Научная статья на тему 'МЕТАПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

МЕТАПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ПСИХИКА / ДУША / СОЗНАНИЕ / ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Снетков В.М.

Статья посвящена необходимости перехода отечественной психологии труда от физиологической парадигмы следующему этапу своего развития в качестве метапсихологииArticle is dedicated to the need of passing domestic psychology from the physiological paradigm to the tool house and to the following stage of its development as metapsikhologi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Снетков В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТАПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

4. Сердюк И. И. Материалы для практических за- но-методическое пособие. - Краснодар: Краснодарс-нятий по дисциплине «Социальная психология»: учеб- кий ЦНТИ, 2012. - 55 с.

МЕТАПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Снетков В.М.

доцент психологического факультета СПбГУ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена необходимости перехода отечественной психологии труда от физиологической парадигмы следующему этапу своего развития в качестве метапсихологии ABSTRACT

Article is dedicated to the need of passing domestic psychology from the physiological paradigm to the tool house and to the following stage of its development as metapsikhologi.

Ключевые слова: парадигма, психика, душа, сознание, человек как субъект жизни, пассионарная личность. Keywords: paradigm, psyche, soul, consciousness. Men as the subject of life.

Воля — это духовная способность человека трансформировать и концентрировать биофизическую энергию организма в психическую;

в мотив и в цель; цель — в мечту и в смысл жизни;

смысл жизни как духовную идею в поступок,

духовный капитал человека.

В.С.

Актуальность данной темы заключается в том, что доминирующая в отечественной психологии труда физиологическая парадигма понимания психики как рефлекторно обусловленной врожденной, высшей нервной деятельностью, по сути, ограничивает возможности развития психики для повышения эффективности взаимодействия человека как субъекта труда в эргатических системах с людьми, предметом труда и машиной. НТР 20 века кардинально изменила предмет труда и технологию взаимодействия человека с машиной. Так в 20 веке возникли интернет и новая наука об энергоинформационных взаимодействиях в Мироздании - «эниология», на базе которой, весной 1995 года в России была зарегистрирована международная Академия энергоинформационных наук.

В физиологической парадигме нет места пока мало изученным, способностям человека как субъекта труда по активному использованию в деятельности своих духовных, душевных и энергоинформационных потенций.

По Томасу Куну «Научная парадигма - это существующая некоторое время модель научного исследования, которая признается научным сообществом как основа дальнейшего развития науки и является достаточно открытой для того, чтобы новые поколения ученых могли в ее рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида». («Структура научных революций» Т. Кун 1975г.).

На факультете психологии Ленинградского Госуниверситета (ЛГУ) в 1960-1970-х годах в лекциях и работах Ананьева Б.Г.Веккера Л.М., Ганзена В.А., Палея И.М., Суходольского Г.В., и др. разрабатывалась гипо-

теза об энергоинформационной основе психической деятельности. Л. М. Веккер в своем пособии пишет, что «Поскольку энергия есть всеобщее свойство реальности, такого рода соотношения неизбежно распространяются на все ее частные формы, в том числе и на область энергетики психических процессов». (3. стр.42). О необходимости перехода от субъективной к объективной психологии писал еще В.М.Бехтерев во введении ко второму тому «ОБЪЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ» (1), что послужило в свое время началом рефлексологии.

В отечественной психологии первой половины 20 века научная парадигма была строго регламентирована политическими целями и предписывала изучение и физиологическую (материалистическую) интерпретацию психики человека. Сам человек при этом оказался на втором месте, вне сферы научных интересов психологии. Отчего до сих пор совершенно не раскрытым оказался целый пласт научно-практических проблем об индивидуальном потенциале и влиянии самого человека как субъекта психической деятельности на развитие, здоровье и объем использования им энергоинформационных ресурсов своей врожденной психики. Поэтому отечественная психология оказалась не способной объяснить экстрасенсорные, психические и прогностические способности таких людей как Джуна, Ванга, В. Мессинг и др.

В современной психологии проблему энергетического потенциала человека разрабатывают Шеховцо-ва Л.Ф.(20) и Г.С.Никифоров, который рассматривает энергетический потенциал как системное свойство физического тела человека, обладающего биологической энергией, которая обеспечивает проявление наследственных свойств человека (13. стр. 13-20).

Веккер Л.М. в своей работе (3) не только восстановил центральный статус человека в психологии, но и сформулировал критерий отличия физиологических процессов, результат деятельности которых всегда формулируется в терминах внутреннего функционирования исходного органа; от психологических процессов и действий, результат которых всегда форму-

лируется в терминах внешних объектов и предмета взаимодействия.

Физиологическая парадигма получила свое завершение в определении психики как «свойства высокоорганизованной материи» (имеется в виду головной мозг человека-В.С.) и «субъективного отражения объективного мира».

Такое определение психики верно для всех животных, имеющих мозг, но ничего не говорит о реальном человеке как субъекте произвольной психофизической деятельности. Это определение снимает с государства необходимость решения задач по оценке и развитию психики, сознания и свободы воли каждого человека в выборе направлений, содержания и наиболее адекватных и эффективных средств его психологического взаимодействия с самим собой, другими людьми и обществом.

В эволюции человека можно выделить два этапа. Первый этап - это естественная, биологическая эволюция человека и начало его индивидуального взаимодействия с окружающей природой Земли.

Природа оказалась «хорошим учителем». Во-первых, в силу своей безграничности и неопределенности, которые стимулировали человека активно использовать весь свой внутренний потенциал для поиска эффективных средств поведения, адаптации и выживания. Во-вторых, благодаря её не специализированному воздействию на человека, которое всегда оставляло человеку свободный выбор формы и модальности ответной реакции.

На первом этапе эволюции человек, формируясь как субъект жизни, овладевает своим физическим телом как произвольным инструментом передвижения и борьбы, что привело к прямохождению и освобождению рук.

Затем человек овладевает врожденной, физиологической и энергоинформационной природой жизнедеятельности своего организма, что привело к развитию психики как осознаваемому и произвольному инструменту взаимодействия человека с самим собой (самоконтроль и саморегуляция), другими людьми (общение) и средой (поведение и деятельность).

Второй этап эволюции связан с жизнедеятельностью человека в социальной среде и овладении им словом и вербальной коммуникацией как инструментом, с помощью которого он значительно повышает произвольность, качество и социальную эффективность своей психической и сознательной деятельности.

Социум во все века формирует из человека как врожденной биологической индивидуальности личность как типовой, социализированный, послушный инструмент достижения своих целей и защиты суверенитета, оказывая на неё специализированное давление, которое навязывает человеку как биологическому индивиду определенный образ жизни; форму, направление и содержание ответных действий и поведения. Сегодня такое исторически традиционное воздействие Социума на человека всё больше противоречит душевной природе и духовным целям современного человека, что ускоряет процесс «даун-шифтинга», т.е. стремления современного человека уйти из социализированного города для жизни в глухом лесу или деревне. Некоторые современные мальчики

в подростковый период долго не подозревают, что у них есть дух и душа, чего нельзя сказать о девочках и женщинах, что говорит о гендерных детерминантах развития их психики и осознания ими себя как субъекта жизни. Человек по происхождению в бесконечной природе Вселенной явление вторичное. Поэтому он изначально обладает энергоинформационным единством с природой, а его врожденная психофизическая жизнедеятельность подчиняется её объективным законам. Исходя из фундаментальности для психологии категорий энергия и информация Л.Ф.Шеховцова вводит и анализирует понятие психической энергии. (20. стр.89).

По нашему, мнению, ребенок рождается, слабоструктурированной, психофизической, энергоинформационной, разумной системой готовый к дальнейшей эволюции психики и сознания. А. Лоуэн в своей работе (9) приходит к выводу, что «существует одна фундаментальная энергия тела, независимо от того, проявляется ли она на психическом уровне или в соматическом движении. Он называет ее «биоэнергией», «действия которой детерминируют и психические и соматические процессы» (9.стр.22).

С.Н.Лазарев в своей работе (8 стр.61) говорит об информационно-энергетическом поле, которое окружает физическое тело человека.

Врожденной, биофизической основой энергоинформационной природы человека на наш взгляд, является многоклеточная деятельность его организма, в котором действуют 1,5 миллиарда клеток. Каждая клетка, получая из кровеносной системы энергию, питание и информацию, постоянно вырабатывает свою энергию и информацию, которые отдаёт обратно в кровеносную систему. Сердце всё это доносит до всех других клеток, внутренних органов и подсистем физического тела человека. Т.о. сердце является анатомическим центром энергетического обеспечения жизнедеятельности всех внутренних органов и поведения человека. Информационным центром обеспечения жизнедеятельности человека как субъекта жизни являются его генотип, головной мозг, разум и сознание.

На основе биохимической и биофизической жизнедеятельности организма; духовно-нравственного взаимодействия информационного центра с энергетическим центром развивается душа: кинестетическая по субъективному ощущению; энергоинформационная по содержанию; и вербальная; по форме динамическая система, обеспечивающая Я - целостность внутреннего, субъективного мира человека; его актуальные отношения и взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим, внешним миром.

Поэтому природа всех потребностей, мышления, общения, любви, эмоций и прочих состояний человека характеризуется энергоинформационной, сущностью своего бытия, выходящей за анатомические границы его тела.

Основой осознания человеком своей энергоинформационной природы выступают рецепторы, расположенные на внутренней и внешней стороне физического тела человека. Как известно рецептор возбуждается только при достижении раздражителем достаточной силы энергии воздействия. Каждый рецептор специализирован на свою модальность как информационный канал восприятия и передачу энергии

своему эффектору (мышце или органу), что создаёт в организме определённое психическое состояние. Поскольку в организме человека существует множество рецепторов, постольку они через нервную систему формируют в организме целый комплекс энергоинформационных психических ощущений и представляют тем самым человеку как субъекту жизни достаточно разнообразную информацию как о состоянии его душевного, внутреннего мира, так и о внешней, окружающей среде. Полнота психологического восприятия этой информации определяется уровнем развития сознания человека как субъекта произвольной психической деятельности.

Приобретенная человеком в процессе эволюции, слабая структурированность, т.е. отсутствие при рождении узкой специализации его тела, поведения и психики как это наблюдается у всех животных, делает человека чувствительным к неопределенности внешней среды, так как она ведет к росту энтропии его организма переживаемой им как эмоция страха. Последнее лежит в основе потребности человека как субъекта жизни в активном познании окружающей природы для его снижения.

Таким образом, неопределенность окружающей среды является стимулом постоянного развития познавательной деятельности человека как субъекта жизни, которая становится важнейшим инструментом развития как процесса структурирования знаний, жизни, и поведения человека. Поскольку вся будущая жизнь для человека полная неопределенность, постольку он активно вырабатывает такие психологические точки сборки как духовный смысл жизни и веру в Бога, которые снижают энтропию и неопределенность его будущего в любой ситуации.

Поэтому психику и сознание человека мы определяем как негэнтропийные механизмы и развитые при жизни произвольные инструменты познания и энергоинформационного взаимодействия человека с внутренним и внешним, окружающим миром.

История общества показывает, что психика человека как биологической индивидуальности полностью опосредована биологическими потребностями и врожденными рефлексами его организма. Тогда как психическая деятельность человека как личности обычно детерминирована не только его духовными целями, но и потребностями, социальной среды. В экстремальных ситуациях душевная «Я-деятельность» человека как личности, может вступить в конфликт с его биологическими инстинктами по сохранению жизни и победить. С позиции Л.Н.Гумилева это отличительный признак пассионарных личностей (6.315). Врожденные физиологические механизмы автоматически обеспечивают адекватность формирования психического образа воспринимаемого объекта. Их человек не осознает. Здесь человек является объектом воздействия со стороны деятельности своего организма.

В приобретении духовной способности человека активно трансформировать, развивать и использовать в качестве произвольных инструментов свой организм, физическое тело, врожденную физиологию и психику, проявляется кардинальное отличие развития человека как Субъекта жизни от человека как объекта жизни. Духовность человека - это его способность трансформировать всю существующую инфор-

мацию в субъективное знание (символы), в энергию жизни, развития и деятельности.

Практика показывает, что везде, где хотят достигнуть высоких результатов, человека учат и ставят ему эффективный стиль деятельности. Певцу ставят голос; боксеру ставят удар, и т.д, и т.п. Именно поэтому искусство и спорт постоянно развиваются, а спортсмены превышают прошлые мировые рекорды. Сказанное предполагает, что для достижения вершин профессионального мастерства необходимо не только развитие знаний и действий человека, но и формирование оптимального стиля деятельности его сознания как произвольного инструмента координации и реализации энергоинформационных ресурсов его физического тела. В том числе целенаправленное развитие психологической компетенции человека по выбору технологии достижения его субъективных целей, удовлетворению базовых потребностей и реализации смыслов жизни. Душа как психологическая компетенция — это способность человека к непрерывному восприятию информации и энергии из внутреннего и внешнего мира для сохранения своей «Я - целостности»; единства жизни с окружающей природой; и использования её законов для непрерывного энергоинформационного, в том числе, вербального взаимодействия с другими людьми и обществом.

Для изучения и оценки энергоинформационных свойств человека метапсихология может использовать технический метод кроуноскопии, который использует «эффект Кирлиана» по методикам доктора Манделя и Фолля, позволяющим отображать биологически активные точки (БАТ) человека на экране компьютера. Метод уже несколько лет успешно используется в одной из фирм Санкт - Петербурга. Кроуноскопия производится при помощи прибора «Кроуноскоп» и специальных компьютерных программ. Человек при этом получает полную информацию о физиологическом и энергетическом статусе своего организма в целом и каждого внутреннего органа в отдельности. Метод позволяет ему корректировать свое энергетическое состояние с помощью изменения параметров представленного на экране компьютера зрительного образа его энергетического состояния в данный момент. (Подробнее см. работу Крыжановского Э.В. «Основы кроуноскопии»(7).

Использование кроуноскопии, во-первых, позволит метапсихологии оценить и объяснить тайные явления человеческой психики: ясновидение, экстра-сенсореку, лечение руками, телепатию и перейти от субъективных, самооценочных, бумажных, психологических тестов к техническим, объективным методам научного изучения и оценке психики, сознания, биоэнергетики, экстрасенсорных, физических и прочих сверхспособностей человека и энергоинформационных состояний и характеристик его психики, души и сознания; во-вторых, даст метапсихологии возможность стать технической наукой о сознании, психики, душе и духовности человека, способной создавать практические программы по целенаправленному развитию необходимых аспектов, стиля и направленности деятельности психики, души и сознания человека как субъекта труда и пассионарной личности. Пассионар-ность по Л.Н.Гумилеву «характеристика поведения человека, обусловленная избытком биохимической энер-

гии живого вещества, проявляющаяся в способности человека к сверхнапряжению» (6 с.315), что актуально для метапсихологии и психологии труда. Можно дать следующее уточнение метапсихологии: МЕТАПСИ-ХОЛОГИЯ - Это наука, объединяющая усилия всех направлений современной психологии в системном, техническом (аппаратурном) изучении энергоинформационных механизмов, душевной, сознательной и духовной деятельности человека как субъекта труда и пассионарной личности.

Список использованной литературы:

1.Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности Том.2. С.П. 1999г 282с.

2.Бойко В.В. Психоэнергетика. «Питер»2008.416 с.

3.Веккер Л.М. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: единая теория психических процессов. Москва «Смысл» 2000.671 с.

4. Вацлав Смил ЭНЕРГЕТИКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ. М.2012. 272 с.

5. Гордон Ричард, Даффилд Крис, Викхорст Викки. Энергетическая медицина. Метод квантового прикосновения 2.0. Новый взгляд на энергетические возможности человека «София» 2016. 288 с.

6.Гумилев Л.Н. От Руси до России. М. 2014 г.320 с.

7. Крыжановский Э.В. Основы кроуноскопии: анализ энергетических и адаптационных резервов организма. Санкт Петербург 2008г.91 с.

8. Лазарев С.Н.Диагностика кармы. Книга первая. СПб 2015. 224 с.

9. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. Пер.с англ.М.1996.320 с.

10.Масару Эмото Энергия воды. М.Изд. «София» 2006.96 с.

11.Мегре В.Энергия жизни. СПб: Изд. «Диля» 2012.256 с.

12.Неумывакин И.П.Биоэнергетическая сущность человека. Мифы и реальность. Изд.СПб. «Диля».2013.416 с.

13. Никифоров Г.С.Энергетический потенциал человека. Вестник СПбГУ. Серия 16. Вып.3. 2014г. Статья. стр.13-20.

14. Снетков В.М.Модели психики и сознания как методологическая основа диагностики уровня их развития у спортсменов. Учёные Записки ун-та им.П.Ф.Ле-сгафта№6(88) 2012г. Статья. стр.108-119.

15.Снетков В.М. «Энергоинформационная природа организма, психики и сознания спортсмена как врожденная основа его психофизического развития, взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим миром». Ученые Записки ун-та им. П.Ф.Ле-сгафта №9 (103) - 2013 г. Статья: стр. 158-169.

16.Снетков В.М.Энергоинформационная парадигма объективной метапсихологии, объединяющей технические возможности кроуноскопии и психологические средства в оценке потенциалов развития психики, души и сознания спортсмена как пассионарной личности. Международный научно-исследовательский журнал 10(41) Ноябрь Часть5. Екатеринбург 2015г. статья: стр.76-79.

17.Сьюзен Шумски Исследование ауры. Изд. СПб «Будущее Земли».2008.288 с.

18.ЧАКРЫ Внутренняя энергия вашего тела Анна Селби.2010.143 с.

19. Р.Майкл Миллер, Жозефина Харпер Практическая психоэнергетика. Воронеж 1994.111с.

20. Шеховцова Л.Ф. Сравнительный анализ концепций человека в современной психологии и христианской антропологии Санкт-Петербург. 2000г. 268 с.

21.Об энергетике души. Юнг Карл Густав, М., Академический проект. 2010. 297с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.