Научная статья на тему 'Метод оценки стартовой скидки на новые типы гражданских воздушных судов'

Метод оценки стартовой скидки на новые типы гражданских воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AIRCRAFT INDUSTRY / СКИДКА / DISCOUNT / РАННЯЯ СТАДИЯ / EARLY STAGE / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / OPERATION / НОВЫЙ / NEW / ВИД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / TYPE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочков В.В., Критская С.С.

На ранних стадиях жизненного цикла нового типа изделий наукоемкой промышленности, как правило, неизбежно большое количество конструктивно-производственных недостатков (КПН), которые зачастую выявляются только в процессе эксплуатации. Возникающие при этом отказы, вызывающие вынужденные простои техники, приводят эксплуатанта к существенным потерям, что в свою очередь может привести к отказу от использования данного вида техники. Для компенсации этих потерь и обеспечения конкурентоспособности своей продукции производителю необходимо реализовывать стартовые модификации новых типов техники с существенной скидкой. В настоящей работе приведена экономико-математическая модель оценки минимального размера скидки, которую необходимо сделать производителю нового вида авиационной техники для того, чтобы новое изделие с КПН было конкурентоспособным на рынке. Для этого приобретение нового типа техники в первый год эксплуатации рассматривается как инвестиционный проект и сравнивается с проектом покупки уже зрелого надежного изделия. В качестве основного критерия, влияющего на решение эксплуатанта о приобретении нового изделия в долгосрочной перспективе, принимается дисконтированная прибыль за весь срок эксплуатации изделия. На основе указанной модели был проведен параметрический анализ с использованием данных о порядке величин, соответствующих реальным технико-экономическим параметрам эксплуатации регионального самолета. Проведенный параметрический анализ показал, что увеличение темпов устранения конструктивно-производственных недостатков значительно снижает величину необходимой скидки в первые годы эксплуатации, существенно улучшает финансовые показатели проекта разработки и вывода на рынок нового типа техники для производителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of assessing an introductory discount on the new types of civil aircraft

As a rule, the early stages of the life cycle of a new type of high-tech industry products inevitably face a lot of design-manufacturing troubles (DMT), which are often detected only at operation stage. Technical failures, which cause forced downtime, lead to considerable losses of an operator. The latter may refuse to use this type of equipment. To compensate for these losses and ensure the competitiveness of its products, a manufacturer should implement initial modifications of new types of equipment with a significant discount. This paper describes an economic and mathematical model of evaluating the minimum discount rate, which a manufacturer of new type of aviation equipment should allow in order to ensure market competiveness of a new product with DMT. For this purpose, the authors view the acquisition of a new type of equipment during the first year of operation as an investment project and compare it with the project of mature and reliable product purchase. The authors consider discounted profit for the entire operating life of product as the main criterion affecting the operator's decision to purchase the new products in the long run. Based on the model, the authors made a parametric analysis using the data on the order of magnitudes, which correspond to real techno-economic parameters of regional jet operation. The parametric analysis showed that increasing the pace of DMT elimination significantly reduces the amount of necessary discount in the first years of operation, improves the financial indicators of manufacturer’s project of the new type of product launch and development.

Текст научной работы на тему «Метод оценки стартовой скидки на новые типы гражданских воздушных судов»

Эффективность экономической политики

УДК 338.4: 338.534

метод оценки стартовой скидки на новые типы гражданских воздушных судов*

в.в. клочков,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями vlad_klochkov@mail.ru

с.с. критская,

аспирантка kritskaya.svetlana@gmail.com Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва

На ранних стадиях жизненного цикла нового типа изделий наукоемкой промышленности, как правило, неизбежно большое количество конструктивно-производственных недостатков (КПН), которые зачастую выявляются только в процессе эксплуатации. Возникающие при этом отказы, вызывающие вынужденные простои техники, приводят эксплуатанта к существенным потерям, что в свою очередь может привести к отказу от использования данного вида техники.

Для компенсации этих потерь и обеспечения конкурентоспособности своей продукции производителю необходимо реализовывать стартовые модификации новых типов техники с существенной скидкой.

В настоящей работе приведена экономико-математическая модель оценки минимального размера скидки, которую необходимо сделать производителю нового вида авиационной техники для того, чтобы новое изделие с КПН было конкурентоспособным на рынке.

* Исследование поддержано Российским государственным научным фондом (проект № 14-02-00155а).

Для этого приобретение нового типа техники в первый год эксплуатации рассматривается как инвестиционный проект и сравнивается с проектом покупки уже зрелого надежного изделия. В качестве основного критерия, влияющего на решение эксплу-атанта о приобретении нового изделия в долгосрочной перспективе, принимается дисконтированная прибыль за весь срок эксплуатации изделия.

На основе указанной модели был проведен параметрический анализ с использованием данных о порядке величин, соответствующих реальным технико-экономическим параметрам эксплуатации регионального самолета.

Проведенный параметрический анализ показал, что увеличение темпов устранения конструктивно-производственных недостатков значительно снижает величину необходимой скидки в первые годы эксплуатации, существенно улучшает финансовые показатели проекта разработки и вывода на рынок нового типа техники для производителя.

Ключевые слова: авиационная промышленность, скидка, ранняя стадия, эксплуатация, новый, вид, конкурентоспособность

Введение

На современном этапе развития российской авиационной промышленности существенные риски связаны с недостаточно оперативным процессом освоения новых видов продукции. Медленное или несбалансированное наращивание производственных мощностей (особенно мощностей нового технологического уровня), низкая эффективность использования инвестиций, дефицит квалифицированных кадров и другие причины приводят к проигрышу во временной конкуренции, что в свою очередь может привести к тому, что до конца жизненного цикла изделия окупаемость проекта не будет достигнута. Оценка экономических последствий задержки освоения российскими предприятиями серийного производства новых типов авиатехники из-за недостаточности производственных мощностей и их медленного развития приведена в работе [8].

Однако для успешного выхода новой продукции на рынок недостаточно уделять внимание только процессу производства. Существенная часть стоимости жизненного цикла авиатехники приходится на эксплуатацию.

Как отмечают эксперты [2], в настоящее время большинство компаний поддерживают свою конкурентоспособность за счет низких расходов на эксплуатацию авиационной техники. При этом авиапарки часто состоят из самолетов со значительным сроком эксплуатации и выработанным ресурсом, что существенно увеличивает затраты на их содержание и ремонт. Поэтому замена техники является необходимой для авиакомпаний. Согласно данным, приведенным в прогнозе компании Airbus [11], к 2032 г. около 40% существующих самолетов будут заменены новыми, топливоэффективными моделями. Таким образом, будет расти спрос на новую продукцию.

Производителю авиационной техники важно не только разработать современную по техническим характеристикам модель, но и вовремя успеть вывести ее на рынок и заинтересовать потенциальных покупателей. Как отмечается во многих работах, связанных с временной конкуренцией [6, 8], последствия даже небольшой задержки вывода продукта нового поколения на рынок могут быть существенными, так как к моменту выхода нового изделия на достаточные мощности парк заказчиков уже может быть укомплектован изделиями конкурентов.

В процессе эксплуатации действует эффект обучения, что при работе с привычными моделями и накоплении опыта работы позволяет существенно снизить стоимость эксплуатации. Поэтому авиакомпании стремятся укомплектовывать свой парк однотипной техникой. Следовательно, как отмечалось в работе [8], производителю необходимо наращивать производственные мощности с самого начала выпуска.

На ранних этапах эксплуатации нового изделия неизбежны технические проблемы, которые выявляются только в процессе интенсивной эксплуатации. Поэтому зачастую имеют место претензии авиакомпаний к качеству новых типов воздушных судов [1, 5, 9]. Следовательно, от того, насколько быстро будут устраняться различные конструктивно-производственные недостатки (КПН) в процессе эксплуатации, будет зависеть целесообразность проекта вывода на рынок нового типа изделий в целом.

Надо отметить, что в начале эксплуатации нового изделия проявление большого числа КПН неизбежно и обусловлено закономерностями развития и разработки наукоемкой продукции. При этом чем быстрее будет осваиваться выпуск нового вида техники и чем интенсивнее она будет эксплуатироваться, тем быстрее будут устранены «детские болезни».

Учитывая особенности развития современного рынка авиатехники, производителю, как правило, выгоднее брать на себя ответственность за отказы и поломки изделий на ранних стадиях эксплуатации [7]. Кроме того, повышенные эксплуатационные затраты в это время могут привести к прекращению продаж данного изделия.

В предлагаемой модели делается предположение о том, что ставка оплаты технического обслуживания и ремонта с момента выхода изделия на рынок фиксируется на уровне, установленном конкурентами. Значит, производитель несет повышенные затраты при малом опыте эксплуатации изделия.

Чтобы оно было конкурентоспособным, производитель должен обеспечивать готовность парка техники не ниже, чем конкуренты, а также создать разветвленную сеть центров технического обслуживания и ремонта, склады запасных частей, логистическую сеть и т.д. Эти инвестиционные затраты можно считать постоянными, но если у конкурентов-лидеров уже налажен массовый выпуск и в расчете на одно изделие эти затраты не

столь велики, то для отстающего производителя эти расходы существенны.

Простои, связанные отказами новых типов авиатехники, приводят компании к существенным потерям. Чтобы компенсировать их на ранних стадиях жизненного цикла изделия и обеспечить конкурентоспособность своей продукции в первые годы реализации, производителю приходится продавать стартовые модификации со значительной - иногда 25-40% - стартовой скидкой [10]. При этом стоит отметить, что крупные производители авиатехники могут позволить себе сделать существенно большую скидку, чем производители с небольшими объемами выпуска.

В предлагаемом исследовании ставится задача количественной оценки минимальной величины стартовой скидки, которую необходимо сделать производителю нового вида авиационной техники, чтобы новое изделие с конструктивно-производственными недостатками было конкурентоспособным на рынке.

Модель оценки необходимой скидки при продаже изделий нового типа

Эксплуатант нового изделия несет потери, которые не могут быть полностью компенсированы даже лояльной политикой производителя. Поэтому для сохранения конкурентоспособности нового типа авиатехники, а в долгосрочной перспективе и целесообразности проекта разработки в целом производитель вынужден реализовывать первые экземпляры со значительной скидкой.

Рассмотрим покупку нового, выходящего на рынок изделия в первый год эксплуатации как инвестиционный проект и сравним его с другим -покупкой зрелого изделия.

Определяющим показателем, влияющим на решение авиакомпании о приобретении нового типа авиатехники, в долгосрочной перспективе является прибыль за весь срок эксплуатации изделия. У какого типа (нового или зрелого) она будет выше, тому и будет отдано предпочтение.

Оценим целесообразность приобретения изделия с КПН со скидкой по сравнению с покупкой уже проверенного зрелого изделия. Для этого сравним чистые приведенные стоимости обоих проектов.

Вначале рассмотрим затраты эксплуатанта на приобретение нового изделия. Они будут состоять из материальных трат, расходов на оплату труда

работников, техническое обслуживание и ремонт. Неизбежны и дополнительные потери, связанные с меньшей интенсивностью полетов, частыми отказами из-за КПН и соответствующими штрафами за срыв расписания.

Пусть см - материальные затраты в расчете на летный час (л.ч.), сз - затраты на оплату труда в расчет на летный час; сс - затраты эксплуатанта на различные сборы. Он, как указывалось, оплачивает проведение технического обслуживания и ремонта по фиксированной ставке р. Таким образом, суммарные затраты эксплуатанта в году t составят

сэ(Г) = (см + Сз + Сс + р)ц((), (1)

где п(0 - среднегодовой налет на одно изделие в году t (летных часов в год).

Суммарные за t лет затраты эксплуатанта с учетом дисконтирования

(см + сз + сс + р)ч^)

Я) = 1

(1)

5=1 (1 + d Г

где d - коэффициент дисконтирования.

Рассмотрим потери, возникающие при эксплуатации нового изделия.

Пусть тзр - наработка на отказ из-за КПН зрелого изделия. Отметим, что и оно может выходить из строя по этой причине.

Предположим, что частота отказов нового изделия из-за КПН асимптотически приближается к некоторой неснижаемой частоте отказов зрелого изделия по следующему закону:

ДО = + [/(1) - /зр](1 -Х)1о& (2)

где /зр = 1/ттр - частота отказов зрелого изделия из-за КПН;

/(1) - средняя частота отказов нового изделия в первый год эксплуатации; X - темп обучения в процессе устранения КПН;

N(0 - накопленное к началу года t число отказов из-за КПН.

Пусть т({) - численность изделий, находящихся в эксплуатации к началу года t, не учитывая выбытия:

m(t) = ^q(s), t = 2,3...,

(3)

где д(5) - выпуск нового изделия в году 5.

Выпуск в общем случае определяется как минимум между предъявляемым спросом на изделие и имеющимися у производителя производственными мощностями:

q(t) = тт^ d ^);У (0), (4)

где дй(0 - спрос на изделие в году

У(') - производственные мощности в году t (в натуральном выражении). Ожидаемое количество отказов из-за КПН в течение года t оценивается следующим образом: п(') = т(' )ц(' - 1У (0. (5)

Тогда накопленное к началу года t число отказов из-за КПН оценивается по формуле

N (t ) = £ n(s).

(6)

Пусть сшт - штраф за простой в расчете на летный час, тдр - наработка на отказ по причинам, не связанным с КПН. Тогда потери эксплуатанта в году t, связанные с отказами изделий, в расчете на летный час составят

О') = Сшт[ f (') + Л,], (7)

где / = 1/ т - частота отказов по прочим причинам.

Суммарные потери эксплуатанта за t лет с учетом дисконтирования

с(t) 5"(i+d)s

(8)

Выручка эксплуатанта в году t

r 3(t ) = r0n(t ), (9)

где r0 - выручка эксплуатанта в расчете на летный час.

Накопленная за t лет выручка эксплуатанта с учетом дисконтирования

t? (1 + d)s v ' Таким образом, чистая приведенная стоимость эксплуатации нового изделия за t лет

NPV H(t ) = - p н + £

r>n(t ) (1 + d )s

С + Сз + сс + ^)n(s) С (s)n(s)

(11)

(1 + й у (1 + й у

где рн - цена приобретения нового изделия. Чтобы оно было конкурентоспособным, его цена в первые годы эксплуатации должна быть ниже цены того же изделия, достигшего зрелости, т.е.

рн = рзр -Арк, (12)

где рзр - цена продажи нового изделия;

Арк - скидка, предоставляемая производителем при продаже нового изделия. Рассмотрим прибыль эксплуатанта от использования уже зрелого изделия. Материальные затраты и расходы на оплату труда в расчете на летный час, траты на сборы будут такими же, как и в случае эксплуатации нового изделия. Считаем, что сред-

негодовой налет зрелого изделия на протяжении всего периода эксплуатации максимальный. Тогда материальные затраты эксплуатанта в расчете за год '

сэ(0 = (см + Сз + Сс + р)птах. (13)

А затраты на техническое обслуживание и ремонт будут меньше. Считаем, что при эксплуатации зрелого изделия частота отказов не меняется во времени. Тогда потери, связанные с отказами сЩ^, в расчете на летный час равны

Сшт[f Р + /J,

(14)

где /зр - частота отказов зрелого изделия из-за КПН;

Выручка от эксплуатации зрелого изделия в году ' также будет соответствовать максимальному налету:

) = ГоПтах , (15)

где птах - максимальный налет на одно изделие.

Таким образом, чистая приведенная стоимость эксплуатации зрелого изделия

NPV 3p(t ) = - pзр + £

(сМ + Сз + Сс + PR

ГЛп

(1 + d )s

c3pn

т

шт I max

. (16)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1 + й)' (1 + й)' _ Чтобы новое изделие было конкурентоспособным, необходимо чистую приведенную стоимость нового изделия иметь не ниже аналогичного параметра зрелого изделия, т.е. соблюдать условие

ЫРУзр(0 < ЫРУн('). (17)

Таким образом, новое изделие конкурентоспособно, если выполняется следующее условие:

дрк

Г0[Птах -n(s)]

(1 + d )s

(сМ + Сз + Сс + Р)[Птах -n(s)] (1 + d )s

^СШТПтах - Cl(s)n(s) t? (1 + d )s

(18)

Здесь первое слагаемое в правой части - разница в выручке от эксплуатации зрелого и нового изделий в течение t лет, второе слагаемое - разница затрат на материальные ресурсы, оплату труда, сборы и техническое обслуживание за тот же период, третье слагаемое - разница в потерях от простоев нового и зрелого изделий, которые понесет эксплу-атант за те же t лет.

Разница первых двух слагаемых будет положительной, так как выручка от использования изделия должна превышать эксплуатационные затраты,

- 2014-

FINANCIAL ANALYTICS science and experience

s=1

s=1

s=1

иначе эксплуатанту будет невыгодно использование данного вида техники. Третье слагаемое в правой части будет отрицательным. Следовательно, Лрк всегда будет больше нуля.

Однако стоит отметить, что скидка при продаже нового изделия не должна превышать цены зрелого изделия. Значит, выход на рынок нового изделия должен проходить только при достижении им определенного уровня надежности.

Первые два слагаемых в правой части неравенства определяют величину скидки, которую приходится делать из-за того, что налет только что вышедшего на рынок изделия невелик, и, соответственно, его использование менее выгодно для эксплуатанта.

Второе слагаемое определяет величину скидки, связанной с наличием большого числа КПН у нового изделия.

Выручка производителя нового вида техники в году t

г^ = р1^ ^). (19)

Накопленная дисконтированная выручка производителя от реализации нового типа техники за t лет

Rup = £-

найдем потери эксплуатанта, связанные с отказами нового изделия в первый год эксплуатации.

Затем находим по формуле (6) и подставляем в формулу (2) количество отказов из-за конструктивно-производственных недостатков и оцениваем частоту отказов нового изделия во второй год эксплуатации. Далее повторяем алгоритм.

Далее зададим выручку эксплуатанта в расчете на летный час и по формуле (9) оценим выручку в году t.

По формулам сэ(0 = (см + сз + сс + р)Птах. (15) оценим затраты, потери и выручку от эксплуатации зрелого изделия в году t.

Учитывая условие (17), сравним чистые приведенные стоимости эксплуатации нового и зрелого изделий за t лет и по формуле

ЛКах "ПС?)]

"i

ЛРк

t! (1+d у

(См + Сз + Сс + Р)[Пшах ~ (1 + d )

у СПтах - С (sMs)

tÎ (1 + d у

(18)

=1 (1 + d)5.

Порядок проведения расчетов по предложенной модели таков. Задав показатели динамики среднегодового налета нового изделия, уровень материальных затрат эксплуатанта в расчете на летный час, а также ставку оплаты ТОиР, по формуле. определим затраты эксплуатанта в каждый год эксплуатации.

Далее зададим динамику развития производственных мощностей У(^. Будем считать, что налицо дефицит производственных мощностей, что характерно для начальных стадий жизненного цикла изделия (ЖЦИ), т.е. в любой момент спрос на авиатехнику не удовлетворяется. Тогда в соответствии с формулой (4) выпуск определяется уровнем производственных мощностей.

Используя формулу (5) и задав начальную наработку на отказ из-за конструктивно-производственных недостатков т(1), и учитывая, что частота отказов из-за конструктивно-производственных недостатков Д1) обратно пропорциональна наработке на отказ - Д1) = 1/ т(1), оценим количество отказов нового изделия в первый год эксплуатации.

Задав наработку на отказ по другим причинам (считая ее постоянной) и величину штрафа за простой изделия в расчете на летный час, по формуле (7)

найдем минимальную скидку, которую необходимо делать производителю, чтобы его вышедшее на рынок новое изделие было конкурентоспособным.

Далее, пользуясь формулами гпр = pH(t)q(t) (19)-(20), рассчитаем накопленную выручку производителя от реализации изделия нового типа.

Для автоматизации расчетов описанная модель реализована программным образом в среде Microsoft Excel.

Параметрический анализ модели скидки на ранних стадиях жизненного цикла изделия

В качестве параметров рассматриваемой модели используются данные, отвечающие по порядку величины реальным технико-экономическим параметрам эксплуатации регионального самолета. Соответствующие значения приведены в таблице.

В рассмотренном примере считаем, что среднегодовой налет на одно изделие для нового типа авиатехники растет ежегодно на 500 л.ч., пока не достигнет максимального среднегодового значения. Выпуск нарастает следующим образом: в первый год выпущено 12 ед., во второй - 14, в третий - 25, в четвертый - 30, в пятый - 45. Начиная с шестого года выпуск - 50 ед. в год.

s=1

Основные технико-экономические показатели эксплуатации регионального пассажирского самолета (пример)

Показатель величина

Среднегодовой налет на одно изделие в первый год эксплуатации, л.ч./год 1 500

Средняя наработка на отказ в первый год эксплуатации, л.ч. 300

Материальные затраты эксплуатанта в расчете на летный час, руб./л.ч. 50 000

Затраты эксплуатанта на оплату труда в расчете на летный час, руб./л.ч. 10 000

Затраты эксплуатанта на сборы в расчете на летный час, руб./л.ч. 20 000

Стоимость проведения ТОиР в расчете на летный час, руб./л.ч. 30 000

Выручка эксплуатанта в расчете на летный час, руб./л.ч. 200 000

Максимальный среднегодовой налет на одно изделие в эксплуатации, л.ч. 3 000

Как видно из графиков, производителю в первые годы эксплуатации приходится делать значительную скидку при продаже своего продукта. В приведенных примерах она составляет от 30 до 70% от цены зрелого изделия, что по порядку величины соответствует стартовым скидкам, которые предоставляют ведущие производители гражданской авиационной техники [10].

Сравнивая графики, приведенные на рис. 1 и 3, можно заметить, что увеличение темпов устранения КПН в процессе эксплуатации изделий нового типа существенно снижает величину необходимой скидки. С практической точки зрения это означает, что необходимо как можно тщательнее анализировать опыт эксплуатации первых изделий нового типа и учитывать его в как можно более короткий срок, внося соответствующие изменения в конструкцию.

Используя предложенную экономико-математическую модель, рассмотрим различные сценарии формирования цены на ранних стадиях жизненного цикла изделия нового типа.

Размер скидки для авиационной промышленности можно условно разделить на две составляющие:

• скидку, обусловленную ненадежностью новой техники: на ранних стадиях жизненного цикла изделие имеет множество КПН, которые устраняются в процессе эксплуатации;

• скидку, связанную с малым налетом нового изделия. Графики изменения

размера необходимой скидки, чтобы изделия нового типа были конкурентоспособными на рынке, приведены на рис. 1-4.

10 15 20

Время жизненного цикла, годы

^ Цена нового изделия ■ Скидка за низкий налет ш Скидка за низкую надежность

Рис. 1. Формирование цены на ранних стадиях ЖЦИ, % (к = 10%, т3р = 1 000 л.ч., т = 5 000 л.ч.)

о Цена нового изделия

10 15 20

Время жизненного цикла, годы

Скидка за низкий налет ш Скидка за низкую надежность

Рис. 2. Формирование цены на ранних стадиях ЖЦИ, % (к = 10%, т3р = 5 000 л.ч., т = 5 000 л.ч.)

10 15 20

Время жизненного цикла, годы

^ Цена нового изделия ■ Скидка за низкий налет ш Скидка за низкую надежность

Рис. 3. Формирование цены на ранних стадиях ЖЦИ, % (X = 15%, тзр = 1 000 л.ч., тдр = 5 000 л.ч.)

5 10 15 20 25 3

Время жизненного цикла, годы

х> Цена нового изделия ■ Скидка за низкий налет ш Скидка за низкую надежность

рис. 4. Формирование цены на ранних стадиях ЖЦИ, % (X = 10%, тзр = 1 000 л.ч., тдр = 1 000 л.ч.)

Период ЖЦИ,

♦ Темп обучения 10% ШТемп обучения :

рис. 5. Динамика накопления выручки от реализации изделий

нового типа

Рассмотрим, как будет меняться выручка производителя от продажи изделий нового типа в зависимости от скорости устранения КПН. На рис. 5 показано, как проходит этот процесс в начале эксплуатации.

В приведенном примере в первые годы реализации выручка от продажи новых изделий при темпе обучения в процессе устранения КПН 15% будет на 20% выше, чем при темпе обучения 10%. Кроме того, накопленная выручка к концу жизненного цикла при темпе обучения 10% так и не выйдет на уровень, который будет при темпе обучения 15% (останется примерно на 10% ниже).

Следует также учитывать, что в предлагаемой модели использовано упрощенное представление накопления опыта устранения КПН. Так, из модели следует, что при одномоментном поступлении в эксплуатацию значительного количества изделий (и соответственно при одновременном наступлении большого количества отказов) вся информация о причинах отказов будет немедленно обработана, и изделие практически мгновенно достигнет зрелости. На практике же «пропускная способность» инженерных подразделений ограничена, и для эффективного учета опыта эксплуатации и внесения соответствующих изменений в конструкцию или технологию производства изделий требуется определенное время.

Предложенная модель позволяет, во-первых, объективно оценивать экономически обоснованный размер стартовой скидки на новые типы авиационной техники, упрощая для производителей и эксплуатантов заключение взаимовыгодных контрактов и снижая соответствующие финансовые риски. Во-вторых, модель позволяет количественно оценивать экономическую эффективность технологических и организационных инноваций, которые усиливают обратную связь между эксплуатантами и разработчиками (включая автоматизированные системы контроля технического состояния изделий и передачи данных об отказах в реальном масштабе времени в инженерные подразделения компании-разработчика), сокращают длительность анализа отказов, выявления КПН, внесения изменений в конструкции и технологии производства. Критерием эффективности может служить прирост прибыли или NPV производителя, обусловленный более быстрым сокращением размера скидки со временем.

Выводы

1. На ранних стадиях жизненного цикла изделия авиационной промышленности, как правило, характеризуются большим количеством конструктивно-производственных недостатков. Поэтому для сохранения конкурентоспособности нового продукта и возможности его реализации производитель вынужден продавать не совершенное на ранних стадиях изделие со скидкой.

Анализ реального опыта продажи новых типов гражданских самолетов показывает, что размер стартовой скидки может достигать 20-40%.

2. Размер стартовой скидки на новые типы изделий авиационной промышленности условно можно разделить на две составляющие: скидку, обусловленную ненадежностью новой техники, и скидку, связанную с малым налетом изделий нового типа.

Анализ результатов модельных расчетов с использованием реалистичных данных, соответствующих новому типу региональных самолетов, показывает, что скидка, связанная с малым налетом авиатехники нового типа, составляет 15-20% стоимости аналогичного зрелого изделия.

Кроме того, даже относительно малое увеличение темпа устранения КПН, например с 10 до 15%, сокращает скидку, связанную с наличием КПН, практически вдвое, что обусловливает экономическую эффективность усиления обратной связи между

эксплуатантами и разработчиками и тщательного учета КПН, выявленных в эксплуатации.

При этом чем интенсивнее будут эксплуатироваться изделия нового типа, тем быстрее будут выявлены и устранены технические проблемы, характерные для ранних стадий жизненного цикла нового продукта, вышедшего на рынок. Однако одномоментное поступление в эксплуатацию большого количества изделий нового типа с многочисленными КПН и одновременное наступление большого количества отказов может принести значительный финансовый ущерб эксплуа-тантам и (или) производителям, поскольку устранение неполадок требует конечного времени, и вначале придется нести значительные затраты на устранение отказов, наступающих с высокой частотой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В зависимости от скорости устранения конструктивно-производственных недостатков будет меняться и накопленная выручка от реализации проекта для производителя. Расчеты показали, что увеличение темпа устранения КПН (на сколько процентов возрастет средняя наработка на отказ при удвоении накопленного объема проанализированных разработчиком отказов) с 10 до 15% повышает накопленную выручку на ранних стадиях производства приблизительно на 20%, а к концу жизненного цикла - приблизительно на 10%.

Таким образом, ускорение анализа опыта эксплуатации новых изделий и внесения изменений в их конструкцию существенно улучшают финансовые показатели проекта.

Список литературы

1. Алексеева О. Dreamliner больше не мечта. URL: http://news.mail.ru/economics/14980623.

2. Аналитики прогнозируют постепенное сокращение сроков эксплуатации пассажирских самолетов. URL: http://aviations.ru/2013/01/25/analitiki-prognoziruyut-postepennoe-sokrashhenie-srokov-ekspluatatsii-passazhirskih-samoletov.

3. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: учеб. пособие. М.: Дело, 2008. 1104 с.

4. Все самолеты SSJ100 версии Light в авиакомпании Аэрофлот заменены на Full. URL: http://www. scac.ru/ru/mediacenter/all-light-ssj100-of-aeroflot-replaced-with-the-full-version30-06-2014/2014.

5. ГТК «Россия» пожаловалась на самолеты АН-148. URL: http://ros-avia-expo.ru/gtk-quot-rossiya-quot-pozhalovalas-na-samolety-an-148.htm.

6. Клочков В.В. Управление инновационным развитием наукоемкой промышленности: модели и решения. М.: Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, 2010. 168 с.

7. Клочков В.В., Варюхина Е.В. Экономические аспекты определения ответственности производителей за отказы техники. URL: http://www.ipu. ru/node/8772.

8. Клочков В.В., Критская С.С. Анализ влияния темпов освоения производства новой техники на ее

конкурентоспособность // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 4. С. 11-22.

9. Крюков Д. Воздушные замки // Коммерсантъ. Секрет фирмы. 01.10.2013. № 10. С. 22.

10. Хазбиев А. Воздушное ралли // Эксперт. 2013. № 40.

11. Global Market Forecast 2014-2033. URL: http://www.airbus.com/company/market/forecast.

Financial analytics: science and experience Efficiency of economic policy

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

METHOD OF ASSESSING AN INTRODUCTORY DISCOUNT ON THE NEW TYPES OF CIVIL AIRCRAFT

Vladislav V. KLOCHKOV, Svetlana S. KRITSKAYA

Abstract

As a rule, the early stages of the life cycle of a new type of high-tech industry products inevitably face a lot of design-manufacturing troubles (DMT), which are often detected only at operation stage. Technical failures, which cause forced downtime, lead to considerable losses of an operator. The latter may refuse to use this type of equipment. To compensate for these losses and ensure the competitiveness of its products, a manufacturer should implement initial modifications of new types of equipment with a significant discount. This paper describes an economic and mathematical model of evaluating the minimum discount rate, which a manufacturer of new type of aviation equipment should allow in order to ensure market competiveness of a new product with DMT. For this purpose, the authors view the acquisition of a new type of equipment during the first year of operation as an investment project and compare it with the project of mature and reliable product purchase. The authors consider discounted profit for the entire operating life of product as the main criterion affecting the operator's decision to purchase the new products in the long run. Based on the model, the authors made a parametric analysis using the data on the order of magnitudes, which correspond to real techno-economic parameters of regional jet operation. The parametric analysis showed that increasing the pace of DMT elimination significantly reduces the amount of necessary discount in the first

years of operation, improves the financial indicators of manufacturer's project of the new type of product launch and development.

Keywords: aircraft industry, discount, early stage, operation, new, type, competitiveness

References

1. Alekseeva O. Dreamliner bol'she ne mechta [Dreamliner is not a dream any more]. Available at: http://news.mail.ru/economics/14980623. (In Russ.)

2. Analitiki prognoziruyut postepennoe sokrash-chenie srokov ekspluatatsii passazhirskikh samo-letov [Analysts predict gradual reduction in life cycle of passenger aircraft]. Available at: http://aviations. ru/2013/01/25/analitiki-prognoziruyut-postepennoe-sokrashhenie-srokov-ekspluatatsii-passazhirskih-samo-letov. (In Russ.)

3. Vilenskii PL., Livshits V.N., Smolyak S.A. Ot-senka effektivnosti investitsionnykh proektov: teoriya i praktika: ucheb. posobie [Assessing innovation project efficiency: theory and practice: a textbook]. Moscow, Delo Publ., 2008, 1104 p.

4. Vse samolety SSJ100 versii Light v aviakompanii Aeroflot zameneny na Full [All SSJ100 Light version airplanes in Aeroflot company are replaced with Full version]. Available at: http://www.scac.ru/ru/media-center/all-light-ssj100-of-aeroflot-replaced-with-the-full-version30-06-2014/2014. (In Russ.)

5. GTK "Rossiya" pozhalovalas' na samolety AN-148 [STC "Rossiya" complained about AN-148 aircraft]. Available at: http://ros-avia-expo.ru/gtk-quot-rossiya-quot-pozhalovalas-na-samolety-an-148.htm. (In Russ.)

6. Klochkov V.V. Upravlenie innovatsionnym raz-vitiem naukoemkoi promyshlennosti: modeli i resheniya [Management of science-intensive industry's innovation development: models and solutions]. Moscow, Trapeznikov ICS of RAS Publ., 2010, 168 p.

7. Klochkov V.V., Varyukhina E.V. Ekonomichesk-ie aspekty opredeleniya otvetstvennosti proizvoditelei za otkazy tekhniki [Economic aspects of determining producers ' liability for technical failures]. Available at: http://www.ipu.ru/node/8772. (In Russ.)

8. Klochkov V.V., Kritskaya S.S. Analiz vliyaniya tempov osvoeniya proizvodstva novoi tekhniki na ee konkurentosposobnost' [An analysis of influencing the rate of assimilation of new equipment production on its competitiveness]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 4, pp.11-22.

9. Kryukov D. Vozdushnye zamki [Air castles]. Kommersant, no. 10, October 2013, p. 22.

10. Khazbiev A. Vozdushnoe ralli [An air rally]. Ekspert - Expert, 2013, no. 40.

11. Global Market Forecast 2014-2033. Available at: http://www.airbus.com/company/market/forecast.

Vladislav V. KLOcHKOV

Trapeznikov Institute of Control Sciences, Russian Academy of Sciences, Moscow vlad_klochkov@mail.ru

Svetlana S. KRITSKAYA

Trapeznikov Institute of Control Sciences, Russian Academy of Sciences, Moscow kritskaya.svetlana@gmail.com

acknowledgments

The research is supported by the Russian State Science Foundation (project No. 14-02-00155a).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.