Научная статья на тему 'Methods of concepts' research'

Methods of concepts' research Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
56
Поделиться
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЛЕКСИКА / ДИСКУРС / АНАЛИЗ / CONCEPT / RESEARCH METHODS / LEXIS / DISCOURSE / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Bubnihin Aleksey A.

This work is devoted to the methods of research of the cognitive linguistics term named «concept». Concept is a new term of the cognitive linguistics, it allows to research different scientific phenomena from the new point of view. Methods of concepts research allow to make a full analysis of this phenomena.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Bubnihin Aleksey A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Methods of concepts' research»

12. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения. - М., 1952. - С. 364, 366.

13. Малкова Ю.Л. Социальный и материальный статус городского учительства Советской России в 1920-е годы: по материалам Владимирской, Иваново-Вознесенской, Костромской и Ярославской губернии: Дис. ... канд. истор. наук. - Иваново, 2004.

14. Малхасян Н.В. Кадровая политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - N° 3. - С. 295-297.

15. Морозова К.И., 1921 года рождения // Архив автора. Запись 7 января 2011 г. Кострома, 2011. Л. 1.

16. Народное образование в СССР. - М., 1985. -С. 325.

17. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 19171973 гг. - М., 1974. - С. 419.

18. Народное просвещение. - 1930. - № 8-9. -С. 134.

19. Народное просвещение. - 1929. - № 3. -С. 42-43.

20. Народное хозяйство в Костромской области. Статистический сборник. - Кострома, 1990.

21. Народное хозяйство в Костромской области. Статистический сборник. - Кострома, 1991. -С. 34.

22. Народное хозяйство в Костромской области. Статистический сборник. - Кострома, 1992.

23. Народное хозяйство Костромской области. -Иваново, 1969. - С. 158, 185.

24. Низов А.Н., 1922 года рождения // Архив автора. Запись 5 февраля 2010 г. Поселок Ескино Солигаличского района Костромской области, 2010. Л. 1.

25. Пантелеева И.В., 1957 года рождения // Архив автора. Запись 16 апреля 2010 г. Поселок Су-санино Сусанинского района Костромской области, 2010. Л. 1.

26. Платонова В.И., 1933 года рождения // Архив автора. Запись 7 июля 2011 г. Кострома, 2011. Л. 1.

27. Рубцова Л.М., 1942 года рождения // Архив автора. Запись 18 апреля 2010 г. Кострома, 2010. Л. 1.

28. Смирнова М.К., 1966 года рождения // Архив автора. Запись 8 мая 2010 г. Кострома, 2010. Л. 1.

29. Смирнова Т.В., 1955 года рождения // Архив автора. Запись 12 июня 2010 г. Поселок Ант-ропово Костромской области, 2010. Л. 1.

30. Шистеров А.Н., 1940 года рождения // Архив автора. Запись 19 июня 2010 г. Поселок Крас-ное-на-Волге Костромской области, 2010. Л. 4.

31. Ярославская область за 50 лет: очерки, документы, материалы. - Ярославль, 1986. - С. 46.

УДК 801

Бубнихин Алексей Андреевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

rinaldo89@mail.ru

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ

Данная работа посвящена методам изучения термина когнитивной лингвистики под названием «концепт». Концепт - понятие лингвистики, позволяющее изучать различные научные явления с новой точки зрения. Методы исследования концепта позволяют нам проводить подробный анализ данного явления.

Ключевые слова: концепт, методы исследования, лексика, дискурс, анализ.

«Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не “творец культурных ценностей”- сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее [3].

Существует целый ряд подходов к анализу концептов, а также разные способы их описания, основанные на использовании различного исследовательского материала. Выявим наиболее значимые для нашего исследования.

1. Выявление семного состава ключевого слова.

Анализируются толкования базовой лексической репрезентации концепта в толковых словарях. Нередко исследователи обращаются также к диах-ронному анализу: привлекают этимологические данные, сведения о развитии и становлении значения ключевой лексемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Анализ лексических парадигм различного объема и типа, вербализующих тот или иной концепт:

а) синонимического ряда ключевого слова. Такой анализ позволяет акцентировать дифференциальные признаки концепта, выявляющиеся в сопоставлении ключевой лексической репрезентации с близкими по значению словами;

б) лексико-семантического, лексико-фразеологического, ассоциативно-семантического поля ключевого слова. Этот метод предполагает подбор не только синонимов, но и антонимов, гиперонима и согипонимов ключевого слова, выявление ядра и периферии поля;

в) деривационного поля ключевого слова. Анализ деривационных возможностей ключевой лексемы, реализующей концепт, и семантики выявленных дериватов также позволяет обнаружить ряд дополнительных когнитивных признаков исследуемого концепта.

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012

© Бубнихин А.А., 2012

3. Анализ материала паремий и афоризмов.

Авторы, опирающиеся на эту методику при исследовании концептосферы языка, обычно пишут о национально-культурном своеобразии соответствующих концептов, о специфике их содержания в концептосфере носителя той или иной культуры. При этом, однако, не всегда учитывается, «насколько установки, выражаемые теми или иными паремиями, разделяются современным сознанием носителей языка» [2].

Например, описание концептуального содержания того или иного понятия на материале пословиц и поговорок, зафиксированных в словаре

В.И. Даля, не дает полной уверенности в том, что созданная таким путем модель концепта будет совпадать с концептом, существующим в сознании носителей современного русского литературного языка. Если ставить своей целью описание содержания концепта в его современном состоянии, то необходим, прежде всего, анализ современного текстового функционирования языковых репрезентаций концепта и/или данных психолингвистических экспериментов, которые могут дать представление об актуальности тех или иных признаков концепта в сознании современных носителей языка (или какой-то их части).

4. Анализ лексической сочетаемости слов-реп-резентантов концепта, проводимый обычно на материале художественных и публицистических текстов, позволяет, в частности, выявить такие признаки в составе концепта, которые приобрели символический смысл.

5. Метод свободного ассоциативного эксперимента заключается в том, что испытуемым предлагаются слова-стимулы, на которые они должны отвечать любой словесной формой, приходящей им в голову. Этот метод позволяет выявить наибольшее количество различных признаков концепта; частотность реакций свидетельствует об их актуальности/неактуальности в сознании испытуемых. Другой вид психолингвистического эксперимента -рецептивный эксперимент, а его цель - исследование знания, понимания значения языковой единицы носителями языка. При этом могут использоваться различные методики (например, испытуемым предлагают дать свое определение значения слова; назвать слова, близкие по значению, и слова, противоположные по значению; описать зрительный образ, который вызывает слово; подобрать слово, наиболее подходящее к предложенной дефиниции, и др.) [1].

6. Ценность дискурсного подхода к исследованию концептов определяется самой природой дискурса, его лингвосоциальным, динамическим характером. Дискурс оказывается одновременно и «средой обитания», и «средством реализации концептов», и тем, что влияет на их изменение и развитие.

7. Дополнительные возможности для описания содержания концептов предоставляют экспериментальные методики. Словари разных типов, безусловно, отражают многие стороны содержания концепта, тем не менее, часто важная для понимания содержания концепта информация эмоционального и оценочного плана остается за пределами словарной статьи. Результаты психолингвистических экспериментов позволяют дополнить представление о содержании концепта, сложившееся при изучении материалов лексикографических источников, текстового материала, а также конкретизировать это представление относительно определенной группы носителей языка. При достаточно большом количестве испытуемых результаты эксперимента могут рассматриваться как отражение тех элементов концепта, которые являются «национально значимыми».

8. Лингвокультурологи И.А. Стернин и Ю.С. Степанов и некоторые другие исследователи используют полевой метод описания структуры концепта, выделяя три компонента концепта: ядро, ближнюю и дальнюю периферию (Стернин) или внутреннюю форму, актуальный и пассивный (исторический) компоненты [3]. Выбор материала и методики для описания содержания концепта не могут быть произвольными. Конкретный языковой материал будет отражать конкретные аспекты содержания концепта (его синхронный или диахронный пласт или же стороны концепта, актуальные для той или иной социальной группы носителей языка).

П. Филкова, опираясь на труды Д.С. Лихачева и других авторов, отмечающих, что концепты характеризуются еще этнокультурной маркированностью, культурно-исторической значимостью, информативностью, своим познавательным, прецедентным характером, предлагает в процессе анализа художественного текста выделять тематические ряды или группы концептов [4].

Во многих работах, посвященных анализу концептов, используется одновременно несколько из вышеперечисленных методов, что связано, видимо, с представлением о природе концепта как «кванта знания», различные признаки которого могут эксплицироваться в языке и речи. Применение комплексной методики исследования концептов является, очевидно, наиболее целесообразным, поскольку многоаспектное описание языковых репрезентаций концепта и их текстового функционирования позволяет наиболее полно представить содержание и структуру изучаемого концепта [1].

Библиографический список

1. Культурология: энциклопедия: В 2 т. / под ред.

С.Я. Левит. - М., 1998.

2. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 1999.

3. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012

39

культуры. 3-е изд. - М.: Академический проект, и анализ текста // Русистика 2003: язык, коммуни-2004. кация, культура. - Шумен: Университетское изд-во

4. Филкова П. Концептосфера русского языка «Епископ Константин Переславски», 2003.

УДК 712

Михайленко А. В.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

alinamv@yandex.ru

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ ГОРОДА

В данной статье рассматривается проблема формирования удобных и комфортных для человека транзитных транспортных и пешеходных пространств, которые являются неотъемлемой частью современного города.

Описываются удачные примеры дизайна такой среды в разных странах, приводятся ссылки на литературные источники. На основе подробного анализа примеров различных уличных пространств автор делает выводы о роли ландшафтной архитектуры в решении рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: ландшафтная архитектура, современная городская среда, зонирование пространства, транзитное пространство, пешеходная улица, бульвар, набережная.

Узкие и запутанные улицы средневековых городов создавались для пешеходного движения. Встретиться лицом к лицу здесь было неизбежно. В противоположность этому, в XVIII веке улицы стали широкими, чтобы по ним на больших скоростях могли двигаться экипажи. Такие пространства стали отдалять людей друг от друга, однако тогда же начали создавать специальные места для пешеходов - тротуары. Сегодня каждый «элемент» движения (пешеходы, автомобили, трамваи и т.д.) перемещаются с разными скоростями и каждый по своей выделенной территории. С одной стороны, это делает движение в городе более эффективным, но с другой - приводит к «смерти» уличного пространства» [5, с. 57].

Сегодня улица уже не рассматривается как совокупность путей для различных видов движения; это единое городское общественное пространство, включающее в себя различные виды транспорта и пешеходов. Причем пешеходы могут попадать сюда по разным причинам. «Улицы, пешеходные и туристические маршруты составляют большую часть городских общественных пространств. Но им зачастую уделяется мало внимания в отличие от парков и скверов. Однако, например, для тех людей, чей обеденный перерыв заключается в том, чтобы дойти до ближайшего кафе и обратно, этот маршрут должен предложить нечто большее» [3, с. 50].

Таким образом, транзитные пространства играют в жизни города важную роль. Это не отдельные объекты, как, например, парки, куда посетители приходят целенаправленно. Это «проходная» территория, куда люди попадают по разным причинам: например, транзитом проходят по этой улице, набережной и т.д. или гуляют по городу, заходят в магазины, останавливаются отдохнуть. Если пространство привлекательное, это способствует более размеренному движению, если же наоборот, то может возникнуть желание поскорее уйти. Се-

годня безопасные для пешеходов улицы (особенно без автомобильного движения), уютные и озелененные, с возможностью по-разному проводить время, становятся всё более популярными.

Кроме того, помимо отдельных зеленых территорий современной городской среде необходимы соединяющие их в единую «зеленую сеть» транзитные пространства. Это пешеходные улицы, бульвары, набережные и т.д.

Возможности ландшафтной архитектуры при создании транзитных пространств те же, что и в жилых и деловых районах:

- зонирование;

- формирование привлекательности пространства;

- создание образа места.

Особенностью транзитных пространств является наличие на одной территории большого количества разных групп потребителей (автомобилисты, велосипедисты, городской транспорт, спешащие и медленно прогуливающиеся пешеходы). Здесь важно сочетать возможность комфортного быстрого транзита и медленного, размеренного перемещения людей. На такую «линию променада», помимо необходимых полос для автомобилей, вело- и пешеходных дорожек, может быть «нанизано» множество безопасных (ввиду близкого расположения транспортных потоков) развлечений, магазинов, мест пассивного и активного отдыха.

Например, в Портленде (США) проведена реконструкция центральной улицы города (Portland Mall), проект которой (Portland Mall Revitalization) получил премию Американского общества ландшафтных архитекторов (ASLA) в 2012 году. Сегодня эта улица связывает шесть районов города и многие важные городские объекты. Проект ее реконструкции - самый крупный подобный проект в стране. Зонирование улицы отличается вниманием к деталям: например, здесь даже предусмотре-

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012

© Михайленко А.В., 2012