Научная статья на тему 'МЕТАТУРИЗМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МЕТАТУРИЗМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная фантастика / цифровизация / виртуальная среда / метавселенная / туризм / science fiction / digitalization / virtual environment / metaverse / tourism

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шкаев Дмитрий Геннадьевич

В постоянно меняющемся ландшафте цифровых технологий и виртуальной реальности, или метавселенной, возникло новое явление, которое трансформирует традиционные представления о путешествиях, досуге и развлечениях. Это новаторское направление, получившее название метатуризм, представляет собой новый подход к туризму, который выходит за грани физической реальности. В настоящей работе рассматриваются особенности метатуризма, проблемы и возможности его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metatourism: trends and prospects

In the ever-changing landscape of digital technology and virtual reality, or the metaverse, a new phenomenon has emerged that transforms traditional ideas about travel, leisure and entertainment. This innovative direction, called metatourism, represents a new approach to tourism that goes beyond the boundaries of physical reality. In this paper, the features of metatourism, problems and opportunities for its development are considered.

Текст научной работы на тему «МЕТАТУРИЗМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 338.48+004.9

DOI: 10.31249/espr/2023/04.02

Д.Г. Шкаев*

МЕТАТУРИЗМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В постоянно меняющемся ландшафте цифровых технологий и виртуальной реальности, или метавселенной, возникло новое явление, которое трансформирует традиционные представления о путешествиях, досуге и развлечениях. Это новаторское направление, получившее название метатуризм, представляет собой новый подход к туризму, который выходит за грани физической реальности. В настоящей работе рассматриваются особенности метатуризма, проблемы и возможности его развития.

Ключевые слова: научная фантастика; цифровизация; виртуальная среда; метавселенная; туризм.

Для цитирования: Шкаев Д.Г. Метатуризм: тенденции и перспективы // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 4. - С. 29-34.

D.G. Shkaev Metatourism: trends and prospects

Abstract. In the ever-changing landscape of digital technology and virtual reality, or the metaverse, a new phenomenon has emerged that transforms traditional ideas about travel, leisure and entertainment. This innovative direction, called metatourism, represents a new approach to tourism that goes beyond the boundaries of physical reality. In this paper, the features of metatourism, problems and opportunities for its development are considered.

Keywords: science fiction; digitalization; virtual environment; metaverse; tourism.

For citation: Shkaev D.G. Metatourism: trends and prospects // Economic and Social Problems of Russia. - 2023. - N 4. - P. 29-34.

* Шкаев Дмитрий Геннадьевич, ведущий редактор Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: shkaev@gmail.com

Shkaev Dmitry, Senior editor of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: shkaev@gmail.com

29

Введение

Сегодня, когда на первый план общественного дискурса выходит тема искусственного интеллекта и нейросетей, в очередной раз хочется вспомнить о том, что линейка технологических инноваций - это цепочка «хай-пов», сменяющих друг друга информационных поводов, из которых далеко не всё остается в фонде используемых человечеством технологий. С другой стороны, недавно бывшие объектами научно-фантастических произведений - роботы, искусственный интеллект (ИИ), виртуальная реальность и т. д., - становятся обыденной частью производственного, экономического, даже бытового уклада. В полной мере это относится и к термину «метавсе-ленная» (или «метаверс»), который в последние годы перешел из сферы научной фантастики в область научных дискуссий о перспективах технологий и коммуникаций между людьми.

Сам термин, введенный Нилом Стивенсоном в научно-фантастическом романе «Лавина» (1992), относится к общему (коллективному) виртуальному пространству, которое существует за пределами ограничений отдельных виртуальных миров [Стивенсон, 2019]. Метавселенная характеризуется взаимосвязанностью всех элементов, что позволяет пользователям беспрепятственно перемещаться между различными цифровыми средами, сохраняя при этом неизменную идентичность.

Однако впервые сама идея метаверса была представлена не в романе Стивенсона, а в медиафраншизе «Трон», первый фильм которой вышел на экраны в 1982 г., т.е. за десять лет до указанного романа [Шкаев, 2023]. Протагонист фильма переносит сознание в цифровой мир и действует там наравне с другими пользователями и программами. В свою очередь, концепция цифровой трансформации личности была подробно описана в известной книге Сеймура Пейперта «Переворот в сознании: Дети, компьютеры и продуктивные идеи» также в 1980-х годах [Пейперт, 1989]. Задуманная как цифровая среда, в которой пользователи могут общаться, работать, играть и творить, метавселенная обладает способностью менять общение людей друг с другом и их взаимодействие с цифровым контентом.

Но возможен ли переход от фантазии к реальности? Ключевое сомнение связано с отсутствием во всех современных проектах важного элемента метавселенной - бесшовного протокола, который позволит интегрировать любые цифровые сервисы, не выходя из виртуальной среды. Попытки создания цифровых пространств или универсальных инструментов неудачны по одной простой причине - используемый код ограничен и пока не способен к расширению [Шкаев, 2023]. Тем не менее постепенно начинают появляться открытые исходные компоненты, расширение применения которых создает основу для создания метавселенной.

Актуальность и цель настоящей работы состоит в том, чтобы определить специфику метатуризма, который рано или поздно станет доминирующим трендом всей отрасли путешествий. Если, разумеется, исходить

30

из точки зрения на метавселенную как неизбежное будущее технологического общества.

Представления о метавселенной

Как представляется, метавселенная - не единое целое, а, скорее, сеть взаимосвязанных платформ, технологий и опыта (контента). Она охватывает среды виртуальной (VR), дополненной (AR) и комбинированной (расширенной) реальности (XR), многопользовательские игры, платформы социальных сетей, цифровые рынки и многое другое. Эти компоненты объединяются, создавая многоуровневую цифровую реальность, в которой пользователи могут заниматься различными видами деятельности - от посещения виртуальных мероприятий и конференций до исследования фантастических миров и общения с друзьями в условиях глубокого погружения. Метавселенную можно понимать как коллективное виртуальное пространство, объединяющее физическую и цифровую реальности для создания иммерсивной среды1.

Одним из важнейших направлений развития метавселенной становится новый вид путешествий - метатуризм.

Концепция метатуризма (сформулированная автором настоящей работы в период пандемии COVID-19 и представленная на научных конференциях в 2021-2023 гг.) основана на идее путешествия внутри метавсе-ленной, создающего уникальный и захватывающий опыт для виртуальных туристов [Шкаев, 2023]. По мере развития традиционного туризма, люди ищут более яркие и аутентичные способы взаимодействия с дестинация-ми, которые посещают. Инструментарий метатуризма предлагает новый подход, побуждая путешественников изучать - не только оффлайн, но и виртуально - культурные, исторические и социальные явления, которые отражают самобытность места.

В рамках предлагаемой концепции необходимо различать три понятия:

1) метатуризм,

2) кибертуризм,

3) виртуальный туризм.

Виртуальный, или дистанционный, туризм - решение, зародившееся задолго до пандемии COVID-19 на стыке трехмерных панорам, технологии Google Street View и стримов (прямых трансляций) на медиахостин-гах. Виртуальный туризм достаточно пассивен: он позволяет лишь наблюдать и переключать режимы наблюдения, т.е. положения камеры.

Кибертуризм - это неотъемлемая часть киберспорта, которым традиционно называют соревнования внутри игровых миров. Соответственно,

1 Т.е. искусственную среду, обеспечивающую эффект погружения пользователя в содержание.

31

кибертуризмом логично именовать туристическую активность, также осуществляемую посредством игры. И действительно, сегодня известные разработчики и издатели не только предлагают версии игр, предназначенные для изучения игрового мира (яркий пример - серия «Assassin's Creed»), но и активно развивается отдельный жанр «бродилок», не имеющих иной цели кроме исследования пространства. Однако кибертуризм ограничен миром конкретной игры.

Метатуризм - явление иного порядка, отличающееся как от виртуального и кибертуризма, так и от традиционного туризма.

Особенности метатуризма

К специфическим чертам туризма в метавселенной, которые отличают его от традиционного туризма, относится следующее. Прежде всего, отсутствие географических ограничений позволяет людям преодолевать физические ограничения и пересекать спектр виртуальных локаций за считанные мгновения. Следовательно, туристы в пределах метавселенной могут без особых усилий посещать исторические достопримечательности, футуристические города и даже вымышленные миры. При этом менять платформу или технологию не требуется.

Кроме того, ключевую роль в метатуризме играет элемент персона-лизации. Пользователи имеют возможность создавать и настраивать свои аватары, что позволяет им воплощать идеальное «я» или принимать совершенно другие облики, так называемое цифровое альтер-эго [Ахметова, Шкаев, 2021]. Такой персонализированный подход распространяется и на впечатления от путешествий, поскольку пользователи могут адаптировать поездки в соответствии со своими предпочтениями, занимаясь деятельностью, которая может быть неосуществимой в физическом мире.

Пандемия COVID-19 ускорила процесс виртуализации. Развитие туризма в метавселенной поднимает актуальные вопросы о его влиянии на традиционный туризм и экономику в целом. С одной стороны, метатуризм может составить определенную конкуренцию традиционной туриндустрии, особенно для людей, ищущих уникальные впечатления без необходимости физического перемещения. Это может привести к снижению спроса на традиционные туристские услуги, мультипликативно затронув авиацию, автотранспорт, рестораторов и отельеров, а также туркомпании.

Впрочем, существует поле и для сотрудничества между мета- и традиционным туризмом. Организации, работающие в индустрии туризма, могли бы использовать метавселенную для проведения расширенных рекламных кампаний и виртуальных туров по реальным направлениям или создания гибридных впечатлений, которые органично сочетают виртуальный и физический миры. Такое сотрудничество ведет к созданию новых источников дохода и бизнес-моделей, способствуя инновациям как в сфере информационно-коммуникационных технологий, так и в области туризма.

32

Как и в случае с любым новым явлением, туризм в метавселенной сопряжен с собственным набором проблем и ожиданий. Одна из главных забот связана с сохранением культурной и исторической аутентичности. Виртуальные модели достопримечательностей и дестинаций могут непреднамеренно исказить или чрезмерно упростить сложное культурное наследие, сохранившееся в реальности. Таким образом, соблюдение баланса между творческой самореализацией и уважительным отношением к истории становится обязательным условием развития метатуризма.

Вопросы, связанные с цифровой безопасностью и конфиденциальностью, столь же актуальны в контексте туризма в метавселенной, как и в реальности. Обеспечение сохранности пользовательских данных и защита от кибератак имеют первостепенное значение для поддержания доверия пользователей к новой услуге. Должны быть созданы правила и этические ориентиры, регулирующие сбор, хранение и использование личной информации в метавселенной.

Траектория развития туризма в метавселенной имеет потенциальные последствия для множества сфер, начиная от досуга и развлечений и заканчивая бизнесом и образованием. По мере дальнейшего развития технологий границы между физическим и виртуальным опытом людей, вероятно, станут еще более размытыми. Виртуальные конференции, образовательные семинары и глобальные мероприятия, проводимые в рамках метавселенной, создают новые формы общественных коммуникаций и образовательных практик. Метатуризм относится к подобным социальным явлениям - со значительным экономическим эффектом.

Заключение

Туризм в метавселенной представляет собой смену парадигмы в смысле восприятия и участия в путешествиях. Его характеристики - безграничная география и персонализированный опыт - открывают новые возможности для всех людей (но особенно для лиц с ограниченными возможностями, а также для учащихся). Одновременно возникают вопросы о влиянии метатуризма на традиционный туризм и другие проблемы. Однако данный тренд процесса цифровизации поддерживается повышением уровня цифровой грамотности населения и увеличением стоимости услуг традиционного туризма, а также ограниченной емкостью дестинаций. В условиях роста популярности нового направления туризма крайне важно ориентироваться в непростых вопросах его развития и использовать потенциал мета-туризма во благо общества.

Сама метавселенная - новый рубеж в человеческом опыте, предлагающий цифровой ландшафт, в котором переплетаются реальность и воображение. Кем станет ключевой игрок, гид, экскурсовод и проводник в мета-туризме - ИИ - предугадать сложно, но человеческая логика способна построить грамотный прогноз. Поскольку мы входим на неизведанную

33

территорию, важно подходить к ее освоению с особой тщательностью, а создавая среду с использованием новых цифровых технологий, сохранять общечеловеческие ценности и ориентиры.

Список литературы

1. Ахметова Л.В., Шкаев Д.Г. Между Джекиллом и Хайдом : цифровое альтер эго в контексте когнитивного развития личности // Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2021. - № 1. - С. 56-61.

2. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи : пер. с англ. / под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. - Москва : Педагогика, 1989. - 224 с.

3. Стивенсон Н. Лавина : пер. с англ. - Москва : Еапгоп, 2019. - 554 с.

4. Шкаев Д.Г. Форсайт метапоколения: топ-10 сервисов и профессий // Россия: Тенденции и перспективы развития : ежегодник / РАН, ИНИОН, Отд. науч. Сотрудничества ; отв. ред. В.И. Герасимов. - Москва, 2023. - С. 403-405.

Статья поступила: 20.08.2023 Одобрена к публикации: 07.09.2023

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.