Тронина Ирина Алексеевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры irina-tronina@yandex.ru, Россия, Орел, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет- учебно-научно-производственный комплекс»
NEED AND EXPEDIENCY HI-TECH DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ORYOL REGION)
I.A. Tronina
Р^ш^Нют and expediency of introduction of high technologies in activity of the leading industrial enterprises of the Oryol region are reflected, and the emphasis on requirements which interested persons to the regional hi-tech project can show is also placed.
Key words: innovative and technological development, high technologies, regional hi-tech project
Tronina Irina Alekseevna, candidate of economic sciences, docent, irina-tronina@yandex.ru, Russia. Eagle, Federal public budgetary educational institution of higher education "The state university - an educational and research and production complex"
УДК 336.22
МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.А. Самсонов
Показана методика оценки эффективности внутреннего налогового контроля в хозяйственной деятельности организации, которая позволит экономистам осуществлять плановый контроль в целях налогового планирования расчетов и платежей. Содержит подробные разъяснения, касающиеся методологии и порядка оценки исчисления налогов на примере налога на добавленную стоимость, а также порядка формирования налоговых регистров по фактам хозяйственной деятельности, в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговое планирование, оптимизация налогов, налоговый аудит, налоговая проверка.
Данная методология оценки эффективности внутреннего налогового контроля в деятельности организации, позволит экономистам уменьшить вероятность принятия ошибочных решений в части исчисления и уплаты налогов и сборов, а также создание четкого механизма контроля направленного на проверку расчетов налоговых платежей в соответствии с налоговым законодательством.
В случаях применения методологии организации внутреннего налогового контроля в организации с уже существующей системой налогового
контроля методика позволит оптимизировать и совершенствовать контрольные мероприятия путем снижения трудозатрат и повышения эффективности действующей системы.
Основные этапы применения методики (см. табл. 1):
Таблица 1
Этапы оценки эффективности механизма внутреннего налогового контроля в деятельности организации
Этап Характеристика этапа
1 Провести построчный анализ налоговых деклараций с использованием разработанных организацией аналитических таблиц.
2 Проверить правильность формирования налогооблагаемых баз путем анализа данных аналитического налогового учета
3 Проверить расчет налоговых обязательств перед бюджетом.
4 Выявить расхождения между данными, рассчитанными экономистом на основании аналитического налогового учета, и данными, отраженными в налоговых декларациях.
5 Выяснить причины расхождения.
6 Отразить всю полученную информацию в отчете о проделанной работе с приложением всех аналитических налоговых таблиц.
7 Дать квалифицированное налоговое заключение и рекомендации по исправлению замечаний, сделанных экономистом проводимый налоговый контроль в организации
Использование метода оценки эффективности механизма внутреннего налогового контроля в деятельности организации рассматривается на примере налога на добавленную стоимость.
Для отражения в налоговом учете хозяйственных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость, используется балансовый счет 19 «налог на добавленную стоимость» и балансовый счет 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Первый этап работы экономиста - построчный анализ « Расчета по налогу на добавленную стоимость».
Строка 1 - «Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) ценностям, отражаемая по дебету счета 19 «НДС по при обретенным ценностям» (соответствующих субсчетов)».
При формировании рабочего плана счетов для организации открываются следующие субсчета к счету 19:
Таблица 2
Субсчета к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Субсчет Характеристика субсчета
19-1 НДС при осуществлении капитальных вложений (счета 07 «Оборудование к установке», 08 «Капитальные вложения
19-2 НДС по приобретенным нематериальным активам (счет 08 «Капитальные вложения
Данные два субсчета целесообразно объединить в один, так как в бухгалтерском учете все капитальные вложения отражаются на счете 08 «Капитальные вложения»;
19-3 - «НДС по приобретенным материалам (счет 10 «Материалы»)»;
19-4 - «НДС по приобретенным товарам (счет 41 «Товары»);
19-5 - «НДС по работам и услугам, списанным на издержки производства (счет 20 «Основное производство», счет 31 «Расходы будущих периодов», счет 44 «Издержки обращения»)».
Некоторые предприятия открывают дополнительные подсубсчета:
19-.. .н - НДС по приобретенным ценностям;
19-...о - НДС по оплаченным ценностям.
Существует два метода подтверждения налога на добавленную стоимость, отраженному по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
1. Анализ оборотов по дебету соответствующих счетов (07 «Оборудование к установке», 08 «Капитальные вложения», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 31 «Расходы будущих периодов», 41 «Товары», 44 «Издержки обращения» ... ) в сопоставлении с выделенным НДС на соответствующих открытых субсчетах к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
2. Анализ оборотов по кредиту счетов расчетов с поставщиками и прочими кредиторами (51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ...) в корреспонденции со счетом 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
При применении методов использовать журналы-ордера и оборотные ведомости по соответствующим счетам.
При проведении данного анализа описать в рабочих документах:
• принцип открытия субсчетов к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;
• метод, использованный при проверке;
• соответствие действующему законодательству и методологии бухгалтерского учета.
Строка 1«а» - Сумма НДС по оприходованным и оплаченным ценностям, подлежащая списанию с кредита счета 19 «НДС по при обретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом» субсчет «Расчеты по НДС».
Предлагаются два варианта определения НДС, подлежащего списанию с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом».
1. Определение суммы НДС по книгам покупок с сопоставлением ее со строкой 1«а») декларации (см. табл. 3).
Предлагаемая таблица заполняется на основании данных, полученных из книг-покупок.
Таблица 3
Расчетная таблица для определения сумм НДС по книгам покупок
Месяц Обороты по НДС по НДС Расхождения
Январь 1200000 216000 216000 0
Февраль 1700000 306000 306000 0
Март 900000 162000 137288 -24712
Книга покупок. НДС
В книге покупок регистрируются оплаченные счета-фактуры за приобретенные основные средства и нематериальные активы, поступившие производственные запасы, товары и оказанные услуги, потребленные на производственные цели. Принятие к зачету НДС по приобретенным товарам и материальным ресурсам осуществляется при соблюдении трех обстоятельств -наличие счета-фактуры, оплата и оприходование товаров.
Произведенные предприятием авансовые платежи в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не отражаются в книге покупок, так как по ним не производится зачет НДС.
Итоговые данные книги покупок служат основанием для зачета НДС уплаченного.
2. Определение суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета в следующих отчетных периодах, используя данные по строке 220 «Бухгалтерского баланса» на конец отчетного периода (см. табл. 4).
Предлагаемая таблица заполняется на основании данных предоставленных в бухгалтерии по строке 220 «Отчета о прибылях и убытках» в разрезе поставщиков товаров (работ, услуг).
Таблица 4
Расчетная таблица для определения сумм НДС, подлежащих
возмещению из бюджета
Поставщики 1 января 1 апреля 1 июля 1 октября 1 января
ЗАО «А - Сп ект» 23000 18000 0 39543 0
ООО «Энерготранс» 56000 23457 57000 67000 47000
ООО « ВИД» 35000 21589 49500 32000 37960
ИТОГО (строка220) 114000 63046 106500 138543 84960
При использовании данного метода сравнивается сумма невозмещенного НДС с кредитовыми оборотами по каждому поставщику на отчетный период.
В случае возникновения кредитового оборота по поставщику, НДС по которому был списан неправомерно на возмещение с бюджетом, сумма налога подлежит сторнированию Дт. 68 «Расчеты с бюджетом» Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Строка 1«а» 1) - НДС, списанный по приобретенным материальным ресурсам, выполненным работам, оказанным услугам производственного характера.
Строка 1«а» 2) - НДС, списанный по нематериальным активам, в т.ч. подлежащий вычету (зачету) в размере невозмещенной части при их реализации.
Строка 1«а» 3) - НДС, списанный по основным средствам, введенным в эксплуатацию, в т.ч. подлежащий вычету (зачету) в размере невоз-мещенной части при их реализации.
Актуальность анализа данных строк при проведении налоговой проверки по принципу, который нашел свое отражение в декларации по НДС, потеряла всякий смысл с момента выхода изменений в Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» по порядку списания НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов.
Исключение составляют основные средства и нематериальные активы, приобретаемые за счет бюджетных ассигнований, вводимые в эксплуатацию законченные капитальным строительством объекты, а также используемые при производстве товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость[5]. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам, относятся на увеличение их балансовой стоимости с последующим списанием на себестоимость через суммы износа (амортизации) в установленном порядке (см. табл. 5).
Таблица 5
Расчетная таблица для определения сумм НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам
Месяц Январь Февраль Март Итого
Обороты по приобретенным основным средствам и нематериальным активам
1. За счет бюджетных ассигнований 3500000 0 2000000 5500000
НДС в том числе 630000 0 360000 990000
2. Объем строительно-монтажных работ, выполненных подрядным способом 430000 120000 135000 685000
НДС в том числе 77400 21600 24300 123300
3. Использование для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС 800000 430000 570000 1800000
НДС в том числе 144000 77400 102600 324000
Предлагаемая таблица заполняется на основании аналитического учета по счету 08 «Капитальные вложения».
При анализе налога на добавленную стоимость, списанного на расчеты с бюджетом, необходимо проверить наличие следующих оборотов и отнесение НДС на счета, в соответствии законодательству:
- суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, товарам (работам, услугам), использованным для непроизводственных нужд, списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», соответствующих субсчетов на дебет счетов учета их покрытия (финансирования);
- сумма налога по вышеназванным материальным ценностям (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывается с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» на дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.).
Строка 2 - НДС, уплаченный таможенным органам, предприятиями и организациями, формирующими цены на импортные товары (продукцию).
Сумма налога на добавленную стоимость на импортные товары уплачивается налогоплательщиком непосредственно при пересечении таможенной границы в момент растамаживания товара. Данная информация
берется из государственных таможенных деклараций (ГТД), оформляемых при ввозе товара из-за границы.
Сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается от суммы (таможенной стоимости товара, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия ГТД к таможенному оформлению + суммы акциза + суммы таможенных пошлин). В расчетную сумму не включаются платежи за таможенное оформление[7].
Строка 3 - Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, включая материальные ценности, отпущенные на непроизводственные нужды, которые оплачиваются за счет соответствующих источников финансирования, а также материальные ценности, реализуемых на сторону.
Сумма налога по отгруженной продукции (выполненным работам и оказанным услугам) или имуществу в составе выручки от реализации отражается по кредиту счетов реализации в корреспонденции со счетами расчетов с покупателями и заказчиками. Одновременно указанная сумма налога отражается по дебету счетов 46 «Реализация товаров (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
1. Необлагаемые.
Все льготы можно разбить на несколько однородных групп в зависимости от объектов, в отношении которых эти льготы применяются:
- отдельные отрасли или виды производств - услуги пассажирского транспорта и аварийно-спасательных служб, средств массовой информации, обращение валюты и ценных бумаг, страховые и банковские операции и др.;
- экспортно-импортные операции - экспорт товаров (работ, услуг) при наличии документов, предоставляемых в налоговые органы для подтверждения реального экспорта; перечень импортируемых товаров, освобожденных от налогообложения, в определенной степени соответствует перечню товаров и видов работ, производимых и осуществляемых на территории РФ;
- товары (работы, услуги), имеющие социальную направленность -квартирная плата, услуги образования, культуры и искусства, медицинские услуги, имущество, выкупаемое в порядке приватизации, предприятия с общей численностью работников не менее 50% и др.;
- развитие научно-технического прогресса;
- услуги, предоставленные иностранным гражданам;
- прочие.
2. Облагаемые по ставке 18%.
Данная ставка является основной для всех видов произведенного товара, работ и оказанных услуг.
3. Облагаемые по ставке 10%.
Перечень продовольственных товаров (за исключением подакцизных) и товаров для детей утверждается Правительством РФ.
4. Применение расчетной ставки 15,57%.
Товары, подлежащие обложению по ставке 18%, при реализации их в розницу и штрафные санкции по хозяйственным договорам.
Реализация горюче-смазочных материалов за наличный расчет, т.е. в розничной продаже.
5. Применение расчетной ставки 9,09%.
Товары, подлежащие обложению по ставке 10%, при реализации их в розницу.
После анализа всех видов деятельности предприятия, необходимо определить, обеспечен ли раздельный учет по товарам (работам, услугам), облагаемым по различным ставкам и не облагаемым налогом на добавленную стоимость. Если раздельный учет не ведется, вся выручка предприятия должна облагаться по максимальной ставке - 18% (см. табл. 6, 7, 8).
При этом необходимо учитывать особенности учета НДС, начисленного на работы, выполненные хозяйственным способом (Дт 08 «Капитальные вложения» Кт 68 «Расчеты с бюджетом»):
Дт 08 «Капитальные вложения» / Кт 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д. - списание затрат (не относимых на издержки производства) при выполнении работ хозяйственным способом;
Дт 08 «Капитальные вложения» / Кт 68 «Расчеты с бюджетом» -начислен налог по мере выполнения работ и отнесения затрат в дебет 08 «Капитальные вложения» (так как расчет налога на добавленную стоимость предоставляется ежемесячно, то и исчисление налога с объема работ, выполненных хозяйственным способом, происходит ежемесячно).
Таблица 6
Расчетная таблица определения сумм НДС, начисленных с дебета счета 46 «реализация товаров
(работ, услуг)» в кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом»
Месяц Январь Февраль Март
Выручка предприятия 5770000 3400000 7800000
1. Необлагаемая 3500000 0 2000000
2. Облагаемая по ставке 18%, НДС в том числе 408600 612000 104400
3. Облагаемая по ставке 10%, НДС в том числе 0 0 0
4. Облагаемая по ставке 15,57%, НДС в том числе 0 0 0
5. Облагаемая по ставке 9,09%, НДС в том числе 0 0 0
Итого НДС 408600 612000 104400
Таблица 7
Расчетная таблица для определения сумм НДС, начисленных с дебета счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» в кредит
счета 68 «Расчеты с бюджетом»
Месяц Январь Февраль Март
Выбытие основных средств 835000 654000 743000
1. Реализация 835000 654000 743000
НДС 150300 117720 133740
2. Безвозмездная передача 0 0 0
НДС 0 0 0
Итого НДС 150300 117720 133740
Таблица 8
Расчетная таблица для определения сумм НДС, начисленных с дебета счета 48 «Реализация прочих активов» в кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом»
Месяц Январь Февраль Март
Выбытие прочих активов 578000 563000 743000
1. Нематериальные активы 80000 45000 53000
НДС 14400 8100 9540
2. Материалы 400000 450000 610000
НДС 72000 81000 109800
3. Прочее 98000 68000 80000
НДС 17640 12240 14400
Итого НДС 104040 101340 133740
Необходимо также учитывать НДС, начисленный с внереализационных оборотов.
Дт 80 «Прибыли и убытки» / Кт 68 «Расчеты с бюджетом» на сумму НДС, полученного арендодателем от арендатора в составе арендной платы.
Дт 80 «Прибыли и убыток» / Кт 68 «Расчеты с бюджетом» на сумму НДС, полученного от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение договорных обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Дт 84 «Доходы будущих периодов» / Кт 68 «Расчеты с бюджетом» -на сумму НДС, ранее возмещенного из бюджета, по похищенным материальным ценностям.
Дт 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» / Кт 68 «Расчеты с бюджетом» - на сумму НДС, восстановленного ранее зачтенного по оплаченным нематериальным активам, производственным запасам, това-
рам, работам, услугам, использованным для непроизводственных нужд.
После полного анализа начисленного НДС необходимо составить суммы налога, полученные по расчетам экономиста, с суммами налога, отраженными по строке 3 Налоговой декларации ( см. табл. 9).
Таблица 9
Сопоставление начисленного НДС с декларированным
Месяц НДС, начисленный по расчетам экономиста НДС (строка 3 декларации) Расхождения (2-3)
Январь 662940 662940 0
Февраль 831060 824000 -7060
Март 371880 371880 0
Определение выручки от реализации товаров (работ, услуг) по мере оплаты. Данный методический подход отличается некоторым особенностями при проведении налогового контроля налогов. В соответствии с законодательством отражение в налоговом учете и отчетности хозяйственных операционных операций ведется только по методу начисления и отражения в налоговом учете показателей, в том времени как у организации есть выбор в определении момента определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения по мере их оплаты[6] ( см. табл. 10).
Таблица 10
Расчетная таблица для определения сумм НДС, начисленных по мере оплаты реализованной продукции
Месяц Дт 62 НДС Кт46 НДС Кт62 НДС Дт62 НДС
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Январь 950000 76000 345000 62100 120000 21600 123000 22140
Февраль 670000 120600 276000 49680 86000 15480 789000 142020
Март 567000 102060 31000 5580 67000 12060 459000 82620
В столбце 2 отражена задолженность покупателей (заказчиков) по отгруженному товару, выполненным работам или оказанным услугам на начало месяца.
В столбце 3 отражена сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на этот отгруженный, но неоплаченный товар, который не подлежит перечислению в бюджет и выверяется с остатком на начало месяца по Кт 68 «расчеты с бюджетом» (или Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», если учетной политикой предприятия предусмотрено ведение отдельного субсчета «Налог на добавленную стоимость на
отгруженный товар»).
В столбце 4 отражается стоимость товара, отгруженного в течение месяца.
В столбце 5 отражена сумма налога на добавленную стоимость, начисленная на отгруженный товар (Дт 46 «Реализация товаров (работ, услуг)» / Кт 68 «Расчеты с бюджетом» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Налог на добавленную стоимость на отгруженный товар»).
В столбце 6 отражена поступившая оплата от покупателей (заказчиков) за отгруженный товар, выполненные работы или оказанные услуги за истекший месяц. Оплатой в данном случае будет не только поступление денег на расчетный счет или в кассу продавца, но также товарообменные операции (бартер) и векселя третьих лиц. При поступлении векселей, выписанных покупателем, моментом оплаты товаров будет являться момент погашения векселя или передача его по индоссаменту.
В столбце 7 отражена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая перечислению в бюджет (Дт 68 «Расчеты с бюджетом», Кт 51 «Расчетный счет» или Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчета «Налог на добавленную стоимость на отгруженный то-вар»1КТ 68 «Расчеты с бюджетом»).
В столбце 8 отражена задолженность покупателей (заказчиков) по отгруженному товару, выполненным работам или оказанным услугам на конец месяца.
В столбце 9 отражена сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на эту задолженность и которая не подлежит перечислению в бюджет на конец отчетного месяца.
Строка 4 - Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет по авансам и предоплата , поступившим в отчетном периоде.
При получении авансов (предварительной оплаты) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ (услуг), а также при оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, вся сумма, указанная в документах по полученным авансам, отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 64 «Расчеты по авансам полученным» [2].
Одновременно сумма налога, исчисленная по установленной расчетной ставке на основании документов о полученных авансах, отражается в учете по дебету счета 64 «Расчеты по авансам полученным» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (см. табл. 13).
Строка 5 - Исключается сумма НДС, исчисленная с авансов и предоплат, засчитываемая при реализации товаров (работ, услуг) в отчетном периоде.
При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) под по -лученный аванс делается сторнировочная запись - кредит счета 68 «Расче-
ты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» и дебет счета 64 «Расчеты по авансам полученным» (см. табл. 11).
Все остальные операции, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), отражаются в установленном порядке (дебет счета 64 «Расчеты по авансам полученным» в корреспонденции с кредитом счета 46 «Реализация товаров (работ, услуг)» и т.д.).
Таблица 11
Расчетная таблица для определения сумм НДС, начисленных авансов
Анализ балансового счета 64 «расчеты по авансам полученным» Январь Февраль Март —
Авансы на начало месяца 230000 367000 345000
НДС 41400 66060 62100
Авансы полученные 245000 338000 123000
НДС 44100 60840 22140
Авансы, зачисляемые в счет отгрузки 237000 134000 89000
НДС 42660 24120 16020
Авансы на конец месяца 712000 839000 557000
НДС 128160 151020 100260
Строка 6 - Сумма НДС за отчетный период, подлежащая:
1) уплате в бюджет;
2) зачету или возмещению из бюджета.
Данная строка является чисто расчетной и не требует Дополнительной проверки экономистом налоговых регистров.
1.1 Рассчитывается (стр.3 + стр.4) - (стр. 1 «а» + стр.2 + стр.5).
1.2. Рассчитывается (стр.1 «а» + стр.2 + стр.5) - (стр.3 + стр.4).
Строка 7 - Суммы НДС, внесенные в бюджет в отчетном периоде в счет предстоящих платежей.
Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом» субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетный счет». Данная строка проверяется путем проверки платежных документов о фактических перечислениях налоговых платежей в соответствующий бюджет (или там, где были проведены зачеты с соответствующим бюджетом, необходимо проверить наличие актов сверки).
Строка 8 - Сумма доплаты по настоящему расчету.
Данная строка является чисто расчетной. Дополнительной проверке экономистом подлежит лишь своевременность подачи декларации и доплата суммы налога на добавленную стоимость согласно расчету во избежание дополнительных штрафных санкций и пеней.
Строка 9 - Подлежит зачету (возмещению).
Данная строка является чисто расчетной и не требует дополнительной проверки аудитором бухгалтерских регистров (стр. 7 - стр.6.1) или (стр.7 + стр.6.2).
Строка 10 - Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС.
Наиболее часто в строке 10 налоговой декларации организации отражают обороты по экспортируемым за пределы государств-участников Союза Независимых Г осударств (СНГ) товарам, как собственного производства, так и приобретенным, работам и услугам, а также услугам по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации.
Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, по договору комиссии или поручения, в налоговые органы предъявляются в обязательном порядке следующие документы[5]:
- контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица - налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;
- выписка банка,- подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации налогоплательщика с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган).
Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых работ и услуг в налоговые органы представляются в обязательном порядке следующие документы:
- контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение работ и услуг;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы и оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке;
- копий транспортных или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов, подтверждающих вывоз экспортируемых товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.
До предоставления документов, подтверждающих законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров и вышеуказанных услуг, налогоплательщики не отражают в своих налоговых декла-
рациях (расчетах) указанные операции.
Следующим этапом при проведении налогового контроля НДС необходимо обратить особое внимание на выполнение требований, предъявляемых действующим законодательством к документообороту по учету налога на добавленную стоимость.
Каждая организация осуществляет регистрацию выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок.
К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Все счета-фактуры должны быть пронумерованы и содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные законодательством. Это необходимо проверить экономисту при проведении налогового контроля расчетов по налогу на добавленную стоимость[1].
Оформление рабочих документов экономиста.
В процессе налогового контроля проверки налога на добавленную стоимость экономист фиксирует в своих рабочих документах весь ход ее выполнения, прилагая соответствующие аналитические таблицы и расчеты.
Следующий этап проведения налогового контроля - отражение экономистом своих замечаний и рекомендаций в карточках замечаниях (см. табл.12).
Таблица 12
Карточка замечаний экономиста Раздел налогового учета: счет 68 «Налог на добавленную стоимость».
Наименование нарушения:________________________________
1. Налоговое оформление у клиента 4.Нормативная база
2. Замечания экономиста 5. Правильное налоговое оформление
3. Источник информации 6. порядок исправления.
Карточка замечаний заполняется следующим образом:
• В строке 1 «налоговое оформление у клиента» описывается содержание ошибки, и как она была отражена в налоговом учете у клиента.
• В строке 2 «замечания экономиста» раскрывается смысл ошибки, которая нарушает либо методологию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации, либо противоречит действующему законодательству, что может привести к нежелательным штрафным санкциям со стороны налоговых органов.
• В строке 3 «Источник информации» делается ссылка на документ, в котором эта ошибка обнаружена.
• В строке 4 «Нормативная база» делается ссылка на пункт в документе, согласно которому и была дана рекомендация экономистом по
исправлению выявленной ошибки.
• В строке 5 «Правильное налоговое оформление» отражается рекомендация по исправлению выявленной ошибки в учете.
• В строке 6 «Порядок исправления» отражается рекомендация экономиста по исправлению выявленной ошибки в налоговых расчетах и декларациях.
После того как экономист сформирует карточки замечания по всем выявленным замечаниям и нарушениям, ему необходимо оформить сводные карточки по каждому виду налога, которые будут представлять собой своего рода отчет о проделанной работе с выводами и заключением (см. табл.13).
Таблица 13
Сводная карточка экономиста по всем выявленным замечаниям
Позиции Налоговое заключение Сумма Номер карточки замечания
1. Классификация соответствует 0 1
2. Реальность соответствует 0 2
З.Учет Не соответствует 31772 (7060 +24712) 3
4. Полнота соответствует 0 4
5. Санкционированность соответствует 0 5
6. Своевременность соответствует 0 6
7. Оценка соответствует 0 7
Правила заполнения «Сводной карточки экономиста по всем выявленным замечаниям»
- В строке 1 «Классификация» отражаются все карточки с замечаниями о правильности распределения налогов по соответствующим бюджетам и внебюджетным фондам.
- В строке 2 «Реальность» отражаются все карточки с замечаниями о реальном отражении налоговых платежей в существующем на предприятии документообороте.
- В строке 3 «Учет» отражаются все карточки с замечаниями по методологии отражения налоговых расчетов в налоговом учете.
- В строке 4 «Полнота» отражаются все карточки с замечаниями, связанными с полнотой исчисления налогов от рассчитанных сумм налогооблагаемых баз.
- В строке 5 «Санкционированность» отражаются все карточки с замечаниями, связанными использованием налогооблагаемых баз и правильностью применение льгот.
- В строке 6 «Своевременность» отражаются все карточки с замеча-
ниями о своевременности предоставления налоговых расчетов в бюджет и внебюджетный фонд, а также о своевременности и полноте латы рассчитанных сумм налогов.
- В строке 7 «Оценка» отражается сумма по всем выявленным нарушениям и делается оценка экономиста о существенности выявленных нарушений, которая рассчитывается по отношению к валюте баланса или любому другому выбранному признаку (это зависит от внутрифирменных стандартов, особенности учета проверяемого клиента или договорных отношений с клиентом на проведение проверки (анализа) его финансово -хозяйственной деятельности).
При заполнении столбца 2 «Налоговое заключение» делается отметка экономиста о выявлении ошибок («замечаний нет» или «Нарушена методология учета налогов» или «Неправильно применяется льгота» и т.д.).
При заполнении столбца 3 экономист определяет общую сумму, допущенных нарушений по данной строке.
В результате использования сводных карточек по налогам можно быстро оценить существенность замечаний, не вдаваясь в глубокий анализ выявленных ошибок. В том случае, если выявленная ошибка достаточно существенна, заинтересованное лицо (будь то руководитель группы аудиторов, клиент или аудитор,. изучающий дело клиента за предыдущие периоды) всегда может ознакомиться с проблемой, изучив «Карточку замечание».
После всей проделанной работы экономист формирует файл клиента, прикладывая к ней этапы выполнения, таблицы, расчеты, карточки замечания и сводные карточки по видам налогов, копии первичных документов и налоговых регистров.
Завершающим этапом является написание налогового заключения о проведенном контроле с бюджетом и внебюджетными фондами, которые прикладывается к общему налоговому заключению о проведенной налоговой проверке общего состояния за соответствующий период времени.
Список литературы
1. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс] : приказ М-ва финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Барулин С.В. Налоговый менеджмент : учебное пособие. М. : Омега-Л, 2008. 269 с.
3. Вылкова Е. С., Романовский М.В. Налоговое планирование. Спб: Питер, 2004. - 634 с.
4. Гусева Т. А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2007. - 432 с.
5. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. 1998. №9. с. 30
6. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. М. : ГроссМедиа. 2009. 384 с.
7. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление: [методика расчета, структура налогового поля предприятия, оценка налоговых обязтельств, влияние налогов на денежные потоки] / Е.В. Чипуренко / Налоговый вестник : приложение. - 2008.
Самсонов Евгений Анатольевич, канд. экон. наук, доцент, кафедры «ФиАР», Samsonov-ea@mail.ru, Россия, Иркутск, Иркутский государственный университет путей сообщения
METHOD OF AN ESTIMATION OF EFFICIENCY OF THE INTERNAL TAX CONTROL
OVER ACTIVITY OF THE ORGANIZATION
E.A. Samsonov
The technique of an estimation of efficiency of the internal tax control over economic activities of the organization which will allow economists to carry out the scheduled control over tax planning calculations and payments is shown. Contains the detailed explanations, concerning methodology and the order of an estimation of calculation of taxes on an example of the tax to the added cost, and also the order of formation of tax registers on the facts of economic activities, according to the tax code of the Russian Federation.
Keywords: the tax control, tax planning, optimization of taxes, tax audit, tax check.
Samsonov Evgenie Anatolevich, candidate of economic science, docent of department "Finance and crisis management", Samsonov-ea@mail.ru, Russia, Irkutsk, Irkutsk state university of means of communication
УДК: 339.138:[338.46:378]
ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Ю.Г. Бузуева
Рассматривается подход к развитию маркетинга отношений в вузе, основанный на установлении и поддержании обратной связи с целевыми сегментами потребителей и использовании современных коммуникативных технологий.
Ключевые слова: образовательные услуги, конкуренция, маркетинг отношений, коммуникации, внутренний маркетинг, интерактивный маркетинг.
Развитие высшего образования зависит от общественного спроса на рынке образовательных услуг, под которым понимается платежеспособная потребность покупателей в образовательных услугах определенного количества и качества. Спрос на этом рынке имеет общие и специфические черты, отличающие его от спроса на других рынках. Потребителю сложно оценить содержание образовательных услуг до их получения.