Научная статья на тему 'Метод операционного управления экономикой двигателестроительного предприятия'

Метод операционного управления экономикой двигателестроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алдабергенова А.Г., Миронова Ю.В., Осипов А.И.

Метод операционного управления экономикой предприятия позволяет эффективно оценить, в каком направлении движется предприятие; определить факторы, наиболее сильно влияющие на прибыль предприятия; провести минимизацию целевой функции убытков или прибылей; определить тактику реализации операционного управления финансовой деятельностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод операционного управления экономикой двигателестроительного предприятия»

Секция

«УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ»

УДК 334.012.23

А. Г. Алдабергенова, Ю. В. Миронова Научный руководитель - А. И.Осипов Самарский государственный аэрокосмический университет

имени академика С. П. Королева (Национальный исследовательский университет), Самара

МЕТОД ОПЕРАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Метод операционного управления экономикой предприятия позволяет эффективно оценить, в каком направлении движется предприятие; определить факторы, наиболее сильно влияющие на прибыль предприятия; провести минимизацию целевой функции убытков или прибылей; определить тактику реализации операционного управления финансовой деятельностью предприятия.

С помощью данного метода операционного управления экономикой предприятие сможет получить эффективные рекомендации по изменению и направлению факторов управления при постоянстве убытков или их уменьшения в режиме реального времени.

Преимуществом метода операционного менеджмента в отличие от других являются сокращение времени принятия финансовых решений, повышение качества управления и его эффективности, а также уменьшение рисков для субъектов предпринимательской деятельности.

Данный метод осуществляется с помощью формулировки факторного пространства и целевой функции, проведения измерений выбранных величин, анализа этих измерений, совершенствования целевой функции и ее контроля.

В качестве примера реализации приведена методика эконометрического анализа результатов деятельности двигателестроительного предприятия с использованием годовых и квартальных отчетов [1].

На этапе формулирования выбираются целевая функция убытков Y предприятия и 16 обобщенных факторов баланса предприятия (см. таблицу).

На этапе измерения составляется база данных баланса предприятия, включающая как минимум пятилетний период (двадцать кварталов), так как именно данный период времени считается наиболее оптимальным для исследования. На этапе анализа составляется корреляционная таблица и на ее основе выбираются основные факторы, наиболее сильно влияющие на целевую функцию (х 4 , х 14). По коэффициентам эластичности с помощью регрессионного анализа строится многомерная нелинейная целевая функция убытков, оптимизируемая методом градиентного спуска в MS EXCEL. В эту функцию включены все степени влияния рассматриваемых переменных факторного пространства. Функция убытков выглядит следующим образом:

Х14, тыс. руб.

юооооо-

800000600000400000200000

200000 400000 600000 800000 100С

Линии уровня целевой функции убытков Y = const в факторном пространстве x4 ® x14 ; x4 - запасы; x14 - займы, кредиты

Х4 ,тыс. руб.

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

Y = -73309.81469 -3.95538 40-23 -x54 +

+6-10-29 • x6 -3.0316-10-15 • x1345 + (1)

+2.5783 •Ю-6 • x4 • x14.

На этапе совершенствования в операционном менеджменте производится поиск линий уровня равных убытков. На рисунке показаны линии уровня Y = const, полученные рассечением в MS Maple 9.5 трехмерной поверхности плоскостями, параллельными (x4, x14). На последнем этапе контроля вырабатываются рекомендации по направлению и величине изменения факторов при постоянстве убытков или их уменьшении. Как видно на рисунке 1, увеличение

факторов управления запасов x4 и займов x14 по-разному влияет на убытки предприятия. Резкое изменение соотношения факторов x4 (запасы) и x14 (займы, кредиты) приводит к переходу с одной линии уровня на другую и, соответственно, к состоянию банкротства предприятия. Руководитель может выбрать оптимальное соотношение объемов обобщенных факторов управления x 4 и x14 при постоянстве убытков или их уменьшении в краткосрочном плане. Предлагаемый метод операционного управления экономикой предприятия дает возможность выбирать

объемы займов и кредитов не интуитивно, а целенаправленно.

По истечении следующего квартала проводится мониторинг полученных данных нового бухгалтерского баланса предприятия. Затем строится заново модель по способу операционного управления экономикой и оценивается, в каком направлении движется предприятие, определяются другие наиболее сильно влияющие факторы, и проводится минимизация целевой функции убытков [2].

Таким образом, предлагаемый метод позволяет эффективно оценить, в каком направлении движется предприятие; определить факторы, наиболее сильно влияющие на прибыль предприятия; провести минимизацию целевой функции убытков или прибылей; определить тактику реализации операционного управления экономикой предприятия.

Библиографические ссылки

1. Осипов А. И., Скиба М. В. Методика управления убыточным предприятием на основе системы «шесть сигм». Вестник СГАУ. 2006. № 3 (11). С. 131-137.

2. Осипов А. И., Скиба М. В. Применение метода сопряженных градиентов для эффективного управления промышленным предприятием. Известия СНЦ РАН. 2006. Т. 8. № 4 (18). С. 1018-1025.

© Алдабергенова А. Г., Миронова Ю. В., 2012

УДК 338.2

Е. С. Амирова Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АТТИКА»

Рассматриваются вопросы использования стратегий маркетинга в управленческой деятельности торгового предприятия.

Специфика предприятий как объекта управления требует построения адекватных систем в каждом конкретном случае. Формула современной организации -«управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Управление, которое не может не учитывать особенности и условия современного развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он определяет динамичность и перспективность управления, рост инновационного потенциала и повышение профессионализма в принятии управленческих решений, научность управления. Основными факторами эффективности планирования как соизмерения затраченных усилий на достижение результата являются: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность усилий. В современных условиях необходимо оценивать социально-экономическую эффективность менеджмента с использованием специальных методов и системы показателей.

В работе было проведено исследование, целью которого являлись анализ стратегического управления

коммерческой деятельностью оптового предприятия ООО «Аттика». Определено стратегическое видение организации и сформулирована её миссия: ООО «Аттика» - это лидер рынка по поставке алкогольной продукции в г. Красноярске.

По результатам РБ8Т-анализа, большинство внешних факторов, способных повлиять на развитие рынка алкогольной продукции в 2012 гг., окажут на него отрицательное воздействие. При этом наибольшее влияние на рынок окажут экономические и политические факторы. Поэтому, необходимо уделять особое внимание анализу деятельности налоговых органов, и отслеживанию изменений в законодательстве Российской Федерации. Это необходимо для того, чтобы какие либо изменения в политической сфере не оказывали отрицательного воздействия на деятельность предприятия, или просто для того, чтобы руководство организации сумело вовремя отреагировать на изменение самой непредсказуемой сферы [1].

Также, необходимо отслеживать и экономические процессы. Данная сфера обладает высокими показа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.