Научная статья на тему 'Метод кейс-стади как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации'

Метод кейс-стади как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД КЕЙС-СТАДИ / ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / METHODICAL WORK / YOUNG TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCE / METHOD OF CASE STUDIES / FORMS OF IMPROVEMENT OF QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Азлецкая Елена Николаевна, Карлаш Светлана Ильинична

Статья посвящена актуальной теме современного дошкольного образования организации эффективной методической поддержке начинающих педагогов в условиях дошкольной организации. В статье освещаются подходы к непрерывному образованию молодых педагогов, подробно описывается опыт использования в этой работе метода кейс-стади. Авторы в своих исследованиях уровня профессиональных компетенций вновь принятых молодых педагогов отмечают достаточно высокий знаниевый компонент и наличие способностей и личностных качеств, значимых в педагогической деятельности. При этом выявлено, что молодые педагоги имеют не достаточный уровень владения профессиональными умениями и отсутствие навыков. Этим авторы обосновывают необходимость и актуальность обновления в дошкольной организации системы повышения профессиональных компетенций педагогических кадров. Выявлено, что метод кейс-стади имеет широкие возможности развития профессиональных педагогических компетентностей. Отмечаются возможности кейсов: практическая направленность, возможность адаптировать ситуацию к реальной организационной ситуации, активность участников в относительно безопасной ситуации, создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую участникам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность; получить позитивную обратную связь от ведущего и участников, повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки; делать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Азлецкая Елена Николаевна, Карлаш Светлана Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD CASE-STUDY AS A FACTOR IN DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TEACHERS

The article is devoted to the actual topic of modern preschool education the organization of effective methodological support beginning teachers in a preschool organization. The article highlights the approaches to the continuing education of young teachers, describes in detail the experience of using the method in this paper a case study. The authors in their studies, the level of professional competence of teachers newly hired young point high enough znanievy component and the availability of skills and personal qualities that are important in teaching. This revealed that the young teachers do not have an adequate level of professional skills and lack of skills. These authors prove the necessity and urgency of renewal in preschool organization of system of improvement of professional competencies of teaching staff. It was found that the method of case study has broad opportunities for the development of professional pedagogical competence. There have been cases possible: practical orientation, the ability to adapt to the real situation of the organizational situation, the activity of participants in a relatively safe situation, to create a friendly working environment motivating, allowing participants to use the existing experience, be creative; to receive positive feedback from the host and the participants increase their confidence that they can handle the reality with the objectives of such a plan, or, conversely, to identify their shortcomings; make mistakes in a situation close to the reality, and then analyze them.

Текст научной работы на тему «Метод кейс-стади как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации»

УДК 371.14

ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна, Veronica M. GREBENNIKOVA,

Кубанский государственный университет, Kuban State University,

г. Краснодар, Россия Krasnodar, Russia

АЗЛЕЦКАЯ Елена Николаевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

КАРЛАШ Светлана Ильинична, Центр-Детский сад № 181, г. Краснодар Россия

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме современного дошкольного образования - организации эффективной методической поддержке начинающих педагогов в условиях дошкольной организации. В статье освещаются подходы к непрерывному образованию молодых педагогов, подробно описывается опыт использования в этой работе метода кейс-стади. Авторы в своих исследованиях уровня профессиональных компетенций вновь принятых молодых педагогов отмечают достаточно высокий знаниевый компонент и наличие способностей и личностных качеств, значимых в педагогической деятельности. При этом выявлено, что молодые педагоги имеют не достаточный уровень владения профессиональными умениями и отсутствие навыков. Этим авторы обосновывают необходимость и актуальность обновления в дошкольной организации системы повышения профессиональных компетенций педагогических кадров. Выявлено, что метод кейс-стади имеет широкие возможности развития профессиональных педагогических компетент-ностей. Отмечаются возможности кейсов: практическая направленность, возможность адаптировать ситуацию к реальной организационной ситуации, активность участников в относительно безопасной ситуации, создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую участникам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность; получить позитивную обратную связь от ведущего и участников, повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки; делать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.

Ключевые слова: методическая работа, молодой педагог, профессиональные компетенции, метод кейс-стади, формы повышения квалификации

Elena N. AZLETSKAYA, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Svetlana I. KARLASH, Center-Kindergarten № 181, Krasnodar, Russia

METHOD CASE-STUDY AS A FACTOR IN DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TEACHERS

The article is devoted to the actual topic of modern preschool education - the organization of effective methodological support beginning teachers in a preschool organization. The article highlights the approaches to the continuing education of young teachers, describes in detail the experience of using the method in this paper a case study. The authors in their studies, the level of professional competence of teachers newly hired young point high enough znanievy component and the availability of skills and personal qualities that are important in teaching. This revealed that the young teachers do not have an adequate level of professional skills and lack of skills. These authors prove the necessity and urgency of renewal in preschool organization of system of improvement of professional competencies of teaching staff. It was found that the method of case study has broad opportunities for the development of professional pedagogical competence. There have been cases possible: practical orientation, the ability to adapt to the real situation of the organizational situation, the activity of participants in a relatively safe situation, to create a friendly working environment motivating, allowing participants to use the existing experience, be creative; to receive positive feedback from the host and the participants increase their confidence that they can handle the reality with the objectives of such a plan, or, conversely, to identify their shortcomings; make mistakes in a situation close to the reality, and then analyze them.

Keywords: methodical work, young teacher, professional competence, method of case studies, forms of improvement of qualification

Благодарность. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Центр - Детский сад № 181»,

Российская Федерация Acknowledgement. Municipal budget preschool educational institution of municipal formation Krasnodar "Center-Kindergarten № 181", Russian Federation

Современное дошкольное образование является одной из самых активно развивающихся уровней образовательной системы Российской Федерации. Нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии,

развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности. Ценность дошкольного периода развития и его непреходящее значение для всей последующей жизнедеятельности человека накладывают особую ответственность на педагогов дошкольных организаций.

Решение основных задач, стоящих перед дошкольными организациями, новые цели и содержание программ дошкольного образования ожидают новых взаимоотношений взрослых с детьми, отрицая манипуляторный подход к ребенку, учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ним. Однако в процессе обучения будущие воспитатели во многих учебных заведениях получают только специальные знания, а умения и навыки они приобретают самостоятельно, путем проб и ошибок. Иногда это становиться причиной ухода из профессии.

За последние два года в нашей дошкольной организации значительно поменялся педагогический состав. В настоящее время более двух третей педагогического состава Центра приходится на вновь принятых молодых педагогов. Наши исследования уровня профессиональных компетенций вновь принятых молодых педагогов отмечают достаточно высокий знаниевый компонент и наличие способностей и личностных качеств, значимых в педагогической деятельности. При этом отмечается не достаточный уровень владения профессиональными умениями и отсутствие навыков [1]. Исследования показывают; что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями руководителя детского сада и родителей как потребителей образовательных услуг, перспективой развития образовательной системы детского сада и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров. Таким образом, необходимой и актуальной стало обновление в нашей дошкольной организации системы повышения профессиональных компетенций педагогических кадров [2].

Необходимость обновления методической работы в русле повышения компетентности педагогических кадров привела к поиску условий ее эффективной реализации. Анализ ранее существующей методической работы показал, что при достаточной вариативности в выборе предлагаемых практикой форм организации данной работы основными недостатками являются отсутствие всестороннего охвата данной проблемы, однобокость во взглядах на необходимые условия повышения квалификации педагогических кадров, частое предпочтение форм когнитивной направленности в ущерб психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога. Возникла острая необходимость разнообразить работу с кадрами, обогатив ее, прежде всего, использованием методов и форм активного обучения такими как: дистанционное обучение, оп-Ппе консультирование, участие в вебинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, тренингах, просмотр с последующим обсуждением открытых видов деятельности, самостоятельная организация образовательной и игровой деятельности с детьми с последующей рефлексией. А так же применение в работе с кадрами проблемно-поискового обучения: метод кейс-стади, разработка мини проектов, участие в инновационной деятельности и профессиональных конкурсах.

Наиболее эффективным методом развития профессиональных компетенций, по результатам наших исследований, явился метод кейс-стади.

В России метод кейс-стади начал внедряться в 70-е годы прошлого века в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. При этом значительный вклад в разработку и внедрение метода внесли Ю.Д. Красовский, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапопорт и др.

Мы рассматриваем кейс-стади как описание реальной ситуации, как «часть» реальных событий в нашем детском саду. Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариативность испольвования. Сущность данной технологии состоит в том, что методический материал подается воспитателям в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

А.М. Гуревич выделяет следующие аспекты кейсов: умение структурировать время, делегировать полномочия, уверенность и умение отстаивать свое мнение, слушать и быть услышанным, развитие навыков презентации, а также творческий и креативный подход [3].

Существенной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. Охарактеризовать роль различных методов, интегрирован-

ных в кейс-стади можно следующим образом: построение модели ситуации, системное представление и анализ ситуации, способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования, создание описания ситуации, представление проблемы, лежащей в основе ситуации, создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуацию, представление вариантов поведения героев ситуации, генерирование идей относительно ситуации, обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения.

В своей методической работе мы чаще всего используем мини-кейсы. Это практические ситуации, описывающие проблему в краткой форме (от одного абзаца до страницы текста). Объем информации достаточен для того, чтобы педагог, обладающий необходимыми знаниями, мог принять обоснованное решение. Кейсы имеют типовую структуру. Стандартный методический кейс включает в себя: ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни); контекст ситуации (хронологический контекст места, особенности действия или участников ситуации); комментарий ситуации, представленный автором, и вопросы или задания для работы с кейсом.

Педагогические ситуации, как правило, предлагаются воспитателями и другими педагогическими работниками. На их основе кейсы разрабатывают наставники под руководством старшего воспитателя. Кейс, развивающий профессиональные педагогические компетентности, должен соответствовать четко поставленной цели создания, иметь соответствующий уровень трудности, иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни, иллюстрировать типичные ситуации, провоцировать дискуссию, развивать аналитическое мышление.

Организация работы с кейсом содержит следующие этапы:

Первый этап - этап погружения в совместную деятельность. Основной задачей этого этапа является формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, она соотносится с соответствующими знаниями.

Второй этап - организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа организация деятельности по решению проблемы. Деятельность, как правило, организуется в малых группах, в отдельных случаях - индивидуально. В каждой малой группе идет сопоставление индивидуальных ответов, выработка единой позиции. При этом значим процесс осознания и формулировки проблемы на основе интерпретации ситуации. Также необходимо выявить причины возникновения этой проблемы. Затем нужна выработка различных способов действия и вариантов решения проблемы в данной ситуации. После этого осуществляется выбор лучшего решения с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления. Далее в каждой группе выбирается педагог, который будет представлять решение и отвечать на вопросы. Воспитатели, входящие в малую группу так же отвечают на вопросы. Модератор (его роль исполняет педагог-психолог и/или старший воспитатель) организует и направляет общую дискуссию.

Третий этап - анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача последнего этапа выявить образовательные результаты работы с кейсом. Под образовательными результатами мы понимаем совокупность мотивационных (ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности), операциональных (освоенные универсальные и специальные способы деятельности) и когнитивных (знания, предметные умения и навыки) ресурсов педагога, которые определяют его способность к решению значимых для него профессиональных практических задач.

Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы.

В процессе реализации метода кейс-стади решаются следующие задачи:

1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).

2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).

3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ).

4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).

5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).

6. Подготовка прогнозов относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ).

7. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).

8. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ) [4].

Таким образом, как показывает наша практика, метод кейс-стади имеет очень широкие возможности развития профессиональных педагогических компетентностей. Несомненными плюсами кейсов являются: практическая направленность, возможность адаптировать ситуацию к реальной организационной ситуации, активность участников в относительно безопасной ситуации, возможность создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую участникам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность; возможность получения позитивной обратной связи от ведущего и участников, возможность для участников повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки; возможность для участников делать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Азлецкая, Е.Н., Карлаш, С.И. Совершенствование профессиональных компетенций педагога как фактор достижения качества образовательной деятельности в современной дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016.

2. Карлаш, С.И., Азлецкая, Е.Н. «Школа молодого воспитателя» как фактор повышения профессиональных компетентностей педагогов дошкольной организации // Сборник тезисов V Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М: МГУ имени М.В. Ломоносова. 2016.

3. Гуревич, А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб. 2006.

4. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании. М.:ВПО. 2000.

REFERENCES

1. Azletskaya, E.N., Karlash, S.I. Improving the professional competence of the teacher as a factor in achieving the quality of educational activities in a modern pre-school educational institution. Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2016.

2. Karlash, S.I., Azletskaya, E.N. "School of the young educator" as a factor in increasing the professional competence of pedagogue of preschool organization [«Shkola molodogo vospitatelya» kak faktor povisheniya professionalnih kompe-tentnostey pedagogov doshkolnoy organizacii]. Abstracts of V International scientific and practical conference "Education and training of young children" Moskva: Lomonosov MSU. 2016.

3. Gurevich, A.M. Role playing and case studies in business training. Sankt- Peterburg. 2006.

4. Smolyaninova O.G. Innovative technology of training of students on the basis of the method of Case Study. Innovations in Russian education. Moskva: VPO. 2000.

Информация об авторе

Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии и коммуника-тивистики, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия

Азлецкая Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Карлаш Светлана Ильинична, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, Центр-Детский сад № 181, г. Краснодар Россия

Information about the author

Veronica M. Grebennikova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Elena N. Azletskaya, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Svetlana I. Karlash, Head of Municipal Budget Preschool Educational Institution, CenterKindergarten № 181, Krasnodar, Russia

Получена: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Гребенникова В.М., Азлецкая Е.Н., Карлаш С.И. Метод кейс-стади как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 59-63

Received: 15.05.2016

For article citation: Grebennikova V.M., Azletskaya E.N., Karlash S.I. Metod keys-stadi kak faktor razvitiya professional'nykh kompe-tentsiy pedagogov doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii. [Method case-study as a factor in development of professional competence of preschool educational organizations teachers]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 59-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.