Научная статья на тему 'Метод компонентного обучения краеведению (из опыта преподавания авторских курсов)'

Метод компонентного обучения краеведению (из опыта преподавания авторских курсов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод компонентного обучения краеведению (из опыта преподавания авторских курсов)»

ДОКУМЕНТСВЕДЕНИЕ

МЕТОД КОМПОНЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЮ (Из опыта преподавания авторских курсов)

Г.П. Пирожков

Профессиогргмма специалиста (историка, библиотекаря, документоведа и др.) включает перечень знаний, умений и навыков, приобретаемых при изучении краеведческих дисциплин («Историческое краеведение», «История родного края», спецкурса «Топонимия Центрально-Черноземного края»), а также определяет содержание этого компонента. Структуру краеведческих курсов мы выстраиваем с учетом будущей специальности выпускников, а все формы и виды занятий, в совокупности отражающие основные параметры профессиограммы, нацелены на подготовку специалиста, способного вести научно-краеведческую работу прежде всего в той отрасли краеведения, которая близка к его специальности.

На факультете информационных ресурсов ТГУ им. Г.Р. Державина, например, особое внимание обращается: в фуппе библиотекарей - на изучение основных тем и актуальных проблем библиотечного и библиографического краеведения, совершенствование навыков составления библиографических указателей; в группе доку-ментоведов - на изучение процесса трансформации документа в исторический источник, приобретение навыков формирования архивной, библиотечной или музейной коллекции (экспозиции, выставки и т. д.). При изучении «Истории родного края» учащимися Тамбовского экономического техникума их внимание акцентируется на углубленном изучении экономической истории, деятельности местных государственных учреждений, знакомстве с основными источниками краеведения, получении навыков работы с ними. Обучающиеся, например, с умением берутся за выполнение генеалогического практикума по составлению истории своей семьи, завершающего учебный курс. Для учащихся лицеев, гимназий, средних школ готовятся рассказы о понятиях и источниках краеведения, обсуждения историкокраеведческих очерков, предлагаются самостоя-

тельные работы, проводятся конкурсы, конференции и др. [1].

Выполняя профессиональные задачи, мы применяем метод компонентного (модульного) обучения, суть которого - в выделении основных компонентов - модулей (узловых тем и проблемных вопросов) курса.

Применению именно этого метода в качестве одного из преобладающих в обучении способствует структура основных учебно-методических работ автора [2]. Так, в учебном пособии «Краеведение» выделены блоки: 1) теория краеведения; 2) история краеведения (в том числе тамбовского); 3) источники краеведения; 4) основные формы и методика краеведческой работы. Они - основа формирования компонентов - модулей курса.

Дня каждого компонента определяются (опять же с учетом профессиональной подготовки выпускников) формы, виды занятий, основные методы обучения. Особое внимание обращается на практическую подготовку студентов. Умения и навыки формируются при выполнении практикумов и самостоятельных творческих работ. Проводится экскурсионная практика (в краеведческом музее, на базе внемузейных памятников Тамбова и др.) [3]. Закрепляются навыки и умения краеведческой работы во время производственной практики (будущие библиотекари занимаются краеведением в библиотеках, документоведы - в государственных и ведомственных архивах, канцеляриях учреждений, частных фирм и т. д.). В помощь студентам автором составлены программы практикумов, написаны методические рекомендации [4].

Изучение каждого компонента курса завершается той или иной формой рубежного контроля.

Результаты исследований, творческие находки студентов (фольклорные произведения, воспоминания очевидцев исторических событий, документа из частных собраний и др.) публикуются отдельными изданиями [5], в трудах создан-

ного нами объединения исследователей «Тамбовский центр краеведения» [6], в периодической печати [7]. Краеведческие документы и материалы активно используются при написании дипломных работ. Ряд выпускников университета, изучавших краеведение, став аспирантами, избрали в качестве диссертациошшх исследований региональные темы. Они поддерживают творческие связи с Тамбовским центром краеведения, продолжая публиковаться в его изданиях [8]. Некоторые проводят занятия по краеведению по программе и методике автора.

Использование компонентного метода позволяет эффективно управлять процессом обучения, контролировать аудиторные и внеаудиторные занятия студентов, оценивать работу каждого из них на каждом занятии. Это стимулирует повседневную работу студентов, положительно сказывается на итоговом результате (курсовом экзамене, зачете), а главное - прививает желание и в дальнейшем заниматься краеведением, профессионально подготавливая их к этой деятельности.

1. Исследования проводились в учебных заведениях в 1993-2000 гг. по методихе автора. Об опыте работы в Цнинской средней школе № 2 в поселке Строитель (Тамбовский район) подробнее см. Пирожков Г.П. Краеведение: Учеб. пособие: В 2 ч.

Ч. 2: Источники краеведения Краеведческая работа. Тамбов. 1996. С. 145.

2. См. Пирожков Г.П. Историческое краеведение: Программа, планы семинар, и практ. занятий. Тамбов, 1993.; его же. Топонимия Центральночерноземного края (проблемы и методы изучения): Учеб. пособие. Тамбов, 1996 и др.

3. См. Пирожков Г.П. Краеведческая экскурсия: Задачи и содерж. учеб. практики. Тамбов, 1995.

4. См. Пирожков Г.П. Изучение истории города, села: Метод, рекомендации по поисково-краевед. работе. Тамбов. 1994; его же. Экслибрис: Материалы к спецсеминару по курсу «Краеведение» --Тамбов. 1994; его же. Историческая география и краеведение: Контрол, вопросы и задания для само-сгоят. работы сту дентов. Вып. 3. Тамбов. 1995 и др.

5. См. Откуда есть пошла земля тамбовская. Bi.nL 6 : Тамбовские хроники: Библногр. указ. (1992-1997 гг.) / Сост. И В. Авдеева, В.П. Зорина; Науч. ред. Г.П. Пирожков; ТЦК. Тамбов. 1998; Каширских Т.А. Из истории краеведения: совет, период: Лекция / Науч. ред. Г.П. Пирожков. Тамбов, 1996.

6. См. Суздалъцев Г. Родословная Асеевых // Тамбовские хроники: Ист.-красвед. бюл. К? 8-9. - Тамбов, 1999: Жеребятьева О. И. Зарождение кинематографа в Тамбове // Откуда есть пошла земля тамбовская: Сб. ст. Вып. 4. Тамбов, 1995; Горепкина В К вопросу о родословных камснских помещиков (Хвощинские и Давыдовы) // Вестник Тамбовского центра краеведения. Тамбов, 1999. №1 и др.

7. См. Жеребятьева О Н., Пирожков Г.П Кинематограф в Тамбове // Кредо. Тамбов, 1997. № 1-3; Дерябина Я, Пирожков Г.П. Тамбовские собиратели И Город на I (не. Тамбов, 2000.26 ал р. - 2 мая и др.

8. См. Каримов А. В. Досуг тамбовских студентов // Тамбовские хроники: Ист.-краевед. бюл. № 3 (сент.). Тамбов, 1996; Любомудрова А.Ю Музыкальные традиции рода Чичериных в развитии вокально-хоровой культуры Тамбовского края // Там же. 1999. № 6-7; Каширских Т.А. Управление краеведческой деятельностью обшедоступных библиотек Центрально-Черноземного региона (Но материалам диагностического исследования) // Вестник Тамбовского цетра краеведения. 1999. № 3 и др.

РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Т.А. Полякова

Профессиональная культура - это система социальных качеств, обеспечивающая уровень трудовой, профессиональной деятельности и определяющая ее личностное содержание, отношение к труду. Именно через профессиональную деятельность специалист достигает максимальных для себя результатов, выявляет свои способности, реализует свою личностную культуру.

В системе знаний специалиста выделяется два блока. Первый связан с выполнением конкретных действий. Он не является исчерпывающим показателем способностей специалиста. Для определения профессиональной компетентности более важен второй блок. Эго. так называемые, метазнания, т. е. сведения о механизмах деятельности, понимание ее структуры, умение обучать-

ся, приобретать правила любой деятельности. Эти сведения и определяют уровень профессиональных способностей специатиста. Глубокие метазнания характеризуют его мастерство, возможности быстрой адаптации.

Высокий уровень сформированное™ профессиональной хультуры определяется с помощью двух характеристик: общих и специальных. Общая профессиональная культура специалиста любого профиля складывается из единства таких показателей, как понимание социальной значимости своей профессии, работоспособность, инициативность, готовность эффективно решать возникающие профессиональные задачи, владение нормами научной организации труда, знание теории управления и основ социальной психологии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.