УДК 372.881.111.1
Ю. Н. Синицына, О. Н. Курдубан, В. В. Корниенко
Метод молчания (silent way) как способ формирования навыков самостоятельной работы при изучении иностранного языка у студентов неязыковых специальностей и направлений
В статье рассматривается применение метода молчания в аудиторной работе как способ формирования навыков самостоятельной работы. Метод молчания (silent way) относится к нетрадиционным методам обучения иностранного языка и перед авторами стоит цель, и задача рассмотреть применение данного метода при обучении иностранному языку. Анализируя применения данного метода во всех аспектах изучения иностранного языка, так же уделяется внимание проблемам эмоциональной напряженности при изучении иностранного языка.
The article discusses the use the silent way in the classroom work as a way to build skills for independent work. The silent way refers to non-traditional methods of teaching a foreign language and the authors have a goal and task to consider the application of this method in teaching a foreign language. Analyzing the application of this method in all aspects of learning a foreign language, attention is also paid to the problems of emotional tension when learning a foreign language.
Ключевые слова: метод молчания, самостоятельная работа, иностранный язык, самоорганизация, метод обучения, эмоциональная напряженность, аудиторная работа.
Key words: silent way, individual work, foreign language, self-organization, teaching method, emotional intensity, classroom work.
Формированию иноязычной компетенции в высших учебных заведениях отводится определенное количество учебных часов, которые не всегда способны компенсировать пробелы в изучении иностранного языка. Поэтому большая часть языковой нагрузки приходится на самостоятельное изучение, а именно: выполнение домашней работы, организацию внеплановых мероприятий, участие во всевозможных конференциях и т.д.
Изучение иностранного языка представляет собой вид личностного роста учащегося, в процессе которого формируется сознательное восприятие иностранного языка. Главной задачей педагога является донесение основ грамматики и структуры иностранного языка с максимальной результативностью, что связанно с определенной «степенью осознанности восприятия материала» [3, с. 371], однако большая часть времени отводится на самостоятельное изучение или закрепление уже пройденного материала путем отработки полученных навыков. Актуальность данной темы заключается в том, чтобы задействовать врожденный потенциал учащегося для формирования навыков самостоятельной работы при изучении иностранного языка. Научная новизна рассматриваемой тематики заключается в применении метода молчания
© Синицына Ю. Н., Курдубан О. Н., Корниенко В. В., 2019
177
как способа формирования навыков самостоятельной деятельности с целью повысить результативность изучения иностранного языка. Целью данного исследования является рассмотрение эффективности данного метода в аудиторной самостоятельной работе. Исходя из этого, формулируются следующие задачи:
- сформулировать теоретическую составляющую применения метода молчания в изучении иностранного языка;
- рассмотреть практическое применение данного метода;
- обобщить выводы, полученные в ходе исследования метода молчания как способа формирования навыков самостоятельной работы.
Впервые метод молчания был озвучен в 60-х годах прошлого века и понимается как преподавание иностранного языка без вербального вмешательства со стороны преподавателя. Таким образом педагог, не опираясь на собственный языковой уровень, дает студенту возможность усваивать иностранный язык исходя из интеллектуального восприятия самого учащегося. Метод характеризуется тем фактом, что каждый желающий изучать иностранный язык «запрограммирован» на изучение, надо только направлять. Данный метод был предложен представителем когнитивизма Калебом Гаттеньо, который выдвинул теорию о самостоятельном и автономном изучении иностранного языка учащимися, где речевая активность педагога сводится только к 10% учебного времени, а остальные 90% отводятся на коммуникацию самих учащихся [8]. Проведенные позднее психологические и методические исследования в области изучения иностранного языка показали, что при овладении вторым языком затрагиваются не только умственные когнитивные способности, но чувственно-эмоциональные факторы личности. «В противовес традиционному воспроизведению вслед за преподавателем определенных фраз, метод "Silent Way" нацеливает на обучение в тишине, активизируя мыслительный процесс и речетворчество ученика» [1, с. 11]. Для более полного понимания принципа действия метода молчания можно вспомнить высказывание Бенджамина Франклина: «скажи мне - и я забуду» «научи меня - и я запомню» «вовлеки меня - и я выучу» [9].
Применение данного метода в обучении базируется на наглядности и ассоциативности, что способствует закреплению материала лучше, чем методическое повторение. «В принципиальном плане использование наглядности в процессе преподавания иностранного языка является своего рода моделированием типизированных образцов речевого материала и коммуникативных ситуаций, характерных для реального языкового окружения» [4, с. 77]. Подразумевается применение наглядности как посредника между преподавателем и студентом, где студент огражден от влияния и точки зрения педагога и таким образом, прибегает к задействованию собственных мыслительных способностей.
Используя метод молчания для формирования навыков самостоятельной работы, педагог объясняет теоретический материал на уроках, вовлекая визуализацию при помощи цвета и карточек, подготавливает наглядные, цветные схемы для изучения материала дома, где студент должен подключить свой творческий потенциал при выполнении домашнего задания. При возникновении затруднений произношения педагог без озвучивания лексической единицы может акцентировать внимание учащихся при помощи артикуляции, техникой пальцев указывая на необходимое слово (букву), ударение, интонацию и т.д. [7].
В отличие от западной системы обучения иностранному языку, где метод молчания хорошо известен и широко применяется, в отечественной практике он не особо популярен. Однако применение данного метода именно в ключе формирования навыков самостоятельности может способствовать решению ряда проблем, возникающих в процессе изучения иностранного языка, таких как восприятие, адаптация, преодоление языкового барьера, повышение мотивации.
Изучение иностранного языка невозможно без этапа самостоятельности. Более 60 % времени изучения языка отводится на индивидуальную работу студента, выполняемую как в аудиторные часы, так и самостоятельно, вне стен учебного заведения. Применяя метод молчания в развитии навыков самостоятельной работы, студент в первую очередь опирается на собственные «внутренние» способности, отдает себе отчет, что знание языка это нечто большее, чем способность говорить, думать и писать на иностранном языке. Отсутствие речевых поправок со стороны педагога формирует у учащегося интуитивное понимание правильной реакции на иностранную речь. Необходимость объяснений в данном случае сводится к минимуму, так как учащийся вынужден самостоятельно делать выводы и умозаключения, логически размышлять и рассуждать, а также самостоятельно опираться на правила, которые, по мнению студента, уместны в том или ином контексте. «Положительной чертой этого метода является стимулирование самостоятельности учащихся и использование в процессе обучения разнообразных опор и наглядных пособий» [2, с. 28].
Может показаться, что роль педагога в данном методе минимальна, и с одной стороны, так она и есть. Педагог, выступая в роли стороннего наблюдателя, берет на себя ответственность за формирование надлежащей коммуникативной среды во время применения данного метода на практике, без прямого вмешательства. Подразумевается, что интерес преподавателя проявляется только в наблюдении за процессом со стороны, никак не реагируя на допущенные ошибки или не поощряя правильность ответов, высказываний. Вся ответственность ложится на сами «коммуникаторы». Именно студенты должны привлекать друг друга к оценке собственных действий, поправляя, внося коррективы и
даже прибегая к спору в рамках учебного процесса. В применении данного метода учащиеся освобождены от критики, замечаний и корректировок со стороны преподавателя, что позволяет раскрыть иноязычный потенциал студента без оглядки на оценивающую шкалу. С другой стороны, пассивность со стороны педагога дает возможность студентам самим участвовать в иноязычном воспитании, примеряя на себя роль ответственной личности, в то же время педагог отмечает недочеты студентов для дальнейшей работы над ошибками.
При изучении иностранного языка неизбежно возникновение проблем, коррелирующих с психологической составляющей студента. Речь идет о так называемых «психофизиологических барьерах, которые возникают при отсутствии контакта преподавателя с обучаемым, нет приближения двух языковых реальностей, гармонии и/или существует большое различие между темпераментами преподавателя и студента». [6, с. 119]. Метод молчания позволяет преодолеть психологический барьер путем адаптации в коммуникационной среде других студентов, так как метод направлен на самостоятельное осмысление иностранного языка.
Преимущества данного метода неоднозначны: как уже было сказано, он мало изучен отечественными педагогами и крайне редко применяется на практике. Из отечественных авторов, рассматривавших данный метод можно, выделить Е.Г. Кашину и Н.Н. Охотину. В отличие от традиционных подходов, метод молчания представляется нестандартным направлением в обучении второго языка, однако с его применением можно сделать упор на все составляющие иностранного языка: грамматику, фонетику, лексику и разговорную речь, чтение и письмо.
Для примера приводится несколько возможных заданий с применением метода проекта с целью формирования навыков самостоятельной работы:
1. Грамматика
1.1 Педагог просит студентов на протяжении определенного периода времени на занятиях описывать увиденное по дороге в университет и/или случаи из жизни. Акцент делается на построении предложений с применением определенных грамматических конструкций:
There is/there are; was/were.....a lot of people at the bus station;
I'm sorry, I'm late. There is a traffic jam on a road. I walked past the flowerbed. There were many beautiful flowers.
Past continuous
On the way to the university, I was listening to an audiobook in English, which we were asked.
Present Perfect Have/ has
In the morning I have lost my keys. I could not go out.
To be going to
I was going to wake up earlier today but.... I'm going to drink coffee after lessons.
Применение метода молчания в данном случае, характеризуется наглядностью, визуализацией и сопоставлением. Также педагог не комментирует и не принимает непосредственного участия в процессе выступления студента. После выступления студенты задают вопросы по теме рассказа или уточняют какие-либо детали. Таким образом, происходит коммуникация учащихся на отвлеченные темы и без предварительной подготовки. Данные упражнения также помогут увеличить словарный запас.
2. Чтение и формирование навыков письма
2.1 Преподаватель может предложить студентам прочитать отрывок из книги и обсудить его. Далее студентам предоставляется возможность, работая в паре, разработать план и написать краткое изложение прочитанного. Студентам дается полная свобода действий, в том числе и отклонение от выработанного плана. Учащиеся, таким образом, проявляют больше самостоятельности, вырабатывают свой алгоритм действий, проявляют больше творческой фантазии и, как следствие, лучше запоминают материал. Применение метода молчания в данном контексте выражается самостоятельным обсуждением и составлением плана, без подсказок со стороны педагога.
3. Фонетика
3.1 Цель учащихся, согласно заданному фонетическому ряду, вспомнить и назвать как можно больше английских слов. Материалом для данного задания могут выступать картинки, слайды, таблицы или другой раздаточный материал. При выполнении задания активизируется память, навыки мышления и слухового восприятия иностранной речи, отработка произношения. Организуя работу в парах с данным заданием, педагог ориентирует студентов на самопроверку и взаимопомощь, поскольку он не корректирует их работу, но обращает внимание на ошибки учеников.
4. Лексика и разговорная речь
4.1 Для этого этапа могут быть разработаны некоторые виды дискуссий или монологических мероприятий. Преподаватель делит студентов на группы и ставит задачу рассказать сочинение на английском языке. Это может быть история одного дня конкретного студента, и тот, не прибегая к навыкам разговорной речи, описывает свои действия путем жестов и наглядных элементов. Остальные участники группы угадывают его действия на иностранном языке. В группе выбирается ответственный, кто записывает все угаданные действия в виде эссе. После завершения группы обмениваются записанным путем пересказа. В качестве темы к составлению рассказа может служить тема «My typical day»; «My friends and I» и т.д. Выбор темы является преимуществом самой группы, акцент делается на лексику и уровень ее применения. Цель данного задания в отработке лексического материала, правильности построения предложения, коммуникации только на иностранном языке без опоры на родной язык.
Педагог перед организаций данной групповой работы может акцентировать внимание студентов на правильность употребления артиклей, предлогов и времен, употребляемых в предложениях. Для усложнения задачи и отработки грамматических конструкций, преподаватель может поставить задачу, составлять предложения, задействовать разные времена английского языка, исходя из контекста.
4.2. Метод экспертов: преподаватель в этом случае нарушит молчание только для озвучивания условий данного задания. Учащиеся делятся на группы (оптимально - по 4 человека, поскольку, задание представляется в виде четырех этапов). Каждый человек в команде - эксперт, которому необходимо осуществить сбор и обработку новой информации.
1 тур - эксперт под номером 1, 2, 3, 4 (их всего по 4 - по одному в каждой команде) ищут информацию. эксперт 1 - артикль, что это такое эксперт 2 -артикль the что это эксперт 3 - артикль а/ an что это эксперт 4 - слова-исключения (без артиклей). Важно отметить, что эксперты работают самостоятельно и независимо друг от друга, преподаватель не оказывает никакого влияния на учащихся, работа делается самостоятельно.
Тур 2 - эксперты образуют свои группы, и в итоге, получаются группы из экспертов 1, 2, 3 и 4. На этом этапе эксперты своей категории делятся информацией, которую нашли на предыдущем этапе. Информация структурируется, отсеиваются ненужные или лишние данные.
Тур 3 - эксперты возвращаются в свои группы и делятся по очереди информацией с остальными экспертами.
Тур 4 - полученная информация фиксируется в виде схем, таблиц, проходит письменный опрос.
Метод молчания в данном случае позволяет наращивать пассивные лексические единицы и применять их на практике. В описанных примерах лексико-грамматические основы закрепляются на подсознательном уровне, другими словами, формируется пассивный словарь, что в свою очередь является базовой ступенью формирования иноязычной компетенции. При изучении иностранного языка формирование пассивного запаса также необходимо, как и формирование активного. Любая лексическая единица, закладываемая в пассивный словарный запас, впоследствии постепенно переходит в разряд активно применяемых в различных видах языковой коммуникации.
Важным фактором при применении метода молчания выступает формирование благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях, так как эмоционально здоровая атмосфера на занятиях значительно увеличивает степень внимательности и заинтересованности студентов в изучении иностранного языка, положительно влияет на повышение мотивационного фактора [5]. Цель применения метода молчания - ори-
ентировать студентов на самостоятельность. Применение его в совокупности с другими методами обучения, поможет решить ряд эмоциональных проблем, возникающих в процессе обучения, таких как преодоление языкового барьера, снижение уровня напряжения за счет коммуникации в парах или группах.
Метод молчания, являясь нетрадиционным подходом в обучении иностранного языка, не заменяет традиционных приемов преподавания и не выступает альтернативой. Но применение данного метода поможет студентам сформировать навыки самостоятельной работы, чувство ответственности в применении иностранного языка, достичь гармонии во взаимодействии преподаватель - студент - преподаватель. Традиционные подходы могут совмещаться с представленным методом как возможность большей свободы действия студентов в собственном формировании лингвистических аспектов, выработки навыков самостоятельности, что в свою очередь благотворно влияет на изучение иностранного языка.
Список литературы
1. Галковский Г.А. Практика профессионального обучения практической фонетике иностранного языка (английский язык) на основе инновационного метода "silent way" // Сборники конференций НИЦ социосфера. - №10. - 2017. - С. 9-16.
2. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка: учеб. пособие для студ. филологических факультетов университетов / отв. ред. А.С. Гринштейн. - Самара: Изд-во Универс-групп, 2006. - 75 с.
3. Синицына Ю.Н. Интерактивные методы обучения деловому английскому языку в глобальной информационной среде// Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (15 марта 2018 г.) / ред. А.Н. Дулатова, О.М. Уржумова и др. - Краснодар: Краснодарский гос. институт культуры, 2018. - С. 371.
4. Фильцова М. С. Наглядность как средство компенсации ограниченной языковой среды при обучении студентов English media // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань: Молодой ученый. - 2017. - С. 77-81. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12842/ (дата обращения: 16.03.2019).
5. Чернышев С. В. Эмоциональный аспект содержания обучения иностранным языкам // Язык и культура. - №4 (28). - 2014. - С. 203-210.
6. Шепеленко Т.М. Психологические аспекты изучения иностранных языков // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - №1 - 2017. - С. 117-123.
7. Щукина О.П Использование «Метода молчания» (Silent Way) для повышения мотивации, активности, самовыражения и уровня языковой подготовки на занятиях по английскому языку в военном вузе // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденций преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: теория и практика: сб. ст. и тез. выступлений межвуз. науч.-метод. семинара преподавателей иностр. яз. - 2018. - С. 307.
8. Филолингвия. - URL: http://filolingvia.com/publ/91-1-0-157 (дата обращения: 15.03.2019.)
9. Silent way. - URL: http://www2.vobs.at/ludescher/Alternative%20meth-ods/THE%20SILENT%20WAY%20english.doc (дата обращения: 15.03.2019)
Статья поступила: 16.05.2019. Принята к печати: 17.06.2019