Научная статья на тему 'Метод обучения - важное средство для достижения наилучшего результата'

Метод обучения - важное средство для достижения наилучшего результата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / МЕТОД / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукурова Нодира Бахтиёр Кизи

В процессе изучения любого иностранного языка, в том числе и английского, весьма важно правильно подбирать методы обучения. О некоторых из них в статье идёт речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод обучения - важное средство для достижения наилучшего результата»

В.Ю. Розенцвейг, Б.Х. Хасанов, К.Х. Ханазаров, Р.А. Юсупов, У. Вайнрайх, В. Вильдемек, М. Уэст, Э. Хауген и др.

Таким образом, проблема двуязычия и многоязычия является предметом исследования сравнительной лингвистики. Исследования ученых подтверждают, что гармоничное двуязычие - одна из главных возможностей преодоления языковых трудностей между народами, оптимизации и регулирования межнациональных отношений. Двуязычие (многоязычие) - это владение двумя/несколькими языками и регулярное переключение с одного языка на другой, исходя из ситуации общения

Список литературы

1. Закиев М.З. Проблемы истории и языка: Сб. статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации. Казань, 1995.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НАИЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА Шукурова Н.Б.

Шукурова Нодира Бахтиёр кизи — преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе изучения любого иностранного языка, в том числе и английского, весьма важно правильно подбирать методы обучения. О некоторых из них в статье идёт речь. Ключевые слова: принцип обучения, наглядность, метод, знания, умения, навыки.

В обучении английского языка в вузе необходимо придерживаться некоторых принципов. Помимо принципа прочности, большое внимание следует уделять общепризнанному принципу наглядности. «Зрительная наглядность как способ семантизации наиболее актуальна при изучении лексики иностранного языка; особенно это касается многозначных слов.... Такой способ усвоения лексического значения слов чужого языка гораздо эффективнее перевода слова на родной язык, так как обучаемый запоминает связь лексического значения слова с самим предметом» [1, с. 64].

Включение студентов в решение проблемных ситуаций на занятии, в процесс поиска и решения теоретических и практических задач способствует активизации деятельности обучающихся, а также позволяет добиться положительного результата. Кроме того, для достижения наилучшего эффекта можно использовать познавательные стратегии, которые способствуют формированию и развитию личности. К ним относятся виды заданий, задействованных при овладении такими навыками, как письмо и чтение. Эти речевые навыки используются при разнообразных технологиях чтения.

Приведем те из них, которые помогают овладеть студентам необходимыми познавательными стратегиями:

1. Задание на множественную подстановку. При выполнении задания студентам надо соотнести содержание абзацев с предложенными заголовками.

2. Задание на множественный выбор. Подобные задания позволяют установить логические связи текста, проверить общее и детальное понимание текста на уровне смысловых идей и связей.

3. Восстановление текста. Из текста изымаются либо отдельные предложения, либо абзацы. Задача студентов состоит в том, чтобы восстановить текст в нужной последовательности.

Среди заданий, направленных на обучение различным формам письма, следует выделить следующие:

1. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста ключевых слов, ответов на вопросы, доводов в защиту или опровержение предложенных утверждений, основных идей, примеров на употребление конкретных слов и грамматических структур.

2. Упражнения на трансформации.

3. Упражнения на логическое завершение замысла.

4. Упражнения на сжатие текста.

5. Упражнения на расширение текста [1, с. 16].

Наряду с названными выше заданиями можно широко использовать Интернет-ресурсы. Преимуществом его является то, что часто студентов не нужно принуждать к использованию электронных ресурсов. Они сами с удовольствием обращаются к Интернету, чтобы получить

справочную информацию, узнать о новостях и новинках литературы, кино и музыки на изучаемом языке, с пользой проводят время в социальных сетях.

Роль преподавателя состоит в том, чтобы подсказать студентам на какие действительно полезные и ценные сайты в Интернете можно обратить внимание с целью не только удовлетворения потребности в новой информации, но и практики коммуникации на иностранном языке.

Большинство их разработано на основе интеграции традиционных и современных методов преподавания. Дифференциация по возрастным группам и многоуровневый подход дают возможность развития отдельной человеческой личности, влияют на ее мировоззрение, систему ценностей, самоидентификацию, умению мыслить. Во главу угла ставится популярный ныне индивидуальный подход. В принципах данного метода преобладает сознательность и практическая направленность. Сознательность проявляется в учете роли языка, который используется при овладении грамматическими явлениями, а также для семантизации языка.

Данный метод придерживается концепции об активной и пассивной грамматике, о целесообразности выделения знаменательных и строевых элементов языка. Под знаменательными элементами языка понимается словарный запас. Строевые элементы языка - это то, с помощью чего объединяются слова для выражения определённых мыслей.

При обучении на основе сознательно-практического метода подчёркивается важность сопоставительного изучения иностранного языка и родного языка. Причем это сопоставление необходимо не только для того, чтобы выучить иностранный язык, но и чтобы глубже познать свой родной язык.

В коммуникативном методе преследуются три цели: образовательная, развивающая и воспитательная. Значит, в учебный процесс можно включать такие виды заданий, которые будут способствовать формированию необходимых для этого умений и навыков.

Список литературы

1. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. М., 1998.

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Закирова С.А.

Закирова Сохиба Абдусалиевна — преподаватель, кафедра теории и практики немецкого языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, РеспубликаУзбекистан

Аннотация: при изучении немецкого языка в высшем учебном заведении весьма важно мотивировать студентов. В статье рассказывается о внутренней и внешней мотивации в изучении иностранного языка.

Ключевые слова: немецкий язык, студент, мотивация, преподаватель.

Мнение современных учёных основано на том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей студента, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей в любой человеческой деятельности, которая направлена на достижение успеха. Проблема мотивации в обучении возникает по каждому предмету. В методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики учебного предмета. Однако сегодня - в эпоху глобализации и миграции населения особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в вузе, особенно немецкого языка. Обычно до момента изучения его и в самом начале у студентов, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками, читать и узнавать ежедневно что-то новое, уметь общаться непосредственно. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение студентов немного меняется, поскольку этот процесс предполагает период накопления материала и преодоления разнообразных трудностей. В результате уменьшается мотивация, ослабевает воля, направленная на овладение немецким языком. Но впоследствии студенты сожалеют по поводу упущенного времени.

Вот почему мотивация считается как бы важнейшей пружиной процесса овладения иностранным языком, обеспечивающей его результативность. Мотивация определяется собственными побуждениями студента, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Преподаватель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.