна. ТСП (табл. 1) отображают связи и взаимодействие модуля с другими модулями, характер этих связей и влияние модуля на комплекс в целом. К ТСП относятся: вектор исходящих связей А; вектор входящих связей I; место объекта в иерархии системы Ь; критичность объекта К.

Таблица 1

ТСП модуля КИМ ФКТС

Обозначение показателя Смысл показателя

А Вектор исходящих связей («дескриптор» : «вес», «тип связи»)

I Вектор входящих связей («дескриптор» : «вес», «тип связи»)

Ь Место в иерархии

К Критичность

Вектор исходящих связей А является ассоциативным массивом и содержит дескрипторы объектов связанных с рассматриваемым объектом исходящими связями и соответствующие им веса. Вектор входящих связей I также является ассоциативным массивом и содержит дескрипторы объектов связанных с рассматриваемым объектом входящими связями и соответствующие им веса. Веса связей могут выбираться на основе методов статистического прогнозирования либо экспертной оценкой. Кроме весов, в векторе содержится информация о характере связи объектов, т.к. различные агрегаты СТС могут быть связаны различными типами связей (модели передачи вещества, энергии, информации). Место объекта в иерархии Ь является числовым значением, отображающим его положение на одном из уровней иерархии СТС. Критичностью объекта К является числовая величина (изменяется в диапазоне от 0 до 1 и определяется путем экспертной оценки или по статистическим данным), характеризующая важность объекта для системы. Критичность объекта К выражает вероятность того, что неисправность рассматриваемого модуля повлечет за собою выход из строя всей системы. Таким образом, для г-го объекта К будет оцениваться как вероятность

о ^

перехода системы в неисправное состояние Ь„ при условии, что агрегат г вышел из строя. В качестве критериев для формализации значений работоспособности и весов входящих и исходящих связей служат результаты проведенных ранее исследований, осуществленных, например на основе метода экспертной оценки.

Технико-информационные функциональные показатели (ТФП) также задаются оператором при начальной компоновке КИМ СТС, а далее изменяются вручную, программно либо аппаратно в зависимости от насыщенности судовых систем «интеллек-

туальными» средствами диагностики и слежения. Основными ТФП модуля являются его вектор состояний и работоспособность. Первая отражает общее состояние модуля, вторая - степень готовности к выполнению задачи. Вектор состояний объекта

,..., характеризует объект п состояниями, каждое из которых отражает эволюцию исправности агрегата. При этом за принимается абсолютно исправное состояние агрегата, - состояние неисправности агрегата, а набор состояний Я для I е 1,...,п отражает переход агрегата к менее исправным состояниям. В простейшем

случае у агрегата два состояния: п = 0 -исправен и п = 1 - неисправен [1-4].

Понятие функциональной угрозы системы тесно связано с понятием работоспособности. В общем случае оценка работоспособности системы в целом Е выражает вероятность выполнения системой поставленной задачи за заданное время At

Оценка работоспособности отражает функциональный аспект живучести системы и совпадает с оценкой живучести:

- больше 0,67 - система имеет удовлетворительную работоспособность и с относительно большой вероятностью способна справится с поставленной задачей;

- в интервале от 0,67 до 0,33 - система ограниченно работоспособна и способна решать поставленные задачи, однако с пропорционально меньшей вероятностью успеха;

- ниже 0,33 - система неработоспособна и не может решить поставленные задачи;

В частности для п возможных состояний агрегата:

Р =

р0 р(б0 | at)

р = п

р'

п

р'

р п

р^п i at)

р(я0 i at)

Ожидаемая работоспособность на участке времени At оценивается математическим ожиданием работоспособности агрегата и вычисляется

п =0

где - работоспособность агрегата в состоянии /', Р - вероятность перехода в состоянии I.

Если агрегат характеризуется только двумя состояниями (полностью исправное и полностью неисправное), то такой вектор будет иметь два значения - р = 1 (агрегат

работоспособен) и р = 0 (агрегат неработоспособен).

Оценка вероятности смены состояния объекта Р указывает на вероятность перехода объекта в состояние Я на промежутке времени At. Для текущего состояния системы Я, :

>

Р0 = Р(5С ^ 50) Р =Р& ^ Sl)

Рп=Р^с ^ Sn)

Срок эксплуатации Т и время последнего тестирования агрегата на работоспособность Т используются при расчете амортизации объекта, а также при учете в диагностиках системы контроля ее компонентов.

Оценка ресурса С является оценкой затрат на восстановления агрегата до полностью исправного состояния:

с = ж (с, ^ с0).

Если агрегат исправен, то для него оценка будет равна нулю.

Общая оценка работ по агрегату является математическим ожиданием затрат ресурсов на его восстановление и вычисляется по формуле:

п

С

=0

С г = £ С1р1

где щ - работоспособность агрегата в состоянии г.

Технико-функциональными характеристиками агрегата являются: Б - дескриптор объекта, являющийся его идентификатором в системе;

S - состояние, представленное в виде вектора состояний объекта ,..., ;

- оценка вероятности смены состояния объекта в промежуток времени Р0, ..., Р ;

Т - срок эксплуатации объекта;

Т - время последнего тестирования агрегата на работоспособность;

, ••,Рп - оценка работоспособности агрегата для каждого из его состояний ,...,

Sя;

С - вектор оценки ресурса восстановления агрегата.

Модуль системы хранится в виде файла в формате JSON и содержит следующие характеристики. Технико-структурные параметры: вектор исходящих связей А; вектор входящих связей I; место объекта в иерархии системы Ь; критичность объекта К. Технико-функциональные параметры: дескриптор объекта Б; время эксплуатации объекта Т; время последнего тестирования объекта Т; вектор состояний объекта S; вектор вероятности смены состояний объекта Р; вектор оценки ресурса восстановления С; вектор оценки работоспособности объекта ¥. Каждый модуль представляет собой файл данных в формате YAML, либо его разновидности - JSON, который предполагает человекочитаемый формат данных и удобство в автоматизированной обработке информации.

При автоматической обработке система считывает наборы данных отдельных модулей и на основании векторов входящих и исходящих связей каждого из них выполняет построение направленного графа взаимосвязей (НГВ). НГВ отражает взаимосвязь модулей ФКТС и строится автоматически на основании информации о взаимосвязях, которую содержит каждый из модулей.

Матрица взаимосвязей (МВ) представляет собой таблицу, в которой по строкам и

столбцам перечислены дескрипторы объектов, а на пересечении - коэффициенты, отражающие взаимосвязь объектов. С одной стороны главной диагонали МВ располагаются исходящие взаимосвязи, с другой входящие. В общем случае МВ (при неэквивалентности входящих и исходящих связей) является несимметричной по значениям коэффициентов относительно главной диагонали. В самом общем случае при учете только статистического взаимодействия объектов СТС из всего массива МВ используется только ГМВ - главная матрица взаимосвязей, отражающая влияние и взаимосвязь по работоспособности агрегатов. МВ при анализе системы разворачиваются во взвешенный орграф иерархии СТС, в котором далее анализируются те или иные воздействия на СТС и их эффекты.

Основой СППР является интеллектуальный блок (рис. 2), организованный мо-дульно-ориентированным методом, в котором каждый агрегат (или узел КИМ) представлен в виде отдельного модуля, содержащего технико-информационные характеристики агрегата. Изменение и актуализация модулей интеллектуального блока СППР происходит с помощью событийно-управляемой модели структуры судна (СУМСС), использующей в качестве методов управления процедуры и протоколы, основанные на алгоритмах работы с интеллектуальным блоком. Основной задачей СУМСС является управление интеллектуальным блоком и актуализация параметров его модулей.

Рис. 2. Общая схема функционирования СППР

Модульно-ориентированный способ построения интеллектуального блока СППР использует специальные алгоритмы управления СУМСС. В их основе лежат понятия события (триггера) и протокола. Событие в СУМСС - изменение структуры СТС. Событие СУМСС служит сигналом для применения протокола, представляющего собой алгоритм изменения КИМ для актуализации модели в соответствии с текущим состоянием СТС. Событие может происходить как в штатном порядке, так и в результате воздействия поражающих факторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим метод управления, позволяющий формализовать исходную для оператора информацию и свести этап структурного проектирования СППР к компоновке базовых блоков орграфа и заданию их индивидуальных характеристик. Для реализации метода необходим базовый набор модулей, из которых предполагается создать структуру интеллектуального блока. Взаимодействие модулей осуществляется с помощью обмена данными — в частности, в момент события, которое отражает происходящие изменения в одном или нескольких модулей интеллектуального блока.

С точки зрения изменения отдельной структурной единицы СТС события СУМСС могут быть разделены на следующие основные типы: добавление агрегата в интеллектуальный блок, изъятие агрегата из интеллектуального блока, изменение расположения агрегата в иерархии интеллектуального блока. Все перечисленные события

изменяют структуру СТС и требуют актуализации КИМ интеллектуального блока, поскольку с изменением в системе меняются взаимосвязи между модулями блока -непосредственно, либо опосредовано. Каждое из перечисленных событий запускает один из протоколов - наборов действий по расчету параметров системы.

Алгоритм объединения модулей (АОМ) предполагает полностью автоматизированное построение КИМ интеллектуального блока из отдельных модулей (рис. 3). Переход от модулей «россыпью» к связанному графу и матрицам взаимосвязи осуществляется автоматизировано, что упрощает обслуживание системы и повышает оперативность реагирования на изменения в структуре СТС.

Рис. 3. Алгоритм объединения модулей КИМ СТС

АОМ выполняется в следующей последовательности:

- модули сортируются по уровням иерархии;

- для агрегатов верхнего уровня иерархии, согласно векторам исходящих связей отыскиваются нижележащие агрегаты;

- производится объединение агрегатов в МВ и НГВ;

- выполняется контроль «ошибок объединения» - наличие не совпадающих значений исходящих и входящих связей, наличие несвязанных агрегатов, наличие «провисающих» связей, не ведущих к агрегатам, наличие «перепутанных» связей разного характера;

- при обнаружении ошибки - человек-оператор получает сигнал с указанием на характер и расположение ошибки;

- при успешном объединении уровней происходит переход к нижележащему уровню иерархии и так далее до тех пор, пока все агрегаты не будут объединены в НГВ и МВ.

Инсталляция СППР на судно предполагает построение КИМ СТС на базе данных о агрегатах ФКТС. Алгоритм инсталляции (рис. 4) выполняется в следующей последовательности:

- производится установка программного комплекса оболочки СППР;

- производится учет агрегатов - наличие, связи между агрегатами, степень исправности;

- на основе учета СТС заполняются данные на каждый из модулей, при этом в качестве опорной схемы используются базовые шаблоны модулей, либо готовые модули из БТФМ;

- после запуска система выполняет АОМ и сообщает об ошибках;

- если ошибок не найдено, система фиксирует МВ и НГВ интеллектуального блока;

- система переводится в режим интерактивного функционирования.

Конец

Рис. 4. Алгоритм инсталляции СППР

Необходимость в протоколе модификации системы возникает при изменении структуры ФКТС, что может происходить при изъятии либо добавлении какого-либо агрегата из системы, замены одного компонента системы на новый, модернизации и модификации отдельных агрегатов системы. Изменение в конфигурации СТС служит триггерным событием для протокола инсталляции (рис. 5).

Выполнить АОМ

_ 1 _ Конец

Рис. 5. Алгоритм модификации СППР

Интеллектуально-аналитический модуль предназначен для анализа текущего состояния интеллектуального блока на уровнях оценки. Выбор уровня оценки живучести производится на основе данных о доступной информации и заданных человеком-оператором целевых установок функционирования СППР (помимо непосредственной оценки живучести агрегатов режим функционирования может включать в себя оценку сценариев ЭАС или других, предусмотренных концепцией построения СППР).

Предусмотрены следующие режимы интерактивного функционирования системы:

- регулярная комплексная оценка структурной и функциональной живучести методами ПМИ и ДМИ с заданным временным интервалом;

- функционирование системы в режиме сбора информации о состоянии СТС с заданным временным интервалом;

- анализ полученных результатов и выявление уязвимых мест системы по запросу;

- моделирование экстремальных аварийных ситуаций по запросу;

- вызов справочной системы по запросу.

На стадии инсталляции системы на судно, из информационных объектов формируется когнитивно-информационная модель СТС, которая используется в качестве интеллектуального блока СУМСС и на основе которой формируются прогнозы и рекомендации по борьбе за живучесть судна. Там где это возможно, при формировании КИМ СТС информационные объекты «индивидуализируются» - обобщенные стати-

стические характеристики заменяются реальными. Наличие библиотеки базовых агрегатов СППР позволяет гибко использовать систему для разных случаев в зависимости от того, каким оборудованием оснащено судно, какова степень износа его систем и так далее. На протяжении всей эксплуатации судна, когнитивная модель дополняется данными, модифицируя заданные изначально характеристики агрегатов и все больше «индивидуализируя» их. Учитываются профилактические работы, изменение в составе оборудования, эксплуатационный износ и так далее.

Метод построения СППР обладает преимуществами перед известными методами - лучшей автоматизацией и меньшей трудоемкостью при построении и модификации моделей судовых СТС. Расширение модели позволяет оценивать живучесть в широком диапазоне ситуаций, режимов и топологических конфигураций СТС. Применение в качестве интеллектуального блока когнитивно-имитационной модели позволил адаптировать сценарии оценки живучести для разной степени полноты информации о состоянии агрегатов СТС и обеспечить развертывание СППР на судах с разной степенью интеллектуализации оборудования.

Список литературы:

[1] Рябинин И.А. Логико-вероятностные методы исследования надежности структурно-сложных систем / И.А. Рябинин, Г.Н. Черкесов, Москва: «Радио и связь», 1981. - 264 с.

[2] Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / Л. Заде, М.: «Мир», 1976. - 100 с.

[3] Гурина С.А. Живучесть систем защиты информации в условиях внешних воздействий / С.А. Гурина // Захист шформаци, 2008. - №2. - С. 69-73.

[4] Черкесов Г.Н. Надежность аппаратно-программных комплексов / Г.Н. Черкесов, М.: 2005. -145 с.

THE METHOD OF CONSTRUCTING A DECISION SUPPORT SYSTEM TO EVALUATE THE SURVIVABILITY OF COMPLEX ENGINEERING SYSTEMS

V.V. Vychuzhanin

The article discusses the method of constructing a decision support system to evaluate the survivability of marine complex technical systems, based on the use of cognitive-simulation model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.