УДК 338.45:629.73
МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ1
А.Д. ПРИПАДЧЕВ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Султановым Н.З.
Экономическая эффективность воздушного судна зависит от его летно-технических и технико-экономических характеристик, в том числе и от таких, которые в определенном диапазоне могут изменяться в зависимости от условий эксплуатации. Для обеспечения сопоставимых условий сравниваемых объектов оценка эффективности должна вестись при одинаковых эксплуатационных условиях. Одним из таких показателей экономической эффективности воздушного судна является коммерческая нагрузка, стоимость, расчетные приведенные затраты и рентабельность.
Ключевые слова: летно-технические характеристики, экономическая эффективность воздушного судна, экономическая ценность, производственные затраты.
Современные условия развития рынка гражданской авиации направлены на снижение производственных расходов авиапредприятия в процессе пассажирских перевозок. Под процессом пассажирских перевозок понимается транспортировка пассажиров, выполняемая авиапредприятием на ВС за установленную плату в соответствии с условиями договора. Это возможно за счет выбора экономически эффективного типа ВС на конкретном маршруте в процессе пассажирских перевозок и формирования такой структуры парка ВС, которая отвечает поставленным целям.
Для решения задач построим математическую модель, основанную на техникоэкономических (ТЭХ) и летно-технических характеристиках (ЛТХ) воздушного судна (ВС).
Целевой функцией является общая сумма расходов авиапредприятия на все рейсы для всех маршрутов при сохранении (увеличении) показателя дохода, в данном случае через производственные расходы. На величину расходов оказывает существенное влияние себестоимость перевозок. В качестве ограничений выступают ЛТХ ВС - грузоподъемность, скорость полета, дальность полета, расход топлива. Переменными в данном случае являются ТЭХ ВС - стоимость ВС, производительность ВС, взлетная масса ВС, число и тяга двигателей ВС.
Критерий производственных расходов минимизируется
n m
z=ZZ cj ■ Xv ® mi^ (1)
¿=1 1=1
где с, - производственные расходы на один рейс на i-м маршруте ВС j-го типа; i=1,2,...n; j=1,2,...m; Xij - количество рейсов, совершаемых на i-м маршруте ВС j-го типа.
В свою очередь, производственные расходы на один рейс на i-м маршруте ВС j-го типа определяем с учетом ТЭХ и ЛТХ ВС
С
г = а + r---, (2)
1 Т • А
м.н.
где а - себестоимость пассажирских перевозок; r - коэффициент эффективности капитальных вложений; СВС - стоимость ВС; Тмн - месячный налет ВС одного типа; А - производительность ВС.
1 Работа выполнена при поддержке Государственного контракта № П295 от 24.07.2009 г. федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» по конкурсу «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Конструирование летательных аппаратов» по проблеме «Разработка и конструирование нового типа ЛА авиации общего назначения»
Себестоимость пассажирских перевозок рассчитываем
100РЭ
а =----------э-----, (3)
к • т • V .
ком ком рейс
где Рэ - расходы на эксплуатацию ВС в течение летного часа; кком - коэффициент коммерческой нагрузки, учитывающий среднегодовую неполную загрузку ВС; тком - коммерческая нагрузка, соответствующая данной дальности полета; Vpeuc - рейсовая скорость ВС.
Производительность ВС определяем по формуле
т
А = , (4)
где t - время полета.
В советское время для оценки эффективности инвестиций использовались коэффициенты эффективности капитальных вложений. Использование коэффициентов эффективности капитальных вложений возможно и сейчас, но с учетом корректировок на недетерминированность современной экономики. Очевидно, что рассматриваемый показатель должен быть увязан со значительным количеством факторных признаков. И нельзя гарантировать, что все они могут иметь объективную природу. Глобальных статистических исследований на данную тему не производилось, поэтому полагаем возможным воспользоваться данными советской статистики. При этом необходимо сделать поправку на прогнозируемый уровень инфляции. С использованием формулы Фишера скорректированный на инфляцию нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений рассчитывается следующим образом
r = е + inf + e • inf, (5)
где e - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; inf - индекс инфляции.
Стоимость ВС рассматривается как рыночная стоимость аналогов.
Состояние экономики, в котором увеличение степени удовлетворения одного потребителя невозможно без ухудшения удовлетворения для другого называется парето-эффективным состоянием или экономической эффективностью. Понятие «экономическая эффективность» применяется в целях предоставления общей оценки результативности (эффективности) общественного производства.
Критерием эффективности ВС является отношение экономии от снижения себестоимости продукции к вызвавшим эту экономию капитальным вложениям
В - с„
Э =------v-, (6)
cj
где В - выручка от основной деятельности.
Потребное количество типов ВС в парке авиапредприятия определяем из условия что, пассажирские перевозки осуществлены в полном объеме и в установленные сроки. Количество ВС (ппотр) для авиапредприятия вычисляем по формуле
Ппотр = QlA , (7)
где Q - количество перевезенных пассажиров в месяц.
Все вышеизложенное позволяет выделить следующие отличительные особенности рассмотренного метода, реализация которого предоставляет новые возможности при решении задач по управлению парком ВС авиапредприятий.
1. Метод, основанный на создании модели процесса, отражает все существенные связи и тенденции развития для определения его состояния.
2. Выбранный критерий экономической эффективности парка ВС учитывает влияние капиталовложений на производственные расходы и представляет собой сумму себестоимости пассажирских перевозок и части капиталовложений в ВС.
3. Сравнение расходов в зависимости от типа ВС позволяет определить наилучший тип ВС из имеющихся на маршруте и сформировать потребный парк ВС авиапредприятий.
OPTIMIZATION METHODS OF FLYING STOCK STRUCTURE ON THE BASIS OF ECONOMICAL AND MATHEMATICAL MODELING
Pripadchev A.D.
Economical effect of an aircraft depends on its flight performances and technical economical characteristic including, such as, which in a definite diapason can be changed depending on operation conditions. For maintain of comparable conditions of compared objects, evaluation of effect must be performed under just the same operation conditions. One of such performances of an aircraft economical effect is its commercial load, cost, calculated adjusted expenses and profitableness.
Key words: letno-technical characteristics, economic efficiency of the aircraft, economic value, industrial expenses.
Сведения об авторе
Припадчев Алексей Дмитриевич, 1972 г.р., окончил Оренбургский государственный университет (1998), кандидат технических наук, доцент кафедры летательных аппаратов ГОУ ОГУ, автор 37 научных работ, область научных интересов - проектирование самолетов, оптимизация проектирования самолетов, оптимизация структуры парка воздушных судов.