УДК 341
МЕТОД НАДНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Алиева М.Н., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, madina_alieva_75@mail.ru
Магомедова З.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, Zumrud4444@mail.ru
В статье рассматривается явление наднациональности как юридического феномена в современных международных организациях. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что наднациональность сегодня широко обсуждается в российской и зарубежной науке международного права, однако до сих пор нет единства мнений относительно определения наднациональности, ее признаков, ее соотношения с принципом суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Кроме того, актуален вопрос о проявлении наднациональности в деятельности международных экономических организаций. Целью статьи является исследование природы наднациональности, определение ее понятия и признаков. В статье отмечается, что явление наднациональности не только характерно для целого ряда международных организаций и, в первую очередь, организаций экономической компетенции, но и закреплено в их учредительных актах. Обращается внимание на то, что международные организации являются вторичным по отношению к государствам субъектом международного права, однако обладают собственной волей, в формировании которой активно участвуют государства-члены организации.
На основе проведенного исследования констатируется, что практически все наиболее крупные и авторитетные международные экономические организации в большей или меньшей степени являются наднациональными. Степень наднациональности региональных экономических организаций, целью которых является усиление интеграции государствами-участниками, еще выше. В настоящий момент она так высока, что отдельные организации утратили черты международных организаций и представляют собой интеграционные объединения с признаками федерализма, в частности Европейский Союз. В качестве аргументов приведен анализ учредительных документов и практики рассматриваемых организаций.
Ключевые слова: наднациональность, международные экономические организации, суверенные права, учредительные акты, субъект наднациональной власти, государства-участники.
UDK 341
THE METHOD OF SUPRANATIONAL REGULATION IN INTERNATIONAL ECONOMIC
ORGANIZATIONS
Alieva M.N., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, madina_alieva_75@mail.ru Magomedova Z.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, Zum-rud4444@mail.ru
The article examines supranationality as a legal phenomenon in contemporary international organizations. The importance and urgency of the problem is that the supranational is widely discussed nowadays in the russian and foreign science of international law, but there is still no consensus on the definition of supranational, its features, its relationship with the principle of sovereign equality of States and respect for the rights inherent in sovereignty. Besides, the question of the manifestation of supranationality in the activities of international economic organizations is also actual. The aim of the article is to study the nature of the supranational, the definition of its concepts and features. The article notes that the phenomenon of supranational is not typical for a number of international organizations and, above all, for the economic ones, but also enshrined in their basic acts. Our attention is drawn to the fact that international organizations are secondary to the States subject of international law, but they have their own will, in the formation of which are actively involved the member states of the organization.
On the basis of the study it is stated that almost all of the largest and most influential international economic organization to a greater or lesser extent are supranational. The degree of supranational regional economic organizations whose purpose is to strengthen the integration of the participating States, is even higher. It is currently so high that some organizations have lost the features of international organizations and integration associations with the signs of federalism, in particular the European Union. As arguments the constituent documents and the practice of the considered organizations are analysed in the article.
Key words: supranational, international economic organizations, sovereign rights, the constituent acts, the subject of a supranational power, the Member states.
Наднациональность - это свойство, прису- Суть наднациональности как юридического фено-щее современным международным организациям. мена состоит в том, что «международные органи-
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 16. 2015. № 4.
зации способны создавать нормы права прямого действия не только для своих государств-членов, институтов или органов, но также для юридических и физических лиц государств-членов» [1, с. 142].
Явление наднациональности имеет место в ряде международных организаций, когда они получают возможность обязывать своими конкретными решениями государств-участников, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае, т.е. приобретают в отношении них определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий. По меткому замечанию профессора Вейтлера, «международная институциональная революция привела к тому, что наднациональные институты получили возможность проводить свою волю в государствах-членах, не обращаясь к институтам внутри государственного права» [2, с. 244].
Затрагивая тему наднациональности в деятельности международных организаций, в первую очередь стоит обратить внимание на такую специфическую черту их международной правосубъектности, как своеобразие ее воли, которая является вторичной, производной от воль государств-членов и проявляется как согласование их индивидуальных воль. Как отмечает Е.Э. Янюк, «содержание понятия наднациональности принято квалифицировать главным образом двумя способами: через расширение предметной компетенции международной организации за счет суверенных прав государств-членов и через правомочия международной организации принимать решения обязательные для государств-членов (юрисдикционная компетенция)» [3].
Трансформация международных экономических отношений, являющаяся следствием усиления экономической глобализации на современном этапе, привела не только к изменению институциональной структуры международных экономических отношений, но и к пересмотру роли и правового статуса субъектов таких отношений. Международные экономические организации в этих условиях также были подвергнуты трансформации, в связи с чем получили некоторые специфические особенности, к числу которых следует отнести и явление наднациональности. Это явление широко обсуждается в настоящее время и в российской, и в зарубежной науке международного права. Однако, несмотря на длительные дискуссии по этому вопросу, до сих пор нет единой или хотя бы признаваемой большей частью ученых позиции по вопросам: что же такое наднациональность, каковы ее признаки, в чем она проявляется и как соотносится с принципом суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Также актуален вопрос о том, как проявляется наднациональность в деятельности международных экономических организаций.
В вопросе о природе наднациональности существуют различные, в том числе и диаметрально противоположные точки зрения. В частности, К.А. Бекяшевым было высказано мнение об отсутствии наднациональной компетенции у междуна-
родных организаций. Он отметил, что «любая международная межправительственная организация (даже ООН) — всего лишь вторичный субъект международного права и не может ни в коей мере конкурировать с государствами, а тем более управлять или командовать ими» [4, с. 289]. Данная позиция нам кажется не совсем верной, так как явление наднациональности свойственно не только целому ряду международных организаций и, прежде всего, организаций экономической компетенции, но и закреплено в их учредительных актах. Действительно, как отмечает М.С. Попов, «международные организации являются вторичным по отношению к государствам субъектом международного права, однако, обладают собственной волей, в формировании которой активно участвуют государства-члены организации. Учитывая существующее de facto, а в ряде случаев и закрепленное de jure, неравенство государств в международных экономических отношениях, развитые экономические государства могут в значительно большей степени влиять на формирование воли международных экономических организаций, особенно, если в таких организациях при принятии решений используется принцип взвешенного голосования» [5, с. 18]. Таким образом, организация обретает наднациональную компетенцию.
Понятие «наднациональность» не определено в международно-правовых актах. Однако ряд ученых по-своему трактуют данное понятие. В частности, Т.Н. Нешатаевой наднациональность рассматривается «как элемент компетенции международной организации, т.е. как совокупность правомочий» [6, с. 74]. Так же считает и А.С. Фещенко, подчеркивая, что «наднациональность — совокупность полномочий, которыми государства наделяют определенный международный орган для целенаправленного регулирования их взаимоотношений, причем эти полномочия имею приоритетный характер по отношению к соответствующей компетенции государств-членов» [7, с. 170]. В.М. Шумилов высказал наиболее верную, как представляется, точку зрения, в соответствии с которой «наднациональность выступает как способ единообразного регулирования определенной области жизни государств, заключивших между собой с этой целью соответствующее соглашение» [8, с. 41]. По нашему мнению, именно это определение наиболее полно отражает специфику наднациональности.
Наднациональность, как нам видится, не приводит к объединению государств, а ведет их к новому, более высокому уровню сплоченности. Она представляет собой средство преодоления различий национальных правовых систем в целях более тесного объединения государств.
Несомненно, что существование наднациональности невозможно без субъекта наднациональной власти. С точки зрения М.С. Попова, «в отсутствие властных полномочий в отношении государств у какого-либо лица говорить о наднациональности не приходится. В настоящее время таки-
ми лицами являются международные организации» [9, с. 18]. Другими словами, приобретая наднациональные черты, они изменяются и приобретают иной характер, так как перестают быть только объединением суверенных государств, а становятся источником власти, регулируя внутренние вопросы государств. Истории развития и практики Европейских Сообществ свидетельствуют о том, что при наличии значительного числа наднациональных элементов в деятельности организации, в конце концов, происходит изменение ее юридической природы и превращение ее в интеграционное образование.
В области международных экономических отношений такая властная функция выполняется именно наднациональными международными экономическими организациями, к которым относятся организации группы Мирового Банка и ВТО и некоторые другие.
Относительно термина «наднациональность» надо сказать, что в современном его значении в международно-правовой литературе и практике он появился в связи с образованием «Европейского экономического сообщества (ЕЭС)». По природе своей ЕЭС - международная экономическая организация. Как известно, скорость эволюции международных экономических организаций значительно выше, чем прочих. Этим можно объяснить сложившуюся в настоящее время ситуацию, выражающуюся в том, что наднациональность наличествует в деятельности гораздо большего числа международных экономических организаций, чем других специальных организаций. В сущности, наднациональные международные экономические организации сейчас можно считать определяющим институтом международных экономических отношений.
Так как единое понятие наднациональности еще не выработано наукой международного права, дискуссионным является вопрос о признаках этого явления. Здесь доминирует концепция, в соответствии с которой к признакам наднациональности следует относить: «1) право на вмешательство международной организации в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства, согласно его конституции; 2) полномочия организации на создание, в целях регулирования этих вопросов, правил, обязательных для государств членов, и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил; 3) полномочия организации своими решениями обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов» [10]. М.А. Королев дополнил этот перечень следующим признаком: «автоматическое включение внутреннего права наднациональной организации во внутригосударственное право государств-членов» [11, с. 8].
Как представляется, к числу признаков наднациональности, прежде всего, надо отнести такой признак, как «наличие у международной организации властных полномочий в отношении государств-членов, причем эти властные полномочия
ограничены только сферой деятельности организации и правом государства на выход из организации». Другие вышеуказанные признаки лишь дополняют и раскрывают названный признак. Как было сказано выше, при отсутствии властных полномочий у организации по отношению к государствам-членам нельзя говорить о наднациональности, а если она станет неограниченной, то государства-члены утрачивают суверенитет и перестают быть государствами.
Интересным представляется вопрос о наднациональности некоторых международных экономических организаций. К примеру, о высокой степени наднациональности таких универсальных организаций, как МВФ и МБРР, много было сказано и российскими, и зарубежными исследователями. Наднациональность этих организаций определяется положениями их учредительных документов. В соответствии со статьей IV раздела 3 (в) Статей соглашения МВФ Фонд «осуществляет строгий контроль за политикой государств-членов в области валютных курсов и принимает специальные принципы, которыми руководствуются все государства-члены вотношении этой политики». Статьей VIII раздела 3 (а) предусматривается, что «ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом». Помимо того, согласно статье VIII раздела 5 Фонд вправе потребовать от государств-членов предоставить ему такую информацию, которую он считает нужной для ведения его дел, а также согласно пункту "с" раздела 5 статьи XII все решения Фонда принимаются большинством поданных голосов, если конкретно не оговорено иное.
Соглашение о создании ВТО также закрепляет положения, устанавливающие некоторую степень наднациональности этой организации. В частности, пунктом 4 статьи 16 Соглашения о создании ВТО предусматривается, что каждый член данной Организации обязан обеспечивать соответствие своих законов, внутренних правил и административных процедур обязательствам, предусмотренным Соглашениями. Не исключается также возможность вмешательства ВТО во внутренние вопросы государств-членов без их согласия.
Проведя анализ учредительных документов и практики рассматриваемых организаций, можно сделать вывод о том, что практически все наиболее крупные и авторитетные международные экономические организации в большей или меньшей степени являются наднациональными. М.С. Попов считает, что «степень наднациональности региональных экономических организаций, целью которых является усиление интеграции государствами-участниками, еще выше, более того, в настоящее время, степень их наднациональности настолько высока, что некоторые из них утратили черты международных организаций и представляют собой интеграционные объединения с признаками федерализма» [12, с. 15]. К примеру, таким объединением можно по праву считать Европейский Союз.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 1б. 2015. № 4.
А.Р. Каюмова считает, что «сегодня элементы наднациональности, в том числе в механизме принятия решений, в полной мере присущи только одному международному объединению — Европейскому Союзу» [13, с. 130].
Подводя итог, можно сделать предположение, что в будущем степень наднациональности
международных экономических организаций универсального характера будет увеличиваться, а степень наднациональности некоторых региональных международных экономических организаций может привести к утрате ими черт организаций и возникновению на их основе новых образований.
Литература
1. Шпакович О. Н. Наднациональность в праве международных организаций // Вестник международных организаций. 2012. № 2 (37).
2. Нешатаева Т.Н. Интеграция и наднационализм // Вестник пермского университета. Сер.: юридические науки. 2014. Вып. 2 (24).
3. Янюк Е. Э. Эволюция понятия наднациональность на примере деятельности международных организаций экономического характера. 25 декабря 2012 г. URL: http://mir-politika.ru/2814-evolyuciya-ponyatiya-nadnacionalnost-na-primere-deyatelnosti-mezhdunarodnyh-organizaciy-ekonomicheskogo-haraktera.html (дата обращения: 10.10.2015).
4. Международное публичное право / отв. ред. К.А. Бекяшев. М.: Проспект. 2011.
5. Попов М.С. Правовой статус международных экономических организаций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 200б. С. 18-19.
6. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1999.
7. Фещенко A.C. Явление наднациональности в деятельности международных органов // Советский ежегодник международного права. 1987. М., 1988.
8. Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: Юрайт. Сер.: Магистр, 2013.
9. Попов М.С. Указ. соч.
10. Влияние системы ООН на развитие международного права [Электронный ресур^. URL: http://otherreferats.allbest.ru/international/00032б41_0.html (дата обращения: 10.10.2015).
11. Королев М.А. Наднациональность с точки зрения международного права // Московский журнал международного права. 1997. №2.
12. Попов М.С. Указ. соч.
13. Каюмова А.Р. Международная юрисдикция и наднациональность: вопросы соотношения // Юридические записки. 2014. № 1.
References
1. Shpakovich O.N. Nadnacionalnost v prave mezhdunarodnyh organizaciy // Vestnik mezhdunarodnyh organizaciy. 2012. № 2 (37).
2. Neshataeva T.N. Integraciya i nadnacionalizm // Vestnik permskogo universiteta. Ser.: yuridicheskie nauki. 2014. Vyp. 2 (24).
3. Yanyuk E.E. Evolyuciya ponyatiya nadnacionalnost na primere deyatelnosti mezhdunarodnyh organizaciy ekonomicheskogo haraktera. 25 dekabrya 2012 g. URL: http://mir-politika.ru/2814-evolyuciya-ponyatiya-nadnacionalnost-na-primere-deyatelnosti-mezhdunarodnyh-organizaciy-ekonomicheskogo-haraktera.html (data obrascheniya: 10.10.2015).
4. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo / otv. red. K.A. Bekyashev. M.: Prospekt. 2011.
5. Popov M.S. Pravovoy status mezhdunarodnyh ekonomicheskih organizaciy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 200б. S. 18-19.
6. Neshataeva T.N. Mezhdunarodnye organizacii i pravo. Novye tendencii v mezhdunarodno-pravovom regulirovanii. M., 1999.
7. Feschenko A.C. Yavlenie nadnacionalnosti v deyatelnosti mezhdunarodnyh organov // Sovetskiy ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. 1987. M., 1988.
8. Shumilov V.M. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe pravo. M.: Yurayt. Ser.: Magistr, 2013.
9. Popov M.S. Ukaz. soch.
10. Vliyanie sistemy OON na razvitie mezhdunarodnogo prava [Elektronnyy resurs]. URL: http://otherreferats.allbest.ru/international/00032641_0.html (data obrascheniya: 10.10.2015).
11. Korolev M.A. Nadnacionalnost s tochki zreniya mezhdunarodnogo prava // Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1997. №2.
12. Popov M.S. Ukaz. soch.
13. Kayumova A.R. Mezhdunarodnaya yurisdikciya i nadnacionalnost: voprosy sootnosheniya // Yuridicheskie zapiski. 2014. № 1.
Поступила в редакцию 21 Октября 2015 г.
Received 21 October, 2015