Научная статья на тему 'МЕТОД КАНО'

МЕТОД КАНО Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
185
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ КАНО / МЕТОД КАНО / ТЕОРИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО КАЧЕСТВА / ПОТРЕБНОСТИ И ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Григорьева Е.М.

Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов в разделе «Вопрос-ответ». В данном номере журнала вниманию читателей предлагается одна из тем раздела: «Метод Кано».The editorial board of the journal "Economic Research" continues to publish materials in the "Question-answer" section. In this issue of the magazine, readers are offered one of the topics of the section: "The Kano Method".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД КАНО»

УДК 338.462

МЕТОД КАНО

Е.М. Григорьева, консультант по системам менеджмента ООО «ИнтерКонсалт», главный редактор сетевого издания «Портал пищевой промышленности «Foodsmi».

Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов в разделе «Вопрос-ответ». В данном номере журнала вниманию читателей предлагается одна из тем раздела: «Метод Кано».

The editorial board of the journal "Economic Research" continues to publish materials in the "Question-answer" section. In this issue of the magazine, readers are offered one of the topics of the section: "The Kano Method".

Ключевые слова: Модель Кано, метод Кано, теория привлекательного качества, потребности и ожидания потребителей, удовлетворённость потребителей.

Keywords: Kano model, Kano method, attractive quality theory, consumer needs and expectations, customer satisfaction.

1. Модель Кано. Что это?

Модель Кано («Теория привлекательного качества») - модель, позволяющая компаниям классифицировать функции своих продуктов на основании их ценности для целевой аудитории. Модель Кано - один из инструментов управления качеством.

2. История возникновения модели Кано?

Модель Кано разработана в 1980-х годах профессором Норияки Кано.

3. Назначение метода Кано?

Метод используется для выработки стратегии компании и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей.

Метод Кано позволяет описать то, удовлетворение каких потребностей оставляет потребителя равнодушным, неудовлетворенным, или приводит его в восторг.

4. Цели метода Кано?

Цель метода состоит в определении и распределении всего диапазона требований и ожиданий потребителей по приоритетам.

6. Категории предпочтений потребителей по методу Кано?

Нориаки Кано классифицировал предпочтения клиентов по категориям. Эти категории были переведены на английский под разными названиями (обязательные, основные, привлекательные и т. д.).

• Обязательное (базовое, основное) качество. Это требования, которые ожидают клиенты и которые принимаются как должное. Если всё сделано хорошо, то потребители нейтральны, но, если всё сделано плохо, клиенты очень недовольны. Например, соответствие пищевого продукта показателям безопасности является основной необходимостью.

• Одномерное (требуемое, стандартное) качество. Это атрибуты, которые приводят к удовлетворенности клиентов, когда они выполнены, и неудовлетворенности, когда они не выполнены. Это атрибуты, о которых говорят, и те, по которым компании конкурируют. Это качество, соответствующее «количественным» характеристикам продукции. Примером этого может быть упаковка молока, в которой содержится на 10% больше молока по той же цене, что приведет к удовлетворению потребителя, но, если она содержит только 6%, покупатель почувствует себя введенным в заблуждение. Это приведет к неудовлетворенности потребителя.

• Привлекательное (опережающее, очаровательное) качество. Это атрибуты, которые обеспечивают удовлетворенность клиентов, когда они достигнуты полностью, но не вызывают неудовлетворенность, когда они не выполняются. Например, термометр на упаковке молока, показывающий температуру молока.

• Безразличное качество. Эти атрибуты относятся к аспектам, которые не приводят ни к удовлетворенности, ни к неудовлетворенности клиентов. Например, толщина воскового покрытия на упаковке молока. Это может быть важно для дизайна и производства, но потребители не заметят разницу.

• Обратное качество. Эти атрибуты относятся к высокой степени достижений, приводящей к неудовлетворенности, а также к тому факту, что не все клиенты одинаковы. Например, некоторые клиенты предпочитают базовую модель продукта и, если у продукта слишком много дополнительных функций, они будут недовольны. Требования и

ожидания потребителей со временем меняются. То, что вызывает восхищение сегодня, завтра может стать ожидаемым качеством и через какое-то время перейти в базовое качество. Также разные категории потребителей могут иметь различные потребности.

7. Визуальное представление метода Кано?

Визуально применение метода Кано может быть представлено в виде графика, представленного ниже.

Привлеченнь й клиент

Удовлетворенный клиент

Неудовлетвор клиент

Стандартное качество

Привлекательное" качество

Несоответствующее Соответствующее "Очаровательное" качество качество качество

8. Достоинства метода Кано?

Метод помогает:

- определить взаимосвязи между обновлением продукции, динамикой рынков и уровнем удовлетворенности потребителей;

- согласовать подходы предприятий к разработке и изготовлению продукции с интересами и взглядами потребителей.

9. Недостатки метода Кано?

Недостатком метода является то, что его сложно экстраполировать на стратегию компании в целом на предприятиях, где существует несколько производственных линий, выпускающих большую номенклатуру продукции.

Список литературы

1. Абакумова И.В. Исследование удовлетворенности потребителей с использованием метода Кано / Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - С. 42-48.

2. Мороз А.Ю. Применение методов управления качеством для разработки стандартов: модель Кано / Качество и жизнь. - 2023. - №2 1 (37). - С. 10-13.

I

• Продолжение публикации материалов раздела «Вопрос-ответ» в следующих номерах журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.