Научная статья на тему 'Метасоциальность экзистенции и экзистенция социальности (западноевропейский и русский контексты)'

Метасоциальность экзистенции и экзистенция социальности (западноевропейский и русский контексты) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СУБЪЕКТ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ПОСТОРОННИЙ / БЫТ КАК БЫТИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ БЫТА / ЭКЗИСТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО / ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / EXISTENTIA / SUBJECT / INDIVIDUALISM / THE SOCIAL / THE OUTSIDER / EVERY DAY LIFE AS BEING / EXISTENTIA OF EVERY DAY LIFE / EXISTENTIA OF THE SOCIAL / THE INTERNAL WORLD OF THE HUMAN BEING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шиловская Наталья Станиславовна

Специфика западного и отечественного экзистенциализма. Западный экзистенциализм, выросший на духе ренессансного индивидуализма, рассматривается как оторванный от социального бытия. Напротив, в отечественной экзистенциальной литературе, в основе которой лежит архетип соборности, экзистенциальное сопряжено с социальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIA'S METASOCIALITY AND EXISTENTIA OF SOCIALITY (WESTERN AND RUSSION CONTEXTS)

The article is devoted to the specifics of western and Russian existentialism. The western existentialism which has grown on the spirit of Renaissance individualism, is considered as torn off social life. On the contrary, Russian existentialism which is based on an archetype of collectivism, existentia is interfaced to the social.

Текст научной работы на тему «Метасоциальность экзистенции и экзистенция социальности (западноевропейский и русский контексты)»

Философия. Культурология

130 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского. Сер ия Социальные науки, 2011, № 2 (22), с. 130-135

УДК 141.32

МЕТАСОЦИАЛЬНОСТЬ ЭКЗИСТЕНЦИИ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОСТИ (ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ И РУССКИЙ КОНТЕКСТЫ)

© 2011 г. Н. С. Шиловская

Волжский государственный инженерно-педагогический университет

shilovskaya-nata@mail.ru

Поступила в редакцию 8.04.2011

Специфика западного и отечественного экзистенциализма. Западный экзистенциализм, выросший на духе ренессансного индивидуализма, рассматривается как оторванный от социального бытия. Напротив, в отечественной экзистенциальной литературе, в основе которой лежит архетип соборности, экзистенциальное сопряжено с социальным.

Ключевые слова: экзистенция, субъект, индивидуализм, посторонний, быт как бытие, экзистенция быта, экзистенция социального, внутренний мир человека.

Западный экзистенциализм и гуманизм Ренессанса

Терминологически экзистенция и экзистенциализм оформились в западной культуре, посему классический (он же западный), по преимуществу немецко-французский экзистенциализм в любом его варианте (будь то религиозный экзистенциализм Ясперса, онтологический Хайдеггера или абсурдистский Камю) вырос на почве западного типа ментальности, зародышевой формой которой является ренессансная культура. Экзистенциализм прошлого столетия ни в коем случае не появился бы без ренессансного гуманизма и антропоцентризма с их вниманием к человечному и человеческому, переходящему в идею свободной и независимой человеческой личности, индивидуализм и претензию на человеческую (здесь больше антропоцентрическую, нежели гуманистическую) абсолютность и центральность в мироздании. Дух индивидуализма, независимости и привилегированности человеческого бытия становится ментальным стержнем западного типа культуры и активно проявляется в западноевропейской философии, начиная с заявления Пико делла Мирандолы о достоинстве человека, центральности кантовского трансцендентального субъекта, фихтевского активизма Я, чистого трансцендентального сознания Гуссерля экзистенциальной бытийной самости человека (например, в сартровском бытия-сознания, бытия-для-себя).

Между тем в западной рациональности наличествуют иные (помимо крайнего индивидуализма) варианты мироотношения. Например,

это линия Фейербаха - Маркса. Разумеется, антропологизм Фейербаха и марксистская антропология, как и социофилософская система марксизма в целом, также вышли из ренессансной гуманистически-антропоцентрической парадигмы: марксистская идея свободной независимой личности, преодолевающей противоречия между сущностью и существованием, явно имеет возрожденческие истоки. С другой стороны, марксизм сумел преодолеть опасность крайнего индивидуализма, латентно спрятанную в антропоцентризме, объявив свободного и сильного человека существом исключительно социальным. Поэтому у Маркса человек есть не чисто атомарная индивидуальность, возвышающаяся над миром, а прежде всего «совокупность общественных отношений». У Маркса получился своеобразный синкретизм человека и общества. Однако марксизм, несмотря на все его влияние на мировоззрение человека ХХ века, на культуру ушедшего столетия, по крайней мере, в сфере антропологии, в единстве человека и общества и невозможности отрыва личностного от социального, нетипичен для западного типа мышления. Возможно, этим объясняются упреки марксизму в антигуманизме, в аннигиляции человека, в растворении и подмене человека общественными отношениями.

В целом западный человек больше атомарен, нежели социален, он живет не столько в пространстве социального бытия, сколько в пространстве бытия личностного. Западный человек сам по себе бытиен, а уже потом социален, или социально-бытиен: он, безусловно, социален, но как некое самостоятельное бытие, или поскольку он сам есть бытие.

Экзистенция постороннего и Тошнота экзистенции

Данная особенность западной ментальности во многом определила весь западный экзистенциализм. Посему экзистенция классического западного экзистенциализма метасоциальна. Она вырывает человека из социума и превращает его в атомарное бытие. Неслучайна в этом контексте судьба предтечи экзистенциализма ХХ века Кьеркегора. Если бы не странное кьеркегоров-ское детство, не деспотичный отец, не поощрявший общения мальчика с ровесниками (как известно, отец запирал ребенка дома, не позволяя гулять с другими детьми, водил мальчика по комнатам, чтобы тот представил те улицы, по которым он якобы бегает со сверстниками), не уход от Регины Ольсен и добровольное социальное отщепенство, не вызов-эпатаж социуму, не было бы кьеркегоровской экзистенции, стоящей на пороге страха и трепета.

Западный человек, который смотрит на мир экзистенциально, становится посторонним социальному, замыкается в границах собственной экзистнеции-бытия. Например, у Сартра человек «является бытием, посредством которого существуют ценности» [1, с. 921]. Общественное может вызывать ощущение Тошноты. Бытие в глазах экзистирующего человека становится скользким, липким, враждебным. Это липкость обнаженных корней каштана в парке, собственного тела, камешек, бросаемых в море. «Тошнота, - говорит Рокантен, - не во мне: я чувствую ее там, на этой стене, на этих подтяжках, повсюду вокруг меня. Она составляет одно целое с этим кафе, а я внутри» [2, с. 33]. Не случайна и сартровская сентенция, убравшая христианскую двойственность земного и потустороннего: «Так вот что такое - ад. Никогда бы не подумал! Вспомните: сера, костер, раскаленные решетки. Что за шутки! Нет нужды в решетках, ад - это другие» [1, с. 9].

Другой представитель западного экзистенциализма Камю, ставя вопрос о самоубийстве в качестве основного философского вопроса, говорит о том, что «поначалу роль общества здесь (при самоубийстве) не велика. Червь сидит в сердце человека, там его и нужно искать» [3, с. 25]. Когда у Камю человек просыпается утром, едет в трамвае, проводит четыре часа в конторе, обедает, ужинает, и так продолжается в понедельник, вторник, среду и т.п., то он и сам есть бытие. Переживание экзистенциального абсурда у Камю есть переживание в границах собственного индивидуального бытия, в плоскости собственного мышления. Пограничная ситуация абсурда выры-

вает человека из сферы социального бытия, социальное остается только фоном, на котором человек поднимает в гору тяжелый камень абсурда. Тогда и реализуется экзистенциальный посыл «существование предшествует сущности»: человек вместо механического социального существования обретает экзистенцию-бытие.

Экзистенция и бытие

Асоциальность западной экзистенции не всегда означает разрыв экзистенции и бытия в целом, что ярко представлено хайдеггеровским онтологическим экзистенциализмом. Экзистенция у Хайдеггера есть не просто личностное бытие, это и бытие в целом, это синкретизм индивидуального и целого, это тождество субъекта и объекта. Экзистенциальная пограничная ситуация - не столько глубинное переживание собственного бытия, это трещина, образованная в самом бытии, это переживание бытия вообще, это бытие-к-смерти в целом, это «страх и трепет» всего бытия.

Социальное же предстает как механически-рутинное и не подлинно бытийное. Социальное вырывает человека из подлинности бытия, мешает проникнуть в его пусть и надтреснутую сущность. Социальное становится покрывалом майей, своего рода вселенской иллюзией, кажимостью, которую необходимо сбросить. Социальное есть существование, но не экзистенциальная сущность: социальное как существование предшествует экзистенции как сущности, поэтому экзистирующий человек выпадает из социального пространства, но не из пространства бытия. Экзистенциализм Хайдеггера провозгласил себя «заботой о бытии», но не заботой о социальном. Экзистенциализм - это некое «забвение» социального.

Отсюда, возможно, своеобразный парадокс экзистенциализма: философская глубина экзистенциальной интуиции, ее проникновение в основы бытия (как человеческого, так и бытия вокруг), ее поразительная тонкость как в ощущении единства с бытием, так и в его абсурдной обреченности, и подчас полная социальная и при этом совершенно необъяснимая слепота. Как, например, Хайдеггер со своей потрясающей философской чуткостью вступил в национал-социалистическую партию? Почему он увидел практическую реализацию своих философских идей в фашизме? По каким причинам он смотрел на фашизм искаженно, вдруг посчитав, что реализацией его заветной архаичности станет политическая программа гитлеровского национал-социализма, что последний (т.е. Гит-

лер) якобы ратует за его (хайдеггеровского) крестьянина как «пастуха бытия». Аналогично асоциальным и социально слепым оказался и Сартр: это и его безумная история жизни с Симоной де Бовуар, и то, что он, как известно, настолько проникся советским социализмом, что не принял ХХ съезда партии, заявив, что он, дескать, разрушил мировую веру в коммунизм.

Социоцентризм русской ментальности и экзистенция социального

Совершенно иные мировоззренческие основания у русского типа культуры. В отечественной культуре, не вырастившей и не пережившей ренессансного гуманизма, бытие не приобретает западного субъектно-индивидуалистического духа. Русская ментальность прежде всего со-циоцентрична. Русский человек есть в большей степени по-марксистски общественный и общественно-зависимый, нежели личностно-индивидуальный. Русскому человеку чуждо атомарное бытие человека западного. Он представляет собой бытие, поскольку является частью социального бытия: русский человек есть бытие как часть целого. Если западный тип ментальности основан на индивидуализме, то русский - на соборности. Однако социоцентрич-ность отечественной культуры не означает невозможность экзистенциализма на русской почве.

Естественно, концептуально оформленного экзистенциализма, как это было на Западе, в отечественной философской традиции не сложилось. Если западный экзистенциализм представлял собой одно из мейнстримовских направлений в философии ХХ века, то русский экзистенциализм (если говорить о культуре ХХ века) в силу идеологических причин - скрытый, «анде-граундовый». Время западного экзистенциализма в нашей стране совпало с советским этапом развития. Советская культура, пропагандировавшая принципы соцреализма в искусстве, явно социоориентирована, посему экзистенциальное, если оно имело место быть в рамках советской культуры, спрятано в социальном и само социальное становится экзистенциальным.

Поэтому русский экзистенциализм в определенном смысле синкретичен: он растворен в социоцентризме отечественного мышления. В русской культуре и философии экзистенциальное не отделилось от социального, экзистенциальное и социальное нерасчленены, социальное оказывается экзистенциальным, и экзистенциальное присутствует в социальном, что с пози-

ции западноевропейского типа мышления является оксюмороном.

В западном экзистенциализме экзистенция личностно переживает через пограничную ситуацию страха, заботы, тревоги, смерти и т.п. У нас, напротив, пограничная экзистенциальная ситуация зачастую социальна, так как сам человек есть общество. Например, экзистенциализм-персонализм Н.А. Бердяева сосредоточен вокруг проблем жизни, смерти, любви человека. Н.А. Бердяев даже отказывается от соборности - основной категории русской ментальности, - поскольку она как раз растворяет в себе личностное. Однако отказываясь от соборности, философ заменяет ее коммюнотарностью, которая по сути и является соборностью. В этом контексте небезынтересно западное восприятие творчества Ф.М. Достоевского, который для русского читателя, несомненно, экзистенциален. Совершенно иная западная трактовка проблематики его романов. Так, Чеслав Милош не рассмотрел в «Преступлении и наказании» ничего экзистенциального, он прочитал его как чисто социальный роман: Раскольников, дескать, меняется не внут-ренне-экзистенциально, а под воздействием социума: «давайте не будем забывать, что Раскольников «разрывается» не из-за мук совести, но из-за социального давления. Он раскаивается лишь потому, что смотрит на себя глазами общества, и, конечно, только гений мог увидеть преступника, который сдается именно по этой причине, а не из нравственных побуждений. Потом, в Сибири, Раскольников преображается, но это уже другая история. Поэтому я бы не согласился с Анной Ахматовой в том, что Достоевский изобразил преступника, терзаемого в первую очередь нравственными сомнениями» [4, с. 480 - 481].

Быт как бытие и экзистенция быта

Сначала небольшое отступление. Экзистенциализм - это почти единственное не чисто философское направление в философии. Языком экзистенциализма в Европе стала говорить не только философия, но прежде всего литература, а потом и все искусство в целом. В отечественной культуре, повторимся еще раз, теоретически оформленного экзистенциализма не сложилось, русский экзистенциализм в большей степени литературно-философский, поэтому русскую экзистенцию можно искать именно в литературных текстах ХХ века.

В отечественной традиции бытие, как говорилось, не стало личностью, бытие обернулось бытом. Здесь быт бытиен, а бытие вещественно. Бытие может обладать запахом, шероховатостью,

оно растворяется в вещи. Поэтому у экзистенции появляется возможность быть укорененной в бытии-быте. Ярким примером синкретизма быта-бытия и экзистенциального переживания в советской культуре ХХ века является поэзия Лианозовской группы. Еще в 30-е гг. ХХ века стоявший у истоков лианозовцев Ян Сатуновский сказал: «Да, бедность, бедность; // низость, гнилость бараков; // серость, // сырость смертная; // и вечный страх: а ну, как... // да, бедность, так».

Экзистенциальный страх растворен в социальной бедности, низости и гнилости бараков, серость есть и экзистенциальная смертная серость и серость социального бытия, гнилость и серость не только снаружи, но и экзистенциально внутри.

Экзистенциальная скука может быть вместе с тем и социальной: «Двое спорят у сарая, / а один уж лезет в драку. // Выходной. Начало мая. // Скучно жителям барака» (И. Холин).

Скука есть не квинтэссенция индивидуального бытия, скука превращается в коллективное переживание - «скучно жителям барака», -укорененное в повседневности быта-бытия. Сама жизнь механична, рутинна, скучна и абсурдна, в точности как у Камю: «Рыба. Икра. Вина. // За витриной продавщица Инна. // Вечером иная картина: // Комната, // Стол, // Диван. // Муж пьян... // Утром снова витрина: // Рыба. Икра. Вина (И. Холин)». Или вот другое стихотворение Холина: «Жизнь прошла, как во сне, // Завод, // Магазин, // Барак. // Муж // Погиб на войне. // Работала, не покладая рук. // Надежды // Возлагала на сына - // Все же мужчина: // Вырастет, // Начнет помогать.// Вырос, // Стал выпивать. // Заявил: // - На мать наплевать».

У лианозовцев не только быт бытиен, но и сама личность из бытия превращается в быт: «Разве Я и объявление по обмену жилплощади не одно и тоже», - говорит Холин.

Экзистенция-в-быте характерна не только для советской литературы, но и для современной постсоветской. Примером может служить последняя, вышедшая в 2010 году, книга лауреата множества литературных премий Юрия Буйды «Жунгли». Жунгли - это поселок за кольцевой автодорогой, входивший в состав Москвы. Название вовсе не случайно - это действительно настоящие джунгли. Прежде всего это джунгли бытовые: пятиэтажки с потеками гудрона, десяток приземистых бараков, множество каких-то покосившихся хибар. «Не удивлюсь, если встречу здесь у вас Осаму бен Ладана», - говорит участковый поселка [5, с. 58]. Как в зарослях нормальных джунглей водятся диковинные звери-птицы, так и околомосков-

ские населены подчас чудесными обитателями. Небытовое ветхого быта сконцентрировалось в странных именах жителей поселка: мальчик Франц-Фердинанд, Камелия (это цветок, - объясняет всем ее отец), Цецилия Ценциппер, Гальперия, Брат Февраль и т.п. Однако диковинны не только имена посельчан. В до боли знакомом ветхом и скудном советском быте заштатного городишка присутствует джунглев-ская экзотика: в пасхальном яйце с надписью «Христос Воскрес» обнаруживается крошечная тушка Ленина, а у Франца Фердинанда оказывается необычным не только имя, но и внешность - на спине мальчика, на лопатках полуметровые отростки-крылья. Между тем необычное также уродливо, как и обычно бытовое. Вроде бы крылья Франца явно с христианской аллюзией, но на самом деле мальчик - не прекрасный ангел: отростки настолько уродливы, что пугают осматривающую мальчика докторшу. Пятнадцатилетняя девочка с красиво-цветочным именем Камелия внешне оказывается рубенсовским сто с лишним килограммовым Вакхом. Однако в Жунглях не только быт, но и нравы джунглей. Его обитатели совсем лишены целомудрия, многие не в ладах с законом.

Между тем в этом бытовом абсурде очевиден экзистенциальный намек. Неслучайно директор детского дома Голенищев заставляет туповатого Засоса Зафесова прилюдно, под общий хохот, выговаривать слово «экзистенциализм». В «Жунглях» наличествует чисто экзистенциальная пограничная ситуация смерти, бытие Жунглей есть бытие на пороге смет-ри: после очередного полета разбивается

Франц-Фердинанд, маленькие дети играют в покойников, с улыбкой закапывая себя в землю, на местной живодерне умирают не только животные, но и исчезают люди, убивают директора детдома Ивана Ильича Голенищева (имя которого опять же с намеком на смертельно больного толстовского Ивана Ильича), от несчастного случая умирает его мать - поселок населен смертью, смерть в Жунглях становится безграничной. Однако именно этот гнилой поселковый быт, внешняя и внутренняя убогость жителей, бесконечность смертей становятся моментом экзистирования. В трещине быта и круговороте смерти человек вдруг видит собственную сущность: «Брат Февраль... протянул руку - гнилая дверь вдруг обрушилась, осев облаком пыли, и в его руке осталась только дверная ручка. Но лицо старика. стало другим. как будто смысл вернулся в его жизнь, хотя и не похоже, что это доставило ему радость. спустя несколько месяцев на

него наткнулись. Брат Февраль лежал у стены. и сжимал в правой руке медную дверную ручку. Чем же он поразил меня настолько, что я до сих пор не могу забыть об этом старике?.. Что-то же важное там было, что-то такое, что наполняло жизнь человеческую смыслом. память о том, что здесь что-то было, страшная, может быть, память, память с болью, ну что-то, без чего человек не может жить в мглистых глубинах зла и оставаться человеком» [Там же, с. 344 - 345].

Экзистенция и внутренний мир человека

Одна из классических посылок экзистенциализма звучит следующим образом: «дерево существует, камень существует, а человек эк-зистирует», подразумевая, что дерево с камнем лишены рефлексивного акта - их существование есть безрефлексивное сущее. Человек же есть осмысленно-рефлексирующее бытие-экзистенция. С другой стороны, неоспоримо и следующее утверждение: ни камень, ни дерево не имеют внутреннего мира, человек же есть, прежде всего, его внутренний мир. Внутренний мир есть атрибут человечности: человек без внутреннего мира как-то убог, плосок, беден и вообще бес-человечен.

На житейско-повседневном уровне экзистенцию и внутренний мир человека могут, не различая, уравнивать друг с другом. Например, когда говорят об экзистенциальном кино или экзистенциальном романе, то не обязательно это должно быть настоящим экзистенциализмом. Экзистенциальное может выступать просто как раскрывающее внутренний мир человека, обращенное к человеку, рассказывающее о человеке. Отсюда видится необходимость сравнить и разграничить экзистенцию и внутренний мир, что предлагаем сделать опять же не совсем ортодоксально-философски: проиллюстрировать фильмом М. Антониони «Крик» и романом М. Петросян «Дом, в котором.».

«Крик» - уже классика мирового кино, «Дом, в котором.» называют литературным открытием прошлого 2009 года (роман выдвигался на литературную премию «Большая книга»). М. Антониони известен десятками фильмов, о М. Петросян, художнике-мультипликато-ре Ереванфильма, стали говорить после выхода ее единственного романа, который она писала на протяжении 10 лет. «Крик» и «Дом, в котором.» разделяет временная дистанция, но обе вещи - о человеке, они объединены проникновением вглубь человека, попыткой раскрыть человека в человеке, обнажить само существо

человека. Мир «Крика» - это мир взрослого, мир «Дома.» - это мир ребенка.

Смысловой осью и «Крика», и «Дома, в котором.» является трагедия. В «Доме, в котором.» оказывается не одна трагедия, а две трагедийных линии. Первая - внешняя трагедия. Начиная вчитываться в роман внезапно, вдруг понимаешь, что что-то не так с его героями: один из главных героев романа Курильщик, которого в начале изгоняют из элитной стаи фазанов (в Доме дети проживают стаями) в стаю с дурной репутацией, поскольку он рискнул обуться в яркие кроссовки, почему-то не ходит по Дому, а ездит; на плечах Кузнечика накинута белая жакетка, что в изнуряюще жаркий день кажется очень странным. Постепенно понимаешь, что дети - обитатели Дома - инвалиды - безрукие, слепые, передвигающиеся на колясках или просто сложные, которым родители выдумали различные болезни, чтобы отправить их подальше, а Дом - это интернат. Когда многочисленные намеки на инако-вость героев наталкивают на мысль об их инвалидности - переживаешь катарсис. Однако эта трагедия по ходу романа утрачивает всю свою трагедийность: «Дом, в котором.» - не социально-реалистический роман о проблемах детей-инвалидов. Это роман о мире ребенка, о ребенке изнутри, с его фантазиями и страхами, о ребенке, для которого сказочное может быть реальным, а реальность - выдумкой, о том, как из реальности можно уйти в мир мечты или фантазии. Слепой, например, выходя ночью из комнаты, идет по коридору Серого Дома и, ориентируясь по запахам, вдруг попадает в лес, а в Самую Длинную Ночь часы в учительской странным образом стоят на одном месте. «Дом, в котором.» - это внутренний мир ребенка, мир-фантазия, вывернутая наружу, ставшая реальностью. Здесь внутреннее стало внешним, что внутри, то теперь снаружи, это реальность нереального или нереальная реальность.

В романе внутреннее приобретает статус бытийного: свободный дух Серого Дома позволяет каждой стае устанавливать свои порядки. Так, все Фазаны - черно-белые, белые рубашки, черные брюки, белые тарелки на черных подносах; Крысы - помесь панков с клоунами, в столовой вилки за столом прикованы к столешнице цепочками, чтобы не воткнули их в соседа. А самые способные обитатели стай оказываются «ходоками» и «прыгунами» в наружность (так в терминологии обитателей Дома называется мир-реальность за стенами Дома). Только этот реальный мир тоже оказывается не реальным: это вовсе не повседневный скучный мирок маленького провинциального городка, а мир, населенный

эльфами и драконами, в нем можно превратиться в волка или прожить неделю на речном дне. Поэтому само бытие в романе исчезает, оно остается неопределенной наружностью. Здесь возникает вторая, теперь уже подлинная трагедия. Герои романа всю свою большую детскую жизнь провели в созданном ими мире, чему способствовала гуманная система Дома. Единственное, перед чем они слабы и беззащитны - перед наружностью: они мучаются страхом бытия, реальный мир пугает их до смерти. Поэтому перед выпуском, уходом в бытие-реальность, который случается раз в четыре года, обстановка в Доме становится напряженной. В Доме происходят убийства, внезапные странные смерти. «Дом, в котором.» оборачивается страхом бытия наружности и уходом в дом своего бытия.

Трагедия «Крика» в отличие от «Дома, в котором.» - это трагедия любви, травматический опыт неудавшейся любви. Эта трагедия обнажается в самом начале, когда от главного героя Альдо уходит жена, и нарастает по ходу фильма. Альдо не может найти себя: ни в отношениях с другими, с женщинами, с дочерью. Однако в отличие от «Дома, в котором.» трагедия Альдо оборачивается пограничной ситуацией с хайдег-геровским «просветом бытия». Кажется, что Антониони забывает о своих героях: его камера часто уходит в неопределенные расплывчатоунылые пейзажи, длинные горизонты, фиксирует соединение реки с небом. Здесь так же, как и про «Дом.» можно сказать: «что внутри, то и снаружи». Только смысл совершенно иной. В «Крике» нет негации бытия, напротив, здесь присутствие бытия. Это не замкнуто индивидуалистская любовная драма, а раскол всего бытия, трещина в самом бытии. Поэтому внезапные «путешествия» камеры, ее уходы далеко от героев есть уходы в корень бытийного. Искалеченность и сиротство Альдо - это искалеченность и сиротство самого бытия. Единственное, что остается от этой искалеченности (как бытия в целом, так и тут-бытия человека) - крик. Название фильма наталкивает на экспрессионистскую аллюзию -крик-страх, крик-ужас Э. Мунка. У Э. Мунка также не только крик человека, но и крик бытия,

криком обезображено не только человеческое лицо, но и бытие в целом. Поэтому внутренним наполнением человека, человечности, является внутренний мир. Внутренний мир - это красота человечности. Человечность без внутреннего мира сера и убога. Однако внутренний мир оказывается антиномичным бытийной экзистенции: обогащая человека, он может привести к негации бытийности.

Опасность негации бытия содержится и в побеге от социальности. Западный экзистенциальный уход в дом своего бытия, сизифовское эк-зистирующее высокомерие-возвышение над абсурдом бытия чреваты креном в сторону субъективного идеализма с вытекающим отсюда явно нежелательными как для мира вокруг нас, так и для мира в нас самих последствиями. Данная экзистенциалистская особенность переходит и в западный, и в отечественный постмодернизм конца ХХ - начала ХХ1 веков. Если западный постмодернизм строится на отказе от реальности и ее вытеснением множеством виртуальных реальностей, то русский (например, как ранние, так и последние романы В. Сорокина) вырастает на реальности бытия, на его социальном разломе.

Список литературы

1. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: АСТ Москва, 2009. 925 с.

2. Сартр Ж.-П. Тошнота. СПб.: Азбука, 1997. 255 с.

3. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. С. 23 - 101.

4. Бродский И. «Погоня за реальностью». Беседа с Чеславом Милошем // Бродский И. Книга интервью. М.: Захаров, 2010. С. 476 - 499.

5. Буйда Ю.В. Жунгли. М.: Эксмо, 2010. 384 с.

6. Sartr ZH.-P. Bytie i nichto. M.: AST Moskva, 2009. 925 s.

7. Sartr ZH.-P. Toshnota. SPb.: Azbuka, 1997. 255 s.

8. Kamju A. Mif o Sizife // Kamju A. Buntujuwij chelovek. Filosofija. Politika. Iskusstvo. M.: Politizdat, 1990. S. 23 - 101.

9. Brodskij I. «Pogonja za real'nost'ju». Beseda s CHeslavom Miloshem // Brodskij I. Kniga interv'ju. M.: Zaharov, 2010. S. 476 - 499.

10. Bujda JU.V. ZHungli. M.: JEksmo, 2010. 384 s.

EXISTENTIA' S METASOCIALITY AND EXISTENTIA OF SOCIALITY (WESTERN AND RUSSION CONTEXTS)

N.S. Shilovskaya

The article is devoted to the specifics of western and Russian existentialism. The western existentialism which has grown on the spirit of Renaissance individualism, is considered as torn off social life. On the contrary, Russian existentialism which is based on an archetype of collectivism, existentia is interfaced to the social.

Keywords: existentia, subject, individualism, the social, the outsider, every day life as being, existentia of every day life, existentia of the social, the internal world of the human being.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.