Научная статья на тему 'Метасистемные закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности'

Метасистемные закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
859
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СУБЪЕКТ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТАКРИЗИС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпинский К.В.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования смысложизненного кризиса как метакризиса личностного развития. Метасистемность обусловлена включенностью данного кризиса в структуру онтогенетического развития особых метасистемных образований психики и деятельности человека смысла жизни, жизнедеятельности и субъекта жизни. Основным проявлением метасистемности служит то, что смысложизненный кризис избирательно присоединяется к переживанию общих возрастных и специальных (профессиональных, семейных и др.) кризисов, порождая феномен «двойного кризиса» в развитии личности. На эмпирическом материале доказано, что смысложизненный кризис констеллирует с кризисом профессионального развития при условии, что профессиональная деятельность и карьера выполняют в контексте целостной жизнедеятельности личности функцию смыслообразующей ценности и (или) средства практической реализации смысла жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метасистемные закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

МЕТАСИСТЕМНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

К.В. КАРПИНСКИЙ*

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования смысложизнен-ного кризиса как метакризиса личностного развития. Метасистемность обусловлена включенностью данного кризиса в структуру онтогенетического развития особых метасистемных образований психики и деятельности человека - смысла жизни, жизнедеятельности и субъекта жизни. Основным проявлением метасистемности служит то, что смысложизненный кризис избирательно присоединяется к переживанию общих возрастных и специальных (профессиональных, семейных и др.) кризисов, порождая феномен «двойного кризиса» в развитии личности. На эмпирическом материале доказано, что смысложизненный кризис констеллирует с кризисом профессионального развития при условии, что профессиональная деятельность и карьера выполняют в контексте целостной жизнедеятельности личности функцию смыслообразующей ценности и (или) средства практической реализации смысла жизни.

Ключевые слова: метасистемный подход, смысложизненный кризис, смысл жизни, субъект жизни, жизнедеятельность, метакризис.

Введение

В современной мировой психологии происходит неуклонный рост исследовательского интереса к феномену смысла жизни и связанным с ним психическим («смысложизненным») процессам, свойствам и состояниям личности, о чем свидетельствует, например, резкое увеличение тематических публикаций [22-27]. Специфическим смысложизненным признаком, возникающим в процессе развития и функционирования личности и привлекающим повышенное внимание психологов, представляется смысложизненный кризис.

В зарубежной и отечественной психологии сложился ряд теорий и понятий,

© Карпинский К.В., 2016.

* Для корреспонденции:

Карпинский Константин Викторович канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной психологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь E-mail: karpkostia@tut.by

раскрывающих феноменологию, механизмы и закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности. Между ними прослеживаются значительные теоретические, методологические и методические различия, которые начинаются уже с выбора определяющего термина. Так, в рамках относительно зрелых и завершенных концепций смысложизненный кризис обозначается как «экзистенциальный невроз» (S. Maddi), «экзистенциальная фрустрация» (V. Frankl), «метапатология» (A. Maslow), «смыслоутрата» (М.Ш. Магомед-Эминов), «кризис бессмысленности» (I. Yalom), «ценностный кризис» (P. Oles), «кризис ноодинамики» (K. Popielski), «биографический кризис» (А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров), «жизненный кризис» (Ф.Е. Василюк), «фрустрация потребности в смысле жизни» (K. Obuchowski), «кризис смысла» (А. Лобок). Помимо развернутых теорий, сформировался слой научно-психологических понятий, обозначающих смыслодефицитные состояния, подобные смысложизненно-му кризису в развитии личности, напри-

мер, «отчуждение» (R. Seaman, Е.Н. Осин), «экзистенциальная тревога» (P. Tillich, K. Good, K. Weems), «скука» (B. Hubner), «деморализация» (D. Kissane), «поиск смысла в жизни» (J. Crumbaugh, M. Steger), «экзистенциальный синдром выгорания» (A. Pines, A. Langle) и т.д. (систематический историко-теоретический анализ этих теорий и понятий представлен в [11]).

В большинстве своем существующие теории и понятия «патологизируют» смыс-ложизненный кризис в развитии личности - трактуют его как специфическое личностное нарушение или расстройство, возникающее в силу действия различных патогенетических механизмов. Это, в частности, механизм фрустрации человеческой потребности в смысле жизни; механизм ценностной депривации; механизм декомпенсации личностных свойств, премор-бидных к экзистенциальному неврозу; механизм патогенной психологической защиты от экзистенциальной тревоги; механизм психотравматизации, связанный с невосполнимой утратой или необратимым разрушением того, в чем личность видела смысл своей жизни. Основной недостаток подходов с патоцентрической направленностью и клинической ориентацией состоит в редукции смысложизненного кризиса к феномену аномального развития и сужении рамок его психологического понимания.

С учетом достижений и пробелов ранее созданных теорий, а также в опоре на результаты собственных теоретических и эмпирических исследований, нами была предложена оригинальная общепсихологическая концепция, которая комплексно раскрывает онтологию и психологию смысложизненного кризиса в развитии личности. Ее общепсихологический уклон выражается, прежде всего, в том, что смыс-ложизненный кризис рассматривается как переходное состояние нормального развития личности, естественное и, более того, иногда необходимое для достижения ею подлинной зрелости, благополучия и

здоровья. Возникновение данного кризиса объясняется невозможностью или неспособностью личности продуктивно и своевременно решить особый класс задач индивидуального развития. Это - смысло-жизненные задачи, которые охватывают:

1) поиск и обретение индивидуального смысла жизни (смыслопоисковая задача);

2) сохранение найденного смысла жизни (смыслосберегающая задача); 3) практическую реализацию смысла жизни (смысло-реализующая задача).

С точки зрения детерминации, смыс-ложизненный кризис определяется как психологический кризис, возникающий на почве непреодолимых противоречий и затруднений личности в поиске, сохранении и практической реализации смысла индивидуальной жизни. При условии, что личность своевременно и продуктивно решает смысложизненные задачи, кризис в ее развитии не наступает. В рамках предложенной концепции также была обоснована этиологическая классификация, предусматривающая в зависимости от ведущего кризисогенного противоречия три вида смысложизненного кризиса: кризис бессмысленности, кризис смыслоутраты и кризис нереализованности смысла жизни. На этой же теоретической основе выстроен цикл эмпирических исследований, доказывающих существование особой психологической разновидности кризиса нереали-зованности смысла жизни - кризиса неоптимального смысла жизни, в происхождении которого ведущая роль принадлежит дисфункциональным (дизрегуляторным) свойствам самого смысла жизни, принятого и осуществляемого личностью [5].

Обсуждаемая концепция базируется на культурно-историческом подходе к пониманию личностного развития человека и в этой связи предполагает, что смысло-жизненные задачи носят конкретно-исторический и культурно-специфический характер. Они появляются и закрепляются в структуре личностного развития людей лишь в конкретную историческую эпоху

и в строго определенных культурах. В обществах современного типа, относящихся к западно-христианской цивилизации, смысложизненные задачи развития являются нормативными, а их успешное решение выступает условием нормального личностного развития. Соответственно и смысложизненный кризис трактуется как феномен развития, который имеет историческую природу и социокультурные особенности. В этом пункте авторская концепция существенно расходится со многими теориями, где смысложизнен-ный кризис характеризуется как внеисто-рический и культурно универсальный феномен, предпосылки которого заложены в извечной природе человека или в исконном характере его экзистенции. Такому экзистенциально-антропологическому подходу противопоставлено культурно-историческое понимание смысложизнен-ного кризиса [11, 12].

В целях выявления и объяснения специфического психологического содержания смысложизненного кризиса потребовалось обращение и к другим теоретико-методологическим подходам и принципам отечественной психологии, а именно: смысловому, субъектному и деятельност-ному подходу. На их основе разработаны «теории среднего уровня», приближающие к пониманию психологической природы и сущности смысложизненного кризиса. К ним относятся концепция смысла жизни как системного смыслового образования личности, концепция личности как субъекта жизни и его развития как процесса решения смысложизненных противоречий и задач, концепция жизнедеятельности как интегрального уровня психологической организации индивидуальной деятельности [4, 11, 14]. В рамках каждого методологического подхода и конкретизирующей его промежуточной концепции смысло-жизненный кризис получает частную трактовку, а затем эти трактовки смыкаются в единое общепсихологическое определение. Внутреннюю логику теоретического пони-

мания смысложизненного кризиса отражает таблица 1.

В разрезе смыслового подхода смысло-жизненный кризис - это кризис развития смысла жизни как высшей структуры лич-ностно-смысловой регуляции поведения и деятельности человека. Он совпадает с узловыми точками и переломными моментами смыслогенеза, в которых совершается первичное становление и все последующие более или менее кардинальные содержательные, структурные и функциональные перестройки индивидуального смысла жизни. В эти переходные периоды регулирующий потенциал смысла жизни существенно снижается, имеет место функциональная недостаточность смысложизнен-ной регуляции. При этом важно учитывать, что смысл жизни выполняет множество регулирующих функций - побудительную, направляющую, смыслообразующую, защитную, коммуникативную, идентифицирующую и т.д., ввиду чего кризисы смыс-логенеза как периоды дисфункции смысла жизни и смысложизненной дизрегуляции накладывают негативный отпечаток на самые разные виды, формы и сферы произвольной активности человека.

С точки зрения субъектного подхода, смысложизненный кризис - это кризис становления и утверждения личности как субъекта жизни. Основной задачей субъекта жизни выступает овладение и управление индивидуальной жизнью как целостностью; придание стихийному и естественному течению жизни особой формы

- формы индивидуального жизненного пути, что предполагает необходимость не только контроля, но и практического преобразования жизненных обстоятельств. В этом контексте смысложизненный кризис раскрывается как кризис субъектогенеза

- по сути, состояние бессубъектности или десубъектизации личности в отношениях с собственной жизнью как единым целым. Он выражается в неовладении, неуспешном овладении или потере способности управлять ходом индивидуальной жизни.

Таблица 1

Теоретическое понимание смысложизненного кризиса с позиций смыслового, субъектного и деятельностного подходов

Исходные методологические подходы Промежуточные концепции («теории среднего уровня») Теоретическое понимание смысложизненного кризиса

Смысловой подход Психологическая концепция смысла жизни как системного смыслового образования личности Смысложизненный кризис как кризис смыслогенеза: переходный этап в процессе онтогенетического становления индивидуального смысла жизни и смысложизненной регуляции поведения и деятельности личности, проявляющийся в неразвитости, недоразвитости или деформации смысла жизни (состояние смысложизненной аре-гуляции или дизрегуляции).

Субъектный подход Психологическая концепция личности как субъекта жизни Смысложизненный кризис как кризис субъектогенеза: переходный этап в процессе становления и утверждения личности в качестве субъекта собственной жизни, выраженный в полной или частичной утрате субъ-ектности (состояние первичной бессубъектности или вторичной десубъектизации).

Деятельностный подход Психологическая концепция жизнедеятельности как интегрального уровня структурно-функциональной организации индивидуальной деятельности Смысложизненный кризис как кризис жизнедеятельности: переходный этап в процессе формирования и реализации индивидуальной жизнедеятельности (состояние первичной дезинтеграции или вторичного распада жизнедеятельности, которое сопряжено с критически низким уровнем ее продуктивности).

есть ее распаде на отдельные дела, занятия, деятельности, которые осуществляются бессвязно, разрозненно и хаотично. Продуктивность индивидуальной жизнедеятельности при этом закономерно падает. Чтобы понять смысложизненный кризис как кризис непродуктивной жизнедеятельности, необходимо уточнить ее основной продукт. Таковым является индивидуальный жизненный путь - то, что личности удалось выстроить из обстоятельств своей жизни в результате решений и поступ-

Наконец, в русле деятельностного подхода смысложизненный кризис может быть концептуализирован как кризис индивидуальной жизнедеятельности. Жизнедеятельность при этом понимается как целостная система частных видов деятельности, объединенных личностью в пространстве и времени жизни так, чтобы вся эта композиция способствовала продуктивной реализации смысла жизни. Смысложизненный кризис выражается в дезинтеграции жизнедеятельности, то

ков, направленных на реализацию смысла жизни [1, 14]. Выражаясь в неспособности к деятельно-практическому преобразованию собственной жизни как целостности, смысложизненный кризис фактически означает неспособность личности к построению жизненного пути. В этой связи можно утверждать, что кризисная личность - это непутевый человек, который не оставляет за собой внутренне последовательного и преемственного жизненного пути; не способен прочертить через многообразные ситуации и виды деятельности единую сквозную жизненную линию.

На стыке этих частных истолкований, высвечивающих отдельные аспекты кризиса, может быть сформулировано его общепсихологическое определение: смысло-жизненный кризис - это кризис развития личности как субъекта жизни, обусловленный несформированностью, распадом или дисфункцией смысла жизни и проявляющийся в дезинтеграции и непродуктивности индивидуальной жизнедеятельности. Как следует из предшествующего изложения, запускающими факторами кризиса являются отсутствие, утрата и нереализованность смысла в жизни. В этой связи он может быть также определен как психологический кризис развития личности в качестве субъекта жизни, вызванный непреодоленными или в принципе непреодолимыми противоречиями в поиске, сохранении и практической реализации индивидуального смысла жизни.

Еще одним методологически значимым и основополагающим принципом для концепции смысложизненного кризиса выступает метасистемный подход. Он сложился в процессе эволюции системного подхода (принципа системности) в результате переноса акцентов с внутрисистемных на межсистемные закономерности и механизмы, которые обеспечивают взаимодействие определенного явления с системами более высокого порядка [18]. В свете данного подхода смысложизненный кризис интерпретируется как метасистемный кризис, или метакризис личностного развития. В

связи с подобным объяснением всплывает ряд теоретических вопросов, в первую очередь, чем обусловлена и как проявляется метасистемность данного психологического кризиса.

Подступаясь к ответу на первую часть вопроса, необходимо принимать во внимание, что в разрабатываемой концепции сущность смысложизненного кризиса раскрывается через анализ закономерностей и противоречий развития таких явлений человеческого бытия, как «смысл жизни», «субъект жизни» и «жизнедеятельность». С этой теоретической позиции он интерпретируется соответственно как кризис смыс-логенеза, субъектогенеза и индивидуальной жизнедеятельности. Между тем смысл жизни, субъект жизни и жизнедеятельность - это особые метасистемные структуры человеческой психики и деятельности. Они образуют иерархически высшие уровни структурно-функциональной организации других психических и деятель-ностных систем и имеют определяющее значение для их развития и функционирования. В наших предшествующих работах на теоретическом и эмпирическом материале аргументировано, что: 1) смысл жизни является метасистемой по отношению к мотивам отдельных видов деятельности и в этом качестве регулирует их как метамо-тив; 2) субъект жизни выступает метасистемой соотносительно с субъектами частных видов деятельности и в этом качестве фигурирует как метасубъект; 3) жизнедеятельность представляет метасистемный уровень организации освоенных и практикуемых личностью видов деятельности и в этом качестве осуществляется как ме-тадеятельность [4, 5, 11, 14]. Смысложиз-ненный кризис является метасистемным психологическим кризисом постольку, поскольку он принадлежит к развитию этих метасистемных свойств и образований человеческой психики и деятельности. Логика применения метасистемного подхода к теоретическому пониманию смысложиз-ненного кризиса представлена в таблице 2.

Таблица 2

Теоретическое понимание смысложизненного кризиса с позиций метасистемного подхода

Метасистемный уровень Жизнедеятельность (метадеятельность) Субъект жизни (метасубъект) Смысл жизни (метамотив) Смысложизненный кризис (метакризис)

I I I I I

Системный уровень Деятельность Субъект деятельности Мотив деятельности Кризис

В чем же реально проявляется мета-системность смысложизненного кризиса? Прежде всего, в том, что при определенных условиях он присоединяется к нормативным и ненормативным кризисам развития личности в период юности, зрелости и старости. Это значит, что вместе с наступлением этих кризисов личность начинает одновременно переживать и кризис смысла жизни. И это детерминировано не просто случайным стечением или механическим наложением кризисов, а именно метаси-стемной природой и метасистемным характером развития тех образований, которые подвергаются интенсивным изменениям в период смысложизненного кризиса. Дело в том, что смысл жизни, жизнедеятельность и личность как субъект жизни

- это онтологические несамостоятельные образования: формируя метасистемный уровень организации мотивов, деятельно-стей и их субъектов, они не являются по отношению к ним «внеположенными» и объективно инкорпорируют, включают их в свой состав. Сама сущность этих метасистем такова, что в них оказываются представленными те системы, для которых они выступают в функции высшего уровня организации. В конкретно-психологическом аспекте это означает, что смысл жизни является особой интегративной формой существования мотивов, жизнедеятельность

- особой консолидированной формой существования частных видов деятельности, а субъект жизни - особой синтетической формой существования множественных субъектов разнообразных деятельностей. Ввиду данной особенности развитие смысла жизни, жизнедеятельности и субъекта

жизни подчиняется не только собственным метасистемным закономерностям, но и закономерно зависит от развития тех явлений, которые реально представлены в их структуре. Следовательно, кризисы развития, возникающие на почве противоречий отдельной деятельности и поражающие личность как ее субъекта, могут переходить на метасистемный уровень и трансформироваться в смысложизненный кризис. Метасистемность как уникальная психологическая особенность смысложиз-ненного кризиса собственно и обнаруживается в том, что при определенных условиях он возникает в качестве особого психологического измерения других кризисов в развитии личности.

Если в терминологии метасистемного подхода смысложизненный кризис есть ме-тасистемный кризис, то кризисы личностного развития, к которым он избирательно присоединяется, целесообразно называть системными кризисами. Тем самым подразумевается, что эти кризисы вызревают в системе однородных жизненных отношений, которые составляют определенную сферу жизни и реализуются личностью посредством конкретного вида (видов) деятельности. Источником системных кризисов служат противоречия, обусловленные невозможностью или неспособностью личности продуктивно осуществить мотивы, цели и задачи этой деятельности. Поскольку системные кризисы локализуются в определенной сфере жизненных отношений, они касаются развития личности как субъекта этих отношений, то есть входят в одну из множества парциальных линий персоногенеза. В качестве конкретного

примера можно привести профессионально обусловленные кризисы, которые относятся к сфере профессиональной жизни, детерминируются противоречиями трудовой деятельности и карьеры, затрагивают линию развития личности как субъекта профессии [19, 20].

В современной литературе описано множество системных кризисов, которые по своей ведущей детерминации и по основному психологическому содержанию не являются смысложизненными. Вместе с тем неоднократно подмечено, что некоторые кризисы в развитии личности, не будучи непосредственно смысложизнен-ными, в ходе своего течения приобретают выраженный смысложизненный характер. Начавшись с непреодолимых затруднений в профессиональной, семейной и других частных сферах жизни, эти кризисы актуализируют и обостряют смысложизнен-ные противоречия, связанные с поиском, сохранением и практической реализацией смысла целой жизни. Это значит, что смыс-ложизненный кризис приобщается к переживанию таких кризисов как бы в порядке вторичного осложнения или побочного эффекта. В результате перерастания противоречий, касающихся какой-то локальной системы жизненных отношений личности, в смысложизненные противоречия, затрагивающие отношения личности и ее индивидуальной жизни как целостности, возникает сложный сплав смысложизненного кризиса со специфическим нормативным или ненормативным кризисом личностного развития. Пользуясь удачным термином Г.А. Вайзер, его можно определить как «двойной кризис» в развитии личности [2].

За этим феноменом скрывается важная, но малоизученная проблема механизмов и закономерностей соотношения, взаимодействия различных психологических кризисов в процессе личностного развития человека. Ее частным аспектом выступает вопрос о том, при каких условиях всевозможные нормативные и ненормативные кризисы ассоциируются со смысложизнен-

ным кризисом, порождая феномен «двойного кризиса». Ключевой элемент решения данной проблемы сводится к условиям, которые предопределяют избирательность присоединения-неприсоединения смысло-жизненного кризиса к иным психологическим кризисам.

На наш взгляд, общая метасистемная закономерность взаимодействия смысло-жизненного кризиса с другими кризисами заключается в том, что кризис развития личности в любой сфере жизненных отношений и реализующей их частной деятельности превращается в смысложизненный кризис при условии, что содержание индивидуального смысла жизни локализуется в этой сфере жизненных отношений или, по крайней мере, реализуется посредством этой частной деятельности. Например, человек, который вкладывает смысл своей жизни в семейные отношения или хотя бы реализует его посредством семейных отношений и сопутствующих им видов деятельности, будет склонен переживать семейные кризисы как кризисы смысло-жизненного характера. Другой пример: человек, смысл жизни которого основывается на профессиональных ценностях или, как минимум, осуществляется с помощью профессиональной деятельности, будет подвержен смысложизненному кризису в ситуации так называемых «профессионально обусловленных кризисов» [20], или «кризисов профессионализации» [19]. В этом плане весьма показательным случаем выступает потеря работы и длительная безработица, которую можно пережить исключительно как кризис трудовой занятости и профессионального развития [3], но при определенных условиях - так же, как смысложизненный кризис [8, 10].

Следует подчеркнуть, что любой психологический кризис возникает на почве противоречий, сущность которых сводится к невозможности или неспособности личности продуктивно осуществить свои внутренние интенции (удовлетворить потребность, реализовать ценность, осуще-

ствить мотив, достичь цели, решить задачу и т.д.). В то время как успешная реализация личностных стремлений является главной предпосылкой для прогрессивного стабильного восходящего развития, неуспех в отдельной деятельности или в целостной жизнедеятельности детерминирует разнообразные психологические кризисы. Отсюда следует, что смысложизненный кризис может быть спровоцирован низкой продуктивностью и хроническим неуспехом личности в самых разных видах деятельности и сферах жизни. Этот неуспех первично порождает специфический системный кризис (профессиональный, семейный и т.д.), к которому впоследствии добавляется и смысложизненный кризис как неспецифический метасистемный кризис. Непременным условием для этого выступает содержательное совпадение смысла жизни с мотивами этих деятельностей или, по крайней мере, значительность вклада этих деятельностей в практическую реализацию смысла жизни. При таком условии успешность в конкретной деятельности становится фундаментом жизненного успеха и прогрессивного развития личности, а неуспешность, напротив, подрывает основы жизненного успеха и ввергает ее в состояние «двойного кризиса». Задача психологической науки, таким образом, видится в том, чтобы объяснить, почему и как из неуспеха деятельности и развития личности в какой-то локальной системе жизненных отношений произрастает не только внутрисистемный кризис, но и метасистемный смысложизненный кризис.

Сформулированная задача решалась нами в специальном эмпирическом исследовании. В нем метасистемный характер смысложизненного кризиса доказывался на материале профессиональной деятельности, которая, как свидетельствуют некоторые исследования, зачастую выполняет смыслообразующую и смыслореализую-щую функции в контексте целостной жизнедеятельности личности. Иными словами, многие люди вкладывают смысл своей

жизни непосредственно в профессиональные дела и в карьеру и (или) практикуют и оценивают профессиональную деятельность как прагматически значимое средство реализации смысла жизни, даже если он сосредоточен на внепрофессиональной сфере [7, 9, 13].

Гипотезы исследования. Изложенные выше теоретические соображения наводят на следующее предположение: чем более выражены смыслообразующая и смысло-реализующая функции профессиональной деятельности, тем сильнее развитие личности как субъекта жизни зависит от ее карьерной успешности и прогресса профессионального развития. В частности, это означает, что при условии выполнения профессиональной деятельностью функций смыслообразования и смыслореали-зации кризисы профессионального развития, которые вызваны непродуктивностью и неуспешностью личности в карьере, с высокой вероятностью переходят в смыс-ложизненный кризис.

Чтобы преобразовать это предположение в эмпирически проверяемую гипотезу, необходимо уточнить психологические критерии продуктивности-непродуктивности карьерной самореализации и прогрессивности-кризисности профессионального развития личности. Анализ специальной литературы, посвященной данной проблеме, выявил, что в качестве критериев успеха-неуспеха в карьере и в профессионализации личности привлекается широкий спектр объективных и субъективных показателей [16, 17]. В настоящем исследовании в качестве основного (прямого) индикатора профессиональной успешности-неуспешности был принят общий уровень удовлетворенности карьерой, а в качестве дополнительного (косвенного) показателя - профессиональное самоотношение личности, то есть общий уровень удовлетворенности собой как субъектом профессиональной деятельности и карьеры. Выбор этих субъективных критериев оправдан тем, что они наиболее сенси-

тивны к состоянию профессионального кризиса личности, в феноменологической картине которого неизбежно присутствует: во-первых, тотальная неудовлетворенность карьерными достижениями и пройденным профессиональным путем; во-вторых, острое недовольство собой как профессионалом в целом и уровнем развития своих профессионально важных качеств.

С учетом изложенного основная гипотеза исследования конкретизировалась следующим образом: удовлетворенность карьерой и профессиональное самоотношение являются значимыми предикторами наличия-отсутствия и остроты переживания смысложизненного кризиса при условии, что профессиональная деятельность выполняет смыслообразующую и (или) смыслореализующую функции в контексте целостной жизнедеятельности личности. Эмпирическое подтверждение данной гипотезы позволит утверждать, что профессиональный кризис при известных условиях влечет за собой смысложизненный кризис в качестве метасистемного кризиса личностного развития.

Методика

Выборка и методы эмпирического исследования. К эмпирическому исследованию было привлечено 210 испытуемых в возрасте от 26 до 53 лет, в том числе 117 мужчин и 93 женщины. Выборка была гетерогенной по социально-демографическим признакам (уровень оконченного образования, семейное положение, родительский статус), профессиональной принадлежности и сфере трудовой занятости испытуемых. Она комплектовалась из работников государственного учреждения образования (62 человека), крупного производственного предприятия (113 человек) и коммерческой организации с торгово-сер-висным профилем деятельности (35 человек), среди которых были представлены как рядовые сотрудники (167 человек), так и руководители среднего и высшего звена

(43 человека). Из 210 розданных было возвращено 202 диагностических пакета. В процессе первичной обработки данных по причине ненадлежащего заполнения опросных бланков были отбракованы материалы еще 4 испытуемых. Окончательная численность выборки составила 198 человек.

Сбор эмпирических данных проводился с помощью следующих методов (в порядке предъявления испытуемым).

1) Метод «Источники смысла жизни» [7]. В проведенном исследовании применялась модификация метода, позволяющая количественно измерить выраженность смыслообразующей и смыслореализующей функций профессиональной деятельности испытуемого. На первом этапе в качестве стимульного материала ему предъявлялся стандартный перечень из 46 ценностей, которые потенциально могут служить источниками смысла человеческой жизни. Задача испытуемого заключалась в том, чтобы выбрать из перечня те ценности, с которыми он связывает смысл собственной жизни. Следует заострить внимание на том, что в типовой перечень включена смысложизненная ценность «карьера», которая также могла быть выбрана или пропущена испытуемым. На втором этапе работы с использованием этого метода в отношении каждой отобранной ценности испытуемый должен был задаться вопросом: «В какой степени профессиональная деятельность помогает реализовывать в жизни каждую из выбранных ценностей?». Для кодирования ответов использовалась семиразрядная вербально-числовая шкала: от «1 - не помогает вообще или помогает в очень малой степени» до «7 - помогает в очень большой степени».

На основе полученных оценок рассчитывались два диагностических показателя - индекс терминальности и индекс инстру-ментальности профессиональной деятельности. Наименования индексов заимствованы из концепции М. Рокича, в которой различаются две категории ценностей: терминальные и инструментальные. Ведь

в сущности, когда речь идет о смысло-образующей функции, профессиональная деятельность предстает в качестве «терминальной ценности», а когда о смыслореали-зующей функции - в качестве «инструментальной ценности».

Индекс терминальности (ИТ) - это показатель наличия-отсутствия у профессиональной деятельности испытуемого функции смыслобразования. Его значения записывались в двузначной интервальной шкале: «0» - профессиональная деятельность не выполняет функцию смыслообра-зования (ценность «карьера» не выбрана в качестве источника смысла жизни), «1» -профессиональная деятельность выполняет смыслообразующую функцию в жизни испытуемого (ценность «карьера» выбрана в качестве источника смысла жизни).

Индекс инструментальности (ИИ) -количественный показатель выраженности смыслореализующей функции профессиональной деятельности испытуемого. Он вычислялся как среднее арифметическое оценок инструментальной значимости профессиональной деятельности, то есть как отношение суммы таких оценок к количеству смысложизненных ценностей, отобранных и проанализированных испытуемым.

2) Опросник профессионального самоотношения - многошкальный стандартизированный тест, определяющий выраженность положительных (самоуважение и самоэффективность в профессии) и отрицательных (внутренняя конфликтность и самообвинение в профессии) компонентов самоотношения личности как субъекта профессиональной деятельности, делового общения и карьеры. В рамках исследования особый интерес представлял интегральный показатель, отражающий общий уровень позитивности-негативности профессионального самоотношения испытуемого [17].

3) Шкала удовлетворенности карьерой - стандартизированный личностный опросник, диагностирующий субъектив-

ную удовлетворенность испытуемого своей профессиональной карьерой [15].

4) Опросник смысложизненного кризиса - стандартизированный личностный тест, измеряющий интенсивность проявления у испытуемого субъективных и поведенческих признаков смысложизненного кризиса [6].

Результаты и их обсуждение

Анализ полученных данных показывает, что «карьера» в качестве смысложиз-ненной ценности упоминается 45% (89 из 198) испытуемых. Это свидетельствует о достаточно широкой распространенности смыслообразующей функции профессионального труда. Более высокую предпочтительность для испытуемых демонстрируют только такие смысложизненные ценности, как «семья», «здоровье», «дети», «любовь» и «дружба», каждая из которых была выбрана более чем в 50% случаев. Выраженность смыслореализующей функции оценивалась по средним выборочным значениям индекса инструмен-тальности профессиональной деятельности в контексте осуществления отдельных ценностей (табл. 3).

Судя по данным таблицы 3, профессиональная деятельность связана отношениями инструментальности практически со всеми смысложизненными ценностями. Однако наиболее релевантным способом реализации она является для смысла жизни, содержание которого в значительной степени «профессионализировано», то есть насыщено ценностями профессионального характера. В их круг входит не только непосредственно «карьера», но также «образование», «социальный статус», «компетентность», «самореализация», «саморазвитие», «богатство», «власть», «признание» и другие ценности, отражающие прямые и косвенные, ближайшие и отдаленные, материальные и нематериальные последствия трудовой занятости. Вместе с тем инструментальная функция профес-

сиональной деятельности обнаруживается и по отношению к «околопрофессиональным» и даже «внепрофессиональным» ценностям, которые по своему содержанию ей совершенно чужды и инородны. Пусть не напрямую, но косвенным и опосредованным образом она может способствовать осуществлению содержательно различных смысложизненных ценностей, что указывает на универсальность и гибкость ее смыслореализующей функции.

Далее нас интересовали типичные варианты соотношения смыслообразующей и смыслореализующей функций профессионального труда в рамках индивидуальной жизнедеятельности. С целью выделения этих вариантов посредством неиерархического кластерного анализа была построена эмпирическая классификация испытуемых в зависимости от сочетания значений индексов терминальности и инструменталь-ности (табл. 4).

Таблица 3

Инструментальность профессиональной деятельности в контексте практической реализации смысложизненных ценностей

Смыслореализующая функция профессиональной деятельности Средневыборочные значения индекса инструментальности Ценности - источники смысла жизни

Низкая 2,16~3,65 Любовь, хобби, выживание, религиозность, природа

Умеренная 4,0~4,97 Судьба, общественная активность, семья, дети, красота, духовность, безопасность, патриотизм, контроль, счастье, здоровье, творчество

Средняя 5,06~5,98 Свобода, развлечения, мир, богатство, признание, власть, долг, альтруизм, гуманизм, дружба, правда, индивидуальность, познание, справедливость, самореализация, самоуважение, саморазвитие, социальный статус, нравственность, общение, образование

Высокая 6,07~6,16 Компетентность, карьера

Таблица 4

Эмпирическая классификация испытуемых в зависимости от соотношения функций профессиональной деятельности

Группы испытуемых Среднегрупповое значение индекса терминальности Среднегрупповое значение индекса инструментальности

Группа I (94 человека) 0,97 (высокая смыслообразующая функция) 6,02 (высокая смыслореализующая функция)

Группа II (71 человек) 0,04 (низкая смыслообразующая функция) 4,55 (умеренная смыслореализующая функция)

Группа III (33 человека) 0,00 (низкая смыслообразующая функция) 2,79 (низкая смыслореализующая функция)

Б-критерий Фишера Б(2, 195)=494,2, р<0,000 Б(2, 195)=319,4, р<0,000

На основании полученной классификации можно заключить, что возможны разные способы соотношения смысло-образующей и смыслореализующей функций профессионального труда. В реальной жизни чаще всего встречаются следующие: 1) содержательное совпадение смысла жизни с ценностями профессии и карьеры при высокой инструментальности профессиональной деятельности для его реализации (группа I); 2) содержательное несовпадение смысла жизни с ценностями профессии и карьеры при умеренной инструментально-сти профессиональной деятельности для его реализации (группа II); 3) содержательное несовпадение смысла жизни с ценностями профессии и карьеры при низкой инструментальности профессиональной деятельности для его реализации (группа III). Нетрудно заметить, что при переходе от одной группы к другой степень «профессионализации» смысла жизни снижается, а вместе с этим соответственно падает и уровень осмысленности профессиональной жизни. В первом случае профессиональная деятельность в масштабе целой жизни наделена терминальной и инструментальной значимостью, во втором - обладает только инструментальной значимостью, а в третьем - не имеет никакой значимости, будучи бессмысленной и отчужденной частью жизни.

Таким образом, результаты предварительной обработки эмпирических данных доказывают, что:

1) профессиональная деятельность в структуре целостной жизнедеятельности личности может быть полиосмысленной и многофункциональной: она способна выполнять функцию и источника смысла жизни (смыслообразующая функция), и инструмента его практической реализации (смыслореализующая функция), а, кроме того, может совмещать обе функции;

2) применительно к смыслореализую-щей функции профессиональной деятельности прослеживается общая закономерность: чем выше «профессионализация»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индивидуального смысла жизни, то есть его содержательная наполненность профессиональными и смежными («околопрофессиональными») ценностями, тем больше инструментальность профессиональной деятельности в контексте его практической реализации. Иными словами, смыслореализующая функция профессиональной деятельности в наибольшей степени проявляется в отношении смысла жизни, содержание которого составляют ценности профессионального характера, соответствующие предпосылкам, условиям, процессу, основным и побочным результатам профессионального труда;

3) существуют значительные межличностные различия в уровне «профессионализации» смысла жизни, то есть насыщенности профессиональными ценностями в аспекте содержания и опосредованности профессиональной деятельностью в аспекте реализации.

Далее оценивалась достоверность основной гипотезы, подразумевающей ме-тасистемный характер смысложизненного кризиса по отношению к кризису профессионального развития личности, определяемому по таким субъективным индикаторам, как удовлетворенность-неудовлетворенность карьерой и позитивность-негативность профессионального самоотношения. Эта гипотеза относится к классу модераторных гипотез, поскольку предполагает зависимость силы и направленности связи между основными (независимой и зависимой) переменными от уровня выраженности третьей переменной-модератора. В качестве переменных-модераторов назначены смыслообразующая и смысло-реализующая функции профессиональной деятельности, квантифицированные с помощью индексов терминальности и ин-струментальности. Основными переменными являются, с одной стороны, удовлетворенность карьерой и профессиональное самоотношение личности (независимые переменные), а с другой - смысл ожизнен-ный кризис (зависимая переменная).

Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью метода иерархической множественной регрессии. В целях предотвращения коллинеарности все независимые переменные (предикторы и модераторы) предварительно были подвергнуты процедуре центрирования [21]. Затем путем умножения отцентрированных значений переменной-предиктора и переменной-модератора были рассчитаны значения переменной-интеракции. Строились четыре регрессионные модели, каждая из которых включала в себя два шага анализа. Во всех моделях смысло-жизненный кризис был избран в качестве зависимой переменной, а в качестве независимых - попеременно назначались модераторы (смыслообразующая и смыслореализующая функции профессиональной деятельности) и предикторы (удовлетворенность карьерой и профессиональное самоотношение). На первом шаге анализа в регрессионную модель синхронно вводились переменные модератор и предиктор, на втором шаге анализа к ним добавлялась переменная-интеракция. Пошаговый ввод переменных обеспечивал возможность оценки прироста объяснимой дисперсии (ДЯ2) по инкрементному Б-тесту Фишера. Модераторный эффект фиксировался при соблюдении двух условий: 1) статистическая значимость регрессионного коэффициента переменной-интеракции; 2) статистическая значимость прибавки объяснимой дисперсии на втором шаге по сравне-

нию с первым шагом анализа. Результаты модераторного анализа отражены в таблице 5.

Приступая к их интерпретации, стоит заострить внимание на том, что во всех регрессионных моделях переменные-интеракции (ИТ, ИИ х УК, ПСО) оказались статистически достоверными (Р= -0,11 —0,20, р=0,05 ~ 0,001), равно как и обусловленный ими прирост дисперсии показателя смыс-ложизненного кризиса (ДЯ2 = 0,02 ~ 0,05, р=0,05 ~ 0,001). Это указывает на то, что смыслообразующая и смыслореализующая функции профессии существенно модери-руют силу связи между развитием личности как субъекта карьеры и субъекта жизни, в частности, между кризисами профессионализации и смысложизненным кризисом. Также следует отметить, что Р-коэффици-енты переменных-интеракций во всех регрессионных моделях имеют отрицательный знак. Это означает, что связь основных (независимой и зависимой) переменных, будь то прямая или обратная, сильнее при высоких значениях, и, наоборот, слабее при низких значениях переменной-модератора. Соответственно чем больше выражена смыслообразующая и (или) смыслореали-зующая функции профессиональной деятельности, тем сильнее риск наступления и интенсивность течения смысложизненного кризиса предопределены успехом-неуспехом личности в карьере и прогрессом-кризисом в профессиональном развитии.

Таблица 5

Результаты модераторного анализа

Предикторы Шаг 1 Шаг 2 Предикторы Шаг 1 Шаг 2

ИТ -0,20*** -0,15** ИТ -0,14* -0,11*

УК -0,48*** -0,48*** ПСО -0,44*** -0,45***

ИТ х УК -0,20*** ИТ х ПСО -0,11*

Я2 (ДЯ2) 0,30*** 0,35*** (0,05***) Я2 (ДЯ2) 0,27*** 0,29*** (0,02*)

ИИ -0,15** -0,14** ИИ -0,09 -0,10

УК -0,54*** -0,55*** ПСО -0,47*** -0,46***

ИИ х УК -0,11* ИИ х ПСО -0,12*

Я2 (ДЯ2) 0,34*** 0,36*** (0,02**) Я2 (ДЯ2) 0,27*** 0,29*** (0,02*)

Примечания: 1) ф р<0,10, * р<0,05, ** р<0,01, *** р<0,001; 2) ИТ- индекс терминальности, ИИ - индекс инстру-ментальности, УК - удовлетворенность карьерой, ПСО - профессиональное самоотношение; 3) в качестве показателей связи предикторов с зависимой переменной в таблице приведены стандартизированные коэффициенты регрессии (Ь)

Статистическая достоверность переменных-интеракций свидетельствует о том, что зависимость между предиктором и зависимой переменной не является одинаковой и постоянной на всем интервале значений переменной-модератора. Чтобы понять, как эта зависимость изменяется на разных уровнях выраженности переменной-модератора, выборка делилась на контрастные группы. В одном случае критерием разбиения выборки служило наличие-отсутствие у профессиональной деятельности смыслообразующей функции (группа 1 - испытуемые со значением индекса терминальности «1», группа 2 -испытуемые со значением индекса терминальности «0»); в другом случае испытуемые группировались в зависимости от количественной выраженности смыслоре-ализующей функции профессиональной деятельности (группа 1 - испытуемые со значениями индекса инструментальности больше (М + 1а), группа 2 - испытуемые со значениями индекса инструментальности меньше (М - 1а)). На материале каждой выделенной группы проводилась оценка регрессионной зависимости смысложиз-ненного кризиса от удовлетворенности карьерой и позитивности-негативности профессионального самоотношения личности (так называемый simple slopes analysis [21]).

Результаты раздельного анализа данных контрастных групп позволяют конкретизировать представления о зависимости смысложизненного кризиса от прогрессивности-кризисности профессионального развития личности. Так, при условии, что личность вкладывает смысл своего существования в профессию, наблюдается значимая зависимость силы смысложизненного кризиса от субъективных показателей, характеризующих успешность карьеры и профессионализации личности. Чем ниже удовлетворенность карьерой (b= -0,33, t= -4,89, p=0,0001) и сильнее негативная модальность профессионального самоотноше-

ния (р= -0,20, 1= -3,06, р=0,0005), тем выше вероятность наступления смысложизнен-ного кризиса. В случае, когда профессия не является для личности смыслообразу-ющей ценностью, вероятность возникновения и сила протекания кризиса не зависят ни от удовлетворенности карьерой (Р= -0,04, 1= -0,85, р>0,05), ни от профессионального самоотношения (Р= -0,06, 1= -1,21, р>0,05). В общем, смысложизнен-ный кризис присоединяется к кризису профессионального развития личности с более высокой вероятностью в том случае, когда профессиональная деятельность выполняет смыслообразующую функцию по отношению к целостной жизни.

Аналогичный паттерн зависимостей был обнаружен при раздельной обработке данных контрастных групп, выделенных по уровню выраженности смыс-лореализующей функции профессионального труда. Если профессиональная деятельность практикуется личностью в качестве способа реализации смысла собственной жизни, то зависимость смысложизненного кризиса от неудовлетворенности карьерой проявляется с гораздо большей силой (Р= -0,29, 1= -4,23, р=0,0002) по сравнению с ситуацией, когда профессиональная деятельность лишена смыслореализующей функции (Р= -0,15, 1= -2,44, р=0,02). Этот модери-рующий эффект также сказывается и на зависимости смысложизненного кризиса от профессионального самоотношения личности. Когда профессиональная деятельность помогает воплощению смысла в жизни, негативное отношение личности к себе как субъекту карьеры значимо обусловливает остроту смысло-жизненного кризиса (Р= -0,26, 1= -3,79, р=0,0006); в противном случае данная зависимость отсутствует (Р= -0,05, 1= -0,32, р>0,05). Значит, при условии, что профессиональная деятельность подчинена интересам реализации смысла жизни, неуспешность в карьере и кризис в профессиональном развитии личности

провоцируют возникновение смысложизненного кризиса.

Связи субъективных показателей профессиональной успешности-неуспешности со смысложизненным кризисом практически в одинаковой степени подвержены модерирующему воздействию со стороны смыслообразующей и смыслореализую-щей функций профессионального труда. Регрессионные модели, учитывающие эти функции, демонстрируют приблизительно равные объяснительные и прогностические возможности (R2 = 0,29 ~ 0,36). Следовательно, профессиональные неуспехи личности становятся предпосылкой ее кризисного развития в качестве субъекта жизни и в ситуации, когда смысл жизни содержательно связан с профессиональной деятельностью, и в случае, когда эта деятельность служит лишь операциональным средством для осуществления смысла. В целом полученные результаты подтверждают гипотезу и позволяют утверждать, что при условии выполнения профессиональной деятельностью смыслообразующей и смыслореализующей функций к кризисам профессионального развития присоединяется смысложизненный кризис, характеризующий развитие личности как субъекта жизни.

Заключение

Проведенное исследование раскрывает взаимную зависимость и сложное переплетение профессионально обусловленного (системного) и смысло-жизненного (метасистемного) кризиса. Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что при условии выполнения профессиональной деятельностью функций смыслообразования и смыслореализации профессионально обусловленный кризис придает кризисный характер и развитию личности в качестве субъекта жизни. Выявленная метасистемная закономерность является общей и может экстраполировать-

ся на соотношение смысложизненного кризиса с кризисами развития личности не только в профессии и карьере, но и во всех остальных сферах ее жизненных отношений.

Литература

1. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 2. - С. 5-18.

2. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 5. - С. 3-14.

3. Демин А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. - 315 с.

4. Карпинский К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни // Методология и история психологии. - 2010. -Т. 5. - № 1. - С. 184-203.

5. Карпинский К.В. Неоптимальный смысл: психологические тупики жизненного пути личности. - Гродно: ГрГУ, 2016. - 539 с.

6. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса. - Гродно: ГрГУ, 2008. - 126 с.

7. Карпинский К.В. Профессиональная деятельность и развитие личности как субъекта жизни // Личность профессионала в современном мире: коллективная монография / Под ред. А.Л. Журавлева, Л.Г. Дикой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - С. 25-59.

8. Карпинский К.В. Смысл жизни и жизненный смысл профессии // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - № 6 (86). - С. 147-155.

9. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 4. - С. 27-59.

10. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис в личностном развитии безработного // Социальная психология труда: Теория и практика / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г.

Дикая. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - Т. 2. - С. 182-202.

11. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис в развитии личности: Анализ концепций отечественной и зарубежной психологии. - Гродно: ГрГУ, 2015. - 319 с.

12. Карпинский К.В. Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности // Психологический журнал. - 2010. - № 1. - С. 33-41.

13. Карпинский К.В. Стратегия жизни как структурная организация индивидуальной жизнедеятельности // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы / Под ред. Н.А. Логиновой, К.В. Карпинского. - Гродно: ГрГУ, 2012. - С. 248-271.

14. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 280 с.

15. Карпинский К.В., Галузо П.Р., Гижук Т.В. Новые методы субъектной психодиагностики. - Гродно: ГрГУ, 2015. - 174 с.

16. Карпинский К.В., Гижук Т.В. Психическая регуляция карьеры и профессиональная успешность личности // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.- С. 478-490.

17. Карпинский К.В., Колышко А.М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. - Гродно: ГрГУ, 2010. - 139 с.

18. Карпов А.В. Предпосылки и перспективы метасистемного подхода // Теория и методология психологии: Постнеклас-сическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 313-329.

19. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Саратов: СГСЭУ, 2013. - 322 с.

20. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - М.: МПСИ, 2004. - 320 с.

21. Cohen J., Cohen P., West S.G., Aiken L.S. Applied multiple regression/correlation analysis for the behavioral sciences. -Mahwah, NJ: Erlbaum, 2003. - 389 p.

22. Existential Psychotherapy of Meaning: A Handbook of Logotherapy and Existential Analysis / A. Batthyany, J. Levinson (Eds.). -Phoenix: Zeig, Tucker & Theisen, 2009. - 278 p.

23. Exploring existential meaning: Optimizing human development across the life span / G.T. Reker & K. Chamberlain (Eds.). - Thousand Oaks, CA: Sage, 2000. - 358 p.

24. Meaning in Positive and Existential Psychology / A. Batthyany, P. Russo-Netzer (Eds.). - New York: Springer, 2014. - 473 p.

25. The Experience of Meaning in Life: Classical Perspectives, Emerging Themes, and Controversies / J.A. Hicks, C. Routledge (Eds.). - New York: Springer, 2013. - 417 p.

26. The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications (2nd ed.) / P.T.P. Wong (Ed.). - Routledge: Taylor & Francis, 2012. - 714 p.

27. The Psychology of Meaning / K.D. Markman, T. Proulx, M.J. Lindberg (Eds.). - Washington: APA, 2013. - 508 p.

References

1. Abul'khanova KA. Metodologicheskiy prin-tsip sub''yekta: issledovaniye zhiznennogo puti lichnosti. Psikhologicheskiy zhurnal 2014; 35(2):5-18 (in Russian).

2. Vayzer GA. Smysl zhizni i dvoynoy krizis v zhizni cheloveka. Psikhologicheskiy zhurnal 1998; 19(5):3-14 (in Russian).

3. Demin AN. Lichnost' v krizise zanyatosti: strategii i mekhanizmy preodoleniya krizisa. Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t 2005: 315 (in Russian).

4. Karpinskiy KV. Zhiznedeyatel'nost' kak forma aktivnosti sub''yekta zhizni. Metodologiya i is-toriya psikhologii 2010; 5(1):184-203 (in Russian).

5. Karpinskiy KV. Neoptimal'nyy smysl: psikho-logicheskiye tupiki zhiznennogo puti lichnos-ti. Grodno: GrGU 2016: 539 (in Russian).

6. Karpinskiy KV. Oprosnik smyslozhiznennogo krizisa. Grodno: GrGU 2008: 126 (in Russian).

7. Karpinskiy KV. Professional'naya deya-tel'nost' i razvitiye lichnosti kak sub''yekta zhizni. Lichnost' professionala v sovremen-nom mire: kollektivnaya monografiya. Pod red. AL Zhuravleva, LG Dikoy. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN» 2014: 25-59 (in Russian).

8. Karpinskiy KV. Smysl zhizni i zhiznennyy smysl professii. Vestnik Tambovskogo uni-versiteta. Seriya Gumanitarnyye nauki 2010; 6(86):147-155 (in Russian).

9. Karpinskiy KV. Smysl zhizni i resursy yego re-alizatsii: k ponimaniyu mekhanizmov lichno-stnogo krizisa. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki 2012; 9(4):27-59 (in Russian).

10. Karpinskiy KV. Smyslozhiznennyy krizis v lichnostnom razvitii bezrabotnogo. Sotsi-al'naya psikhologiya truda: Teoriya i praktika. Otv. red. AL Zhuravlev, LG Dikaya. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN» 2010; 2:182-202 (in Russian).

11. Karpinskiy KV. Smyslozhiznennyy krizis v razvitii lichnosti: Analiz kontseptsiy otechest-vennoy i zarubezhnoy psikhologii. Grodno: GrGU 2015: 319 (in Russian).

12. Karpinskiy KV. Sotsiokul'turnaya determi-natsiya smyslozhiznennogo krizisa v razvitii lichnosti. Psikhologicheskiy zhurnal 2010; 1:33-41 (in Russian).

13. Karpinskiy KV. Strategiya zhizni kak struk-turnaya organizatsiya individual'noy zhizned-eyatel'nosti. Psikhologiya zhiznennogo puti lichnosti: metodologicheskiye, teoreticheskiye, metodicheskiye i prikladnyye problemy. Pod red. NA Loginovoy, KV Karpinskogo. Grodno: GrGU 2012: 248-271 (in Russian).

14. Karpinskiy KV. Chelovek kak sub''yekt zhizni. Grodno: GrGU 2002: 280 (in Russian).

15. Karpinskiy KV, Galuzo PR, Gizhuk TV. Novyye metody sub''yektnoy psikhodiagnosti-ki. Grodno: GrGU 2015: 174. (in Russian).

16. Karpinskiy KV, Gizhuk TV. Psikhicheskaya regulyatsiya kar'yery i professional'naya us-peshnost' lichnosti. Sovremennyye tendentsii

razvitiya psikhologii truda i organizatsionnoy psikhologii. Otv. red. LG Dikaya, AL Zhuravlev, AN Zankovskiy. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN» 2015: 478-490 (in Russian).

17. Karpinskiy KV, Kolyshko AM. Profession-al'noye samootnosheniye lichnosti i metodika yego psikhologicheskoy diagnostiki. Grodno: GrGU 2010: 139 (in Russian).

18. Karpov AV. Predposylki i perspektivy meta-sistemnogo podkhoda. Teoriya i metodologiya psikhologii: Postneklassicheskaya perspektiva. Otv. red. AL Zhuravlev, AV Yurevich. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN» 2007: 313-329 (in Russian).

19. Povarenkov YuP. Problemy psikhologii pro-fessional'nogo stanovleniya lichnosti. Saratov: SGSEU 2013: 322 (in Russian).

20. Symanyuk EE. Psikhologiya professional'no obuslovlennykh krizisov. Moscow: MPSI 2004: 320 (in Russian).

21. Cohen J, Cohen P, West SG, Aiken LS. Applied multiple regression/correlation analysis for the behavioral sciences. Mahwah, NJ: Erlbaum 2003: 389.

22. Existential Psychotherapy of Meaning: A Handbook of Logotherapy and Existential Analysis. A Batthyany, J Levinson (Eds.). Phoenix: Zeig, Tucker & Theisen 2009: 278.

23. Exploring existential meaning: Optimizing human development across the life span. GT Reker & K Chamberlain (Eds.). Thousand Oaks, CA: Sage 2000: 358.

24. Meaning in Positive and Existential Psychology. A Batthyany, P Russo-Netzer (Eds.). New York: Springer 2014: 473.

25. The Experience of Meaning in Life: Classical Perspectives, Emerging Themes, and Controversies. JA Hicks, C Routledge (Eds.). New York: Springer 2013: 417.

26. The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications (2nd ed.). PTP Wong (Ed.). Routledge: Taylor & Francis 2012:714.

27. The Psychology of Meaning. KD Markman, T Proulx, MJ Lindberg (Eds.). Washington: APA 2013:508.

METASYSTEM REGULARITIES OF THE MEANING OF LIFE CRISIS IN PERSONALITY DEVELOPMENT

K.V. KARPINSKI Yanka Kupala Grodno State University, Grodno, Belarus

The article presents the results of the theoretical and empirical investigation of the meaning of life crisis as a metacrisis in personality development. It pertains to the development of metasystem structures in human mind and behavior namely the meaning of life, the life path and the subject of life. General metasystem feature is manifested in the crisis overlap with other developmental crises, causing the «double crisis» phenomenon. We provide empirical support for the hypothesis that the meaning of life crisis is associated with the crisis in career development if career is subjectively considered as a source of meaning or as a mean of fulfillment.

Keywords: metasystem approach, meaning of life, crisis, subject of life, metacrisis.

Adress:

Karpinski Konstantin, PhD (psychology)

Head of the Experimental and Applied Psychology Department

Grodno State University,

217-64 Folush str., Grodno, 230006, Belarus

E-mail: karpkostia@tut.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.