Научная статья на тему 'МЕТОД “CASE STUDY” В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

МЕТОД “CASE STUDY” В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД "CASE STUDY" / КЕЙС-МЕТОД / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошеева Г.Н.

В статье затрагивается вопрос развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Метод “Case Study” рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранному языку в педагогическом вузе. Представлен опыт реализации метода кейсов на меж-факультетных направлениях педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CASE STUDY” METHOD IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article touches upon the issue of language training of future specialists aimed at developing professionally oriented language competences. The “Case Study” method is regarded as an effective means of teaching a professional foreign language in a non-linguistic institution. The experience of implementation of the case method on economic specialties of a pedagogical high school is presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОД “CASE STUDY” В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

Кривошеева Г.Н.

Чирчикский педагогический институт Ташкентская область

МЕТОД "CASE STUDY" В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье затрагивается вопрос развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Метод "Case Study" рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранному языку в педагогическом вузе. Представлен опыт реализации метода кейсов на меж-факультетных направлениях педагогического вуза.

Ключевые слова: метод "Case Study", кейс-метод, активные методы обучения, языковая профессиональная социализация, профессиональная коммуникативная компетенция.

Krivosheeva G.N.

Chirchik Pedagogical Institute Tashkent region

"CASE STUDY" METHOD IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN

PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Abstract. The article touches upon the issue of language training of future specialists aimed at developing professionally oriented language competences. The "Case Study" method is regarded as an effective means of teaching a professional foreign language in a non-linguistic institution. The experience of implementation of the case method on economic specialties of a pedagogical high school is presented.

Keywords: case study method, active teaching methods, language professional socialization, professional communicative competence, competence approach.

Участие Узбекистана в мировых процессах, расширение международных контактов усиливают потребность в специалистах, профессионализм которых прямо зависит от уровня и качества иноязычной профессиональной компетентности.

Итак, высшее профессиональное образование выделяет два уровня языковой социализации. Уровень овладения иностранным языком в контексте общей языковой подготовки (General English) преимущественно на первом / втором году обучения бакалавров/специалистов. Уровень концептуального познания (English for Specific Purposes, Business English),

а именно, владение понятийным и терминологическим аппаратом специальных дисциплин, профессиональными аспектами языка в контексте научной и узкопрофессиональной языковой подготовки, нацеленной на приобретение профессиональной языковой и коммуникативной компетентности на первом году обучения у студент магистратурыов и частично на втором году обучения у бакалавров / специалистов.

В связи с внедрением стандартов нового поколения организация учебного процесса в вузе требует пересмотра, что ведет за собой изменение методов, форм, средств и приёмов работы педагогов.

Одним из методов, направленных на формирование и развитие профессионально ориентированных языковых компетенций, является метод "Case Study", метод анализа ситуаций (от англ. case - случай, case study - обучающий случай) на основе реальных ситуаций. Он активно используется в работе со студентами экономических, юридических и медицинских специальностей.

Применение данной технологии предоставляет возможность увеличить познавательную заинтересованность к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание законов экономики, содействует формированию исследовательских, коммуникативных и креативных навыков принятия решений, поскольку одним из обязательных условий является использование фактов из реальной жизни для создания кейсов.

Изначально метод кейсов относится к неигровым имитационным активным методам обучения. В его основе лежит обучение путём интерактивного анализа реально существующих проблем бизнеса. Конкретная задача - общими усилиями группы студентов изучить сложившуюся ситуацию (case) и выработать практические решения в контексте установленной проблемы. Особенностью данного метода считается проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни.

Существует возможность адаптации кейс-метода под деловую (ролевую) игру, которая предполагает активное участие студента в образовательном процессе на всех его этапах. По нашему мнению, сотрудничество студентов в составе «команды» с целью достижения совместного результата под руководством педагога способствует активному формированию таких профессиональных качеств, как коммуникабельность, способность анализировать в короткие сроки большой объем новой информации, принимать решения в стрессовых ситуациях и условиях недостаточной информации, лидерские качества.

Вероятны варианты переплетения кейс-метода и игровых технологий. В первом случае игра включена в описание кейса, а его решение предполагает предварительное проигрывание ситуации. Во втором - если в игру включается ситуация, в процессе ее разыгрывания появляется необходимость создания кейса. Интеграция таких технологий

положительно влияет на образовательный процесс и придает ему новый потенциал творчества.

Однако может появиться сложность в разработке кейса, при подборе соответствующего реального материала, модели проблемной ситуации. Вследствие того, что банк узбекских кейсов фактически отсутствует, чаще всего приходится использовать зарубежные ситуации. Если преподаватели экономических дисциплин считают это недостатком, рассматривая такие учебные ситуации как интерпретацию западных концепций, то при обучении иностранному языку использование «западных кейсов» помогает познакомить учащихся с реалиями зарубежного мира бизнеса, нормами деловой западной культуры.

Применение метода кейсов ставит перед студентом высокую планку, поэтому целесообразнее применять данный метод на занятиях по иностранному языку на продвинутом уровне, когда обучающиеся изучают иностранный язык для специальных целей.

На этом образовательном уровне студенты уже владеют системой лингвистических знаний, включающих в себя знание основных фонетических, лексических и грамматических явлений и закономерностей функционирования изучаемого языка; имеют навыки извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса; обладают необходимыми страноведческими и культурологическими знаниями о нормах бытового и профессионального поведения, принятых в иноязычном социуме; владеют понятийным и терминологическим аппаратом специальных дисциплин в достаточном объёме. Такие профессиональные знания помогут более компетентно изучить проблемную ситуацию, аргументировано представить выработанные решения для данной конкретной проблемы.

Данный кейс максимально приближен к реальной ситуации и готовит студентов к их будущей профессиональной деятельности, где им придется анализировать и решать различные проблемные ситуации, предоставлять отчеты и презентовать свое решение проблемы перед аудиторией, готовой делать критические замечания и детально анализировать предложенное решение проблемы.

Очевидно, что представленный вид деятельности направлен на развитие компетенций аннотирования и реферирования разных источников информации, ведение деловых переговоров и дискуссий, организацию деловых визитов и приёмов, проведение конференций и презентаций, работу с деловой корреспонденцией и отчётами. Кроме этого, обучаемые приобретают компетенции делового общения и работы в команде, учатся правильной коммуникации через социализацию и мотивирование. И, наконец, студенты развивают навыки самостоятельной исследовательской деятельности, критического мышления и принятия ответственности за результат работы.

Использованные источники:

1. Zuparova, S., Shegay, A., & Orazova, F. (2020). Approaches to Learning English as the Source of All. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(5).

2. Zuparova, S., Shegay, A. (2021). Methods of Teaching Foreign Languages. Eastern European Scientific Journal, 1(7), 141-143.

3. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

4. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

5. Ruzmetova, M., Orazova, F., & Kayumova, G. (2020). The Role of Teaching Vocabulary Competence in English. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 509-513.

6. Ruzmetova, M., Otajonova, D., & Babadjanova, N. (2021). CONSIDERATIONS ON UNDERSTANDING THE MEANING OF A WORD. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(2), 1238-1242.

7. Krivosheyeva, G., Zuparova, S., & Shodiyeva, N. (2020). INTERACTIVE WAY TO FURTHER IMPROVE TEACHING LISTENING SKILLS. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 520-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.