МЕТОД ЭВРИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
METHOD OF HEURISTIC PROBLEMS IN TEACHING STUDENTS A FOREIGN
LANGUAGE
УДК 372.881.1
Хорошилова Т.И., преподаватель иностранного языка, кафедра иностранных языков и речевой коммуникации, АНОВО «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», г. Москва Khoroshilova T.I. [email protected]
Аннотация
В статье представлен опыт использования технологии эвристического метода на занятиях по английскому языку. Указаны цели использования приема и результаты его применения в процессе обучения. Представлены примеры использования данного метода в ходе занятия с применением данной технологии. В заключении содержится краткий анализ результатов. Статья может быть интересна преподавателям иностранного языка вузов, средних профессиональных учебных заведений, учителям средних школ, руководителям печатных изданий, связанных с обучением иностранному языку.
Abstract
The article presents the experience of using heuristic method technology in English language classes. The purpose of the technology and the results of its usage in the teaching process are indicated. Examples of using this method in the course of a lesson using this technology are presented. The conclusion contains a brief analysis
of the results. The article may be of interest to teachers of the foreign language of universities, secondary professional educational institutions, teachers of secondary schools, heads of print media related to teaching a foreign language.
Ключевые слова: метод, эвристический, коммуникативный подход.
Keywords: method, heuristic, communicative approach.
В связи с модернизацией образования в настоящее время в системе работы происходит поиск новых эффективных методов обучения, стимулирующих интеллектуальное и нравственное развитие личности, формируют критическое мышление и способствующих реализации личностно-деятельностного и коммуникативного подходов в обучении иностранному языку. Среди подобных методов - различные исследовательские задания, метод проблемного обучения, метод проектов.
Среди подобных методов обучения фигурирует case-study метод - метод активного обучения на основе реальных ситуаций или (второе название) -метод эвристических задач.
Case (кейс), (от англ. case - ситуационная задача) представляет собой описание ситуации, имевшей место в практике и содержащей в себе проблему, требующую разрешения. Посредством такой задачи в учебный процесс привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую необходимо обсудить, и предложить обоснованное решение. Кейс может быть представлен в любой форме: печатной, видео, аудио, мультимедиа. Материалом для создания кейсов могут служить проблемные ситуации, исторические факты, учебная литература. Важной особенностью кейс-метода является то, что при решении задачи вида case выполняется предпочтительнее не индивидуальная, а парная или групповая работа, а также коллективное обсуждение принятого решения.
Благодаря высокой концентрации работы над решением задачи, данная технология ближе к активным методам и проблемному обучению. Поскольку кейс является комплексной задачей, он должен отражать максимально
реальную картину и действительные факты. Каждый кейс должен включать в себя проблемный аспект, возможно, ролевой, событийный и деятельностный. При этом задача обучающихся осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает практическую проблему, а также актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, выявить и чётко сформулировать проблему. Затем студентам необходимо выработать алгоритм действий, который ведёт к решению предложенного кейса.
Использование метода сase-study позволяет стимулировать активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую владения определенными языковыми средствами. Реализация данного метода на занятиях по иностранному языку позволяет решать задачи развития творческого и критического мышления учащихся, умений систематизировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку при решении задач вида кейс учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.
При использовании кейс-метода создаются условия, в которых обучающиеся приобретают новые знания, пользуясь различными ресурсами, в том числе материалами сети интернет, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; что особенно актуально при изучении делового английского языка для студентов П-Ш курсов. Обучаемые также приобретают коммуникативные умения, поскольку работают в группах, поскольку в процессе работы над решением ситуационных задач развиваются навыки говорения.
Кейс-метод также направлен на развитие исследовательских умений -выявления проблемной задачи, сбора необходимой информации, наблюдения, проведения анализа, построения гипотез, обобщения.
Несомненно, что содержание кейса должно соответствовать учебным целям. При этом, что касается объёма ситуационной задачи, здесь возможны
вариации. Текст задачи может быть сжатым или более развернутым, но материала должен быть достаточен для адекватного решения проблемы. При работе впервые кейсы большого объема способны вызывать некоторые затруднения у обучающихся, поэтому необходима предварительная разъяснительная работа.
Для повышения мотивации и реализации принципа связи с практикой проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня и связаны с будущей профессиональной деятельностью, поэтому материал для данных задач целесообразно выбирать из последних новостей, событий, близких по времени и профессиональным интересам к учащимся.
Если говорить об алгоритме занятия с использованием метода case-study. Стоит отметить, что на подготовительном этапе ведущая роль отводится преподавателю, поскольку необходимо определить место занятия в структуре курса, сформулировать дидактическую цель и задачи урока и, исходя из этого, подготовить кейс и дополнительные информационные материалы. Затем происходит обсуждение учащимися проблемной ситуации, указанной в задании, при этом преподавателю необходимо познакомить обучающихся с ситуацией, предоставить информационный материал и, если необходимо, краткий список незнакомых слов для работы над задачей.
При непосредственной работе над кейсом студенты в парах или малых группах изучают предложенный кейс, выявляют проблемные моменты и осуществляют поиск решения. После этого проводится дискуссия, где на обсуждение представляются результаты работы и способы решения проблемы. При этом обучающиеся могут сравнить несколько вариантов решений одной проблемы. Итог работы над задачей может быть представлен обобщающим словом преподавателя, комментирующим наиболее удачное решение ситуации и оценивающим результаты деятельности обучающихся.
Следует отметить, что данный метод требует достаточного уровня языковой подготовки учащихся, поскольку в ходе работы над кейсами могут
быть выбраны ситуации, имеющие отношение к непосредственной будущей профессиональной деятельности. Тем не менее, данный метод не является универсальным и наиболее удачно применяется особенно успешно в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам (проблемное обучение, моделирование, дискуссия, «мозговой штурм), поскольку в чистом виде не закладывает нормативного знания языка, а служит одним из способов развития навыков иноязычного общения.
Примером реализации данного метода может являться следующее задание: при работе над темой «Заключение контракта» студентам III курса предлагается решение ситуационных задач с обсуждениями условий контракта, получением скидок, изменениями срока контракта, объема продукции, ее доставки. Перед непосредственной работы с данными кейсами возможна следующая подготовительная беседа:
- To be good professionals we should achieve our aims and try to learn how to act in situations of real life market. There are tasks with aims you should achieve during your communication. Think a little bit and try to ask the questions and answer them in pair. (Чтобы быть хорошими специалистами, нам нужно добиваться поставленных целей и учиться правильной стратегии поведения в ситуациях, возможных в вашей будущей профессиональной деятельности. Решение этих задач возможно через общение. Вам нужно подумать и решить данные ситуации в парах.
В этом случае может быть предложен кейс следующего вида: You are a Russian businessman. You come to visit your business partner Mr Johnes. Together you discuss an inquiry for purchasing some goods. Discuss the price and terms of payment and come to an agreement. Ask for discount because of the large order. You should agree to discuss the rest of unresolved questions tomorrow. Mister Johnes invites you to the theatre tonight and you should arrange your meeting with him.
(Вас, русского бизнесмена, принимает английский бизнесмен мистер Джонс. Вы обсуждаете направленный вами ранее запрос на закупку определённого товара, при этом вы обсуждаете условия поставки и цену, достигаете соглашения. Постарайтесь получить скидку, обосновав это заказом большой партии товара. Оставшиеся вопросы договариваетесь обсудить завтра. Господин Джонс приглашает вас в театр вечером, и вам нужно договориться о встрече).
При решении данных задач активизируется устная речь обучаемых, они включаются во взаимодействие друг с другом для правильного подбора языковых средств. Необходимость прийти к компромиссному решению также позволяет развитию навыков эффективного делового общения на иностранном языке.
Таким образом, метод кейс-метод имеет широкие образовательные возможности, при этом удается добиться как учебных результатов, связанных с освоением знаний и навыков, так и как результатов, полученных самими участниками взаимодействия при решении задач в ходе самостоятельного поиска решения и последующего группового обсуждения.
Список литературы
1. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. - 2006. - № 5. - С. 68 -71.
2. Барахсанова, Е. Ф. Научно-методическое сопровождение основной образовательной программы для аспирантов посредством кейс-технологии / Е. Ф. Барахсанова, А. В. Мордовская, С. В. Панина // Философия образования. - 2012. - № 1. - С. 187-192.
3. Безбородова, Ю. Кейс-метод / Ю. Безбородова // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С. 163-165. - Библиогр.: с. 165.
4. Вылегжанина, И. В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном
учреждении / И. В. Вылегжанина // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» - Киров, - 2007. - №4. - С. 54 - 58.
5. Десятова, О. В. Активные методы обучения в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам (на примере кейс-стади) / О. В. Десятова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 7. - С. 148-151.
6. Добротина, И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий /И. Н. Добротина // Русский язык в школе. - 2013. - № 10.
7. Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. -2002. - № 10. - С. 74 - 82.
8. Зыкова, Ирина Владимировна. Использование метода кейс-стади (case-study) при обучении студентов юридического факультета / И. В. Зыкова // Юридическое образование и наука. - 2012. - № 1. - С. 7-8.
9. Игнатов, Сергей Борисович. Проблема формирования эколого-правовой компетентности учащейся молодежи: состояние и перспективы решения: [применение методики case-study] / С. Б. Игнатов // Право и образование. -2012. - № 3. - С. 40-47.
10. Качалина, Е. Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа / Е. Б. Качалина // Инновации в образовании. - 2009. - № 1. - С. 110-117. -Библиогр. в конце ст.
11. Киблицкая, М. В. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади: к изучению дисциплины / М. В. Киблицкая, И. К. Маслаков; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Социологический факультет. - М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 287 с.
12. Коняхина, Юлия Станиславовна. Практико-ориентированная подготовка специалистов по социальной работе в вузе: [автор предлагает использование в процессе всего периода обучения «Дней ЗВО» (Знакомство - Выбор - Освоение), на основе кейс-метода, как практической составляющей формирования профессиональной подготовки будущего специалиста] / Ю. С. Коняхина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 362-366. - URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=16825217 (дата обращения: 20.09.2012).
13. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей - предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. - 2013. - № 3. - С. 67 - 74.
14. Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2000. - №13. - 15 с.
15. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // - М., Ладога - 100, - 2001. - 67 с.
16. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // - М.: Народное образование,- 1998. С. 17 - 24
17. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю. П. Сурмина // - Киев: Центр инноваций и развития. - 2002. С. 84 - 93.
18. Шабанов, А. Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении / А. Г. Шабанов // Инновация в образовании. - 2005. - №2 . - С. 102 - 116
19. Шимутина, Е. В. Кейс - технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. - 2009. - №2 . - С. 172 - 179
List of references
1. Arkhipova, V. V. Interrelation of educational and information technologies / V. V. Arkhipova // Open education, 2006, no. 5, Pp. 68-71.
2. Barakhsanova, E. F. Scientific and methodological support of the main educational program for postgraduates through case technology / E. F.
Barakhsanova, A.V. Mordovskaya, S. V. Panina / / Philosophy of education. -2012. - № 1. - P. 187-192.
3. Bezborodova, Yu. Case-method / Yu. Bezborodova // Higher education in Russia, 2008, no. 8, Pp. 163-165. Bibliogr.: 165.
4. Vylegzhanina, I. V. Organization and approbation of distance learning and remote support of the educational process in an educational institution / I. V. Vylegzhanina // Scientific and methodological journal "Education in the Kirov region" - Kirov, - 2007. - №4. - P. 54-58.
5. Desyatova, O. V. Active methods of teaching in professionally-oriented foreign language training (on the example of a case study) / O. V. Desyatova // Actual problems of Humanities and natural Sciences, 2011, no. 7, Pp. 148-151.
6. dobrotina, I. N. Development of skills of information processing of the text using techniques of modern educational technologies /I. N. dobrotina / / Russian language in school. - 2013. - № 10.
7. Zyryanov G. p. Experience and immediate prospects of remote professional development of teachers / G. P. Zyryanov // Internet education issues. - 2002. -no. 10. - P. 74-82.
8. Zykova, Irina Vladimirovna. Using the case-study method for teaching students of the faculty of law / I. V. Zykova / / Legal education and science. - 2012. - no. 1. - Pp. 7-8.
9. Ignatov, Sergey Borisovich. The problem of formation of ecological and legal competence of students: state and prospects of the solution: [application of the case-study method] / S. B. Ignatov // Law and education, 2012, no. 3, Pp. 40-47.
10. Kachalina, E. B. The use of the case method in the process of teaching disciplines of subject training of students of the pedagogical College / E. B. Kachalina // Innovations in education, 2009, no. 1, Pp. 110-117. Bibliogr. at the end of art.
11. Kiblitskaya, M. V. Methodology and design of research in the style of a case study: to study the discipline / M. V. Kiblitskaya, I. K. Maslakov; Lomonosov
Moscow state University; faculty of Sociology. - Moscow: international University of business and management Publishing house, 2003. - 287 p.
12. Konyakhina, Yulia Stanislavovna. Practice-oriented training of specialists in social work in higher education: [the author suggests the use of "days of social work" (Acquaintance-Choice-Development), based on the case method, as a practical component of the formation of professional training of future specialists] / Yu. s. konyakhina // Vector of science of Tolyatti state University. - 2010. - no. 3. - P. 362-366. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16825217 (accessed: 20.09.2012).
13. Pinchukova, M. V. Preparing subject teachers to use distance technologies in the educational process / M. V. Pinchukova // Informatics and education. - 2013. -№ 3. - Pp. 67-74.
14. Reinhold, L. V. Beyond the limits of CASE-technologies / L. V. Reinhold / / Computerra.- , 2000. - №13. - 15 C.
1. Russian Russian, G. A. Didactic foundations of the modern lesson: Educational and practical guide / G. A. Russkikh / / - M., Ladoga-100, - 2001. - 67 p.
15. Selevko, G. K. Modern educational technologies: textbook/ G. K. Selevko / / -M.: National education, - 1998. P. 17-24
16. Surmina, Yu. P. Situational analysis, or the anatomy of a Case method / Yu. p. Surmina / / - Kiev: center for innovation and development. - 2002. P. 84-93.
17. Shabanov, A. G. Forms, methods and tools in distance learning / A. G. Shabanov // Innovation in education, 2005, no. 2, Pp. 102-116
18. Shimutina, E. V. Case-technologies in the educational process / E. V. Shimutina / / National education. - 2009. - №2. - P. 172-179