Научная статья на тему 'МЕТОД ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ'

МЕТОД ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКОНТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА БИЗНЕСА / РАСЧЕТ СТОИМОСТИ / ПРИБЫЛЬ / DISCOUNTING / BUSINESS VALUATION / COST CALCULATION / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цораева В.О.

В статье рассматривается определение и применение метода дисконтирования денежных потоков в оценке бизнеса. Его преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASH FLOW DISCOUNTING METHOD

The article discusses the definition and application of the method of discounting cash flows in business valuation, its advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ»

УДК 331.101.3

Цораева В. О. студент магистратуры 2 курс факультет «Экономика и процессы управления» Сочинский государственный университет

Россия, г. Сочи

Научный руководитель: Гордеева Е.В., кандидат

экономических наук, доцент МЕТОД ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ Аннотация: в статье рассматривается определение и применение метода дисконтирования денежных потоков в оценке бизнеса. Его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дисконтирование, оценка бизнеса, расчет стоимости, прибыль.

Tsoraeva V.O.

Graduate student 2ndyear Faculty of Economics and Management

Russia, Sochi Scientific director: Gordeeva E. V. Candidate of Economics Sciences Associate Professor CASH FLOW DISCOUNTING METHOD Annotation: The article discusses the definition and application of the method of discounting cash flows in business valuation, its advantages and disadvantages. Keywords: discounting, business valuation, cost calculation, profit.

Суть методики дисконтирования денежныхпотоков заключается в том, что стоимость активов определяется как сумма всех ожидаемых в будущем доходов. Расчёты основаны на теории, что покупатель не намерен тратить на покупку предприятия больше, чем сможет получить доходов в будущем от деятельности этой фирмы. Данный способ оценки считается наиболее рациональным, так как любой вкладчик, который приобретает долю в компании, покупает не сами активы, а определённый поток прибыли. Метод дисконтирования может быть применён в ходе оценки любого предприятия. Однако наиболее эффективно его использование, если доходы и расходы фирмы в настоящее время имеют нестабильный характер. Чаще всего такая ситуация возникает, когда организация находится на стадии роста и развития. Применение методики для оценки недавно созданных предприятий нерационально, так как без анализа результатов успешной предыдущей деятельности нельзя составить объективный прогноз будущих денежным поступлений.

Как и любой другой способ расчёта, способ дисконтирования имеет свои отличительные черты. Преимущества связаны со спецификой применения подсчётов. К ним можно отнести: возможность оценки предприятия с нестабильными доходами; универсальность применения;

организация рассматривается инвестором как источник прибыли. Недостатками являются: метод нельзя применять для недавно созданных компаний; расчёты трудоёмкие и длительные.

Расчёты основаны на анализе доходов компании за установленный период. На основе этих сведений прогнозируются тенденции развития и рассчитывается стоимость организации. Вычислениеосуществляются в несколько этапов.

Существует два типа денежного потока: поток для собственного капитала, также называемый чистым свободным денежным потоком; поток для всего инвестированного капитала, то есть бездолговой денежный поток.

Применение первой модели позволяет определить стоимость собственных средств фирмы. Эта сумма представляет собой цену всех акций или долей предприятия. Вычисления по второй модели задействуют не только собственный, но и заёмный капитал. Расчёты могут быть сделаны на основе стоимости как текущей, так и определённой с учётом инфляции. Установление длительности периода анализа Процесс начинается с установления промежутка времени и вида дохода, которые будут участвовать в дальнейших расчётах. Продолжительность периода устанавливается с учётом некоторых факторов: динамика спроса и предложения; стратегия развития; планы менеджмента предприятия; изменение показателей финансовой устойчивости. Предполагается, что компания будет работать неограниченное количество времени. Спланировать доходы и расходы на длительный срок невозможно, так как неизвестно состояние рынка через несколько лет. Поэтому, как правило, установленный срок анализа состоит из двух частей: прогнозный срок, чаще всего он составляет три года; постпрогнозное время, для оценки применяются усреднённые показатели темпа роста денежных потоков.

На этапе анализа прошлой деятельности компании специалист исследует все основные финансовые показатели фирмы. При анализе выручки оценщик изучает следующие данные: состав и ассортимент продукции; конкуренция; спрос; производственные мощности; цена готовых изделий; объём производства; общее состояние рынка в отрасли. Исследование издержек и вложений включает в себя следующую работу: изучение структуры издержек; определение правильности амортизации с учётом состояния имущества и планов по его приобретению и замене; расчёт затрат на выплату процентов по кредитам; обоснование необходимости вложений; изучение источников инвестирования.

Расчёт величины движения денежных средств

Проводится для каждого года анализируемого периода. Существует всего 2 способа вычисления объёма средств: прямой — он основан на анализе записей на счетах бухгалтерского учёта; косвенный — при этом рассматривается движение денег по видам деятельности. Определение ставки дисконта Ставка дисконтирования представляет собой стоимость привлечения капитала из разных источников. Коэффициент устанавливается с учётом следующих факторов: стоимость денег во времени; наличие разных

источников привлечения средств; риск инвестиций, в этом случае он рассматривается как степень возможности получения прибыли в будущем. Ставка рассчитывается исходя из выбранной модели. Для первой существует два способа: метод кумулятивного построения; модель оценки капитальных активов. Для второй предусмотрена формула средневзвешенной стоимости капитала.

Расчёт прибыли в постпрогнозный срок

Вычисление основано на предположении, что даже после завершения прогнозного срока предприятие может приносить прибыль. Исходя из этой теории, стоимость бизнеса зависит от будущего развития компании. Расчёт стоимости будущих денежных потоков Оценщик производит вычисления по формуле дисконтирования:

CF1 CF2 CF3 CFn FV PV = -— +-— +-— + ••• +-— +-—

(1 + O1 (i + 02 (i + 03 C1 + 0n C1 + 0n

Где:

n — количество лет прогнозного периода; PV — будущая стоимость объекта; FV — текущая стоимость; CF — денежный поток; i — ставка дисконтирования. Корректировка

После определения рыночной стоимости предприятия нужно внести окончательные поправки в полученную величину. Всего их три: уточнение объёма долгосрочных обязательств; корректировка размера оборотных активов; установление величины нефункционирующих активов, то есть в конечном итоге учитываются только занятые в производстве средства. Метод дисконтирования является самым сложным из всех подходов к оценке бизнеса. В мировой практике он наиболее популярен, так как в итоге получается максимально точная стоимость компании.

Использованные источники:

1. Азгальдов Г.Г. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов: учеб. пособие / Г.Г. Азкальдов [и др.]. - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006. - 400 с.

2. Арженовский C.B. Эконометрика: учебное пособие / C.B. Арженовский [и др.]. - Ростов н/Д. - 2002.102 с.

3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов: учеб. пособие / А. Дамодаран. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 1324 с.

4. Леонтьев Б.Б. Управление интеллектуальной собственностью на предприятии / Б.Б. Леонтьев [и др.].-Екатеринбург: Раритет, 2011. - 390 с.

5. Родин Д.Ю. Оценка стоимости бренда в процессе глобализации товарных рынков // Микроэкономика, 2012.-№ 1.-С. 119-122.

6. Родин Д.Ю. Проблема оценки стоимости брендов в условиях глобализации товарных рынков // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 15. - С. 275-276.

7. Родина И.Б. Глобальные риски в системе экономической безопасности России // Микроэкономика. -2012.-№ 1.-С. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.