УДК 791.229:82-293.7
Н. В. Макаров, Е. Д. Еременко Метод эксперимента в драматургии научно-популярного фильма1
Важной составляющей драматургии научно-популярного фильма является метод эксперимента. В статье анализируются способы применения данного метода как в историческом контексте советского учебного и научно-познавательного кино, так и на современных медийных примерах. Драматургический эксперимент всегда уместен в тех случаях, когда научно-популярный фильм содержит элементы художественного (игрового) кино, классические образцы которого представлены в фильмах С. Райтбурта и П. Клушанцева. Не менее интересны примеры игровых картин, являющихся по сути научно-популярными (ленты, посвященные жизни и творчеству великих ученых). В статье также рассматриваются возможности такого традиционного приема научно-популярного кино, как закадровый голос (закадровый текст). Современный этап кино, несущего просветительские, научные идеи, особенно ярко представляют телевизионные программы для всех возрастов, цель которых - пробудить в юном зрителе интерес естествоиспытателя. В заключительной части анализируются причины недочетов и упущений в научно-популярном кинематографе, отмечается редакторский вклад в повышение его потенциала.
Ключевые слова: научно-популярный фильм, научно-популярная телепрограмма, метод эксперимента, кинодраматургия, редактирование фильма, дикторский текст, научно-популярная журналистика, зрительская аудитория
Nikolay V. Makarov, Evgeny D. Eremenko The method of experiment in the drama of popular science film
An important component of the drama in scientific-popular film is the method of experiment. The article analyzes the ways of applying this method in the historical context of the Soviet educational and scientific-cognitive cinema, and on modern media examples. A dramatic experiment is always appropriate in cases when a popular science film contains elements of a feature (fiction) film, the classic examples of which are presented in the films of S. Raitburt and P. Klushantsev. No less interesting are examples of fiction creations that are essentially scientific-popular (tapes which are dedicated to the life and work of great scientists). The article also discusses the possibilities of such traditional method of the scientific-popular cinema as a voiceover (voiceover text). The modern stage of cinema, which carries educational scientific ideas, is especially vividly represented by television programs for all ages, the purpose of which is to awaken the interest of a natural scientist in a young viewer. The final part analyzes the causes of shortcomings and omissions in popular science cinema, notes the editorial contribution to increasing its potential.
Keywords: scientific-popular film, scientific-popular television program, experimental method, film drama, film editing, narrator's text, scientific-popular journalism, audience
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта «Редактирование и редактор в советском кинематографе», №20-012-00587А. DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-25-31
За время своего существования и развития кинематограф подтвердил статус не только нового вида искусства, но и уникального медиа, способствующего образованию и просвещению. Техническая возможность фиксации жизни и ее многократное воспроизведение на экране осуществили мировую революцию, следующими этапами которой станут появление телевидения, видео, компьютерных технологий, Интернета. Кинематограф открыл для человека мир. Крестьянка Тамбовской губернии, не выходя из «электротеатрика» близ рынка, смогла побывать и в Париже, и в дебрях Амазонки, и увидеть обрядовые танцы африканского племени. Так в
первой четверти ХХ столетия сформировалось научно-популярное кино, ставшее частью экранного искусства.
Всеволод Пудовкин, после завершения фильма «Механика головного мозга» (1925), отмечал: «Снова столкнулся я с областью научного мышления, от которой отошел в свое время, но эта встреча не вызвала во мне противоречий <...> Встреча с наукой укрепила мою веру в искусство. Теперь я глубоко убежден, что эти две области человеческого познания связаны между собой гораздо теснее, чем об этом многие думают.» [1, с. 35]. Это замечание основоположника советского научно-популярного кино во многом
объясняет причины, по которым данный вид кинематографа способен содержать приемы игрового (художественного) кино. Речь идет о расширении учебного и научного материала за счет привнесения элементов художественного фильма. В частности, фильм-биография способен отразить историю исследовательского поиска конкретного ученого: от компактно изложенной истории изобретения микроскопа в короткометражной картине «Маленькие зверюшки Анто-ни ван Левенгука» (1975, реж. Е. Осташенко) до процесса отечественного изобретения радио в полнометражной ленте «Александр Попов» (1949, реж. Г. Раппапорт, В. Эйсымонт). Элементы научно-популярного кино присущи и такой многосерийной телевизионной саге, как «Михайло Ломоносов» (1984-1986, реж. А. Прошкин), где центральная фигура великого соотечественника становится примером не только пути человека в науку, но и дальнейшей неразрывности «быта и бытия» изыскателя.
Наряду с лентой-биографией (байопиком), синтез научно-популярного и игрового кино возможен в таких видах познавательного кино, как фильм-лекция, фильм-исследование, фильм-наблюдение, фильм-размышление, фильм-диспут, фильм-эксперимент, фильм-прогноз, научно-публицистический фильм. Такое многообразие кино-видов (подвидов?) подтверждает тематическую неисчерпаемость предмета изучения. Понятие «эксперимент» имеет при этом ключевое значение, поскольку стимулирует постоянный поиск в драматургических построениях. Научно-популярная сценаристи-ка - специфический вид кинодраматургии, особенно в тех случаях, когда на помощь научному изложению приходят приемы игрового кино. Часто речь идет не о развернутом синопсисе с планом съемок главных эпизодов, а о детально проработанном сценарии: с подробным закадровым текстом, с дальнейшей разработкой в виде режиссерской раскадровки, аналогичной режиссерскому сценарию в игровом кино. Авторы учебного и познавательного фильма часто используют постановочные сцены, прибегают к дублям, павильонной съемке, использованию макетов, привлекают статистов и актеров. С чем это связано? Необходима яркая, ясная подача экранного материала; внятное, вдумчивое изложение научного факта или явления. Написание режиссерской разработки очень полезно и даже необходимо в большинстве научно-популярных кинопроектов. Это связано с тем, что сбор материалов для научно-популярного, учебного фильма сложнее, нежели для фильма документального. Требуется тщательная предварительная подготовка авторского коллектива (изучение
специализированных источников и литературы, беседы и интервью с научными консультантами). Именно на основе полученного предварительного материала формируется возможность создания дикторского текста. Существенную помощь авторам оказывают специализированные публикации, освещающие различные аспекты драматургии в научно-популярном и документальном кино [2-5].
Для работы над сценарием часто привлекаются специалисты-консультанты. Законченный научно-популярный сценарий имеет различные виды оформления: от краткого, полутехнического описания и планов съемки до произведения, изложенного литературным языком, по аналогии со сценарием игрового фильма: в зависимости от темы, сложности содержания, жанра. Наряду с ясным и простым донесением до зрителя анализируемой проблемы, необходимо учитывать форму фильма. Поэтому важен яркий, интересный и насыщенный видеоряд. Научно-популярные и учебные фильмы должны давать зрителю полноценное кинематографическое впечатление, для каждого фильма нужно искать свою занимательную форму [6]. Добиваясь кинематографичности, нельзя жертвовать логикой повествования. Материал обязательно должен обладать внутренним единством, темы излагаться последовательно, выводы логично обосновываться. В учебном, научно-популярном, информационно-образовательном кино большое значение имеет дикторский (закадровый) текст, а также надписи (сопроводительные интертиры). Подобный материал формирует и «ведет» сюжет.
С учетом того, что закадровый голос диктора воспринимается на слух, звучащее слово не должно дублировать изображение, а дополнять и углублять его. Самым большим недостатком фильма становится многословие (когда закадровый голос звучит даже там, где изображение куда более многозначно, нежели «гладенькие» фразы, написанные сценаристом к уже смонтированной ленте).
Обычная задача закадрового текста в неигровом фильме - это информация и комментарий. При этом он должен выражать авторское отношение к происходящему на экране. Разумеется, характер дикторского текста зависит от темы и содержания, избранного автором стиля изложения. Фильм-лекция, учебный фильм -жанр, в котором закадровый текст является ведущим компонентом, а изображение подчиненным, часто выполняя иллюстративную функцию. В таких лентах дикторский текст окончательно формулирует мысль, которую изображение рождает у зрителя. Главная задача слова при этом -
объяснить зрителю все, что может быть непонятно, устранить все сомнения, дать четкие выводы. И, заметим, в научно-популярном кино текст не должен быть сухим и безликим. Слово, звучащее с экрана, должно использовать все богатство «разговорного жанра», здесь нередко уместен юмор (следуя ироничному парадоксу Нильса Бора: «существуют вещи настолько серьезные, что говорить о них можно только шутя»).
Классические примеры научно-популярного советского кино, решенного в игровой форме, сочетающей фундаментальные мысли с легкой юмористической интонацией - ленты режиссера и сценариста «Центрнаучфильма» С. Райтбурта: «Что такое теория относительности» (1964), «Физика в половине десятого» (1971). Сюжеты картин раскрываются через беседы случайно встретившихся, не знакомых друг с другом людей: соседей по железнодорожному купе (в первом фильме); постояльцев дома отдыха, собравшихся вечером в холле у телевизора.
Исполнители ролей в этих лентах знакомы любителям советского кино: Г. Вицин, А. Демидова, А. Грибов, Н. Пшенная, Л. Каневский. Алла Демидова выступает в роли физика: на повседневных примерах, в доступной форме ученая дама объясняет неосведомленным попутчикам в поезде сущность теории относительности. Героиня «пансионатного» сюжета - еще одна красивая молодая женщина (Н. Пшенная), по профессии - «чисто случайно» - режиссер неигрового кино. Общаясь с другими отдыхающими, героиня вовлекается в дискуссию с мужчиной, также «абсолютно случайно» оказавшимся ученым-физиком. Конфликт, послуживший началу их полемики: возможно ли визуализировать на экране строение атома. Дама, в силу своей профессии, настаивает, что «увидеть и изобразить» строение атома - вполне решаемая задача (учитывая удивительные возможности кинематографа). Ученый-оппонент эту идею воспринимает скептически. И в первой, и во второй картине С. Райтбурга кинематограф действительно приходит на помощь, ненавязчиво сопровождая озвученные аргументы мультипликационными схемами. Таким образом, и принцип теории относительности, и вопрос о «визуализации атома» в течение двадцати экранных минут объяснены пытливому зрителю.
Конечно, в осмыслении подобных фундаментальных областей неизбежны уступки схематизму, в том числе драматургическому. Зрителю нужно быть снисходительным к упрощенным фигурам персонажей: в просветительском сюжете это люди-функции («физик», «простой человек, не сведущий в физике», «кинорежиссер, изучающий вопросы физики», «актеры, кото-
рым предстоит исполнять роли ученых-физиков» и т. п.). Персонажи намеренно повторяют вслух некоторые тезисы, чтобы быть понятыми собеседниками (иными словами - зрителями фильма), поскольку тема их «легкого» разговора действительно очень сложна с обыденной точки зрения. В отличие от двух упомянутых лент, третья картина С. Райтбурта «Урок астрономии» (1973) решена в форме лирической драмы, где юная пара у ночного костра выясняет свои отношения, периодически апеллируя «к звездам» (с примерами самых разных явлений культуры и науки, от древней поэзии, до астрономии ХХ в.).
Смелые, почти безумные гипотезы, парадоксы освоения космоса - все достойно стать экспериментом в экранном содружестве научного знания и искусства. Не эту ли задачу ставил перед собой Кристофера Нолан, работая над блокбастером «Интерстеллар»? Главную же цель подобных кинопроектов отметил в свое время выдающийся советский режиссер Александр Згуриди. Он утверждал, что научно-популярные фильмы, воспринимаемые как игровое кино, создаются для того, «чтобы не только доступно, понятно, но и художественно полноценно рассказать о таких сложных науках, как квантовая механика, ядерная физика, математика, кибернетика и пр.» [7, с. 149]. И скромные короткометражные новеллы С. Райтбурта, и грандиозные кинопроекты К. Нолана содержат родственные подходы: это фильмы, в основе которых - некий научный эксперимент, происходящий на глазах зрителя. В связи с синтезом фантастики и научно-популярного повествования уместно вспомнить уникальный - и до сих пор, к сожалению, не экранизированный - роман Глеба Голубева «Гость из бездны», посвященный дерзким изысканиям советских океанологов [8], и отголоски которого заметны в многосерийном телефильме «Люди и дельфины» (1983-1984, реж. В. Хмельницкий). В то же время несомненный исторический интерес представляют «ретро-футуристические» примеры научно-популярной фантастики, среди которых наиболее характерен фильм «Дорога к звездам» (1957) П. Клушан-цева. Эта лента создана на пике воодушевления в связи с запуском первого искусственного спутника Земли. Но представленные в ней перспективы освоения человеком околоземной орбиты, Луны и других планет солнечной системы и поныне во многом остаются уделом будущего. Мастер «Леннаучфильма» П. Клушанцев оказался одним из немногих режиссеров, который продолжил опыт экранных работ также в виде книг для юного читателя/зрителя. Эти издания -«К другим планетам» (1959), «О чем рассказал телескоп» (1962), «Станция "Луна"» (1965) - и в
наши дни являются уникальным образовательным материалом для школьников, интересующихся вопросами физики и астрономии [9-11].
Эксперимент появился на экранах еще в самый ранний период развития кино и сразу начал активно использоваться режиссерами и создателями фильмов (а затем и телевизионных передач различных жанров). Напряженный поиск ответа на поставленный вопрос вместе со зрителем до сих пор пользуется популярностью и является активным драматургическим элементом во многих лентах. Для воплощения метода эксперимента наиболее уместен жанр фильма-исследования: автор определяет тему, и затем вместе со зрителем проводит опыт и отвечает на поставленные вопросы наглядными средствами. Такой способ дает возможность зрителям самим удостовериться в правильности выводов автора.
В некоторых учебных фильмах 1930-х гг., производство которых было одним из ведущих направлений кинематографа СССР, можно встретить использование эксперимента, подготовленного специально для съемок. Например, в фильме «Инстинкт насекомых» (1938, реж. А. Винницкий) авторы наблюдали за поведением ос, изменяя их привычные условия жизни. Со временем масштабность опытов увеличивалась. Более сложные эксперименты в условиях естественной среды проводил режиссер Б. Све-тозаров и оператор П. Уточкин. Они работали над съемками поведенческих реакций пернатых для фильма «Остров белых птиц» (1939). Среди ранних полнометражных научно-популярных фильмов нужно отметить ленту «В глубинах моря» (1938, реж. А. Згуриди), в которой также нашлось место эксперименту.
Одним из режиссеров, классиков советского научно-познавательного кино, воссоздающего эксперименты-события, был Феликс Соболев. Его знаменитый фильм «Я и другие» (1971) демонстрирует зрителю ряд психологических опытов, которые вместе со съемочной группой наблюдает и зритель.
Важной отличительной чертой ленты становится то, что зрительское внимание удерживается не только с помощью самого эксперимента, но и при поддержке закадрового голоса, который призывает: «проверьте и вы, как это было». Например, первый эксперимент - эпизод «похищения» со сцены лектора (сцена, казавшаяся гротескной в советских реалиях полувековой давности, но, увы, уже не воспринимаемая таковой в наши дни). Инцидент разворачивается перед большой вузовской аудиторией. Потом лектор возвращается и опрашивает аудиторию о случившемся, получая разные, несовпадающие ответы.
Метод эксперимента заложен в основу и современных познавательных телепрограмм, таких, как «ЭХперименты» [12], «Галилео» [13], «Лабораториум» [14].
Ведущий проекта «ЭХперименты» Антон Войцеховский в каждом выпуске передачи рассказывает о научных открытиях и объясняет суть явлений (нередко привычных, повседневных). В качестве экспертов приглашаются представители различных областей знания; в случае необходимости их комментарии сопровождаются инфографикой и анимацией. Благодаря такому подходу появляется возможность доступного и увлекательного рассказа даже о сложных явлениях и процессах (что и является основной задачей научно-популярной журналистики). В зависимости от сложности анализируемого явления, выпуски программы могут быть либо единичными, либо состоять из нескольких частей, объединенных одной темой. Деление на отдельные серии связано с тем, что массовый зритель не в состоянии воспринимать большое количество информации в течение короткого времени. Дозированность помогает лучшему усвоению материала. «Мы не устаем повторять, что наука может быть не только познавательной, но еще и очень зрелищной» - слова ведущего «ЭХпериментов», ставшие своеобразным слоганом передачи (это доказывают опыты, ставящиеся в каждом из выпусков). Примечательным качеством этого и других телепроектов научно-популярной тематики является то, что они рассчитаны в первую очередь на юного зрителя-школьника, а также их родителей (что объясняет появление «ЭХпериментов» на канале «Карусель»). Благодаря доступности объяснений А. Войцеховского, информация успешно воспринимается не только взрослыми, обладающими фоновыми знаниями различных наук, но, в первую очередь, подрастающим поколением.
Элементы метода эксперимента уместны и в жанре репортажа. Именно такова концепция программы «Галлилео». Ее формат позаимствован у немецкого телепроекта «Galileo» (канала ProSieben). Слоганом российской версии передачи становится рекламный призыв: «Александр Пушной найдет ответ на твой вопрос в увлекательной научной телепередаче "Галилео"». Некоторые выпуски базировались на приеме антитезы: «один ведущий против другого». Главный ведущий А. Пушной ставит под сомнение утверждения, выдвигаемые вторым ведущим, задействованный при экспериментах (А. Иванченко). «Ведущий-экспериментатор» на глазах зрителя осуществляет и комментирует опыт, «противостоя» соведущему-оппоненту, и в итоге доказывает свой изначальный тезис.
Образ «скептика», которого придерживается А. Пушной, позволяет ему вести себя раскре-пощенно, использовать некоторые вольности и высказывания, идентифицируясь со зрительской аудиторией.
Примером современного использования эксперимента в детской программе служит также программа «Лабораториум. Сезон 2» на канале «Карусель». Как уже отмечалось, данный телеканал идентифицируется с детской и юношеской тематикой, хотя и не ограничивается исключительно младшей аудиторией («Новый сезон уникального научного проекта для зрителей от 6 до 99 лет!»). Девизом передачи является высказывание: «Не унывай, забудь про скуку - добро пожаловать в науку!». Ведущими телепрограммы являются братья-близнецы Антон и Илья, при внешнем сходстве декларирующие различные подходы к естествознанию. В то время как Антон рассуждает и анализирует, Илья спешит погрузиться в стихию опытов и экспериментов. В каждом новом выпуске эти молодые ученые рассказывают о каком-либо бытовом приборе (подход,аналогичный некоторым выпускам мультсериала «Фиксики»). В телестудии, в присутствии зрителей, ведущие подробно «разбирают» тот или иной прибор и опытным путем объясняют принцип его работы. В проекте присутствую также еще одна пара второстепенных ведущих, Даша и Захар: они делятся полезными советами и интересными идеями использования различных устройств.
«ЭХперименты», «Галилео», «Лабораториум» - это проекты сегодняшнего дня, рассчитанные на массовую аудиторию, преимущественно детско-юношескую. У них имеется научно-популярный телесериал-предшественник: «Хочу все знать» [15], снимавшийся, с перерывами, в течение нескольких последних десятилетий советской эпохи и демонстрировавшийся в кинотеатрах СССР. Каковы перспективы подобных научно-познавательных проектов? Очевидно, увеличение роли интерактивности, позволяющей зрителю индивидуально углубляться в интересующие области науки. Это не отменяет, а усиливает роль драматургии в подаче материала (приглашая в «соавторы» зрителя).
В отличие от коммерчески ориентированных на большие аудитории телевизионных программ современные научно-популярные фильмы могут содержать ряд хронических недочетов. Это проблемы не только дня сегодняшнего, истоки экранной «серятины» и усреднен-ности уходят в далекое советское прошлое. Так в обсуждении искусствоведческих фильмов сценарист М. С. Витухновский отмечал: «многие монографии о художниках, фильмы о выставках де-
лаются по одному шаблонному рецепту. Рецепт этот, пусть несколько утрированно, выглядит примерно так: 20% багетных рам. 60% полотен художника, разбитых на общие, средние и крупные планы, и 20% затылков зрителей, необходимых режиссеру для перебивок и метража.» [16, с. 199]. Причина подобной «уравниловки» - не только в посредственности постановочных решений, но и в отсутствии редакторского вклада в создание фильма. Уже в наши дни редактор «Леннаучфильма» Н. Серебрякова с горечью заметила в интервью, что «во многих фильмах, которые я сейчас вижу в Доме кино - научно-популярных в том числе - в них не организован материал, нет структуры фильма, нет никакой архитектоники, не выстроены картины. Фильмы невероятно длинные. И это - отсутствие редактуры» [17, с. 9]. Мнение Н. Серебряковой очень важно учитывать не только опытным представителям профессии, но и нынешним учащимся кинематографических вузов - будущим режиссерам научно-популярного и документального кино. Учащиеся могут сравнивать опыт двух подходов в кинопроизводстве: как советского, обладавшего высоким интеллектуальным содержанием, драматургической обоснованностью и культурой дикторской речи, так и постсоветского, арсенал которого базируется на новейших технологиях презентации.
Историческая дистанция раскрывает причины кризиса в отечественном кинематографе. Учебное, познавательное, просветительское кино эпохи СССР (как и кинематография в целом) были полностью монополизированы государством. По заказам министерств и ведомств создавалось не менее 70% годовой продукции. Это были «учебные кинопособия» для школ и вузов, информационно-обучающие фильмы для Министерства машиностроения, Минсельхоза, Минлеспрома, Минрыбхоза, Минздрава и т. д. Не менее 30% годовой продукции составляли так называемые «общеэкранные фильмы», выходившие в массовый прокат и демонстрировавшиеся перед основным киносеансом. Эти ленты заполняли общеобразовательный, просветительский сегмент культуры страны.
В связи с закрытостью границ СССР отечественный зритель имел крайне ограниченный доступ к массиву мирового художественного кино. «Отсечены» были и многие научно-популярные ленты, активно обсуждавшиеся во всем мире ввиду их актуальности и полемичности. Исключением становились отдельные кинособытия, когда в отечественныйкинопрокат, вызывая аншлаги, выходили советские же ленты на «международные» темы (как фильм А. Серебренникова «Индийские йоги, кто они?» (1970)
или фильмы, посвященные древним «следам» пришельцев на планете).
Коренные изменения, охватившие нашу страну в 1990-е гг., сказались и на такой сфере искусства, как кинематограф [18, с. 597]. Не избежал перемен и научно-популярный экран. С разрушением советской государственной системы кинопроизводства заказы министерств и ведомств прекратились, что послужило причиной постепенного угасания и закрытия киностудий. В результате необходимо констатировать отсутствие отечественного научно-популярного кинематографа как целостного, стабильно функционирующего явления (за исключением работ немногочисленных авторов-энтузиастов). Но и теперь для российского зрителя ежегодно проводятся 5-7 кинофестивалей научного, познавательного и образовательного кино, где можно увидеть яркую, преимущественно зарубежную, кинопродукцию этого направления.
Огромный массив аудиовизуальных произведений научно-популярной тематики бесплатно предоставляет Интернет. Но широкий размах мирового познавательного кино не умаляет актуальности написания полноценных сценариев. Если авторы стремятся, чтобы зритель сегодня полноценно воспринял и понял научную проблему или получил знания по конкретной тематике, кинематографисту нужно озаботиться тщательным изучением материала к фильму, написать подробный сценарий (иногда с покадровой записью и ясным закадровым комментарием для диктора).
Оправданность этой работы очевидна: просветительский видеоконтент о мире и человечестве в этом мире очень востребован. Поэтому существуют десятки тематических телеканалов, выпускаются сотни телефильмов и сериалов этого направления на телевидении.
Список литературы
1. Пудовкин В. И. Как я стал режиссером // Пудовкин В. И. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Искусство, 1975. Т. 2. С. 33-40.
2. Научно-популярный фильм: сб. ст. / Союз работников кинематографии СССР. М.: Искусство, 1964. Вып. 2. 283 с.
3. Кино и наука / Союз кинематографистов СССР, Совет по теории критике науч. и докум. кино. М.: Искусство, 1984. Вып. 4. 350 с.
4. Научно-популярное кино: Проблемы. Размышления. Споры: сб. науч. тр. / Всерос. НИИ искусствознания. СПб.: ВНИИИ, 1991 (1992). 182 с.
5. Макаров Н. В. Редактирование неигрового фильма // Редактирование и редактор в отечественном кинематографе: сб. науч. ст. / ред.-сост. Е. Д. Еременко. СПб.: Ассоц. «НИЦ „Пересвет"»; «Форм-принт», 2020. С. 56-62.
6. Киносценарии научно-популярных фильмов. М.: Искусство, 1958. 268 с.
7. Згуриди А. М. Экран, наука, жизнь. М.: Искусство, 1983. 166 с.
8. Голубев Г. Гость из бездны. М.: Молодая гвардия, 1967. 239 с.
9. Клушанцев П. В. К другим планетам. Л.: Детгиз, 1959. 64 с.
10. Клушанцев П. В. О чем рассказал телескоп. Л.: Дет. лит., 1962. 64 с.
11. Клушанцев П. В. Станция «Луна». Л.: Дет. лит., 1965. 65 с.
12. эХперименты ST: телепередача на канале «Наука». URL: https://www.youtube.com/channel/UCZ2XmtOatZp3O-lD2i7Sh0Q (дата обращения 22.08.2021).
13. Галилео: телепередача на канале СТС. URL: https:// www.youtube.com/playlist?list=PLBC6D21 F46BB6F827 (дата обращения: 20.08.2021).
14. Лабораториум. Сезон 2: научное телешоу на канале «Карусель». URL: https://www.karusel-tv.ru/ announce/15143/ (дата обращения: 15.04.2021).
15. Альперина С. Киножурнал «Хочу все знать!» возродят в интернете // Российская газета. 2021. 25мая. URL: https://rg.ru/2021/05/25/kinozhurnal-hochu-vse-znat-vozrodiat-v-internete.html (дата обращения: 23.08.2021).
16. Витухновский М. С. Творческое содружество автора и редактора // Научно-популярный фильм: сб. ст. М.: Искусство, 1959. Вып. 1. С. 198-203.
17. Еременко Е. Д. Редактирование сценария и фильма: учеб. пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2018. 76 с.
18. Разлогов К. Э. Кинопроцесс ХХ - начала XXI века: искусство экрана в социодинамике культуры: теория и практика. М.: Акад. проект; Трикста, 2016. 640 с.
References
1. Pudovkin V. I. How I became a director. Pudovkin V. I. Collected works: in 3 vols. M.: Iskusstvo, 1975. 2, 33-40 (in Russ.).
2. Popular science film: a coll. of art. / Union of Cinematography Workers of the USSR. M.: Iskusstvo, 1964. 2, 283 (in Russ.).
3. Cinema and Science / Union of Cinematographers of the USSR, Council for Theory of Criticism of Sci. and Documentary Cinema. M.: Iskusstvo, 1984. 4, 350 (in Russ.).
4. Popular science cinema: Problems. Reflections. Disputes: coll. of sci. art. / All-Russ. Research Inst. of Art History. SPb.: All-Russ. Research Inst. of Art History, 1991 (1992). 182 (in Russ.).
5. Makarov N. V. Editing non-fiction film. Editing and editor in domestic cinema: coll. of sci. art. / ed.-comp. E. D. Eremenko. SPb.: Assoc. «Research Center „Peresvet"»; «Form-print», 2020. 56-62 (in Russ.).
6. Screenplays of popular science films. M.: Iskusstvo, 1958. 268 (in Russ.).
7. Zguridi A. M. Screen, science, life. M.: Iskusstvo, 1983. 166 (in Russ.).
8. Golubev G. Guest from the abyss. M.: Molodaya gvardiya, 1967. 239 (in Russ.).
9. Klushantsev P. V. To other planets. L.: Detgiz, 1959.
64 (in Russ.).
10. Klushantsev P. V. What the telescope told. L.: Det. lit., 1962. 64 (in Russ.).
11. Klushantsev P. V. Station «Luna». L.: Det. lit., 1965.
65 (in Russ.).
12. ST experiments: TV show on the «Science» channel. URL: https://www.youtube.com/channel/UCZ2XmtOatZp3O-lD2i7Sh0Q (accessed: Aug.22.2021) (in Russ.).
13. Galileo: TV show on the STS channel. URL: https:// www.youtube.com/playlist?list=PLBC6D21F46BB6F827 (accessed: Aug.20.2021) (in Russ.).
14. Laboratory. Season 2: Science TV show on the «Carousel» channel. URL: https://www.karusel-tv.ru/ announce/15143/ (accessed: Apr.15.2021) (in Russ.).
15. Alperina S. Newsreel «I want to know everything!» will revive on the Internet. Russian newspaper. 2021. May 25. URL: https://rg.ru/2021/05/25/kinozhurnal-hochu-vse-znat-vozrodiat-v-internete.html (accessed: Aug.23.2021) (in Russ.).
16. Vitukhnovsky M. S. Creative collaboration of the author and the editor. Popular science film: coll. of art. M.: Iskusstvo, 1959. 1, 198-203 (in Russ.).
17. Eremenko E. D. Editing the script and the film: textbook. SPb.: Saint-Petersburg State Inst. of Film and Television, 2018. 76 (in Russ.).
18. Razlogov K. E. Film process XX - early XXI century: the art of the screen in the sociodynamics of culture: theory and practice. M.: Acad. project; Trixta, 2016. 640 (in Russ.).