Научная статья на тему 'Метод инструментальной оценки квалификации водителей автомобилей'

Метод инструментальной оценки квалификации водителей автомобилей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1299
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ ВОДИТЕЛЯ / КРИТЕРИЙ КВАЛИФИКАЦИИ / СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

рассмотрены результаты экспериментальной инструментальной оценки квалификации водителей, предложен критерий оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод инструментальной оценки квалификации водителей автомобилей»

УДК 656.052

МЕТОД ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Б.Д. Ефремов1, Ю.В.Оверин2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

191015, Санкт-Петербург, ул.Кавалергардская,7, лит. А

Аннотация - рассмотрены результаты экспериментальной инструментальной оценки квалификации водителей, предложен критерий оценки.

Ключевые слова: квалификация водителя; критерий квалификации; стиль вождения, технические характеристики автомобиля.

METHOD FOR INSTRUMENTAL ESTIMATION OF THE CAR DRIVERS

QUALIFICATION LEVELS

B.D. Efremov, J.V.Overin

St. -Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE) 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 Abstract - The results of experimental instrumental car drivers qualification estimation are reviewed; the evaluation criterion is proposed.

Keywords: driver qualification; qualification criteria; driving style; car technical specifications.

Стремительный рост количества автомобилей на российском рынке порождает увеличение количества желающих управлять ими. Множество организаций занимаются подготовкой водителей. По данным ГИБДД за 2011 год на территории Российской Федерации было выдано 2 173 579 водительских удостоверений и с каждым годом их количество растет. Проверка умения управлять автомобилем производится единожды только при получении водительского удостоверения. Оценка инспектором квалификации производится субъективно, по простому критерию - не нарушил правила дорожного движения - сдал экзамен. Со временем исчезло такое понятие, как классность водителей, являвшееся объективной оценкой их квалификации. Водителей больше не делят на любителей и профессионалов. Все это не добавило порядка и безопасности на автодорогах страны. Существует необходимость в создании методики, позволяющей объективно проводить проверку и ранжирование водителей по квалификационным показателям.

В разработанной методике оценку квалификации водителя предлагается

проводить по эксплуатационным показателям автомобиля,

разумеется, при условии соблюдения правил дорожного движения (ПДД).

Для проведения эксперимента, обосновывающего выбор критерия оценки квалификации водителей, был выбран отечественный автомобиль ВАЗ 2115 с двигателем ВАЗ 2111 и электронным блоком управления системами двигателя (ЭБУ) «ЯНВАРЬ 5.1.».

В состав экспериментального комплекса для проведения дорожных испытаний входит персональный компьютер и аппаратно- программный комплект « СКАНМАТИК» соединенный с диагностическим разъемом электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Испытания проводились на участке 4 км в городской черте, включающем в себя типовой городской маршрут автомобиля, что соответствует требованиям ГОСТ - 2030690 «Автотранспортные средства. Топливная экономичность методы испытаний».

Для проведения сравнительных испытаний было сформировано три группы водителей, которые управляют автомобилем разными стилями вождения, в зависимости от квалификации. В каждую группу входило по пять водителей,

которые делали по одному заезду. Регистрировались эксплуатационные показатели автомобиля: скорость движения,

угол открытия дроссельной заслонки (органа управления автомобилем), расход топлива (показатель экономичности управления автомобилем).

Впоследствии, из этих показателей были рассчитаны средние значения, которые и стали характерными показателями данного стиля управления автомобилем.

Стили управления автомобилем (для выбора групп испытуемых) распределялись по следующим характеристикам:

1. «Начинающий водитель». Трогается медленно, обороты двигателя поддерживает чуть выше оборотов холостого хода, затягивает переключение с низшей на более высшую передачу, раскручивая двигатель не более 2100-2300 об/мин. Разгоняется медленно, неуверенно, т.к. сомневается в правильности принятого решения. Обычно движется в правой крайней полосе, редко перестраивается для выполнения маневра. При замедлении не использует торможение двигателем, излишне часто отключает двигатель от трансмиссии. Разгон автомобиля после замедления начинает на передаче порой не соответствующей оборотам двигателя, чем увеличивает нагрузку на двигатель. В городском цикле редко использует четвертую передачу.

2. «Опытный водитель». Трогается плавно и быстро, не затягивая разгона автомобиля переключается на повышенную передачу. Разгоняется для переключения передач, практически раскручивая двигатель до оборотов достижения максимального крутящего момента (30003500 об/мин). При движении на каждой передаче выбирает обороты двигателя, соответствующие экономичному режиму движения. Заблаговременно осуществляет перестроение по полосам движения, двигается в полосе обеспечивающей беспрепятственное прямолинейное движение и без необходимости не совершает перестроение. Практически не использует режим «накат», предпочтение отдает

режиму «торможение двигателем». При кратковременном замедлении использует плавное торможение.

3. «Спортивный водитель». При трогании автомобиля с места часто раскручивает двигатель до 4000 об/мин. При движении постоянно использует режим «разгон-торможение», пытаясь ехать быстро, часто совершает необоснованное перестроение по полосам движения тем самым создавая проблемы себе и другим участникам движения. Не использует режимы «накат» и «торможение двигателем». Двигается с максимальной разрешенной экспериментом скоростью, нередко превышая ее.

Из всех измеряемых АПК «СКАНМАТИК» эксплуатационных показателей автомобиля, для критерия оценки квалификации водителя были выбраны те, на которые в основном влияет водитель автомобиля:

- скорость движения автомобиля - V ( км/ ч )

- угол открытия дроссельной заслонки - Б (%)

- путевой расход топлива - 0 ( л / 100 км )

Для расчета критерия оценки квалификации водителя К показатели объединяются в формулу (1):

К = -?~ О»

ОхО

Из представленной формулы видно, что критерий К прямо пропорционален скорости движения автомобиля V, чем выше скорость движения автомобиля, тем показатель критерия выше, значит и водитель приедет в пункт назначения раньше и обратно пропорционален расходу топлива Q и углу открытия дроссельной заслонки Б, что характеризует водителя с точки зрения умения экономично управлять автомобилем.

Расчет критерия производится в относительных единицах. За максимальные значения, относительно которых рассчитываются относительные величины параметров, принимаются:

- скорость движения автомобиля Кмакс= 60 км/ч, максимально разрешен-

ная в городской черте правилами дорожного движения,

- угол открытия дроссельной заслонки, Бмакс= 100 %,

- путевой расход топлива, 0макс = 8,9 л/100 км - паспортное значение, со-

гласно данных, указанных в технических характеристиках на автомобиль ВАЗ 2115, при движении в городском цикле.

Все показатели при движении автомобиля снимаются в графической форме, показанной на осциллограмме, рис. 1.

Рисунок 1. Осциллограмма изменения показателей, входящих в формулу, для определения критерия оценки квалификации водителя К. Сверху вниз - скорость движения автомобиля км/час, угол открытия дроссельной заслонки D %, расход топлива автомобилем, л/100 км.

При помощи компьютерной программы значения измеряемых параметров из графиков (рис.1) переводятся в цифровой формат. Полученные по каждому заезду данные заносятся в таблицу

1.

По каждому из принятых стилей вождения автомобиля рассчитывается средние значения выбранных параметров, по которым производится расчет критерия оценки квалификации водителей К, по ранее приведенной формуле (1).

По средним значениям критерия К строится график (рис.2).

Из полученного графика видно, что значения критерия для различных стилей вождения достоверно различаются, при этом зависимость между стилями управления линейная. Следовательно, допускается трактовать результаты испытаний, расположенные между принятыми значениями, как квалификацию, соответ-

ствующую промежуточным оценкам. Например - показатель, расположенный между значениями, соответствующими «начинающий водитель» и «опытный водитель» можно трактовать, как «достаточно квалифицированный водитель».

Рисунок 2. Зависимость средних значений критерия К от стиля вождения ( 12.3 -начинающий водитель; 10,6 - опытный водитель; 8,03 - агрессивный водитель)

Таблица 1. Расчет критерия по результатам испытаний водителей различного стиля вождения автомобиля

Скорость автомобиля (Умакс=60км\ч) Положение дроссельной заслон-ки(Бмакс=100%) Путевой расход топлива (амакс=8.9 л/ 100км) Крите- рий Оценки К=У/Бх а

Км/ч Отн.ед % Отн.ед л/100км Отн.ед

Опытный водитель

35,8 0,596 6,14 0,0614 8,91 1,001 9,67

37,5 0,625 5,93 0,059 8,56 0,96 11,16

36,31 0,605 5,99 0,059 8,64 0,97 10,61

38,11 0,635 6,56 0,065 8,64 0,97 10,07

35,53 0,592 6,11 0,061 9,31 1,04 9,30

Ср.36,6 5 Ср.0,61 0 Ср.6,146 Ср.0,061 Ср.8,812 Ср.0,99 Ср.10,1 6

Спортивный водитель

38,91 0,648 7,31 0,073 9,17 1,03 9,25

39,02 0,650 7,02 0,070 8,79 0,98 9,55

39,74 0,662 8,35 0,083 10,4 1,16 6,89

40,04 0,667 8,9 0,089 9,43 1,05 7,17

40,28 0,671 8,3 0,083 9,15 1,02 7,94

Ср.39,6 Ср.0,66 Ср.7,976 Ср.0,079 Ср.9,388 Ср.1,05 Ср.8,03

Начинающий водитель

27,43 0,457 5 0,05 8,92 1,002 9,14

26,92 0,448 3,83 0,038 8,67 0,974 12,10

30,91 0,515 4,46 0,044 7,78 0,874 13,55

30,51 0,598 4,45 0,044 7,13 0,801 13,36

28,51 0,478 4,23 0,042 8,41 0,944 12,17

Ср.28,8 6 Ср.0,48 Ср.4,394 Ср.0,043 Ср.8,812 Ср.0,91 Ср.12,3 0

В следующей части эксперимента производились контрольные заезды профессиональных водителей и эксперта (директора автошколы по подготовке инструкторов по вождению, водительский стаж 27 лет). Из водителей было сформировано три группы :

1. С водительским стажем до 3 лет,

2. С водительским стажем более 3

лет

3. С водительским стажем более 10

лет.

Результаты испытаний были внесены в таблицу 2 и посчитан критерий квалификации водителя. Результаты расчетов критерия представлены в виде графика, рис 3.

Из всего вышеизложенного можно сделать выводы:

- предложенный критерий оценки квалификации водителей К отражает стили управления автомобилем, а значит и квалификацию водителей, соответствующую этим стилям вождения автомобилей, зависимость между стилями и квалификацией линейная.

- пробный заезд эксперта показал, что его показатель критерия К лежит в области определения квалификации «Опытный водитель», что объективно соответствует его высокой квалификации.

- заезд водителя со стажем управления автомобилем менее 3 лет показал, что его квалификация попадает в область определения «Начинающий водитель».

- показатели заездов водителей со стажем управления автомобилем более 3

лет практически находятся в точке, определяющей квалификацию между областями «Начинающий водитель» и «Опытный водитель», то есть квалификация достаточная для получения води-

Таблица 2. Расчет критерия К по результатам дителей____________________________________

тельских прав и работы профессиональным водителем.

- показатели водителей со стажем управления автомобилем более 10 лет устойчиво попадают в область определения квалификации «Опытный водитель».

испытаний эксперта и профессиональных во-

Скорость автомобиля (У-60км\ч) Положение дроссельной заслонки(Б=100%) Путевой расход топли-ва(0=8.9л/ 100км) Крите- рий оценки K=V/D xG

Км/ч Отн.ед % Отн.ед л/100км Отн.ед

Заезд эксперта

37,15 0,619 6,43 0,064 8,05 0,90 10,85

Заезды водителей

35,70 0,595 6,92 0,069 9,00 1,01 8,82

34,30 0,571 5,56 0,055 8,19 0,92 11,42

33,80 0,563 5,26 0,052 7,37 0,82 13,40

34,19 0,569 5,28 0,052 7,95 0,39 12,36

36,35 0,605 5,78 0,057 7,82 0,87 12,34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 2 4 6 8 10

Рисунок 3. Результаты испытаний водителей, зависимость критерия К от квалификации водителей

Таким образом, по величине критерия К, рассчитанного по результатам

контрольных заездов автомобиля с измерением эксплуатационных показателей, можно достаточно объективно определять квалификацию водителя автомобиля.

Литература

1.В.К. Вахламов «Автомобили; Эксплуатационные свойства»/Учебник/ Москва «Академия». 2005. 240 с.

2.Смирнова О.Ю., Тиханович А.Н. «Вопросы диагностики профессиональной пригодности водителя», Сб. Проблемы эксплуатации и обслуживания транспортно-технологических машин. Тюменский Государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, 2008г.

3. Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартами. ГОСТ-20306-90 «Автотранспортные средства. Топливная экономичность, методы испытаний» Издание официальное. Москва 1990г. 33с.

гЕфремов Борис Дмитриевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Автосервис» СПб ГУСЭ, тел. +7 921 904 87 72, e-mail bef@front.ru;

2Оверин Юрий Владимирович, аспирант СПб ГУСЭ, тел. +7 921 20720 59, e-mail uvover-in@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.