Научная статья на тему 'Метатексты рок-культуры и их информативные возможности'

Метатексты рок-культуры и их информативные возможности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метатексты рок-культуры и их информативные возможности»

М.А. СОЛОДОВА Томск

МЕТАТЕКСТЫ РОК-КУЛЬТУРЫ И ИХ ИНФОРМАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

1. Ученый-филолог, собирающийся изучать рок-культуру, прежде всего сталкивается с таким ее вербальным воплощением, как рок-тексты (тексты песен), и с энтузиазмом неофита начинает их исследовать. В связи с этим рок-тексты в последние годы удостоились пристального внимания со стороны как лингвистов, так и литературоведов (достаточно упомянуть регулярно издаваемый сборник «Русская рок-поэзия: текст и контекст»). Между тем существует еще один, принципиально иной тип текстов рок-культуры, отличающийся от рок-текстов характером порождения, восприятия, сферой функционирования и т.п., выпадающий из сферы внимания исследователей и никогда ранее не бывший объектом филологического изучения.

Данный тип текстов мы называем метатекстами рок-культуры, наполняя этот термин содержанием, несколько отличным от традиционно принятого в лингвистике. Игнорирование при изучении рок-культуры данного типа текстов является, по сути, игнорированием (или незнанием) ситуации ее «семиотического двуязычия». Между тем, с точки зрения Ю.М. Лотмана, «никакое мыслящее устройство не может бытьь одноструктурным, моноязычным: оно обязательно должно включать в себя разноязычные и непереводимые образования. Обязательным условием любой интеллектуальной структуры является ее внутренняя семиотическая неоднород-ность»1. Поэтому филологическое изучение рок-культуры дожно сочетать изучение двух типов текстов: рок-текстов и метатектов. Внимание к последним не только расширяет границы объекта исследования, но и способствует формированию более полных, объективных, достоверных данных о рок-культуре.

2. Вначале определим понятие «метатекст рок-культуры». «Метатекст» восходит к понятию «метаязык» и соотносится с ним. В языкознании метаязык определяется как «язык второго порядка», по отношению к которому естественный язык выступает как «язык-объект», то есть предмет языковедческого исследования»2. В соответствии с этим определением метатекст в лингвистике понимается как проявление метаязыковой функ-

1 Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 10. Семиотика культуры. Тарту, 1978. С. 5.

2 Метаязык // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 297.

ции естественного языка, как «вербализация контроля над вербализацией» в тексте . Существует «широкое» и «узкое» толкование метатекстов.

При «широком» подходе к метатекстовым конструкциям относят «все случаи авторского комментирования речи, включая самые разнообразные приемы проявления речевых тактик говорящего и слушающего»4. Основы «широкого» понимания метатекстов заложены А. Вежбицкой.

При «узком» понимании метатекстов к ним относят «словесную экспликацию выбора слова говорящим и развернутое в высказывании суждение о языке»5.

Наше понимание метатекстов несколько отличается как от первого, так и от второго подхода. Смысловое наполнение термина «метатексты рок-культуры» обусловлено спецификой самого объекта, отражаемого в метатекстах - рок-текстов. Рок-тексты - это компонент гетерогенной структуры - рок-культуры, немыслимый вне отрыва от среды, в которой функционирует. В связи с этим и метатексты посвящены не анализу рок-текстов, «вырванных» из контекста их бытования, а рассмотрению существующего положения дел в рок-культуре в целом, куда рок-тексты входят как составная часть. Мы понимаем метатексты как тексты, созданные носителями рок-культуры, существующие в пространстве специализированных журналов и других печатных изданий, посвященных рок-культуре, и под определенным углом зрения освещающие положение дел в рок-культуре. Можно сказать, что наше понимание термина «метатекст» и его традиционное понимание в лингвистике находятся в отношениях полисемии.

3. Нами были подвергнуты анализу метатексты, опубликованные в российских журналы Fuzz и Rock-city за 1997-1999 годы. Общее количество журналов - 42. Выявим основные характерные черты метатекстов.

Одна из наиболее характерных особенностей метатекстов, отличающих их от рок-текстов, - это характер их связи с мышлением. Метатексты создаются не рок-музыкантами, а «критиками» (принадлежащими, тем не менее, миру рок-культуры), что предполагает иное отражение действительности в метатекстах и, следовательно, иные языковые средства для ее отражения. Кроме того, метатексты - это порождение письменной речи, отстоящей, по наблюдению Т.Г. Винокур, «на порядок дальше от личности, чем устная».

Тем самым метатексты призваны отражать общие закономерности языковой действительности, выявлять типичные представления о ней: содержанием метатекстов «является умозаключение обобщающего характе-

3

Ляпон М.В. Грамматика самооценки // Русский язык. Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке. М., 1992. С. 77.

4 Ростова А.Н. Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания (на материале русских говоров Сибири). Томск, 2000. С. 53.

5 Там же.

ра, знание надындивидуальное, объективное, статичное»6. Этим объясняется тот факт, что метатекст «обращен к общему миру, ориентирован на эталонные факты и события, релевантные для типических ситуаций»7.

Более обобщающий, объективный характер метатекста детерминирует тот факт, что «в метаречевой деятельности языковая личность иденти-

о

фицирует себя с говорящим коллективом» , в данном случае - с коллективом носителей рок-культуры. Метатексты рок-культуры воплощают в себе систему общественно-групповых предпочтений рок-культуры, ее нормы и ценности, обусловленные основополагающими концептами рок-культуры. Поэтому если рок-тексты по преимуществу отражают модель мира их автора, то метатексты воплощают в себе мировоззрение целого социума -мира рок-культуры.

В этой связи становятся очевидными основные задачи метатекстов -«уравнивание состояния знаний коммуникантов»9 о предмете речи, то есть реализация информативной функции. В процессе реализации информативной функции метатекстов происходит переход от спонтанного к сознательному, от эмоций - к логике, от мысли - к развернутой, синтаксически упорядоченной, в отличие от рок-текстов, речи, оформленной с соблюдением поверхностных синтаксических структур.

Помимо информативной функции, метатексты характеризуются и контактной функцией: они не только доносят информацию до аудитории, но и характеризуются стремлением оказать на потенциального адресата эмоциональное, психическое, идеологическое и прочее воздействие с тем, чтобы привлечь его на свою сторону.

Таким образом, рок-тексты и метатексты отличаются по характеру их связи с мышлением, обусловливающему различия в порождении и восприятии. Рок-тексты тяготеют к субъективности, метатексты - к объективности; рок-тексты отражают частное, метатексты - общее, типичное; в рок-текстах преобладает иррациональное начало, в метатекстах - рациональное; рок-тексты - это тексты, создающие особую реальность; метатексты -это «надреальность», интерпретирующая реальность, созданную рок-текстами.

4. Еще одна особенность метатекстов - их креолизованный характер: вербальные тексты соседствуют с текстами, для создания которых используются графические языки, - рисунками, фотографиями, а также шрифтовое и цветовое оформление. Таким образом, метатексты обладают смешанным семиотическим характером: наряду с вербальными средствами к передаче информации подключаются и другие знаковые системы (икони-ческая, графическая, цветовая и др.).

6 Там же. С. 60.

7 Там же. С. 64.

8 Там же. С. 113.

9 Там же.

Результаты некоторых исследований10 указывают на несовпадение функций вербальных и визуальных компонентов в тексте, вследствие чего создаются две различные «текстовые реальности»11. Мы же полагаем, что, функционируя в пространстве рок-журнала, компоненты метатекста формируют некое содержательное единство, в котором одно означаемое выражается разными по своей природе означающими. Метатексты рок-культуры - это сложная семиотическая система, вербальные и невербальные (визуальные) компоненты которой передают единый общий смысл. Именно семантическое единство гетерогенных элементов, функционирующих в границах единой текстовой системы, позволяет рассматривать метатекст как особое семантическое «поли-мерное» образование, «задающее» изоморфизм разных семиотических систем, сосуществующих и взаимодействующих в едином смысловом и графическом пространстве. Соотносясь друг с другом, взаимодетерминированные компоненты метатекстов формируют целостный смысл текста.

Отметим, что дублирование информации, воспринимающейся через вербальный и невербальные каналы системы метатекста, не означает ее избыточности. Редупликация нужна для создания определенного «запаса прочности», обеспечивающего обязательное восприятие реципиентом необходимого количества информации.

Подключение к вербальному компоненту метатекста компонентов других семиотических систем необходимо также для быстрой и эффективной передачи информации. Комбинация вербальных и невербальных способов репрезентации означаемого при этом способствует более эффективному порождению и восприятию смыслов.

Отметим, что большое внимание взаимоотношению вербальных и

невербальных компонентов, в частности, соотношению рисунка и текста в

12

процессе развития ребенка уделял Л.С. Выготский . Похожей точки зрения придерживается Н.И. Жинкин, считая, что изображение предмета, обозначенного в тексте вербально, до известной степени устраняет субъективность предметно-зрительного языка внутренней речи и направляет в единое русло процесс переформулирования различными реципиентами со-

13

держания текста в «терминах» своего социального опыта . Очевидно, что и в «филогенезе указанное взаимоотношение было ключевым, так как ри-

10 См.: Сазонов В.В., Шошников К.Б. О соотношении вербальной и визуальной информации в прессе // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. М., 1975.

11 Там же.

12

См.: Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

13

См.: Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 6.

сунок, в функции которого входило установление магической связи между человеком и объектом, являлся основой развития homo sapiens»14.

5. К невербальным компонентам метатекстов мы относим цветовое оформление, шрифт, фотографии музыкантов и идеограммы. Рассмотрим отдельно некоторые из них.

Цветовое оформление метатекстов. Общеизвестна и научно обоснована гипотеза о физическом воздействии цвета на организм, обусловленном свойствами цветовых волн. Верно и обратное утверждение: существование тесной связи между цветовыми предпочтениями человека и состоянием его эмоциональной сферы, воплощающим «дорефлексивные, довер-бализуемые переживания и отношения.

Психологические исследования подчеркивают важность выбора цветовой гаммы как средства прямого воздействия на эмоции читателя. Манипулируя разными цветами, автор получает возможность направлять процесс восприятия сообщения в желаемое для него русло, подчеркивая доминирующую эмоцию. Тем не менее, для достижения данного эффекта необходимы отношения изоморфизма между значением цвета и смысловыми структурами других компонентов.

В рассмотренных метатекстах, несмотря на богатые полиграфические возможности издательства, обращает на себя внимание активное использование черного и серого цветов. Черно-белые фотографии, увлечение «вывороткой» (белый текст на черном фоне), темно-серый фон страницы, почти сливающийся с черным цветом шрифта и затрудняющий понимание - все эти явления апеллируют к черно-белому мировоззрению рок-культуры, тесно связанному с ее бескомпромиссностью, максимализмом, экспрессивностью.

Черный цвет преобладает и в одежде музыкантов, изображенных на фотографиях. По мнению психологов, люди, предпочитающие черный цвет, «находятся в оппозиции к обществу, испытывают явное отвращение к происходящему, проявляют агрессивность в сочетании с деструктивной и импульсивной тенденциями»15 <подчеркнуто нами. - М. С.>. Для них характерен негативизм, конфликтность и четкая позиция протеста. «Черные одежды носят обычно агрессивно настроенные упрямцы, протестующие анархисты и др.»16.

Идеограммы. Наиболее частотны в метатекстах следующие символы.

Символ огня. Несмотря на амбивалентность семантики этого символа (огонь может греть и освещать), в метатекстах актуализируется его нега-

14 Сонин А.Г. Комикс как знаковая система: Психолингвистическое исследование (на материале франкоязычных комиксов). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 1999. С. 4.

15 Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. Информация - цвет -интеллект. СПб., 2001. С. 70.

16 Там же.

тивный аспект (адское пламя, губительный огонь пожаров, извержений,

17

причиняющий боль и смерть и т. д.) . Символ огня тесно связан с идеоло-гемой агрессии/деструкции.

Символ тумана / мглы - символ неизвестной серой зоны между реальностью и нереальностью. Этот символ связан с пограничностью, мар-гинальностью рок-культуры ее тяготением к иррациональному.

Наконец, нельзя не отметить такой элемент символики, как длинные волосы участников рок-групп: «...волосатость принадлежащих к современным альтернативным движениям и субкультурам является выражением желания быть независимым от норм цивилизованного общества или протестом против них»18. Тем самым ношение длинных волос является проявлением принципа оппозитивности, основополагающего в рок-культуре.

Фотографии. Визуальный ряд метатекстов формируется также с помощью фотографий. Расхождение данного компонента с нормой более выражено в журнале Rock-City. Оно может задаваться как субъектом фотосъемки (фотографом), так и ее объектом (фотографируемые рок-исполнители). В первом случае обращает на себя внимание нетипичный ракурс, точка зрения съемки: сверху, снизу, что искажает пропорции изображаемого, вытягивает его в длину или в ширину; а также отсутствие четкости изображения, делающее последнее смазанным, размытым и не позволяющим составить адекватное представление о нем.

Во втором случае (фотографируемые рок-исполнители) отмечаются, во-первых, «вывернутые», неестественные для человеческой пластики, отталкивающие позы, а во-вторых, позы, устоявшиеся в обществе, но обладающие однозначной семантикой: выражающие властность, превосходство, агрессивность субъекта. Так, в русской культуре поза «стоять руки в боки» «характеризуется как недружелюбная и агрессивная, а потому порицается: стоять так перед друзьями или близкими родственниками не принято, <...> что является следствием семантики позы»19. Однословная характеристика этой позы определяется как угроза20. Сходную семантику (агрессия, угроза) имеют позы «руки на бедрах», «большие пальцы за поясом», «широко расставленные ноги»21.

На фотографиях в метатекстах также часто встречаются позы, обозначающие оборонное, негативное по отношению к окружающим, эмоционально напряженное состояние субъекта (позы «руки в замок», «руки на груди», «руки, сложенные внизу живота», а также ношение темных очков).

17

Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996. С. 184.

18 Там же. С. 48.

19 Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейндлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М., 2001. С. 245.

20 Там же. С. 147.

21

См.: Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992.

Оформление и размещение фотографий в журнальном пространстве также апеллирует к данным идеологемам: нередки «обугленные» «обожженные» по краям фотографии, с острыми, резаными краями, расположенные наискосок, «наплывающие» друг на друга или на колонки с текстом.

Проведем анализ невербальных компонентов метатекстов на конкретном материале.

Рис.1. Фотография американской группы Metallica (журнал Rock-City, 1997, №4)

Несмотря на отличные полиграфические возможности издания, фотография сделана в черно-белом цвете. Подобное оформление, на наш взгляд, соотносится с черно-белым мировидением рок-культуры, ее бескомпромиссностью, экстремальностью, экспрессивностью.

Позы музыкантов. Поза «широко расставленные ноги» в сочетании с позой «руки на бедрах» имеет семантику «недружелюбие, агрессия, угроза». Близкое значение (оборонное, негативное состояние) имеет поза «руки, скрещенные на груди»22 (крайний слева исполнитель) и поза «большие

22 Там же. С. 106.

пальцы за поясом / прорезями карманов», соотносимая с сексуальной

23

агрессивностью (первый и второй исполнители справа).

Черный цвет, преобладающий в одежде музыкантов, соотносится с агрессивностью, деструктивностью, импульсивностью, указывает на негативизм, конфликтность, протестность исполнителей.

Наконец, длинные волосы исполнителей также выражают конфликтность, протестность по отношению к нормам общества и соотносятся с принципом оппозитивности.

В заключение отметим следующее.

В научный оборот вводится ранее не изучавшийся материал - метатексты рок-культуры.

Доказано, что рок-тексты и мтетатексты являются двумя принципиально различными видами текстов рок-культуры, отличающиеся характером порождения, восприятия, сферой функционирования и т. д.

Несмотря на целый комплекс отличий, оба вида текстов вербально воплощают идеологию рок-культуры. Из этого следует, что, во-первых, метатексты, также как и рок-тексты, «пронизаны» основными концептами рок-культуры, во-вторых, метатексты и рок-тексты создаются одними и теми же концептами, в результате чего метатексты и рок-тексты, усиливая воздействие друг друга, создают особый, присущий исключительно носителям рок-культуры взгляд на действительность.

Исследование метатекстов рок-культуры, наряду с исследованием рок-текстов, способствует воссозданию языковой картины мира ее носителей.

23 Там же. С. 151. 200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.