ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Морозов В.А.
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Метод оценки совместимости жизнедеятельности социально-экономического субъекта (региона)
АННОТАЦИЯ:
Целью исследования был поиск и разработка совокупной системы оценки эффективности развития регионов(субъектов) РФ с использованием модели взаимодействия экономик. При этом виды и типы экономик объединяются с учетом уровней совместимости субъектов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие, совместимость факторов, модельный (эталонный) регион, ценности, потребности, эффективность, социально-экономические субъекты
JEL: О18, P48 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Морозов В.А. Метод оценки совместимости жизнедеятельности социально-экономического субъекта (региона) // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 61-76. — http://www.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/ce/article/view/113/
Морозов Владимир Александрович, д-р экон. наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 25.12.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/ce/article/view/113/ (с) Морозов В.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://www.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/ce/article/view/113/
Сегодня культура стран и народов, нравственные и моральные ценности, духовный мир человека поставлены в полную зависимость от его материального уровня жизни. Ценности потеряли свое истинное содержание и сами получили материальную окраску. Духовный, интеллектуальный потенциал сообщества, сосредоточенный в религиозных конфессиях, общественных организациях, в сфере науки, искусства, литературы, в культурных национальных традициях народов не имеет возможности достаточно весомо влиять на законы и приоритеты в жизни общества. На общем фоне неуклонного роста сфер влияния криминально-коррупционных систем идет процесс увеличения их внутренней взаимосвязи с государственными системами.
Уровень жизни
Для обеспечения перехода на новые принципы развития России необходима ориентация на собственные ресурсы во всех сферах жизни общества, а это означает не только развитие национальной экономики с ориентацией на своего товаропроизводителя во всех сферах производства продукции и услуг, но и создание национальной современной системы безопасности, в т.ч. правопорядка, а главное:
- возрождение и развитие своей национальной фундаментальной науки, научно-исследовательской и научно-технической базы;
- сохранение и развитие национальной культуры и искусства, сохранение и утверждение национальных традиций всех народов России;
- построение и развитие в этой связи систем образования, воспитания, медицинского обеспечения всех видов, а также систем отдыха и обеспечения достойного досуга населения.
Главным базисом сообщества должна быть концепция мировоззрения, определяющая позицию человека и общества в проблемах миропонимания, в проблемах взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия отдельного человека и всего общества. Исходя из этой позиции формируются нравственные и моральные критерии жизни каждого человека, принципы его взаимоотношения с природой, а также духовный внутренний мир, что определяет его конкретное жизненное бытие. В этом состоит задача государства и религий, чтобы утвердить все непреходящие ценности в жизни современного общества.
Говоря об основных оценках и характеристиках социального развития сообщества, следует отметить, что результаты социальной политики развития территорий оценивают по уровню и качеству жизни. Уровень жизни определяется степенью удовлетворения потребностей. Принято выделять 4 основных компонента уровня жизни:
1) непосредственные условия человеческой жизни и продолжения рода (быт, жилье, продовольствие);
2) условия труда (его охрана, травматизм и профзаболевания, санитарно-гигиенические условия);
3) условия развития человека (права человека, уровень и структура доходов, развитие социальной сферы, отдых, рождаемость и др.);
4) экологическая безопасность (состояние окружающей среды, расходы на экологию).
Степень обеспеченности потребностей следует определять не только через сравнение со вчерашним днем, соседними странами, но и с научно-обоснованными нормами, законом возвышения потребностей [1]. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает:
а) демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность и другие характеристики);
б) санитарно-гигиенические условия жизни;
в) потребление продовольственных товаров;
г) жилищные условия;
д) образование и культуру;
е) условия труда и занятость;
ж) доходы и расходы населения;
з) стоимость жизни и потребительские цены;
и) наличие транспортных средств; к) организацию отдыха;
л) социальное обеспечение; м) права человека [2].
В последние годы наиболее распространенный показатель уровня жизни был среднедушевой доход (ВВП на душу населения).
Качество жизни
Человек руководствовался в своей жизни и опирался в потребностях на ценности, которые он приобретал в процессе своего воспитания. Ценности определяли качество его жизни. По существу,
качество жизни - это интегративная оценка, совокупность характеристик, отражающих как материальное, физическое, так и социальное и культурное благополучие человека. Его показателями являются:
1) условия и безопасность труда;
2) наличие и использование свободного времени;
3) состояние экологии;
4) здоровье и физическое развитие населения и др.
Факторами результативности социальной политики являются:
1) состояние национальной экономики;
2) политическая ситуация;
3) природно-климатические условия, географическое положение;
4) традиции, культура и др.
Для получения реальной картины уровня жизни необходим определенный стандарт. Им является «потребительская корзина» -научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени с учетом конкретных условий, складывающихся в стране и реальных возможностей экономики.
Совместимость между потребностями и ценностями является определяющей для человека, семьи и развития всего общества. Согласно философии единого поля и теории совместимости (потребностей и ценностей) [5] существуют семь уровней совместимости:
1. Продуктово-имущественный.
2. Финансово-экономический.
3. Социальный.
4. Политический.
5. Религиозно-теологический.
6. Культурно-мировозренческий.
7. Инновационно-продуктовый.
При этом каждому уровню соответствует использование инструментов различных направлений исследования экономики:
- производственное направление (1);
- финансовое направление (2);
- социальное направление (3);
- политическая экономика (4);
- традиционная экономика (5);
- мировая экономика (6);
- инновационная экономика (7).
Соответственно, другие направления экономики: информационная, системная, институциональная, эволюционная -являются межуровневыми, связующими экономиками. Объединяющей, гармонизирующей экономикой между человеком, обществом и природой является «зеленая», а точнее «экономика здоровья» человека-общества-среды обитания, которая определяет устойчивость общего развития и становится экономикой взаимодействия уровней и соответствующих им видов экономик. Однако пока вернемся к существующим системам оценочных характеристик.
Существующие системы оценочных характеристик
Сегодня существуют разные перечни мировых рейтингов, а именно интегрированных показателей развития общества, которые широко используются для сравнения тех или иных сторон международного развития государств. Остановимся на одном из рейтингов, который включает десять разделов, но в нашем случае рассмотрим те разделы, которые непосредственно относятся к теме работы. Первый и основной из них это индекс человеческого развития (ИЧР), который рассчитывается на основе данных, характеризующих важнейшие аспекты человеческого благополучия - здоровье, образование, материальный достаток. Сюда также входят такие показатели, как:
- ожидаемая продолжительность жизни;
- охват детей начальным образованием (валовой коэффициент зачисления в начальную школу);
- доступ населения к чистой питьевой воде;
- ВНП на душу населения и др.
Идея появления этого индекса базируется на таких важнейших парадигмах развития человеческого потенциала, как продуктивность (эффективная деятельность), равенство возможностей в реализации способностей, устойчивость (доступ к достижению
цивилизации), расширение возможностей. Взятые все вместе, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни.
Второй рейтинг - это треугольный индекс благосостояния наций. В основе расчета этого индекса лежит утверждение о том, что залогом благосостояния определенной страны является сбалансированное развитие экономики, социальной среды и информационной инфраструктуры. При оценке каждой из этих трех категорий учитывается еще 21 переменная.
Третий рейтинг - это индекс уровня глобализации. Он определяется на основе разложения этого процесса на отдельные составляющие, такие как информационная и экономическая интеграция. Определяется степенью международных контактов между людьми.
Четвертый рейтинг - конкурентоспособность. Оценка осуществляется на основе сравнения с лучшими достижениями в определенной сфере.
Пятый рейтинг - индекс экономической свободы - представляет собой степень невмешательства государства в производство, распределение и потребление товаров и услуг при обеспечении необходимого для граждан уровня защиты и свободы. Наверное, для экономики России и процессов монополизации рынков сегодня важен рейтинг уровня коррумпированности. Пока, к сожалению, расчет базируется только на использовании методов экспертных оценок, предназначенных для оценки качественных показателей, что не дает объективной оценки ситуации.
Возможно, последний вопрос для нашего исследования представляет особый интерес - это рейтинг городов по качеству жизни, который основывается на сравнении цен на более чем 200 единиц продукции, среди которых недвижимость, продукты питания, одежда и товары для дома, а также транспортные расходы и развлекательные мероприятия.
Из всего многообразия рейтингов и входящих в них разделов мы остановились на существующем методе оценки развития территорий -субъектов Российской Федерации, который введен с 2013 года. Данный подход утвержден постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [3].
В постановлении утверждены правила «предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В правила входит методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Выполнение настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами. Министерство регионального развития РФ ежегодно представляет в Правительство РФ проект доклада Президенту РФ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Росси по итогам отчетного года. В методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ используется два перечня показателей:
- перечень (12) показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- перечень индивидуальных (36) показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Индивидуальные показатели количественно распределены по разделам следующим образом: экономика - 3; доходы населения - 6; труд и занятость - 3; демография и здравоохранение - 4; образование - 5; обеспечение граждан жильем - 5; жилищно-коммунальное хозяйство - 5; создание благоприятной и безопасной среды проживания - 5.
Другой перечень двенадцати обзорных показателей для оценки эффективности также относится к указанным разделам.
Оценка эффективности по уровням совместимости
Порядок оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ включает «комплексную оценку» эффективности деятельности, которая рассчитывается по линейной формуле, ставящей в одинаково зависимое положение все показатели, и только один показатель критики руководства выделен для
сравнительной оценки и имеет определенное преимущество. Сводный индекс показателя эффективности деятельности руководства определяется в основном исходя из средних темпов роста показателя эффективности и среднего объема показателя эффективности, складывающегося из той же временной динамики.
Разделы показателей поставлены в одинаковые условия, где нет приоритетов ни среди групп показателей ни среди самих показателей. Конечно, для каждой территории есть свои задачи, и такая, скажем, «уравниловка» может размыть хорошую, да и не совсем полноценную работу тоже. Возможно, для обозначения общих для государства целей и задач для субъектов страны провести ранжирование показателей и групп этих показателей относительно первоочередности и важности (возможно, это и есть, но методика ответа не дает).
Примерно такая же картина с перечнем дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, который утвержден постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 [4]. В нем содержится сорок показателей по указанным выше разделам с некоторым дополнением.
В федеральном перечне отсутствует раздел «Культура», который на муниципальном уровне представлен тремя показателями, два из которых имеют хозяйственное (имущественно-строительное) назначение. Единственный показатель раздела «Физическая культура и спорт» повторяется на федеральном и муниципальном уровнях. Вопросы здравоохранения представлены выше в таблицах только по одному показателю. Что касается дополнения (36+12), то нам представляется, что целесообразно вводить и причинные показатели (существующие в Росстате) хоть не духовного, но хотя бы душевного состояния населения:
- уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами;
- количество браков, разводов, абортов (добавив в показатели «Смертность населения» и внешние причины, в т.ч. детей до 14 лет);
- число поступивших в ВУЗы и аспирантуру;
- прирост турбаз, оздоровительных учреждений, спортивных сооружений.
Безусловно, всего не охватишь, однако известно, чтобы был урожай, следует глубже пахать.
Вернемся к теории совместимости (взаимодействия), где выше определены семь уровней взаимодействия материальных потребностей и духовных ценностей. Всегда следует совмещать иерархию потребностей (наиболее известная - А. Маслоу) с учетом закона возвышения потребностей и многовековую картину ценностей, которая должна определять приоритеты показателей, отвечающих за сохранение этих ценностей в обществе для последующего регулирования материальных потребностей. Если попробовать весьма условно распределить все показатели (36 и 12) по семи уровням взаимодействия, то расстановка будет выглядеть так (см. табл.).
Таблица.Условное распределение показателей оценки эффективности по уровням совместимости
Индивидуальные показатели Уровни совместимости
1 2 3 4 5 6 7
Векторные (единиц) 3 2 8 8 1 3 3
Веерные (единиц) 2
1
1 1
1 2
Показатели эффективности Уровни совместимости
1 2 3 4 5 6 7
Векторные (единиц) 1 1 2 3
Веерные (единиц) 2 1
2
Безусловно, все показатели глубокие и емкие, имеющие смежный характер воздействия и ответственности. Подавляющая доля показателей имеет развернутую социально-экономическую направленность. Однако, по существу, эта методика не закладывает в гамме показателей преимуществ отдельных групп-разделов и самих показателей между собой, вместе с тем заложенная иерархия уровней совместимости автоматически решает этот вопрос.
Мы выше говорили о гармонизирующей экономике - экономике взаимодействия, как нам представляется - гармония между человеком-обществом и окружающей средой (природой). Раньше эту экономику называли «зеленой», мы называем эту экономику - «экономикой здоровья», куда некоторые относят только здоровье человека, а природу относят к «зеленой экономике». Основываясь на модели взаимодействия экономик [6], мы предлагаем выстраивать оценку устойчивого развития территорий на несколько других принципах, которые мы предлагаем исследовать на весьма интересном примере, описывающем общественное здоровье (материальное и духовное).
Что может быть выше задачи укрепления общественного здоровья для государства или региона?
Перед нами стоит задача оценить эффективность (или совместимость развития) конкрентной социально-политической структуры, например, региона РФ. Совместимость развития является важнейшей характеристикой, описывающей как текущее состояние по всем 7-ми уровням развития, так и возможность дальнейшего развития, переноса продуктов производства с одного уровня на другой, и, в конце концов, возможность устойчивого развития.
В качестве основных характеристик факторов, описывающих общественное здоровье социально-политического объекта, можно выбрать показатели, входящие в федеральную статистическую отчетность. В зависимости от необходимой глубины и точности исследование можно выбирать от двух и более факторов для каждого уровня совместимости.
К выборам факторов необходимо подходить с известной осторожностью. Во-первых, эти факторы должны разносторонним образом описывать все многообразие процессов, происходящих в обществе. Для этого факторы должны выбираться с учетом их взаимосвязи и обусловленностью друг друга, вместо нескольких схожих факторов лучше выбирать один, более общий [7]. Например, вместо объема продаж табачных изделий, объема продаж алкогольной продукции, количества законов, регулирующих потребление табачной и алкогольной продукции, в т.ч. в общественных местах, количества смертей, связанных с алкогольным опьянением, уровня легализации легких наркотиков можно выбрать один параметр - заболеваемость
алкоголизмом и наркоманией, как наиболее полно описывающий данную сторону общественных процессов.
Мы остановились на трех факторах для каждого из 7-ми уровней совместимости:
v1 — продолжительность жизни от момента рождения до смерти; v2 — естественный прирост населения;
v3 — жилищные условия и потребление основных продуктов питания;
d1 — экономически активное и неактивное население по возрастам;
d2— денежные доходы и расходы населения; d3— величина прожиточного минимума;
с1 — численность занятых и безработных, уровень экономической активности населения;
с2— численность занятых в здравоохранении;
с3 — число больниц (коек) санаторно-курортных организаций, аптек, диспансеров и домов ребенка;
к1 — затраты на охрану окружающей среды;
к2— заболеваемость населения инфекционными заболеваниями и злокачественными новообразованиями; к3— смертность детей 0—14 лет; т1— количество грабежей и убийств;
т2— браки и разводы, прерывание беременности (аборты); т2— заболеваемость алкоголизмом и наркоманией;
11 — заболеваемость населения психическими расстройствами, в т.ч. поведение в подростковом возрасте;
t2 — уровень грамотности населения, число поступивших в учебные заведения;
t3— число организаций отдыха, турбаз, детских оздоровительных учреждений, спортивных сооружений;
1 — объем различных инновационных товаров, в том числе удельный вес в общем объеме отгруженных товаров;
12 — численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками;
13 — численность поступивших/окончивших аспирантуру-докторантуру.
Стоит заметить, что все факторы [8] необходимо брать на душу населения. Для большинства параметров это приводит к необходимости нормирования на численность населения рассматриваемного объекта. Но, например, для фактора у1 такое нормирование проводить не требуется.
Для оценки совместимости для ряда регинов необходимо выбрать эталонный регион, уровень совместимости которого мы знаем, например, из сторонних исследований. Это может быть как один из рассматриваемых регионов, так и удаленный по социально-политическим признакам, например, Москва для регинов России или кантоны Швейцарии, как хорошо изученные социально-политические институты.
Введем относительные факторы (показатели) общественного здоровья рассматриваемого региона относительно эталонного. Так, например, первому фактору у2 будет соотвествовать относительный фактор у1:
у2ьса1 - естественный прирост населения в рассматриваемом регионе,
Моса1 - общая численность населения региона, v2etalon - естественный прирост населения в эталонном регионе, ^аЬп - общая численность населения эталонного региона. Отдельно надо рассмотреть отрицательные факторы (показатели) здоровья, например, т2 - заболеваемость алкоголизмом и наркоманией. В этом случае относительный фактор необходимо вычислять следующим образом:
где
т2ьса1 - количество заболевших алкоголизмом и наркоманией в рассматриваемом регионе,
Моса! - общая численность населения региона,
где
m2etalon — количество заболевших алкоголизмом и наркоманией в эталонном регионе,
Моса1 — общая численность населения эталонного региона.
Таким образом, вместо абсолютных факторов здоровья мы рассматриваем относительные факторы, вычисленные на основе данных эталонного региона.
Рассчитать эффективность (совместимость развития) мы можем при помощи следующего выражения:
¿1(су1у1 + су 2 V 2 + су3уЭ)2 + z 2(сй + сй 2 й 2 + сй 3 й3)2 +
+ ^(сС1с1 + Сс2с2 + Ссус3)2 + z4(спк1 + ск2к2 + ску к3)2 + ^ ^
+ z5(cklkl + Ск2к2 + Ск3 к3)2 + z6(ст1т1 + Ст2т2 + Ст3 т3)2 +
+ z 7(сай + с 2г 2 + с 3/3)2
Данное выражение позволяет рассчитать взаимодействия региона Slocal на основе сравнения с факторами здоровья модельного региона и его совместимости Setalon.
Коэффициенты ш, Су2, Су3, cdl, являются весовыми коэффициентами, которые подлежат аккуратному определению. На них накладываются определенные ограничения.
1) В рамках одного уровня сумма весовых коэффициентов должна равняться 1: Су1+Су2+Су3=1, cdl+cd2+cdз=1, Сс1+Сс2+Сс3=1 и т.д. Это требование соотвествует тому факту, что все уровни совместимости имеют одинаковый вклад в определении совместимости системы. Так, например, нельзя создать систему с совместимость развития только лишь за счет части уровней совместимости (например, первых 4-х: продуктово-имущественного, финансового, социального и политического, в то время как остальные 3 уровня находятся в стагнации).
2) Весовой коэффициент определяет вклад опредленного фактора общественного здоровья на совместимость системы. Каждый коэффициент может находиться в определенных границах, и конкретное значение для расчета необходимо определять из условий рассмотрения конкретного региона. Так, например, ст1= 0.4+0.5, Ст2=0.3+0.4 Ст3=0.1+0.3, что говорит о большей значимости факторов ст1 и ст2.
3) Значения коэффициентов определяются из социальных и статистических исследований о влиянии тех или иных факторов
5 -_!_
1оса1
общественного здоровья на развитие общества. Уточнение факторов подлежит экспертной оценке.
Коэффициенты zl, ... , z6учитывают магистральную значимость уровня и необходимы для учета конкретных особенностей рассматриваемого региона, например, исторических или природных. В большинстве случаев, они равны 1.
Как было описано в прошлых работах [6, 7, 8], численные значения Slocal соответствуют следующим процессам:
Б1оса1 = 1 - сбалансированная совместимость;
Б1оса1 < 1 - несовместимость, интеллектуально-духовная деградация общества;
Боса1 > 1 - совместимость развития, духовно-познавательное развитие общества;
Таким образом, мы предложили удобный и эффективный способ для расчета совместимости развития системы на основе эталонного региона.
Заключение
Проведя максимально объективное исследование региона (субъекта), определив при этом все факторы здоровья и уточнив весовые коэффициенты, имеется возможность рассчитать совместимость его развития. При более аккуратном рассмотрении факторов здоровья общества у1, у2, уЗ, d1, ..., i2, i3и дальнейшем исследовании их влияния на совместимость развития можно определить необходимые и достаточные численные значения данных факторов для обеспечения условия совместимости - Б=1.
Таким образом, можно будет отказаться от выявления «модельного региона» и определять совместимость развития конкретного социально-политического субъекта, как такового, без рассмотрения модельных структур.
ИСТОЧНИКИ:
1. Большая Советская Энциклопедия. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
2. Жеребин В.М. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня / В.М. Жеребин,
Н.А. Ермакова // Вопросы статистики. — 2008. — № 8. — С. 3-11.
3. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации
Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317.
5. Морозов В.А. Совместимость социально-экономических систем (основы теории
совместимости). — М.: Экономика, 2013.
6. Морозов В.А. Экономика взаимодействия (введение) и теория совместимости //
Креативная экономика. — 2014. — №8(92).
7. Морозов В.А. Механизмы экономики взаимодействия // Креативная экономика. —
2014. — №9(93).
8. Морозов В.А. Совместимые показатели экономики взаимодействия // Креативная
экономика. — 2014. — №10(94).