Научная статья на тему 'МЕТОД ПОШАГОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА В АВА-ТЕРАПИИ'

МЕТОД ПОШАГОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА В АВА-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
240
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ / УСИЛЕНИЕ / АУТИЗМ / ПОШАГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / НАКАЗАНИЯ / ЭФФЕКТИВНО / APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS / STRENGTHENING / AUTISM / STEP-BY-STEP TRAINING / PREFERENCES / PUNISHMENTS / EFFECTIVELY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кронштатова Е.А., Васерман С.В., Белисова А.А., Мишенева Л.Н., Николаева Н.И.

This article presents a method of step - by-step learning, which is used in ABA-therapy, for the formation of skills and desirable behavior of a child with ASD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кронштатова Е.А., Васерман С.В., Белисова А.А., Мишенева Л.Н., Николаева Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF STEP-BY-STEP TRAINING AS ONE OF THE MAIN METHODS IN THE FORMATION OF SKILLS IN ABA THERAPY

This article presents a method of step - by-step learning, which is used in ABA-therapy, for the formation of skills and desirable behavior of a child with ASD.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПОШАГОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА В АВА-ТЕРАПИИ»

УДК 37.013.46

Кронштатова Е.А. студент 4 курса Васерман С.В. студент 4 курса Белисова А.А. студент 4 курса Мишенева Л.Н. студент 4 курса Николаева Н.И. студент 4 курса

факультет «Специальное (дефектологическое) образование» ФГБОУВО «Череповецкий Государственный Университет»

Россия, г. Череповец МЕТОД ПОШАГОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА В АВА-ТЕРАПИИ Аннотация: В данной статье представлена методика пошагового обучения, которая применяется в АВА - терапии, для формирования навыков и желательного поведения ребенка с РАС.

Ключевые слова: прикладной анализ поведения, усиление, аутизм, пошаговое обучение, предпочтения, наказания, эффективно.

Kronschtatova E.A.

student

4rd year, Department of Special (defectological) education

Cherepovets State University Russia, Cherepovets Vaserman S. V. student

4rd year, Department of Special (defectological) education

Cherepovets State University Russia, Cherepovets Belisova A.A. student

4rd year, Department of Special (defectological) education

Cherepovets State University Russia, Cherepovets Misheneva L.N. student

4rd year, Department of Special (defectological) education

Cherepovets State University Russia, Cherepovets Nikolaeva N.I. student

4rd year, Department of Special (defectological) education

Cherepovets State University Russia, Cherepovets THE METHOD OF STEP-BY-STEP TRAINING AS ONE OF THE MAIN METHODS IN THE FORMATION OF SKILLS IN ABA THERAPY.

Abstract: this article presents a method of step - by-step learning, which is used in ABA-therapy, for the formation of skills and desirable behavior of a child with ASD.

Key words: applied behavior analysis, strengthening, autism, step-by-step training, preferences, punishments, effectively.

Цель - это сделать ребенка самостоятельным в использование навыка.

Метод пошагового обучения применяется, когда у ребенка нужно сформировать определенный навык «с нуля» или сложное комплексное поведение уже может существовать в репертуаре ребенка, но многие шаги такого поведения ребенок выполняет неправильно или вообще не выполняет.

Чтобы научить ребенка комплексному поведению, это поведение нужно разложить на простые действия или реакции, такие составляющие поведения называются звеньями поведения, или звеньями поведенческой цепочки.

Метод пошагового обучения является эффективным способом формования навыков гигиены и самообслуживания, игры и социальных действий.

Чтобы разбить комплексное поведение на звенья, нужно придерживаться двух стратегий:

1. Наблюдение за поведением типичного ребенка-ровесника в процессе выполнения определённого задания.

2. Наблюдение за своим собственным поведением в процессе выполнения задания.

Разберем пример пошагового обучения тема «Чистка зубов»

1. взять зубную щетку;

2. намочить под краном;

3. положить пасту на щетку;

4 почистить верхние передние зубы 5 секунд;

5. почистить нижние передние зубы 5 секунд;

6. почистить верхние боковые зубы с правой стороны 5 секунд;

7. почистить нижние боковые зубы с правой стороны 5 секунд;

8. почистить верхние боковые зубы с левой стороны 5 секунд;

9. почистить нижние боковые зубы с левой стороны 5 секунд;

10. почистить заднюю/внутреннюю поверхность зубов 5 секунд;

11. прополоскать рот;

12. вытереть рот;

13. помыть зубную щетку;

14. помыть раковину;

15. положить щетку и пасту на место.

Этот же процесс чистки зубов для ребенка с более низким уровнем развития:

1. взять зубную щетку;

2. положить пасту на щетку;

3. почистить передние зубы 10 секунд;

4. почистить боковые зубы с правой стороны 10 секунд;

5. почистить боковые зубы с левой стороны 10 секунд;

6. прополоскать рот;

7. вытереть рот;

8. помыть зубную щетку;

9. положить зубную щетку и пасту на место.

При выборе количества шагов задания взрослый должен учитывать уровень развития функциональных навыков ребенка.

Определение базового уровня развития навыка

Чтобы определить базовый уровень нужно:

1. Приготовить карандаш и таблицу с написанными в ней шагами заданиями. Вы будете записывать «+» напротив шага, который ребенок выполняет правильно, и «-» напротив того шага, который ребенок выполняет неправильно или пропускает. Данные представлены в приложении 3.

2. Приготовить все материалы, которые потребуются ребенку для выполнения задания, и положить их туда, откуда ребенок их будет удобно брать.

Следующий шаг, это даем ребенку инструкцию «Давай мыть руки» или «Давай готовить бутерброд» и больше ничего не говорить. Нужно удостовериться, что ребенок нас услышал, если нет, то повторить инструкцию. Далее внимательно следить за действиями ребенка и регистрировать в таблице правильность выполнения каждого шага.

Во время выполнения задания не помогать ребенку, не хвалить, не комментировать его действия, не разговаривать с ним. Если ребенок требует помощь, то отвечать «Попробуй сделать сам». Это нужно для того, чтобы определить базовые навыки ребенка, а не обучать его.

Когда ребенок закончит задания, нужно подсчитать процент самостоятельно выполненных шагов цепочки, по схеме: Шс

* 100% = базовый уровень развития навыка

рис. 1. Схема подсчета базового уровня ребенка.

Где, Шс - это число число шагов самостоятельно выполненных;

Шо - общее число шагов.

В дальнейшем результаты будут сравниваться с этой цифрой для изучения прогресса в усвоении навыка.

Таблица для записи данных в процессе пошагового обучения навыку находятся в приложение 1.

При возможности следует протестировать базовое развитие навыка три

раза, потому что данные первого раза могут быть неточными, многие факторы влияют на выполнение задания, например, ребенок может плохо себя чувствовать.

Например, результаты начального тестирования могут выглядеть следующим образом, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Приготовление бутерброда Попытка 1 Число: 3/10/17 Попытка 2 Число: 5/10/17 Попытка 3 Число: 7/10/17

Шаги цепочки

1 Взять хлеб + + +

2 Положить хлеб на разделочную доску + + +

3 Отрезать кусок хлеба - - -

4 Взять масло - - -

5 Намазать масло на хлеб - - -

6 Взять колбасу - - -

7 Положить колбасу на разделочную доску + + -

8 Отрезать кусок колбасы - + -

9 Положить кусок колбасы на хлеб - - -

Кол-во правильных шагов: 3/9 4/9 2/9

Процент правильных шагов 33% 44% 22%

«Способы обучения навыку» 1. Прямой способ пошагового обучения заданию с помощью физической подсказки

Применяется, когда первые шаги в цепочке ребенок выполняет самостоятельно, а основные затруднения испытывает в последующих шагах, то применяется прямой способ пошагового обучения.

После предъявления инструкции педагог позволит ребёнку самостоятельно сделать два первых шага, а затем начинает помогать ребенку на третьем и последующих шагах, используя физическую подсказку и руководя руками ребенка на протяжении всех оставшихся шагов заданий. В конце задания педагог должен похвалить ребенка и предоставить усилитель (лакомство или предмет).

Когда ребенок правильно выполнил три шага подряд, то при следующем выполнение задания учитель переведет ребенка на менее интенсивную подсказку на уровне кисти и локтя и так далее пока навык полностью не сформируется.

Таблица для занесения данных по обучение навыку «Складывать полотенце» с помощью прямого способа пошагового обучения, представлен в приложение 2.

2. Обратный способ пошагового обучения заданию с помощью физической подсказки.

Когда ребенок затрудняется выполнять начальные реакции цепочки, но может самостоятельно завершить несколько последних действий, то следует применять обратный способ пошагового обучения заданию.

Например, ребенок моет тарелки, выполняя следующие действия:

1. Открыть воду;

2. Взять губку;

3. Намылить губку;

4. Взять тарелку из раковины;

5. Намылить тарелку;

6. Сполоснуть тарелку;

7. Поставить на сушильную полку;

8. Закрыть воду.

Ребёнок открыл воду, а потом сполоснул тарелку, поставил на сушильную полку и закрыл воду, для других шагов ему требовались подсказки.

В результате, логично начать обучение ребенка с пятой ступени и в обучении следовать шагам снизу вверх.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После предъявления инструкции «Давай вымоем тарелку», педагог полностью руководит действиями ребенка с 1 -5 шаг, далее ребенок самостоятельно выполняет оставшиеся шаги.

После того как ребенок помыл три тарелки, во время мытья четвертой тарелки педагог будет помогать ребенку выполнить первые четыре шага, применяя полную физическую подсказку, а на пятом шаге поможет, используя подсказку на уровне кисти, 6-8 шаг самостоятельно выполняет ребенок. Затем как только ребенок выполнит 5 шаг с подсказкой на уровне кисти, педагог перейдет на физическую подсказку на уровне локтя, а все последующие шаги будет выполнять, применяя полную физическую подсказку. Как только ребенок достигнет самостоятельности на пятом шаге задания, педагог начинает снижать степень интенсивности подсказки на четвёртом шаге и давать ребенку возможность самостоятельно завершить 58 шаги.

Таблица для занесения данных по обучение навыку «Мыть тарелки» с помощью обратного способа пошагового обучения, представлен в приложение 3.

3. Тотальный способ пошагового обучения с помощью моделирования и жесткой подсказки.

Этот метод применяется когда:

1. Тестирование базового уровня показывает, что ребенок может выполнять более чем 50% шагов заданий самостоятельно.

2. Те шаги, которые выполняет, располагаются в разном порядке внутри цепочки комплексного поведения.

Применяя тотальный способ, педагог предоставляет подсказки только

для тех реакций, с которыми ребенок не справляется самостоятельно.

При применении данного метода, педагог использует следующие последовательные подсказки:

1. Самостоятельное выполнение ребёнком шага;

2. Указательный жест;

3. Моделирование.

Независимо от того какой шаг задания ребенок выполняет в настоящий момент, учитель сначала даст возможность ребенку выполнить этот шаг самостоятельно, затем если ребенок в течение пяти секунд не начинает выполнять шаг или выполняет неправильно, то педагог укажет на предметы, которыми ребенок должен манипулировать на данном шаге и если ребенок все еще не выполняет этот шаг задания, педагог сам моделирует правильные действия.

Таблица для занесения данных по бучение навыку «Готовить бутерброд» с помощью тотального способа пошагового обучения, представлен в приложении 4.

Использованные источники: 1. Мелешкевич, О., Эрц, Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. Самара: Бахрах-М, 2014. — 208 с.

Приложение 1 Таблица 1

Таблица для записи данных в процессе пошагового обучения _навыку_

Прогрессия помощи и записи данных: + самостоятельное

1. Ф - полная физическая подсказка (рука в руке) выполнение шага

2. КФ - физическая подсказка на уровне кисти - неправильное

3. ЛФ - физическая подсказка на уровне локтя выполнение шага

4. ПФ - физическая подсказка на уровне плеча

5. У - указательный жест

6. М - модели рование шага

Число

№ шага Базовый

Подсказка уровень

Инструкция:

1

2

3

4

5

6

7

8

%

самостоят.

выполнения

шагов

Обратный и прямой способы пошагового обучения Критерий перехода с одного уровня интенсивности подсказки на другой: правильное выполнение шага три последовательных раза.

Критерий перехода на более интенсивную подсказку: неправильное выполнение шага два последовательных раза.

Приложение 2

Таблица 2

Обучение навыку «складывать полотенце» с помощью прямого _способа пошагового обучения_

Прогрессия помощи и записи данных: 1. Ф - полная физическая подсказка (рука в руке) 2. КФ - физическая подсказка на уровне кисти 3. ЛФ - физическая подсказка на уровне локтя 4. ПФ - физическая подсказка на уровне плеча 5. У - указательный жест 6. М - моделирование шага + самостоятельное выполнение шага - неправильное выполнение шага

Число 3/5 3/6 3/6 3/6 3/6 3/6 3/7 3/7 3/7 3/7 3/7 3/8

№ шага Базовый уровень 3 3 3 3 3 3 33 3 3 3 3

Подсказка Ф Ф Ф КФ КФ КФ ЛФ ЛФ ЛФ ПФ ПФ

Инструкция: «Складывать полотенце»

1. Взять полотенце + + + + + + + + + + + +

2. Положить полотенце на стол + + + + + + + + + + + +

3. Разложить полотенце на столе - Ф Ф Ф КФ КФ КФ ЛФ ЛФ ЛФ ПФ ПФ

4. Сложить пополам - Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

5. Сложить пополам -- Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

6. Сложить пополам - Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

7. Сложить в стопку - Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

% самостоят. выполнения шагов 28%

Приложение 3 Таблица 3

Обучение навыку «Мыть тарелки» с помощью обратного способа

пошагового обучения

Прогрессия помощи и записи данных:

1. Ф - полная физическая подсказка (рука в руке) 2. КФ - физическая подсказка на уровне кисти 3. ЛФ - физическая подсказка на уровне локтя 4. ПФ - физическая подсказка на уровне плеча + самостоятельное выполнение шага - неправильное выполнение шага

5. У - указательный жест

6. М - моделирование шага

Число 3/5 3/6 3/ 6 3/ 6 3/6 3/6 3/7 3/7 3/7 3/7 3/7 3/8

№ шага Базовый уровень 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Подсказка Ф Ф Ф К Ф К Ф К Ф Л Ф Л Ф Л Ф К Ф К Ф

Инструкция: «Мой тарелку»

1. Открыть воду + Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

2. Взять губку - Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

3. Намылить губку - Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

4. Взять тарелку - Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф

5. Намылить Ф Ф Ф К К К Л К К

тарелку Ф Ф Ф Ф Ф Ф

6. Сполоснуть тарелку + + + + + + + + + + + +

7. Поставить

на сушильную + + + + + + + + + + + +

полку

8. Закрыть воду + + + + + + + + + + + +

% самостоят.

выполнения 37%

шагов

Приложение 4 Таблица 4

Обучение навыку «Готовить бутерброд» с помощью тотального _способа пошагового обучения_

Прогрессия помощи и записи данных: + самостоятельное

1. Ф - полная физическая подсказка (рука в руке) выполнение шага

2. КФ - физическая подсказка на уровне кисти - неправильное

3. ЛФ - физическая подсказка на уровне локтя выполнение шага

4. ПФ - физическая подсказка на уровне плеча

5. У - указательный жест

6. М - моделирование шага

Число 3/5

№ шага Базовый 3/6 3/6 3/6 3/6 3/6 3/7 3/7 3/7 3/7 3/7 3/8

Подсказка уровень

Инструкция

1. Положить - М У М У М У У У У + +

хлеб на

разделочную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доску

2. Отрезать + + + + + + + + + + + +

кусок хлеба

3. Намазать - М М М М М М М М М У +

масло на

хлеб

4. Положить + + + + + + + + + + + +

колбасу на

разделочную

доску

5. Отрезать + + + + + + + + + + + +

кусок колбасы

6. Положить + + + + + + + + + + + +

кусок колбасы на

хлеб

% 66 66 66 66 66 66 66 66 66 66 77 88

самостоят.

выполнения

шагов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.