ISSN 2410-700X
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
# 10-1 / 2022
УДК 796.015.58
Заплатина Н.Ю.
ст. преподаватель СГУ, Федякина Л.К. канд. пед. наук, доцент СГУ, Кортава Ж.Г.
канд. пед. наук, доцент СГУ, г. Сочи, РФ
МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация
В работе рассматриваются изменения уровня физической подготовленности студентов в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре в вузе. Рассматривается влияние от использования метода круговой тренировки в тренажерном зале в ходе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре и спорту студентами в вузе. Целью исследования является выявление эффективности использования кругового метода в ходе практических занятий по физической культуре со студентами в вузе. Использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня физической и функциональной подготовленности студентов с использованием кругового метода. Отмечаем, что важным фактором является соответствие интенсивности выполнения упражнений уровню физической подготовленности студентов.
Ключевые слова:
физическая подготовленность, студенты, метод круговой тренировки, средства физической культуры
Введение. Проблема эффективного и рационального использования того или иного средства или метода физической культуры с целью повышения уровня подготовленности студентов на протяжении последних лет, становится все более актуальной, в связи с ухудшением подготовленности абитуриентов [1, 2, 3, 6, 7 и мн. др.]. Результаты предварительных исследований свидетельствуют о том, что на эффективность занятий влияют: величина нагрузки и ее соответствие уровню физической подготовленности студента [4, 5], последовательность в которой используются средства физической культуры [5]. Локальные силовые упражнения, выполняемые в квазиизотоническом режиме, являются прекрасным средством тренировки, поскольку стимулирует деятельность эндокринной и иммунной систем (при исключении перетренированности) [4]. В физическом воспитании студентов вуза силовые упражнения могут быть использованы с внешним дополнительном сопротивлением (гантели, штанга, тренажеры и т.д.) и с весом собственного тела в качестве дополнительного сопротивления. Последние находят более широкое применение вследствие простоты применения, отсутствия необходимости приобретать дополнительный инвентарь и т.д. Поэтому, использование метода круговой тренировки в процессе занятий, представляется вполне обоснованным. Это позволит достигнуть более выраженного оздоровительного и тренировочного эффекта.
Целью исследования является апробация метода круговой тренировки в тренажерном зале в ходе академических занятий физической культурой в вузе. Это позволяет оказывать комплексного воздействие на основные мышечные группы посредством выполнения физических упражнений в квазиизотаническом режиме. Положительное воздействие упражнений, выполняемых в изотоническом (квазиизотаническом) режиме, на организм человека выявлено многими исследованиями [3, 4, 5, 6, 7 и др.].
ISSN 241G-7GGX
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
# 1G-1 I 2G22
Оздоровительно-развивающее воздействие силовых физических упражнений на организм студентов определяется следующими основными параметрами [6]: интенсивностью выполнения упражнения т.е. величиной задаваемого сопротивления (величиной отягощения); длительностью выполнения упражнения, что характеризует объем в нашем случае, это 35-45 секунд; интервалом и характером отдыха между подходами, нашем случае, это 90 секунд для всех студентов.
Экспериментальная проверка эффективности применения метода круговой тренировки осуществлялась на протяжении одного учебного семестра. В экспериментальных исследованиях принимали участие студенты юноши двух учебных групп (n=28). На первой и второй неделе в начале семестра и в конце семестра проводилось тестирование уровня физической подготовленности студентов. Учебной программой предусмотрено проведение двух практических занятия в неделю.
Величина тренировочной нагрузки повышалась волнообразно: три занятия нагрузка увеличивалась, затем на четвертое занятия, нагрузка несколько снижалась. Организация занятий по методу «круговой тренировки» предполагала, что студенты последовательно (по кругу) переходят от «станции к станции». При этом выполняются два-три круга. Расположение «станций» предполагало чередование выполнения силовых упражнений с участием мелких и крупных мышечных групп. При выполнении силовых упражнений по методу круговой тренировки, обращалось внимание студентов на собственные ощущения, чувства тепла, тяжести, «жжения» в работающих мышечных группах.
Отмечаем, что наибольшие достоверные (р0О,О5) положительные изменения за время эксперимента произошли по результатам тестов: улучшился результат PWC150 и PWC150/P, соответственно, на 9,7% и на 12,4%, количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа увеличилось на 9,5%, ИГСТ улучшился на 9,2%. Изменились практически все результаты тестов: в прыжке вверх из глубокого приседа на 11,3%, время 5 приседаний на одной ноге уменьшилось на 19,9%, результат в тесте Margaria улучшился на 12,1%.
Заключение. Таким образом, эффективность использования метода круговой тренировки в условиях прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре, подтверждена экспериментально.
Список использованной литературы:
1. Aленуров ЭЛ. Влияние занятий флорболом на уровень физической подготовленности студентов / Aленуров ЭЛ., Пучкова Н.Г., Троянов К.В., Краснов Р.Б. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. №9(187). С. 11-17.
2. Михонин A.A. Некоторые проблемы в преподавании дисциплины «Физическое воспитание» в техническом вузе / A.A. Михонин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). С.112-114
3. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж.Г. Кортава, A.A. Федякин, ЮЛ. Васильковская, Н.Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129
4. Федякин A.A. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / A.A. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №6(124). С. 194-196
5. Федякина Л.К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л.К. Федякина, A.A. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №2(120). С. 186-189. 11
6. Fedyakin A.A. Analysis of dissertation research on physical education of students I A.A. Fedyakin, E.V. Kuvaldina II European Journal of Physical Education and Sport. 2Q1S. Т. 7. № 1. С. 17-23.
7. Fedyakin A.A., Kortava Zh.G._Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body II European Researcher. 2012. №11-2(34). С. 1941-1946
© Заплатина Н.Ю., Федякина Л.К., Кортава Ж.Г., 2022