Научная статья на тему 'Метод пассивной параметрической идентификациии стационарных элементов бортовых систем управления'

Метод пассивной параметрической идентификациии стационарных элементов бортовых систем управления Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
76
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Дзюба О. С., Дрогайцев В. С., Тетерин Д. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод пассивной параметрической идентификациии стационарных элементов бортовых систем управления»

Дзюба О.С. , Дрогайцев В.С. , Тетерин Д.П. МЕТОД ПАССИВНОЙ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИИ СТАЦИОНАРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БОРТОВЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Предлагается алгоритм аналитико-числового решения задачи идентификации динамических характеристик линейных стационарных элементов систем управления летательных аппаратов.

Введение

Создание современных бортовых систем управления (БСУ) летательных аппаратов (ЛА) можно представить в виде последовательности этапов, на каждом из которых осуществляются расчетнотеоретические исследования с применением математических моделей различной сложности и различной степени соответствия натурным характеристикам элементов систем, проводятся экспериментальные исследования и анализ полученных результатов, а также принимаются решения по выполнению последующих этапов работы. Основной задачей исследований является установление соответствия параметров БСУ требованиям Технического задания (Технических условий). Т.е. необходимо по некоторой совокупности параметров, измеряемых в процессе испытаний, построить полные характеристики БСУ, установить функциональные зависимости между входными и выходными параметрами элементов БСУ и системы в целом, оценить ее состояние, получить данные, необходимые для идентификации состояния объекта управления и элементов автоматики, а также для оценки соответствия характеристик конкретных исследуемых экземпляров БСУ данного типа на установившихся и переходных режимах предъявляемым к ним техническим требованиям [1].

В настоящее время разработано большое количество методов идентификации динамических характеристик БСУ [2-5]. Однако все они имеют ряд ограничений (недостатков), которые нашли оценку в работах А.А. Солодовникова [6, 7] и позволили ему сформулировать одну из основных причин нарушения

эквивалентности между действующими системами и их математическими моделями - принудительное понижение порядка дифференциальных уравнений, используемых для описания систем. Дополнительно можно отметить, что большая часть применяемых в рамках НИОКР по разработке БСУ ЛА методов идентификации являются по своей сути приближенными и их применение позволяет получать только «грубые» модели.

В статье предлагаются аналитические методы пассивной параметрической идентификации динамических характеристик линейных стационарных систем неизвестного порядка, отличающиеся от известных методов аналитической точностью, простотой реализации в составе БСУ ЛА.

Постановка задачи

Рассматривается непрерывная линейная стационарная система неизвестного порядка с одним входом и одним выходом. На вход системы подается измеряемое произвольное возмущающее воздействие и("Ь). С выхода снимается реакция системы на произвольное входное воздействие у(^. Функции и("Ь) и у^) являются квазиполиномами. Входной шум и помехи измерений отсутствуют.

Необходимо решить обратную задачу аналитически [8, 9]:

1. Построить по результатам измерения реакции системы на возмущающее воздействие обыкновенное линейное дифференциальное уравнение с постоянными комплексными коэффициентами и начальные условия к нему в точке t=0.

2. Построить по результатам измерения вход-выходных функций систему дифференциальных уравнений в форме Коши и однородные начальные условия к ней в точке t=0.

Алгоритм

1. Вычислить прямое преобразование Лапласа от квазиполинома у(£) - реакции системы на входное воздействие:

Е ь/

L[ y(t )]=J^~. (і)

X а5‘

і=0

2. По коэффициентам полинома знаменателя построить однородное дифференциальное уравне-

ние:

^ —У(г) п

Xа-ут =0 • (2)

і=0 —

3. По коэффициентам полиномов числителя и знаменателя 4 у(о] построить вектор значений НУ в точке Ґ = 0 :

™ -ку(0>) и к- -у(0) , ,-------г

У = •_^Г~ = к X і =1П і • (3)

Пример

Пусть дана динамическая система, реакция которой описывается следующей формулой:

у( ґ) = ( 2 + і)е~ 6 ґ + I с о б( 2 ґ)

По формуле (1) вычисляем преобразование Лапласа:

= (2/ +14/ + 28/ +136/ -16.5 + 64) / (я + 6)2(/ + 4)2

Из (2) и (3) получаем ДУ и НУ:

—М +12 ^ + 44 ^ + 96 + 304 ^ +

— — — — —

192 —(- + 576у(г) = 0,

у(0) = 2, ^ = -10, -!УW = 60,—3У^ = -336, = 1728,

— —г2 —г3 —г4

—^ = -8992.

—5

Проверяем построенное ДУ с НУ на правильность путем нахождения его решения іЕ('Ь). Убеждаемся, что оно эквивалентно у^).

На рис 2 изображен график у(^, на рис. 3 изображен график :£^):

Рис. 2. Функция у('Ь)

Рис. 3. Функция f(^

Вариант использования

Рассматривается непрерывная линейная стационарная адаптивная система Wc(s) с эталонной моделью Wэ(s) . На входы системы Wc(s) и модели Wэ(s) поступает измеряемое произвольное возмущающее воздействие ^^. С выходов снимаются реакции системы x(t) и модели у^) на входное воздействие. Функции u(t),x(t),y(t) являются квазиполиномами. Входной шум и помехи измерений отсутствуют.

Необходимо в случае возникновения нештатной ситуации, когда 1*(0 -у(О1 > 5(о, сформировать такое корректирующее воздействие Д(0, чтобы КО -уМ1 - о.

Способ реализации:

- выполняется текущая пассивная параметрическая идентификация системы ( ) с признаками нештатной ситуации - определяется ( );

- проводится многокритериальное ранжирование и выбор средств моделирования системы ( ) в зависимости от внешних условий применения ЛА;

- моделируется реакция системы ( ) на тестовые возмущающие воздействия (определяются Техническими условиями/Техническим заданием);

- проводится сравнение результатов моделирования ( ) с перечнем допустимых нештатных ситуаций (определяются Техническими условиями/Техническим заданием), в т.ч. проводится прогнозирование методами математического моделирования развития нештатной ситуации и ее влияния на эффективность применения ЛА;

- если признаки текущей нештатной ситуации совпадают с параметрами допустимых ситуаций, то выполняется реконфигурация системы в соответствии с Руководством по эксплуатации системы;

- если признаки текущей нештатной ситуации не совпадают с параметрами допустимых ситуаций, то

по функции ( ) ( ) ( ) с помощью аналитического метода идентификации находится корректирующий

элемент

- повторно применяется метод многокритериального ранжирования для выбора средств реализации И'дОО;

- если выбрана программная реализация ( ), то реконфигурация системы проводится на уровне

встроенного программного обеспечения БСУ, при этом обеспечивается выполнение условия | ( )

И^(5)-И^(5)| - 0;

- если выбрана аппаратная реализация ( ), то реконфигурация системы проводится с использованием набора избыточных типовых динамических звеньев прямой аналогии (см. гл. 3), реализованных в составе канала надсистемной защиты БСУ путем расчета параметров звеньев, настройки звеньев в со-

ответствии с расчетными параметрами и программной коммутации набора с целью реализации и обеспечения выполнения условия | ( ) ( ) ( )| .

Заключение

Новизну предлагаемых в статье методов идентификации определяют:

1. Аналитическая точность получаемых результатов.

2. Оригинальный подход к формированию начальных условий в первом методе, системы дифференциальных уравнений в форме Коши с однородными начальными условиями от нулевого аргумента и линейного уравнения вывода - во втором.

Использование аналитических методов идентификации в составе адаптивных БСУ ЛА позволит повысить безопасность полетов и качество управления ЛА.

ЛИТЕРАТУРА

1. Августинович В.Г. Идентификация систем управления авиационных газотурбинных двигателей /

В.Г. Августинович, В.А. Акиндинов, Б.В. Боев и др. Под ред. В.Т. Дедеша. М.: Машиностроение,

1984. 200 с.

2. Льюнг Л. Идентификация систем. Теория для пользователя. Под ред. Цыпкина Я.З. М.: Наука.

1991 г, 432 с.

3. П. Эйкхофф. Основы идентификации систем управления. Под. ред. Н.С. Райбмана. М.: Мир, 1975, 681 с.

4. Семенов А. Д., Артамонов Д. В., Брюхачев А. В.Идентификация объектов управления. Учебное пособие. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 г, 211 с.

5. Олссон Г., Пиани Д. «Цифровые системы автоматизации и управления». СПб.: Невский диалект, 2001 г, 274 с.

6. Солодовников В.В. Расчет и проектирование аналитических самонастраивающихся систем с эталонными моделями / В.В. Солодовников, П.С. Шрамко. М.: Машиностроение, 1972. 284 с.

7. Солодовников В.В. Теория сложности и проектирования систем управления / В.В. Солодовников, В.И. Тумаркин. М.: Наука, 1990. 166 с.

8. Тихонов А.Н. Численные методы решения некорректных задач / А.Н. Тихонов, А.В. Гончарский, В.В. Степанов, А.Г. Ягола. М.: Наука, 1990.

9. Самарский А.А. Численные методы решения обратных задач математической физики: Учебное пособие. Изд. 3-е / А.А. Самарский, П.Н. Вабищевич. М.: Издательство ЛКИ, 2009. 480 с.

10. Тетерин Д.П. Моделирование мехатронных систем с использованием свойств обратного преобразования Лапласа / Д.П. Тетерин // Мехатроника, автоматизация, управление - 2007: материалы Международной научно-технической конференции. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. - С. 284-289.

11. Построение обратного преобразования Лапласа от комплексной дробно-рациональной функции с применением аналитической матричной экспоненты / Л.Г. Быстров, А.А. Попов, Д.П. Тетерин // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2009614309. 2009.

12. Быстров Л.Г. Решение линейных дифференциальных уравнений. Аналитико-числовые методы и алгоритмы / Л.Г. Быстров, А.В. Гориш, Д.П. Тетерин и др. - М.: МГУЛ, 2004. Ч. 1. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.