Научная статья на тему 'Метаязык в контексте неклассической теории познания'

Метаязык в контексте неклассической теории познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / МЕТАЯЗЫК / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИМИТИВЫ / КУЛЬТУРНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СЦЕНАРИИ / МЕТАЯЗЫКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Канунникова Ольга Витальевна

Дан анализ метаязыка как способа образования абстракций в гуманитарных науках, показана специфика исследования, сопоставления и осмысления общих понятий в лингвистике, психологии культуры на основе выделения семантических примитивов, культурно обусловленных сценариев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metalanguage is analyzed in the article as a method used to generate abstractions in humanities, the specific features of research, correlation and comprehension of general abstract concepts in linguistics and psychology of culture on the basis of semantic primitives and culture-specific configurations are shown

Текст научной работы на тему «Метаязык в контексте неклассической теории познания»

прос о существовании Бога неразрешим, его существование не доказать и не опровергнуть, поэтому спор о нем в таком плане бесполезен. Однако без того или иного допущения не обойтись, поскольку не обойтись без исходных методологической и мировоззренческой посылок. Методологическая посылка необходима для рационального объяснения мира, мировоззренческая — для его социального и экзистенциального рассмотрения. Если Бога нет, значит, в обществе нет ничего, кроме совместно живущих индивидов. В модели, признающей абсолютный прогресс, Бог не нужен. В релятивистской модели без Бога не обойтись, потому что он средство оправдания всего, включая саму жизнь.

Таким образом, религия и наука должны быть разведены в сознании людей по разным

местам и не мешать друг другу в удовлетворении человеческих потребностей, главной из которых является сохранение и продолжение жизни. В их историческом соревновании объективно не может быть ни победы, ни поражения.

Понятие научного атеизма некорректно, но не потому, что наука отвергает существование Бога, хотя и не может ни эмпирически, ни теоретически обосновать его отрицание, а потому, что наука вообще не занимается трансцендентными сущностями (сверхъестественным). Атеизм самостоятельно выступает от имени науки.

Рациональное, формально-логически последовательное описание человеческого переживания своего существования невозможно, оно само неизбежно будет переживанием. Иначе говоря, описание или объяснение проповеди само неизбежно будет проповедью.

УДК 100.32

О.В. Канунникова

МЕТАЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Одной из актуальных проблем современной философии науки является вопрос о способах образования абстракций в гуманитарном познании. В качестве непосредственного объекта исследования в науках о человеке, культуре и обществе выступает текст как «материя» гуманитарного знания, что создает определенные трудности построения теории и требует «спецификации понятийного аппарата методологии» [1, с. 257]. В связи с этим для развития и осмысления гуманитарных наук необходим поиск особых приемов и процедур образования абстракций, построения гуманитарного теоретического знания.

В истории философии науки в анализе и обобщении знаний о явлениях окружающего

мира использовались различные способы и приемы абстрагирования. Классической эпистемологии, главная задача которой разработка норм и правил для обоснования и развития познавательной деятельности, было свойственно применение формально-логического способа образования общих понятий через род и видовое отличие.

Неклассическая теория познания характеризуется расширением предметного поля исследования, изменением понимания степени и характера научности различных форм знания. Поэтому для образования абстракций в гуманитарных науках используется иной способ — метаязык.

Предпосылкой создания метаязыка как способа абстрагирования явились идеи Р. Декарта,

считавшего основным методом научного исследования дедукцию. Однако приступить к использованию этого метода, с его точки зрения, невозможно, пока не будут изучены простые элементы, полученные интуитивно или с помощью индукции. При этом Декарт выдвинул идею критериев определения простых понятий, которые должны быть ясными и неопределимыми. Взяв за основу метод рассуждения от частного к общему, он предложил выделять в сложных задачах простые компоненты, упорядочивать их и выстраивать в строгой последовательности. Суть такого подхода состояла в том, что для получения достоверного знания необходимо было свести «запутанные и темные положения к более простым» [2, с. 91], чтобы в последующем на их основе познать более сложные элементы.

Идея создания понятийных примитивов, простейших концептов-«кирпичиков» для построения и истолкования слов и терминов разрабатывалась также Г.В. Лейбницем. Он был уверен, что традиционный способ образования понятий от вида к роду не дает возможности познать сущность и индивидуальность исследуемого объекта. Лейбниц предложил иную, по сравнению с формально-логической, концепцию создания понятийных примитивов, на основе которых возникают более сложные, подобно тому, как образуются «производные числа из простых» [3, с. 133].

Данный подход, названный Лейбницем методом «универсальных характеристик», предполагал разложение сложных понятий на простые, создание «алфавита человеческих мыслей». При этом каждому простому суждению необходимо было подобрать некий характеризующий его символ по аналогии с китайскими иероглифами, разработать структурирующие принципы, установить правила и методы их использования.

Необходимость создания универсального языка-посредника в философии XX века была высказана и разрабатывалась представителями аналитической философии, которые также признавали иные, кроме формально-логических, способы образования абстракций и стремились построить унифицированный метаязык для решения определенных познавательных задач, перевода естественного языка в идеальный язык науки.

Так, Б. Рассел как один из основоположников логического позитивизма использовал элементарные понятия для построения научного знания, так как сложное должно быть построено из простых компонентов. При этом каждой понятийной единице должен соответствовать особый символ, как в алфавите, где все простые понятия, используемые для построения человеческих знаний, представлены отдельными буквами, с которыми можно обращаться точно так же, как с цифрами. Необходимость создания такого рода абстракций была обусловлена прозаичностью, многозначностью и двусмысленностью обыденного языка. Особенность его состоит в том, что две словесные формы могут иметь одно и то же значение и «в одном языке суждение может быть выражено разными способами» [4, с. 9].

Термин «метаязык» возник в математической логике и был введен представителями Львовско-Варшавской школы аналитической философии С. Лесневским и А. Тарским. Они предлагали использовать в научном анализе два разных языка, один из которых (объектный) является предметом исследования, а в терминах другого формализованного (метаязыка) строится определение истины для него. Впервые четко отделив формализованный метаязык от объектного естественного языка, они аргументировали и условия его построения. Метаязык должен включать в себя переменные более высокого логического порядка, формальные правила, семантические термины, как исходные, так и вводимые посредством некоторых определений. Кроме того, метаязык должен включать средства для описания синтаксиса языка-объекта, при этом его элементы должны быть проще, так как всякое выражение должно переводиться на метаязык.

В современных научных теориях в контексте неклассической теории познания метаязык как способ образования абстракций является своеобразным методологическим инструментом анализа и используется не только в таких разнообразных областях знания, как логика, математика, физика, но и в лингвистике, литературоведении, культурологии, когнитивных исследованиях. Ме-таязыковые модели строятся в данных науках на основе различных приемов, в том числе с помощью семантических примитивов.

Необходимость использования семантического метаязыка в лингвистике, с точки зрения А. Вежбицкой, обусловлена тем, что он должен служить для описания лексических, грамматических и иллокутивных значений (императив, вопрос), так как нельзя описать мир таким, какой он есть, на естественном языке, изначально задающем свою антропо- и этноцентричную картину мира. Использование метаязыка, основой которого выступают элементарные семантические единицы, примитивы, избавляет лингвистический анализ от «логических кругов и позволяет ясно и строго обрисовать и сравнить все понятия, выраженные в данном языке» [5, с. 329]. Поэтому теория семантического метаязыка Вежбицкой ставит своей задачей выделение таких выражений естественного языка, с помощью которых можно объяснить другие. К подобным исходным семантическим единицам она относит такие, как я, кто-то, этот, один, думать, говорить и др.

Метаязык как способ образования абстракций может быть использован в культурологии для сравнения различных национальных культур и характеров. С этой целью в исследовании национальных этносов Вежбицкая предлагает использовать «культурно обусловленные сценарии», небольшие предложения или их последовательности, с помощью которых можно уловить негласные нормы культуры какого-то сообщества и одновременно «представить эти нормы в терминах общих для них понятий» [Там же. С. 393]. Такого рода сценарии отражают негласные правила, лежащие в основе формирования личности, мышления, деятельности. Для каждой культуры они являются специфическими, но могут быть на основе семантического метаязыка обобщены, сопоставлены и интерпретированы.

Так, анализируя культурно-специфические выражения чувств на примере изучения «сценариев китайской сдержанности», Вежбицкая показывает, что, согласно китайской культуре, не следует позволять себе чувствовать «что-то очень плохое» или «что-то очень хорошее» [Там же. С. 395]. В англо-американской культуре, напротив, принято говорить о людях с похвалой — «хорошо часто говорить другим людям что-то вроде: ты сделал (делаешь) что-то (очень) хорошее» [Там же. С. 397], тогда как в японской

культуре не говорят похвалу в лицо — «нехорошо говорить другим людям что-то вроде: ты сделал что-то хорошее» [Там же. С. 398]. Для подобного сравнения и сопоставления этносов и используется универсальный семантический метаязык, основой которого выступают лексические универсалии.

Благодаря концепциям метаязыка, разработанным в контексте неклассической теории познания в лингвистике и культурологии, становится возможным применение метаязы-ковых моделей в других сферах современного научного познания, в частности в когнитивных исследованиях, моделировании естественного интеллекта в искусственном.

Так, исследования, связанные с использованием метаязыка, приобретают актуальность в процессе разработки систем машинного перевода текстов с одних естественных языков на другие, автоматизированного поиска и построения диалоговых вопросно-ответных систем. Для реализации этих задач ведется работа по составлению толково-комбинаторного словаря русского языка, лингвистической модели «Смысл-Текст», по определению базиса языка, его аксиом и элементарных смыслов, благодаря которым описываются более сложные выражения. Лингвистическое описание в таких словарях представляет собой множество правил, заранее установленных средств, позволяющих сопоставлять и сравнивать тексты языка, что дает пользователю возможность лучше понять смысл выражения. Единицей описания в модели «Смысл-Текст» является лексема, а толкование строится как разложение исходных лексических смыслов, приводящее к семантическим атомам — элементарным, далее не разложимым смыслам.

Теория, основанная на метаязыковой модели «Смысл-Текст», используется для построения компьютерных систем и программ, основой которых является абстрагирование или «выбрасывание из конкретных понятий значительной части их содержания» [6, с. 59]. Семантические словари, созданные на базе процесса образования абстракций, позволяют эффективно реализовать разработанные алгоритмы поиска информации в текстах на естественном языке, получать необходимые знания из больших объемов информации и гарантируют высокую

степень точности результата.

На этой основе создаются анализаторы естественного языка, способные извлекать из текста информацию и создавать семантическую сеть, включающую в себя базис языка, классификатор понятий, семантический словарь и технологию анализа. Метаязыковая модель как анализатор естественного языка используется в таких системах анализа текстов, как поисковые сервера, программы слежения за потоками информации, системы документооборота, программы-переводчики, экспертные и обучающие системы.

В когнитивных науках модели метаязыка применяются с целью хранения, передачи, обработки информации, при моделировании естественных интеллектуальных, познавательных, сенсорных способностей человека. В искусственном интеллекте на основе метаязыка и с помощью разработки теорий концептуальных зависимостей, интегральных анализаторов текстов создаются модели, включающие синтез логических

и контекстуально-коммуникативных средств анализа языка, процессов понимания и интерпретации, форм межчеловеческого общения, невербальных компонентов речи. Дальнейшее использование метаязыка в сфере информационных технологий связано с необходимостью дальнейшей разработки семантических моделей, позволяющих успешно решать проблемы моделирования сложности и многозначности естественного языка в искусственном интеллекте.

Таким образом, в контексте неклассической теории познания для абстрагирования используется не формально-логический способ, а метаязык. В результате его применения выделяются элементарные, неделимые единицы, семантические примитивы, с помощью которых становятся возможными лингвистический и семантический анализ языков конкретных гуманитарных наук, национальных культур, характеров, моделирование естественного интеллекта в искусственном.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Микешина, Л.А. Категоризация и особенности создания абстракций в гуманитарных науках [Текст] / Л.А. Микешина // Философия науки. Методология и история конкретных наук. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.

2. Декарт, Р. Сочинения [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989.

3. Лейбниц, Г.В. Сочинения [Текст]. В 4 т. Т. 1 /

Г.В. Лейбниц. - М.: Мысль, 1982.

4. Рассел, Б. Исследование значения и истины [Текст] / Б. Рассел. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллект. кн., 1999.

5. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая. — М.: Рус. словари, 1997.

6. Тузов, В.А. Компьютерная семантика русского языка [Текст] / В.А. Тузов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

УДК 330.11.4:001+004.946

Е.В. Малкова

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ: ФЕНОМЕН ВИРТУАЛИЗАЦИИ СТОИМОСТИ

Новый этап развития цивилизации связан с необходимостью возрастания роли философии. Это обусловлено кризисным характером развития науки и общества. В последнее десятилетие возрождается интерес к философии экономики, что определяется появлением новых тенденций социально-экономической

практики, обнаруживающих противоречия современной формы хозяйствования.

Большинство развитых стран сегодня стремятся соответствовать инновационной модели развития, предлагаемой авторами теории постиндустриализма. Данный процесс стал еще более очевиден на фоне усиливающейся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.